Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Реферат
Актуальность исследования. По данным российских социологов в 90-х годах 20 в. на 30 % увеличилось количество тяжких преступлений, которые совершаются ...полностью>>
Педагогика->Реферат
Большинство абитуриентов поступает в педагогический вуз, не имея среднего педагогического образования, и осуществляют первую фазу своего профессиональ...полностью>>
Педагогика->Реферат
Вот уже почти 100 лет имя Марии Монтессори приковывает к себе внимание педагогов более чем в 80 странах мира. Известная как выдающийся ученый и гумани...полностью>>
Педагогика->Контрольная работа
Наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности. Социальная общность людей,...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Педагогика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПОДРОСТКОВ С СДВГ

Принимая во внимание неуклонный рост числа детей и подростков с синдромом дефицита

внимания во всем мире и мнение специалистов о том, что учащиеся с данным диагнозом часто

страдают от школьной дезадаптации, в настоящее время остро встает вопрос о специфике

обучения таких детей, о подготовке психологов и педагогов для работы с ними.

Уникальные характеристики учащихся с СДВГ могут затруднить для них и процесс обучения,

и формирование позитивной самооценки, и возможность выражать себя и приобретать

определенные учебные навыки. В то же время учет таких особенностей может стать основой

для эффективного обучения (Мамайчук И. И., 2003; Сиро-тюк А. Л., 2001), и ответственность

за поиск методов обучения, способствующих раскрытию потенциала этих учащихся, лежит на

взрослых, которые по роду своей деятельности взаимодействуют с гиперактивными детьми.

Для этого педагогам желательно либо иметь дополнительное психологическое образование

(курсы переподготовки), либо сотрудничать с психологом, который будет направлять работу

учителя, поможет выработать приемы взаимодействия в классе.

Несмотря на достаточный для обучения уровень развития и готовности к школе, дети с СДВГ

зачастую оказываются, по выражению Майкла Гриндера (1995), выброшенными со

«школьного конвейера».

Специалисты отмечают у гиперактивных детей высокую степень вероятности отставания в

учебе, второгодничества, расстройства поведения, отказа от обучения в школе, меньшую

вероятность благополучного окончания средней школы и поступления в вуз, чем у их

сверстников без СДВГ. Главной проблемой детей с синдромом дефицита внимания с

гиперактивностью может стать снижение продуктивности учебной деятельности, низкий

уровень академических достижений.

Во время урока детям тяжело концентрировать внимание, они быстро отвлекаются, не умеют

работать в группе, требуя к себе индивидуального внимания учителя, часто не могут

завершить работу, мешая при этом одноклассникам.

Поскольку каждый учитель сталкивается с данной проблемой в классе, в настоящее время

необходимо вводить спецкурс для студентов — будущих педагогов, раскрывающий

специфику обучения детей и подростков с диагнозом СДВГ, и обучать психологов

образования техникам, приемам взаимодействия с детьми с СДВГ, их родителями и

педагогами. Одним из принципов подготовки кадров, которым предстоит работа с детьми с

данным синдромом, должен стать принцип осведомленности, подразумевающий

информированность будущих педагогов об особенностях развития и поведения детей и под-

ростков с СДВГ. Это продиктовано тем, что достаточно часто таких учащихся воспринимают

как невоспитанных, капризных, педагогически запущенных. Зачастую «неудобного» ребенка

стремятся перевести в другой класс, а затем и в другую школу, мотивируя это тем, что он не

способен усвоить программу гимназического или лицейского уровня. Поэтому важно

рассказывать не только учителям, но иногда и родителям о том, что отмечаемая ими

симптоматика хотя и носит физиологический характер, далеко не всегда связана с невоз-

можностью освоения учебной программы и не может быть снижена только с помощью

дисциплинарных взысканий.

У детей с СДВГ лобные доли коры головного мозга, отвечающие за контроль поведения,

формируются позднее, чем у их сверстников, поэтому они, имея нормальный u1080 и даже высокий

уровень развития интеллекта, не обладают способностью к самоконтролю (Садовни-кова И.

Н., 1997). Это затрудняет процесс их обучения и вынуждает педагога искать способы,

позволяющие помочь таким детям. На первых этапах это может быть индивидуальная, затем

— групповая работа. Среди детей с СДВГ авторы условно выделяют такие группы: дети с

развитыми визуальными, но сниженными слуховыми навыками; дети, у которых снижены

визуальные, но развиты слуховые навыки; дети со снижением обоих навыков (Гарднер Р.,

2002; Ле-ви Г. Б., 1995; СиротюкЛ. С, 2000, и др.).

