Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Реферат
- Педагогическая деятельность представляет собой воспитыва­ющее и обучающее воздействие учителя на ученика (учеников), направленное на его личностное,...полностью>>
Педагогика->Контрольная работа
Издревле люди задумывались, о том, что такое человек, и какова его природа, сначала, в эпоху первобытнообщинного строя человек сравнивал себя с каким-...полностью>>
Педагогика->Реферат
Зависимость нашей цивилизации в полной мере проявилась от тех способностей и качеств личности, которые закладываются образованием. На современном этап...полностью>>
Педагогика->Реферат
Рассматривая условия творческой деятельности современных подростков в центре дополнительного образования, параллельно с особенностями и проблемами дет...полностью>>

Главная > Реферат >Педагогика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

При такой организации проблемного урока нет изначального деления учащихся на «сильных», «средних» и «слабых» - задание всем одинаковое; конечный результат – формулировка правила на одном из уровней проблемности – показатель уровня самостоятельности и развитие мыслительной деятельности, уровня развития творческого мышления учащихся.

После изучения правила на следующем уроке проводилась проверка: а) знания формулировки правила «»; б) степени сформированности умений и навыков в виде самостоятельности проверочной работы.

Приведем примеры заданий на разных уровнях проблемности в 5 классе.

Доли.

Самый высокий уровень.

Реши задачу: Пассажир, проехав полпути, заснул. Когда он проснулся, ему осталось ехать еще половину того пути, что он проехал спящим. Какую часть всего пути он проспал?

Высокий уровень.

Реши задачу, сделав рисунок.

Пассажир, проехав полпути, заснул. Когда он проснулся, ему осталось ехать еще половину того пути, что он проехал спящим. Какую часть всего пути он проспал?

Средний уровень.

Посмотри внимательно на рисунок и реши задачу.

Пассажир, проехав полпути, заснул. Когда он проснулся, ему осталось ехать еще половину того пути, что он проехал спящим. Какую часть всего пути он проспал?

Низкий уровень.

Дана задача и рисунок к ней.

Подсказка: Вторую часть пути раздели на равные части, одну из этих частей он проехал спящим. Весь путь у нас разделился на 4 равные части.

Объясни почему и найди ответ на вопрос задачи.

В течении почти двух месяцев (с 27.11.06 по 19.02.2007) проводился формирующий эксперимент. Уроки математики с использованием проблемных ситуаций проводились учителем Холодова Л.М.

По окончании эксперимента (18.02.2007) мы исследовали творческое мышление учащихся с помощью тестов Торренса. В следующем параграфе 3.3 диплома мы проведем обработку результатов педагогического эксперимента, что позволит проверить нашу гипотезу на истинность.

3.3. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Для проверки статистических гипотез на основе результатов измерений некоторых свойств объектов в математической статистике разработаны специальные методы, основанные на результатах измерений свойств объектов двух зависимых выборок.

Знаковой критерий предназначен для сравнения состояния некоторого свойства у членов двух зависимых выборок на основе измерений, сделанных по шкале не ниже порядковой.

Пусть случайная переменная Х характеризует некоторого свойства в рассматриваемой совокупности объектов при первичном измерении данного свойства, а случайная переменная Y характеризует состояние этого же свойства в той же совокупности объектов при вторичном измерении.

Имеется две серии наблюдений:

x1, x2, …, xi, …, xN;

y1, y2, …, yi, …, yN.

Над случайными переменными Х и Y, полученными при рассмотрении двух зависимых выборок. На их основе составлено N пар вида (xi, yi), где xi, yi – результат двукратного измерения одного и того же свойства, у одного и того же объекта.

Элементы каждой пары xi, yi сравниваются между собой по величине, и паре присваиваются знак «+», если xi < yi, знак «-», если xi > yi и «0», если

xi=yi.

Допущения. Для применения знакового критерия необходимо выполнение следующих требований: 1) выборки случайные; 2) выборки независимые; 3) пары (xi, yi) взаимно независимые; 4) изучаемое свойство объектов распределено в обеих совокупностях, из которых сделаны выборки; 5) шкала измерений должна быть не ниже порядковой.

