Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Реферат
К. Д. Ушинский — признанный выдающийся деятель русской педагогической науки. Отличное знание состояния теории воспитания и практической работы школы, ...полностью>>
Педагогика->Реферат
Идея непрерывности образования между дошкольным и начальным школьным звеньями образовательной системы в настоящее время больше декларируется, чем осущ...полностью>>
Педагогика->Реферат
Проблема коллективного воспитания была одной из наиболее проработанных в советской педагогике. Советской школой был накоплен солидный багаж теоретичес...полностью>>
Педагогика->Реферат
Как показывает опыт практической работы, для успешной организации уроков изобразительного искусства необходимо создание специальной системы педагогиче...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Педагогика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Выбор методов психокоррекции зависит от потребностей ребенка, целей, которые ставят взрослые перед психологом (психотерапевтом), и, наконец, возможностей специалиста, работающего с ребенком.Таких методов множество:

Музыкотерапия- слушание музыки. Этот вид терапии используется в коррекции эмоциональных состояний,чрезмерной двигательной активности, речевых расстройств, страхов, которые зачастую

свойственны детям и подросткам с СДВГ. Этот вид терапии обычно применяется как вспомогательный в сочетании с другими методами.

Игровая терапия — наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми и подростками Дети более спонтанны и менее способны к рефлексии своих чувств и действий, чем взрослые, их переживания в процессе игры

носят более непосредственный характер, не проходя «цензуру» сознания (Кэдьюсон X.,Шеффер Ч., 2002). Особенно эффективна игротерапия при коррекции социального

инфантилизма, агрессивности в поведении, трудностей в обучении. Игровая терапия применяется в работе с гиперактивными детьми для того, чтобы помочь им преодолеть поведенческие проблемы, зачастую возникающие вследствие импульсивности, сложности саморегуляции.

Арттерапия

М. Наумбург, оказавшая большое влияние на развитие арттерапии в США, опиралась на идею3. Фрейда о том, что бессознательное может находить выражение в спонтанном творческом процессе (в лепке, рисовании). Ценность применения искусства в терапевтических целях заключается в том, что с его помощью можно на символическом уровне экспериментировать с

разными чувствами, исследовать и выражать их (Рудестам К., 1999). Арттерапия — один из эффективных подходов к осуществлению психологической помощи гиперактивным детям, поскольку она повышает адаптационные способности ребенка к повседневной жизни в школе,

снижает утомление, ликвидирует негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением, опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции, развивает чувство внутреннего контроля, помогает выстраивать отношения с ребенком на основе любви и взаимной привязанности, компенсируя их возможное отсутствие в родительском доме (Лебедева Л. Д., 2003).

По мнению К. Юнга, арттерапия облегчает процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным «Я». Эта форма психотерапии может использоваться при лечении неврозов, снижении тревожности, страхов, при повышении самооценки, а также является эффективным методом разрешения семейных конфликтов, как правило, часто возникающих в семьях, где есть ребенок (особенно подросток) с СДВГ. Арттерапия особенно эффективна в тех случаях, когда ребенок не может ясно и четко выражать свои мысли

вербально. В этом случае невербальный язык общения вселяет в ребенка уверенность, что он услышан и понят.

Искусство приносит радость.

Для проведения арттерапии необходимы листы белой и цветной бумаги различного формата, карандаши, краски, маркеры, фломастеры,

газеты, кусочки тканей, сухие листья, клей, пластилин, передники, чтобы не испачкать одежду,и др.

В основе арттерапии лежит творческая деятельность, неограниченные возможности ребенка для самореализации и самовыражения, что помогает ему адаптироваться в реальной жизни. Ребенок может самостоятельно выбрать как вид деятельности, так и материал (краски, клей,

пластилин, глину и т. д.); это является необходимой тренировкой для гиперактивных детей,которым зачастую трудно научиться делать выбор, принимать решение.