Симптомы СДВГ могут проявляться и усиливаться при увеличении нагрузок на нервную

систему, в результате чего происходит разба-лансировка психических процессов, что

негативно отражается на процессе обучения (Аристова Т. А., 1998).

Коррекция детей с СДВГ может включать функциональные упражнения (развитие

произвольности и самоконтроля, элиминация импульсивности), дыхательные,

глазодвигательные упражнения и др. (Сиротюк А. Л., 2001; Сиротюк Л. С, 2000). Часть

упражнений можно отрабатывать на занятиях с психологом, часть — на уроке со всем

классом, часть — в домашних условиях. Важно отметить, что на начальных этапах обучения у

таких детей отсутствует учебная мотивация, поскольку мотивационный уровень обучения

обеспечивается лобными долями коры головного мозга, которые формируются у детей этой

категории позже, чем у их сверстников. Поэтому одним из важнейших направлений работы с

учащимися с СДВГ является формирование учебной мотивации.

Коррекционно-развивающее обучение детей и подростков с СДВГ оказывается эффективным,

если педагоги и психологи следуют некоторым принципам, вытекающим из особенностей

учащихся данной категории.

Только при комплексном подходе к решению проблем обучения ребенка с СДВГ можно

рассчитывать на снижение его эмоционального напряжения и более полной реализации его

потенциала (Монина Г. Б., 2004).

Следующий принцип обучения ребенка с СДВГ заключается в том, что меры педагогического

воздействия на него принесут свои плоды только в случае систематического их применения.

Как правило, единичные мероприятия, даже если в них участвуют медицинские специалисты,

педагоги, родители и психологи, не приведут к ожидаемому результату. При взаимодействии

с гиперактивными учащимися оно должно выполняться обязательно, поскольку им трудно

самим структурировать время и пространство, они должны четко знать, какое педагогическое

воздействие последует за тем или иным действием с их стороны. Причем для ощущения их

безопасности они должны быть уверены, что характер и сила данного воздействия не зависят

от настроения родителей, психолога, учителя, а является постоянным правилом.

Принцип поэтапности в работе с гиперактивными учениками предполагает, что, учитывая их

индивидуальные физиологические особенности, желательно сначала выделить время на

установление контакта, затем осуществлять индивидуальную работу по развитию

произвольности действий (умение слушать инструкцию, подчиняться правилам); отработку

(поочередную) дефицитарных функций, развитие умения рефлексии и лишь после этого

переходить к групповой работе в классе (Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С, 2002; Лютова Е.

К., 2000; Лютова Е. К., Монина Г. Б., 2000). Данный прин цип является одним из

основополагающих в работе школьного психолога, осуществляющего коррекцию.

Наличие трех типов СДВГ (с преобладанием невнимательности, с преобладанием

гиперактивности и импульсивности, комбинированного) диктует необходимость выявления

доминирующего симптома и построения поэтапной коррекционной работы в соответствии с

этим. Опираясь на сильные стороны ребенка, психолог начинает с работы с одной отдельной

функцией (например, контроль двигательной активности). Когда в процессе занятий будут

достигнуты устойчивые положительные результаты, можно переходить к тренировке

одновременно двух функций, например к устранению дефицита внимания и контролю

двигательной активности. И лишь затем можно использовать упражнения, которые развивают

все три дефицитарные функции одновременно (в случае комбинированного типа СДВГ).

Реализация данного принципа предполагает, что коррекционная работа с ребенком с СДВГ

будет носить длительный характер, что очень важно сообщать родителям и педагогам.

Индивидуализация обучения — важнейший фактор, влияющий на формирование учебных

навыков (Занков Л. В., Зверев М. В., 1973; Кирсанов А. А., 1963; Монина Г. Б., 2004), и

предполагает сознательные усилия педагога, направленные на отбор и адаптацию методик

обучения, на структурирование учебного процесса в соответствии с потребностями каждого

ребенка. Это не только принятие и понимание ребенка, это система мероприятий, сознательно

используемых учителем в ходе педагогического процесса.

Традиционно индивидуализация процесса обучения предполагает не только принятие и

понимание каждого отдельного ребенка, но и систему мероприятий, которые учитель

сознательно внедряет в ходе педагогического процесса (назовем это индивидуализацией I

типа).