В тех случаях, когда имеются достаточные основания предполагать, что результаты второго измерения изучаемого свойства у одних и тех же объектов – yi имеют тенденцию превышать результаты первичного измерения – xi, используется односторонний знаковый критерий.

Проводится проверка гипотез H0: P(xi > yi)≤P(xi > yi)

- при альтернативе H2: P(xi < yi)>P(xi > yi)

Но отклоняется на уровне значимости α, если наблюдаемое значение T > n-tα, где значение n-tα определяется по формуле tα = 0,5(n+WαVn), где Wα - кванта нормального распределения, определяемый для вероятности α. При α = 0,05 Wα = -1,64, при α = 0,02 Wα = -2,05; при α = 0,01 Wα = -2,58.

При проверке гипотезы H0 отклоняется на уровне значимости α, если T > n-tα (значение tα определяется по формуле).

Учащиеся выполняли тесты Торренса, направленные на проверку их уровня творческого мышления.

Затем была проведена система уроков проблемного характера. После этого учащиеся выполнили те же тесты, которые оценивали по двенадцатибальной системе.

Данный эксперимент проводился с целью проверки эффективности использования проблемных ситуаций на математике как средства повышения уровня мышления школьников.

Результаты двукратного выполнения работы 17 учащихся запишем в форме таблицы (см. таблицу 1).

Проверяются гипотеза H0: уровень творческого мышления не повысился после серии уроков с использованием проблемных ситуаций – при альтернативе H2: уровень творческого мышления повысился после серии уроков с использованием проблемных ситуаций.

В соответствии с содержанием гипотез следует применить односторонний знаковый критерий. Подсчитаем значение статистики критерия T1 равное числу положительных разностей отметок, полученных учащимися. Согласно данным таблицы, Т=9. Из них 17 пар в 6 случаях разность измерений равна нулю, следовательно, остается только 11 (17-6 = 11) пар, то есть n =11.

Для определения критических значений статистики критерия n-tα используем таблицу Б, так как n < 100. Для уровня значимости α = 0,05 при n =11 значение n-tα = 11-2,78 = 8,22. Следовательно, выполняется неравенство Tнаблюд. > n-tα (9 > 8,22). Поэтому в соответствии с правилом принятие решения нулевая гипотеза отклоняется на уровне значимости α = 0,05 и принимается альтернативная гипотеза, что позволяет сделать вывод об повышении уровня творческого мышления, а следовательно и их развития, после серии уроков математики с использованием проблемных ситуаций (системы карточек с разной степенью проблемности одного и того же задания).

3.4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Для развития у ребенка творческого мышления необходимы различные подходы, способствующие созданию условий для реализации у учащихся своих задатков. Особенно эффективными могут быть занятия во внеурочные время. Такие занятия следует проводить регулярно, как занятия факультативы по математике, где всем детям независимо от их уровня творческого мышления, будет интересно.

Специфическое значение внеклассных занятий для развития творческого мышления, заключается в том, что на них всегда достаточно времени для осуществления проблемного метода обучения, для выявления самобытности мышления каждого ученика, для индивидуального подхода, для испробования разных подходов, разных путей поиска.

Дети, хорошо успевающие, смогут в еще большей степени развернуть свое творческое мышление, а слабоуспевающие, решая нестандартные задачи, посильные для них, смогут обрести уверенность в своих силах, научиться управлять своими поисковыми действиями, подчинять их определенному плану.

В этих условиях у детей развиваются такие важные качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности.

Развитие самостоятельного, творческого мышления, проявляющегося, в частности, в своеобразном видении ребенком проблемной ситуации, требует индивидуального подхода, который бы учитывал особенности мыслительной деятельности каждого ученика.

