Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Реферат
Актуальность исследования. По данным российских социологов в 90-х годах 20 в. на 30 % увеличилось количество тяжких преступлений, которые совершаются ...полностью>>
Педагогика->Реферат
Большинство абитуриентов поступает в педагогический вуз, не имея среднего педагогического образования, и осуществляют первую фазу своего профессиональ...полностью>>
Педагогика->Реферат
Вот уже почти 100 лет имя Марии Монтессори приковывает к себе внимание педагогов более чем в 80 странах мира. Известная как выдающийся ученый и гумани...полностью>>
Педагогика->Контрольная работа
Наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности. Социальная общность людей,...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Педагогика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Значительно позднее начали изучать эту проблему отечественные врачи.

Наш известный педиатр Ю.Ф. Домбровская в выступлении на симпозиуме,

посвященном роли психогенного фактора в происхождении, течении и лечении соматических болезней, который состоялся в 1972 г., выделила группу "трудновоспитуемых" детей, которые доставляют больше всего проблем родителям и педагогам.[8, c.25]

С годами бессилие педагогических методов коррекция гиперактивности становилось все более очевидным. Ведь явно или неявно эти методы опирались на старое представление об изъянах воспитания как источнике данной проблемы, тогда как ее психопатологическая природа требовала иного подхода. Опыт свидетельствовал, что школьную неуспеваемость гиперактивных детей несправедливо относить на счет их умственной неполноценности, а их недисциплинированность невозможно скорректировать сугубо дисциплинарными методами. Источники гиперактивности следовало искать в нарушениях нервной системы и в соответствии с этим планировать коррекционные мероприятия.

Исследования в этой области привели ученых к выводу, что в данном

случае причиной нарушений поведения выступает дисбаланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе. Был локализован и "участок ответственности" за данную проблему - ретикулярная формация. Этот отдел центральной нервной системы "отвечает" за человеческую энергию, за двигательную активность и выраженность эмоций, воздействуя на кору больших полушарий и другие вышележащие структуры. Вследствие различных органических нарушений ретикулярная формация может находиться в перевозбужденном состоянии, и поэтому ребенок становится расторможенным.

Непосредственной причиной нарушения называли минимальную мозговую дисфункцию, то есть множество микроповреждения мозговых структур (возникающих вследствие родовой травмы, асфиксии новорожденных и множества подобных причин). При этом грубые очаговые повреждения мозга отсутствуют. В зависимости от степени поражения ретикулярной формации и нарушений со стороны близлежащих отделом мозга возникают более или менее выраженные проявления двигательной расторможенности. Именно на моторном компоненте этого нарушения и сосредоточили внимание отечественные исследователи, назвав его гипердинамическим синдромом [12, с. 4]

После множества изменений в терминологии заболевания специалисты, наконец, остановились на названии, несколько сложном для понимания читателя, но более точно отражающем его сущность: "синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)". Именно под этим названием данная патология вошла в американскую классификацию заболеваний [4, c.11].

Значительным событием была публикация американскими учеными в 1987 г. ревизии (пересмотра) третьего издания "Диагностического и статистического руководства по психическим заболеваниям (DSM-III-R)", что внесло большойвклад в диагностические критерии и даже изменило название заболевания, о чем говорилось выше.

Строгие критерии позволяют стандартизировать методику диагностирования детей с риском такого заболевания и дают возможность сравнивать данные, полученные исследователями в разных странах.

В последние годы этому заболеванию начинают уделять все больше

внимания во всех странах, в том числе и у нас. Об этом свидетельствует

растущее число публикаций по данной теме. Если в 1957-1960 гг. их было 31, то в 1960-1975 гг. - 2000, а в 1977 -1980 гг. - 7000. В настоящее время

ежегодно по этой проблеме публикуется 2000 и более статей и книг.