Через рисунок, игру, сказку арттерапия дает выход социально неприемлемым негативным эмоциям и чувствам, поскольку ребенок может выпустить пар, снять напряжение в процессе работы. Иногда в процессе создания продукта творчества или созерцания художественного произведения ребенок проявляет и осознает сильные чувства, переживания, мысли, которые в

повседневной жизни подавляются им самим и ускользают от внимания взрослого. Для гиперактивного ребенка, привыкшего к порицаниям и низкому уровню академической успешности, творческая деятельность может стать одним из способов раскрытия его сильных сторон, видов деятельности, в которых он может реализовать свой потенциал, что в конечном

итоге способствует повышению его самооценки и статуса в группе или в классе. Кроме того, иногда в процессе арттерапии ребенок получает возможность развить творческие способности. Рисование, лепка способствуют формированию навыка внутреннего контроля, концентрации

внимания на ощущениях и чувствах. Активная творческая деятельность способствует снижению мышечного и эмоционального напряжения. Такие виды деятельности, как рисование пальцами или ступнями ног, развивают у ребенка кинестетическое восприятие. Если гиперактивный ребенок неохотно включается в процесс творчества, в самом начале сессии взрослый может взять инициативу на себя, рисуя беспорядочные линии на бумаге, а

затем просит ребенка отгадать, что получилось. Детям с СДВГ этот вид терапии дает возможность активно участвовать в процессе коррекции:

продукты творчества создаются руками ребенка. Совместная творческая деятельность помогает импульсивным детям научиться работать вместе со сверстниками или взрослым, контролируя собственные поведенческие реакции (Ок-лендер В., 1997).

Проективный рисунок. Использование проективного рисунка в работе с гиперактивным ребенком и особенно подростком помогает выявить имеющиеся у него трудности, его

эмоциональное состояние, отношение к тем или иным событиям. Специалисты применяют используют рисование для создания благоприятной психологической атмосферы, для снятия эмоционального и мышечного напряжения, развития эмпатии, внимания. В процессе рисования ребенок с СДВГ, склонный к проявлению бурных эмоций, имеет возможность

выплес нуть их на бумаге, не принося окружающим вреда и беспокойства. Кроме того, взрослый может, следя за свободным рисованием, задавать ему вопросы, касающиеся сюжета, отдельных деталей, тем самым обучая его фиксировать внимание на объектах. Выбирая самостоятельно тему рисунка и материал (краски, карандаши, мелки), гиперактивный ребенок учится делать выбор, однако взрослый должен иметь в виду некоторые особенности этой

категории детей и подготовить заранее карандаши (их должно быть много, поскольку от импульсивного нажима они ломаются) и бумагу. Желательно, чтобы листы бумаги были плотные и разного размера, что поможет ребенку научиться размещать свой рисунок и на большом, и на маленьком пространстве листа.

1.3 Портрет гиперактивного ребенка

Что такое гиперактивность?

"Гипер…" - (от греч. Hyper - над, сверху) - составная часть сложных

слов, указывающая на превышение нормы. Слово "активный" пришло в русский

язык из латинского "activus" и означает "действенный, деятельный".

Гиперактивное поведение детей отличается следующими признаками

. Часто наблюдается беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле,

крутиться, вертится.

. Встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях,

когда нужно оставаться на месте.

. Проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается

куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.

. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.

. Находится в постоянном движении и ведет себя так, "как будто к нему

прикрепили мотор".

. Часто бывает болтлив.

. Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.

. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в

беседы или игры).

Для выявления гиперактивных детей, необходимо составить портрет

гиперактивного ребенка.

Наверное, в каждом классе встречаются дети, которым трудно долго

сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают

дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответствены. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают. Известный американский психологи В. Оклендер так характеризуют этих детей: "Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко.

Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов". Вероятно, учителю и психологу знаком портрет такого ребенка.

Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым. Особенно непослушны руки, они все трогают, хватают, ломают, дергают, бросают. А ноги? У гиперактивного ребенка нет такого слова, как «ходьба», его ноги целый день носятся, кого-то догоняют, вскакивают, перепрыгивают. Даже голова у этого ребенка в постоянном движении. Но стараясь увидеть больше, ребенок редко улавливает суть. Взгляд скользит лишь по поверхности, удовлетворяя сиюминутное любопытство. Любознательность ему не свойственна, редко задает вопросы «почему», «зачем». А если и задает, то забывает выслушать ответ. Тело его в царапинах и шишках, занозы невозможно перечесть, но тем не менее он снова набивает те же «шишки», не делая вывод из предыдущего опыта. У такого ребенка инстинкта самосохранения как будто совсем нет

