Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Курсовая работа
Актуальность исследования проблемы «Система реабилитации наркозависимых в РФ». Изменения социально-экономической и морально-психологической ситуации в...полностью>>
Психология->Реферат
Все это активизирует потребности людей в социально значимой информации для своей ориентировки в политической и социально-экономической ситуации на фед...полностью>>
Психология->Реферат
Термин «умственная отсталость» стал общепринятым в мировой психиатрии в течение последних двух десятилетий, вошел в международные классификации психич...полностью>>
Психология->Реферат
Вопрос о количестве и видах эмоциональных реакций обсуждается давно. Еще Аристотель выделял любовь и ненависть, желание и отвращение, надежду и отчаян...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Содержание

Введение

Глава I. Роль семейного воспитания в психологическом развитии детей младшего школьного возраста

1.1 Общение как источник психологического развития личности

1.2 Психологические особенности развития общения в младшем школьном возрасте

1.3 Роль семьи в развитии общения

Глава II. Исследование особенностей общения детей младшего школьного возраста, из благополучных и неблагополучных семей, с взрослыми и сверстниками

2.1 Описание общей схемы исследования: цели, гипотеза, задачи, методы, выборка

2.2. Анализ результатов исследования социально-психологического паспорта и субъективного образа благополучной и неблагополучной семьи у детей младшего школьного возраста

2.3 Анализ результатов изучения особенностей развития общения младших школьников из благополучных и неблагополучных семей со взрослыми и сверстниками

2.4. Цели, задачи, принципы и этапы реализации программы психологической поддержки детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей и обучения их способам сотрудничества

2.5. Результаты реализации программы формирующего эксперимента по развитию способов сотрудничества у детей из неблагополучных семей

Заключение

Литература

Введение

В последние годы исследования, посвященные семейной проблематике, выделяются в отдельную отрасль психологического знания. Кризис, в котором находится современное общество, определяет состояние психологической атмосферы в семье. Неблагополучная семья – одна из наиболее серьезных угроз психологическому здоровью ее членов. В неблагополучной семье депривируется основная потребность человека – в общении. Изучению особенностей развития общения у детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей посвящено данное исследование.

Неблагополучная семья – дезадаптированная семья, традиционно считается фактором особого риска для становления личности ребенка. А.З. Шапиро определяет семью как открытую систему межличностных взаимодействий, включающую в себя половозрастную и ролевую структуру и призванную с одной стороны защитить индивида от манипулятивных воздействий общества, с другой стороны, приспособить его к жизни в этом обществе, дать средства для нормального функционирования в нем. А.А. Реан выделяет два типа деформации семьи: структурная и психологическая. Структурная деформация – это нарушение структурной целостности семьи, чаще всего связанная с отсутствием одного из родителей. Многочисленные исследования показывают, что ребенок, выросший в неполной семье чувствует себя неполноценным, обделенным. Психологическая деформация связана с нарушениями межличностных отношений в семье, преобладанием отрицательных ценностей, асоциальных установок. В частности, к психологической деформации относят некоторые стили семейного воспитания. Немалую роль в успешной социализации ребенка играют теплота семейных отношений и психологический комфорт ребенка в семье. В неблагополучной семье дети не получают необходимой поддержки, внимания и заботы со стороны родителей.

Объект исследования – дети младшего школьного возраста.

Предмет исследования – возрастная динамика развития общения со взрослыми и сверстниками у детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей.

Цель работы: изучить психологические особенности общения младших школьников из благополучных и неблагополучных семей.

Гипотезы:

1. Младшие школьники из неблагополучных семей преимущественно ориентированы на индивидуальную деятельность и имеют низкий уровень произвольности в общении со взрослыми и сверстниками; младшие школьники из благополучных семей ориентированы на совместную деятельность и владеют собственным общением.

2. Психологическая поддержка детей из неблагополучных семей должна быть направлена на развитие способов сотрудничества с взрослыми и со сверстниками.

Задачи:

  1. Проанализировать литературу по теме исследования.

  2. Выделить критерии благополучной и неблагополучной семьи.

  3. Изучить социально-педагогический паспорт семей младших школьников.

  4. Изучить образ благополучной и неблагополучной семьи у детей младшего школьного возраста.

  5. Изучить особенности развития общения со взрослыми у младших школьников из неблагополучных и благополучных семей.

  6. Изучить особенности развития общения со сверстниками у младших школьников из неблагополучных и благополучных семей.

  7. Разработать программу психологической поддержки детей из неблагополучных семей, ориентированную на развитие способов сотрудничества со сверстниками и с взрослыми и опробовать ее на практике.

Методы:

метод наблюдения, естественный эксперимент, проективный метод, формирующий эксперимент. Для анализа полученных данных - методы математической статистики.

Исследовательские методики:

  1. Для изучения образа семьи использовался кинетический рисунок семьи, авторы Р. Бернс и С. Кауфман

  2. Для изучения особенностей развития общения с взрослыми использовалась экспериментальная методика “Да и нет, не говори”, автор Е.Е. Кравцова.

  3. Для изучения особенностей развития общения со сверстниками использовалась модифицированная методика “Клоун”, автор Е.Е. Кравцова и Т.К. Пуртова.