1.2 Современная характеристика гиперактивного поведения

1.2.1 Основные сведения о СДВГ

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью впервые был описан почти сто лет назад и до сих пор продолжает привлекать внимание специалистов разных отраслей науки и практики. Все чаще и чаще представители различных профессий — медики, психологи, педагоги и другие специалисты — обращаются к этой теме. Однако, несмотря на такой интерес теоретиков

и практиков, проблема оказания помощи детям и подросткам все еще остается нерешенной, и одна из причин этого — отсутствие комплексного подхода среди специалистов разных областей. Г. Леви считает, что медики не читают психологической литературы, психологи — медицинской, а для родителей и педагогов специальная литература с обилием различны подходов и направлений зачастую оказывается сложной. А между тем практика показывает, что как у психологов, так и у врачей существует острая потребность во взаимообмене накопленной за десятилетия информацией

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является самой частой причиной нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте. По данным зару­бежных и отечественных исследова­ний, частота СДВГ .среди детей этих возрастных групп достигает 4,0 — 9,5%, при этом СДВГ преобладает среди мальчиков, и соотношение мальчиков и девочек с СДВГ в среднем составляет 5: 1 |3, 4,7].

.Проявления СДВГ могут быть рас­пределены на три основные группы: , нарушения внимания, признаки им­пульсивности и гиперактивности, а также симптомы статико-локомотор­ной недостаточности. К нарушениям внимания относятся, в частности, труд­ности его удерживания (ребенок несо­бран, не может самостоятельно довес­ти выполнение задания до конца), сни­жение избирательности внимания и неспособность надолго сосредоточить­ся на определенной деятельности, вы­раженная отвлекаемость, неусидчи­вость, частые переключения с одного занятия на другое, постоянное забыва­ние того, что нужно сделать, потери своих вещей, необходимых в школе и дома. Дефицит внимания бывает осо­бенно очевидным в новых для ребенка

ситуациях, когда ему необходимо дей­ствовать без посторонней помощи.

Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует, не поду­мав. В классе во время уроков он выкри­кивает ответ, не дослушав вопроса, без разрешения встает со своего места; пе­ребивает других, вмешивается в разго­вор или работу находящихся рядом де­тей или взрослых; бывает не в состоянии ждать своей очереди в играх и во время занятий; может совершать необдуман­ные поступки и попадать в опасные си­туации. Импульсивность приводит к крайней нетерпеливости, излишней ак­тивности в отстаивании собственных интересов, невзирая на требования ро­дителей и педагогов, что нередко создает конфликтные ситуации.

Избыточная двигательная актив­ность детей с СДВГ бывает бесцельной, не соответствующей требованиям кон­кретной обстановки. Следует отметить, что выраженность гиперактивности среди детей с СДВГ варьирует, и она наиболее типична для них в дошколь­ном и младшем школьном возрасте. В дальнейшем она проявляется в виде не­усидчивости, суетливости, признаков двигательного беспокойства (ребенок вертится, сидя на стуле постоянно что-то теребит и вертит в руках, трясет но­гой и т.д.). Наряду с гиперактивностью, в двигательной сфере у детей с СДВГ обычно обнаруживаются нарушения координации движений, несформиро-ванность мелкой моторики и праксиса (сложности при завязывании шнурков, застегивании пуговиц, освоении навы­ков рисования и письма). Трудности, связанные с удерживанием равновесия и недостаточностью зрительно-про­странственной координации, служат причинами моторной неловкости и по­вышенного риска травматизма.

Как правило, проявления СДВГ на­чинают обращать на себя внимание, ко­гда ребенок начинает посещать детский сад (в возрасте трех-четырех лет) или школу (в возрасте шести-семи лет). По­добная закономерность объясняется неспособностью центральной нервной системы ребенка справляться с новыми требованиями, предъявляемыми в усло­виях возрастания психических и физи­ческих нагрузок. Между тем клиничес­кие проявления СДВГ характеризуются определенной возрастной динамикой, и уже в первые годы жизни эти дети вы­деляются повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, мо­торной неловкостью, непоседливостью, отвлекаемостью, у них могут наблю­даться нарушения развития речи.