Формирование творческого мышления предполагает решение детьми негативных, нестандартных задач, имеющих несколько способов решения. Для того чтобы решение таких задач способствовало действительному развитию творческого мышления, оно должно быть организовано особым образом. В частности, необходимо провести разбор наиболее распространенных ошибок, которые встретились при решении, обсуждении разных способов решения, их обоснование и критику.

Условия, необходимые для организации систематической работы по формированию и развитию творческого мышления, трудно обеспечить на уроке.

Этому послужит организация регулярных занятий во внеклассной работе, на занятиях факультатива по математике, дети решают нестандартные задачи, предлагаемые в определенном порядке, от простых к сложному, а не случайным образом, когда детям предлагают решать задачи учебного содержания или различного рода головоломки.

Представляю конспект проведения занятия, в который входят задания по развитию у детей творческого мышления (см. Приложение 3).

Этот разнообразный методический материал поможет учителю сделать время пребывания в школе более интересным и содержательным, а также поможет реализовать свои задатки детям с высоким и средним уровнем творческого мышления.

А также предлагаю тематический план внеклассных занятий факультатива по математике в 5 классе, который поможет учителю, организаторам внеклассной работы, студентам педагогических вузов систематически проводить внеклассную работу в школе (см. Приложение 2).

Используя исследования В.А. Крутецкого по проблеме развития математических способностей учащихся и опираясь на разработанные Е.П. Торренсом тесты на вербальное и невербальное творческое мышление, разработали систему экспериментальных задач по исследованию творческого мышления детей 10-11лет. Показатели по всем тестам определяются гибкостью, беглостью и оригинальностью мыслительных процессов.

Определяем VIII серий задач (см. Приложение 5).

I. Задачи с меняющимся содержанием.

Исследуется, насколько испытуемый способен резко изменить, перестроить содержание действия по решению задачи в соответствии с изменившимися условиями. Выясняется, какое влияние оказывается решение первого варианта задачи на решение ее второго варианта. Для этого прослеживается, как решается второй вариант: а) сам по себе (3 балла) и б) сразу после решения первого варианта (1 балл).

II. Задачи на перестройку действия.

Тест направлен на исследования легкости переключения с одного способа действия на другой, легкости перестройки системы действий в соответствии с изменившимися условиями. Выясняется, на сколько легко перестраивается у испытуемого сложившийся и ставший уже до некоторой степени привычный стереотип рассуждения и алгоритм решения или будет действовать «инерция».

Сумеет ли испытуемый отойти от шаблона, трафарета? Тест предъявляется учащимся с предложением решать его возможно быстрее.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Реализация межпредметных связей на элективных курсах по началам математического анализа в классах

    Дипломная работа >> Педагогика
    ... методов решения задач (математических, физических, химических, биологических и т.д.), составлению и решению задач на ... методы. В математике, например, это векторный метод, метод геометрических преобразований, метод ... задачи на нахождение максимума или минимума ...
  2. Методы решения уравнений содержащих параметр

    Дипломная работа >> Математика
    ... геометрических закономерностей часто приводит к решению уравнений, содержащих параметр. Решение задач ... решения задача на нахождение ... методы на факультативах. В главе 4 «Квадратные уравнения» непосредственно приводятся аналитический и графический методы решения ...
  3. Методы изучения сезонности

    Курсовая работа >> Экономика
    ... методом простой средней, методом относительных чисел, методом У. Персона. В расчетной части рассматриваются задача на нахождение ... задача на анализ ряда динамики и определение его средних показателей. В аналитической ... геометрической. Для анализа этим методом ...
  4. Методы и модели подготовки принятия решений

    Реферат >> Менеджмент
    ... решения 37 Литература 44 Введение Фундаментальные научные методы ППР. Аналитические методы. Дескриптивные методы ... методов. Эвристические методы принятия решений – специальные (индуктивные) методы решения задач, направленные на ... арифметические, геометрические, ...
  5. Экономико математические методы и модели (1)

    Лекция >> Экономико-математическое моделирование
    ... (ЛП) можно решать аналитическими и графическими методами. Аналитические методы являются основой для решения задачи на ЭВМ. Их единственный ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019500255584717