Гиперактивным детям свойственна неустойчивая работоспособность, что является причиной нарастания большого количества ошибок при отве­тах и выполнении письменных заданий при наступ­лении состояния утомления. А фиксировання (стандартная) система оценивания знаний, умений и навыков, принятая в современной школе, выпол­няет функцию не столько регулирования, сколько санкционирования для ребенка, так как увеличи­вающееся в связи с утомлением количество ошибок приводит к увеличению замечаний и негативных оценок со стороны учителя, что воспринимается ребенком как отрицательное оценивание себя в целом, а не как оценку своей работы.

Навыки чтения и письма у гиперактивного ребен­ка значительно ниже, чем у сверстников, и не соот­ветствуют его интеллектуальным способностям. Письменные работы выполняются неряшливо, с ошибками из-за невнимательности. При этом ребе­нок не склонен прислушиваться к советам.

Такой ребенок не может усидеть на месте во время урока и выполнения домашних заданий. Данные проявления обусловливают школьную дезадаптацию и низкую успеваемость детей с СДВГ, несмотря на их достаточно высокий интеллект В этом возрасте могут фиксироваться первые признаки расстройств социального поведения. Подобные проявления объясняются неспособностью центральной нервной системы гиперактивного ребенка справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему в условиях увеличения физических и психических нагрузок. В начальной школе могут сформироваться паттерны оппозиционно-вызывающего поведения, которое часто сопровождается агрессивностью и лживостью (BarkleyR.,1998).
Как выявить гиперактивного ребенка ?

Чтобы выявить гиперактивного ребенка в классе, необходимо длительно наблюдать за ним, проводить беседы с родителями и педагогами.

Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии

выявления гиперактивности у ребенка

Критерии гиперактивности

Дефицит активного внимания

1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

2. Не слушает, когда к нему обращаются.

3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

4. Испытывает трудности в организации.

5. Часто теряет вещи.

6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

7. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность

1. Постоянно ерзает.

2. Проявляет признаки беспокойств (барабанит пальцами, двигается в кресле,

бегает, забирается куда-либо).

3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.

4. Очень говорлив.

Импульсивность

1.Начинает отвечать, не дослушав вопрос.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

3. Плохо сосредоточивает внимание.

5. Не может дождаться вознаграждения (если между действиями и

вознаграждением есть пауза).

6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные

результаты. (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, но

одних уроках он успешен, на других - нет).

.

Заключение

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью является одной из основных причин

нарушений социальной адаптации (прежде всего школьной дезадаптации), а также

рассматривается как один из факторов риска возникновения алкоголизма и наркоманий (Gerra

G., Caccavari R., 1998; Modigh K. et al., 1998). Клинический полиморфизм заболевания

обусловливает необходимость разработки дифференцированной терапии его разновидностей.

Анализ литературных данных свидетельствует о социальной значимости проблемы в силу

чрезвычайной распространенности заболевания. Ведущее звено в этиопатогенезе заболевания

— повреждение лобной коры больших полушарий и подкорковых структур головного мозга.

Предполагается, что выявленные нейроанатомические, гемодинамические, обменные

нарушения могут обусловливать снижение тормозного контроля двигательной активности,

обеспечиваемого главным образом лобной корой и хвостатым ядром и приводить к

возникновению дисфункции контролирующего поведения (executive dysfunction). Несмотря на

большое количество данных о роли генетических, нейроанатомических и нейрохимических

факторов, не существует единой теории, объясняющей возникновения разнообразных

поведенческих реакций, связанных с СДВГ.

Сложившаяся ситуация делает

актуальным поиск новых методов лечения СДВГ.

В рамках комплексного лечения данной патологии в

таких центрах можно использовать психофармакотерапию, биологическую обратную связь,

транс-краниальные электровоздействия, а также психокоррекционные мероприятия с

пациентом и его семьей.

Обучение детей с СДВГ нужно проводить с учетом их возрастных и индивидуальных

особенностей, повышая их уровень мотивации и заинтересованности.