Выбор конкретных мер педагогического воздействия на конкретного ученика будет

обусловлен как особенностями самого ученика, так и возможностями учителя. Кроме того,

большое значение при выборе стратегии будет иметь цель, которую преследует учитель:

профилактическая помощь ребенку или экстренная реакция на непредвиденное событие.

Что такое истинная индивидуализация

Нет ни одной методики обучения, которая была бы одинаково эффективна для всех детей в

классе, а значит, и учить их надо по-разному, исходя из учета актуального уровня ребенка,

социокультурных условий, психофизиологических особенностей, стиля преподавания и др.

(Борисова Ю., Гребенов И., 2003; Леви Г. Б., 1995).

Подлинная индивидуализация — это предоставление каждому ребенку широкого поля

деятельности как на уроке, так и на коррекционных занятиях, для нахождения возможностей

успешного освоения учебного материала. Именно поэтому взрослому, обучающему ребенка

с СДВГ, необходимо ориентироваться на учебные возможности каждого

ученика, создавать условия самореализации, самостоятельности каждого ученика, помогать

ученику раскрывать и максимально использовать опыт, который уже имеется у каждого, а не

заставлять действовать по образу и подобию родителей или даже учителя. Учащимся надо

предоставлять возможность выполнять учебные задания разными способами, чтобы они среди

них выбрали оптимальный для себя, но при этом обязательно оказывать им помощь в

отсеивании явно нерациональных (Рабун-ский Е. С, 1975).

В зависимости от способа восприятия мира (и учебного материала в частности) учащиеся

условно делятся на интуитивистов и логистов. Очень важно, чтобы взрослый, обучающий

ребенка (психолог, педагог, родитель) не ломал присущий ребенку стиль обучения, учил

«самопомощи»: помогал выявить, осознать тот способ, который удобен ученику (тем самым

поддерживая его стремление к самостоятельности), давая возможность выполнять задания

иным способом (Божович Е. Д., 2002; Мурашов А. А., 2000).

Кроме того, необходимое условие эффективности обучения детей и подростков с СДВГ —

обязательность дальнейшего формирования тех структур, которые оказались не в полной мере

сформированными на предыдущих этапах освоения учебной программы.

Причем обучение окажется продуктивным, если будет направлено не столько на коррекцию

уже допущенных ошибок (по математике, русскому языку и др.), но прежде всего на

предвосхищение возможности ошибок. Как правило, данные задачи решает в ходе учебной

деятельности учитель, зачастую прибегая к многочисленным занятиям после уроков.

1.2.3 Арттерапия как один из методов коррекции поведения гиперактивных детей



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

    Реферат >> Педагогика
    ... важными для понимания природы гиперактивного поведения и для коррекции его проявлений являются нарушения ... его распространенность, какие трудности у детей возникают в школе. Постаралась показать, что занятия изобразительной деятельностью помогают ...
  2. Коррекция эмоциональных нарушений у младших подростков с помощью арттерапии

    Курсовая работа >> Психология
    ... , лепка) — лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности. Изотерапия по форме организации может ... для детей, страдающих шизофренией. 2. К расстройствам поведения можно отнести гиперактивность и агрессивное поведение: нормативно ...
  3. Психолого–педагогические условия преодоления эмоционального неблагополучия (импульсивности) у детей старшего дошкольного возраста

    Курсовая работа >> Психология
    ... и для понимания природы гиперактивного поведения детей, и для коррекции отдельных ее проявлений являются ... средство развития личности ребенка, коррекции его поведения. «С помощью музыки, - считал Бехтерев В.М., - можно установить равновесие в деятельности ...
  4. Йога как средство адаптации детей младшего школьного возраста к учебному процессу

    Реферат >> Педагогика
    ... средств и методов ее диагностики, профилактики и коррекции в системе психолого-педгогического сопровождения детей в школе ... коррекции его поведения ... изобразительная деятельность, начало конструкторско-композиционной деятельности ... М.В. Гиперактивность с дефицитом ...
  5. Возрастные особенности и воспитание детей раннего возраста. Адаптация детей к условиям жизни

    Реферат >> Педагогика
    ... причиной неуравновешенного поведения детей бывает неправильная организация деятельности ребенка: когда не удовлетворяется его двигательная ... напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.) лежат именно в раннем детстве. Коррекция и компенсация этих ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0018558502197266