Описание выборки: в исследовании принимали участие дети младшего школьного возраста, обучающиеся во 2А (развивающая система обучения) и 2Б (традиционная система) классов МОУ “средняя школа № 17 г. Новоалтайска”. Возраст детей 8-9 лет, равное количество мальчиков и девочек.

Глава I. Роль семейного воспитания в психологическом развитии детей младшего школьного возраста

1.1 Общение как источник психологического развития личности

“Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной: включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия восприятия и понимания партнера” [44с.134]. Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Виды и формы общения очень многообразны. Оно может быть непосредственным и опосредованным, включенным в контекст той или иной профессиональной деятельности и дружеским: субъект – субъектным или субъект – объектным.

“Общение – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения” [44;с.135].

В отечественной психологии существуют несколько подходов к пониманию общения. Принято исходить из принципа неразрывного единства общения и деятельности, а не сводить общение к одной из его сторон – либо к обмену информацией, либо к процессу взаимодействия, к влиянию одной общающейся стороны на другую, либо к процессу межличностной перцепции. Наиболее часто в классификациях выделяют три стороны общения:

  1. Коммуникативную;

  2. Интерактивную;

  3. Перцептивную.

Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями.

Выделяют целый ряд функций общения. Прежде всего, общение является решающим условием становления каждого человека как личности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина). Экспериментальные исследования показывают, что если маленького ребенка лишить возможности общения с другими людьми, то это значительно задерживает его психическое развитие, а в случае очень больших ограничений могут произойти необратимые изменения. Об этом свидетельствуют случаи, когда дети были воспитаны дикими зверями. Эти дети, попавшие впоследствии к людям, были вполне развиты биологически, но совершенно не социализированы. Для нормального развития ребенка необходим постоянный контакт со взрослыми людьми, особенно с матерью. Общение оказывает существенное влияние на результаты деятельности человека. Ученые давно заметили, что степень проявления тех или иных свойств человека, особенности его поведения, эффективность деятельности во многом зависят от того, действует ли он один, в изолированных условиях, или в присутствии других людей, вместе с ними. Оказывается, что даже пассивное присутствие других людей изменяет результаты деятельности индивида. Особенно большие изменения происходят, когда другие люди выполняют рядом такую же задачу или, когда они общаются в процессе ее выполнения.

Общение составляет внутренний механизм совместной деятельности людей. Возрастание роли общения важности его изучения связано и с тем, что в современном обществе гораздо чаще в прямом общении между людьми вырабатываются решения, которые прежде принимались, как правило, отдельными людьми.

По критерию цели общения выделяют восемь функций общения:

  1. Контактная, цель, которой – установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передачи сообщений и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности.

  2. Информационная, цель, которой – обмен сообщениями (прием – передача сведений в ответ на запрос), а также обмен мнениями, замыслами, решениями.

  3. Побудительная, цель, которой – стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий.

  4. Координационная, цель, которой – взаимное ориентирование и согласование действий при организации деятельности совместной.

  5. Функция понимания, цель которой – не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и взаимное понимание – намерений, установок, переживаний, состояний.

  6. Эмотивная, цель, которой – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний (обмен эмоциями), а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний.

  7. Функция установления отношений, цель которой – осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в которых действует индивид.

  8. Функция оказания влияния, цель которой – изменение состояния, поведения личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности.

“Психологическое влияние – это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей с помощью психологических средств: вербальных, паралингвистических или невербальных” [46; с.265].

Вербальный означает словесный. Вербальные средства воздействия – это слова.

Паралингвистический означает связанный с речью, окружающий речь, но не являющийся самой речью. Например, громкость или быстрота речи, артикуляция или интонации, паузы в речи, смешки, зевки, всхлипывание, фырканье, прищелкивание языком и др. Эти сигналы могут изменять действие произносимых слов, в одних случаях усиливая или ослабляя его, а в других изменяя их смысл.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Психические особенности общения младших школьников

    Курсовая работа >> Психология
    ... является изучение психологических особенностей общения младших школьников. Объект: младший школьник, как растущий индивид. Предмет: психические особенности и характеристики общения младших школьников. Задачи ...
  2. Исследование психологических особенностей личности младших школьников с различной степенью школьной дезадаптации

    Дипломная работа >> Психология
    ... ответственности. школьник ответственность дезадаптация Глава 3. Эмпирическое исследование психологических особенностей личности младших школьников с ... 189с. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю. Нарушения общения и школьная дезадаптация // Вестник Московского ...
  3. Песочная терапия в коррекции межличностных отношений младших школьников с нарушениями интеллекта

    Дипломная работа >> Психология
    ... . – М.: Медгиз, 2002. – 400 с. 55.Тригер Р.Д. Психологические особенности общения младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология, 2006 ...
  4. Психологический аспект адаптации младших школьников с нарушениями зрения к школе

    Реферат >> Педагогика
    ... форм общения и взаимодействия в коллективе. I.3. Психологические трудности ребенка ... Психологические проблемы учебной деятельности школьника.- М., 1977 г. Дорофеева Т.А. Особенности использования органов чувств в учебной деятельности младшими школьниками ...
  5. Психологические особенности общения в неформальных подростковых объединениях

    Реферат >> Психология
    ... неформальных молодежных объединений в России; исследовать психологические особенности общения в неформальных подростковых объединениях. Гипотеза: ... сложнее, многообразнее и содержательнее, чем у младшего школьника. Общение со взрослыми уже не решает ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0018720626831055