Проводя психокоррекцию и психотерапию с детьми данной категории, следует вовлекать всех

членов семьи в терапевтический процесс. Если семейное консультирование невозможно, то

желательно привлекать родителей (или хотя бы одного из них) к участию в специальных

лекториях или тренинге детско-родительских отношений и т. д.

Список литературы

1. Оклендер В. Проблемы поведения //.Окна в мир ребенка: руководство по детской психотерапии. - М.,2001. - С.212-295.

2. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю., Румянцева М.В.

Гиперактивность с дефицитом внимания: факторы риска, возрастная динамика,
особенности диагностики //Дефектология. -2003.- № .6.-С.13-21.

3. О. Каунова Гиперактивный ребенок
// Начальная школа (Приложение к газете "Первое сентября").- 2006. - №.5.-С.27-32

4. Кэдьюсон Х. Шеффер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб.:

Питер,2002.-416с.

5. Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К., Чутко Л. С.

Гиперактивные дети: психолого-педагогическая Помощь. Монография. — СПб.: Речь, 2007.— 186 с.

6. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития : Учеб. пособ. для вузов /Под ред. Пассольта М. - М. : Академия, 2004. - 160 с

7. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; Под ред. В. А. Сластенина. – 3-е изд., перераб.- М.:Издательский центр «Академия»,2004.- 272с.

8. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о

гиперактивных детях. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. -

96 с.

9. Дробинский А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания //

Дефектология. - №1. - 1999. - С.31-36.

10. . Заваденко Н.Н. Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Школьный психолог. - №4. - 2000-С.2-6.

11. Кучма В.Р., Брязгунов И.П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения,профилактики и прогноза). - М.: Олег и Павел, 1994.98 с.

12. . Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. - С., 1997. - 58 с.

13..Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными

мозговыми дисфункциями. - СПБ.: ИМАТОН, 1997.- 136 с.

14. Раттер М. Помощь трудным детям / Пер. с англ. - М.:Просвещение, 1987. - 432 с.

15. . Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Псикоррекционная работа с гиперактивным, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. -М.: Генезис, 2000. - 192 с.

16. . Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей в России. - М.: РАРОГЬ,1997. - 67 с.

17. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. - М.:НИИ семьи, 1997. - 64 с.

18. . Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь "особому" ребенку.- СПб: Сфера, 1998. - 96 с.

19. Байярд Роберт т., Байярд Джин. Важ беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей / Пер. с анг. - М.:Просвещение, 1991. - 224 с.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

    Реферат >> Педагогика
    ... важными для понимания природы гиперактивного поведения и для коррекции его проявлений являются нарушения ... его распространенность, какие трудности у детей возникают в школе. Постаралась показать, что занятия изобразительной деятельностью помогают ...
  2. Коррекция эмоциональных нарушений у младших подростков с помощью арттерапии

    Курсовая работа >> Психология
    ... , лепка) — лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности. Изотерапия по форме организации может ... для детей, страдающих шизофренией. 2. К расстройствам поведения можно отнести гиперактивность и агрессивное поведение: нормативно ...
  3. Психолого–педагогические условия преодоления эмоционального неблагополучия (импульсивности) у детей старшего дошкольного возраста

    Курсовая работа >> Психология
    ... и для понимания природы гиперактивного поведения детей, и для коррекции отдельных ее проявлений являются ... средство развития личности ребенка, коррекции его поведения. «С помощью музыки, - считал Бехтерев В.М., - можно установить равновесие в деятельности ...
  4. Йога как средство адаптации детей младшего школьного возраста к учебному процессу

    Реферат >> Педагогика
    ... средств и методов ее диагностики, профилактики и коррекции в системе психолого-педгогического сопровождения детей в школе ... коррекции его поведения ... изобразительная деятельность, начало конструкторско-композиционной деятельности ... М.В. Гиперактивность с дефицитом ...
  5. Возрастные особенности и воспитание детей раннего возраста. Адаптация детей к условиям жизни

    Реферат >> Педагогика
    ... причиной неуравновешенного поведения детей бывает неправильная организация деятельности ребенка: когда не удовлетворяется его двигательная ... напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.) лежат именно в раннем детстве. Коррекция и компенсация этих ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0020248889923096