3а последние годы накоплены дан­ные, подтверждающие роль наслед­ственности в развитии СДВГ. В нашем исследовании вывод о наследственном генезе СДВГ основывался на результатах клинико-генеалогического исследо­вания. Во многих семьях симптомы СДВГ определялись не только у бли­жайших, но и двоюродных родственни­ков. СДВГ значительно чаще встречал­ся среди родственников мужского пола, что соответствует межполовым разли­чиям распространенности СДВГ в попу­ляции

В настоящее время изучаются

Г,


несколько кандидатных генов, которые могут детерминировать СДВГ. В их чис­ло входят гены, регулирующие обмен нейромедиаторов в мозге, в частности гены дофаминергической системы:

Важную роль в формированииСДВГ наряду с биологическими факто­рами (ранним органическим поврежде­нием мозга, механизмами наследствености) играют социально-психологиче­ские факторы, особенно внутрисемейные.. Среди неблагоприятных внутрисемейных со­циально-психологически факторов чаще всего имели место воспитание в неполной семье, низкий уровень материальной обеспеченности семьи , низкий уровень образова­ния у родителей , частые кон­фликты , неудовлетворительные условия проживания , алкоголизм у родителей , несогласованность подходов к воспитанию ребенка . Не вызывает сомнения то, что возмож­ности компенсации когнитивных и по­веденческих нарушений, свойствен­ных детям с СДВГ, существенно огра­ничиваются при отсутствии понимания родителями и окружающими взрослы­ми причин и проявлений этих наруше­ний неправильном отношении и недостаточном внимании к детям.

.Таким образом, полученные данные свидетельствуют о сложном взаимо­действии биологических и социально-психологических факторов при фор­мировании СДВГ у детей. Перенесен­ные в процессе внутриутробного развития повреждения ЦНС могут стать причинной развития у ребенка на­рушений поведения и трудностей обу­чения, хотя подобная связь не всегда очевидна, и ее не всегда бывает просто подтвердить в связи с многообразием патологии течения беременности.^

Один из критических периодов относится к возрасту шесть-семь лет и совпадает с началом становления навыков письменной ре­чи. У детей с СДВГ формируется школьная дезадаптация и возникают проблемы поведения. Значительные трудности психологического характера нередко обусловливают различные психосоматические нарушения, прояв­ления вегетативно-сосудистой дистонии. Школьникам с СДВГ свойственны слабая психоэмоциональная устойчи­вость при неудачах, неуверенность в
себе, заниженная самооценка. Неред­ко у них также наблюдаются простые и
социальные фобии, вспыльчивость, за­диристость, оппозиционное и агрес­сивное поведение. В подростковом воз­расте у детей с СДВГ практически ис­чезает гиперактивность, но сохраняются импульсивность и нару­шения внимания, нередко нарастают нарушения поведения, агрессивность,
трудности во взаимоотношениях в се­мье и школе, ухудшается успеваемость,
может появиться тяга к употреблению алкоголя и наркотиков.

1.2.2.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ И




Похожие страницы:

  1. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

    Реферат >> Педагогика
    ... важными для понимания природы гиперактивного поведения и для коррекции его проявлений являются нарушения ... его распространенность, какие трудности у детей возникают в школе. Постаралась показать, что занятия изобразительной деятельностью помогают ...
  2. Коррекция эмоциональных нарушений у младших подростков с помощью арттерапии

    Курсовая работа >> Психология
    ... , лепка) — лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности. Изотерапия по форме организации может ... для детей, страдающих шизофренией. 2. К расстройствам поведения можно отнести гиперактивность и агрессивное поведение: нормативно ...
  3. Психолого–педагогические условия преодоления эмоционального неблагополучия (импульсивности) у детей старшего дошкольного возраста

    Курсовая работа >> Психология
    ... и для понимания природы гиперактивного поведения детей, и для коррекции отдельных ее проявлений являются ... средство развития личности ребенка, коррекции его поведения. «С помощью музыки, - считал Бехтерев В.М., - можно установить равновесие в деятельности ...
  4. Йога как средство адаптации детей младшего школьного возраста к учебному процессу

    Реферат >> Педагогика
    ... средств и методов ее диагностики, профилактики и коррекции в системе психолого-педгогического сопровождения детей в школе ... коррекции его поведения ... изобразительная деятельность, начало конструкторско-композиционной деятельности ... М.В. Гиперактивность с дефицитом ...
  5. Возрастные особенности и воспитание детей раннего возраста. Адаптация детей к условиям жизни

    Реферат >> Педагогика
    ... причиной неуравновешенного поведения детей бывает неправильная организация деятельности ребенка: когда не удовлетворяется его двигательная ... напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.) лежат именно в раннем детстве. Коррекция и компенсация этих ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0021288394927979