Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Государство и право->Реферат
В гражданско-правовой литературе, и в особенности учебной, срокам и исковой давности традиционно уделялось достойное внимание. Между тем законодательс...полностью>>
Государство и право->Реферат
Любая форма человеческой жизни предполагает некоторую форму объединения, создания большого или малого, связанного лишь взаимной симпатией или пронизан...полностью>>
Государство и право->Курсовая работа
Понятие «источник права» существует много веков. Столетиями его толкуют и применяют правоведы всех стран. Если исходить из общераспространенного значе...полностью>>
Государство и право->Курсовая работа
Организация функционирует и развивается, как сложный организм. Постоянно подвергаясь влиянию со стороны внешней среды приспосабливаясь к изменениям, с...полностью>>

Главная > Шпаргалка >Государство и право

Сохрани ссылку в одной из сетей:

В то же время Гумплович критиковал спекулятивно – метафизическую фи­лософию государства и права ( различные энигонские варианты кантианства , шеллингианства, гегельянства ), которая под видом системы логических вы­водов из априорного принципа, из « идеи» безудержно восхваляла опреде­ленные конкретно-исторические, политические взгляды и учреждения ,эгоистические классовые интересы. Эта критика в значительной степени была направлена против идеологических фикций и демагогии в политиче­ской науке. Однако Гумплович гипертрофировал различия между наукой и идеологией, противопоставляя их, и стремился деидеологизировать науку о государстве и праве. С этих позиций буржуазные государствоведы второй половины XIX века пытались доказать не научность марксисткой политиче­ской теории. Гумплович и его сторонники игнорировали то обстоятельство , что политическая наука уже в силу специфики предмета своего исследова­ния не может быть беспартийной и индифферентной к классовым интересам и политическим ценностям.

Опираясь на методологию позитивизма, Гуплович разработал социоло­гическую теорию государства и права. Такая теория, по его мнению должна преимущественно с помощью индуктивного метода рассматривать государ­ство и право как « естественные в своем историческом развитии явле­ния».Государство и право необходимо исследовать не как формально- логи­ческие структуры и конструкции , а как факты социальной деятельности в связи с другими социальными явлениями , с широким использованием об­щей социологии, этнографии, истории, антропологии. Именно такой подход Гумплович называл социологическим и противопоставлял его догматизму и метафизике.

Причину происхождения и главную основу политической власти и госу­дарства Гумплович видел не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. В результате такого насилия, утверждал он , образуется единство противоположных элементов государства: властвующих и подвластных,правящих и управляемых, господ и рабов, победителей и побежденных. Не божественное провидение, общественный договор или идея свободы, а столкновение враждебных племен, грубое превосходство силы, борьба, войны, опустошение, словом насилие - « вот родители и повивальная бабка государства», заявлял Гумплович. Таким образом согласно его концепции, государство – «естественно» (т.е. путем насилия ) возникшая организация властво­вания одного племени над другим. А уже это насилие и соответствующее подчинение властвующих и подвластных являются основой возникновения экономического государства. В результате завоевания племена превращаются в касты, сословия и классы. Завоеватели поделили покоренных как рабов, обратив их в « живые орудия».

Причиной возникновения права Гуплович также считал насилие. « Сила идет впереди права», - утверждал он. Факт насилия и господства одной группы над другой порождает привычку, которая затем переходит в обычай и право. Чтобы господство над покоренным племенем и институты собствен­ности и семьи оставались прочными и устойчивыми, для этого, прежде всего, необходимо было, говорит Гумплович, « установить и юридически санк­ционировать те естественные пределы, которые отделяли господствующий класс от класса рабов». Таким образом, выгодный для себя порядок власт­вующие провозглашают в виде права, закрепляют его с помощью общеобя­зательных норм, исходящих от государства. Обострение социальной борьбы в последней трети XIX века, насильственное объединение Германии под эги­дой Пруссии, бисмарковская политика « крови и железа», хищническая им­периалистическая стратегия европейских держав – все это способствовало тому, что проблема насилия оказалась в центре внимания буржуазной поли­тической идеологии. Однако теория насилия не способна объяснить, почему только на определенной ступени завоевание приводит к образованию частной собственности, классов и государства. Поэтому она была подвергнута сокрушительной критике марксизмом. К. Маркс и Ф. Энгельс ( особенно в работах «Немецкая идеология», « Анти – Дюринг», « Происхождение семьи, частной собствен­ности и государства») отмечали, что насилие, завоевание лишь влияет на процесс образования государства ( например, у древних германцев) , но само оно как таковое без соответствующих экономических предпосылок не может быть причиной возникновения государства и права.

Учение Гумпловича было приспособлено для оправдания капитализма. Характеристику государства и права как инструментов насилия, угнетения и господства одного класса над другим Гумплович относит преимущественно к прежним эпохам (азиатский деспотизм, античный полис, феодальная мо­нархия). Постепенно формы властвования значительно смягчились и высту­пают в менее суровом виде. Развитие идет « по направлению возрастающего равноправия низших слоев с высшими, подвластных с властвую-

щими». В результате образуется « современное культурное государство», не­обходимыми чертами которого являются: 1) равноправие граждан и закон­ность ; 2) режим либеральной демократии, парламентаризм, участие всех классов и групп в решении государственных дел, в законодательсве и управ­лении посредством народного представительства ; 3) обеспечение всеобщего народного благосостояния в материальной и духовной сферах (в отличие от Спенсера и других идеологов классического либерализма Гумплович благосклонно относился к активной социально- экономической деятельности капиталистического государства). Таким образом, буржуазный социал – реформизм оказывается тем пределом, которым, по Гумпловичу, завершается история . Весь пафос разоблачения и критики эксплуататорского характера государства в данной теории оказывается повернутым в прошлое , чтобы на этом фоне лучше продемонстрировать социал –реформистский идеал « современного культурного государства».

Учение Гумпловича, сочетавшая социологический подход к государству с апологией социал-реформизма, долгое время рассматривалось идеоло­гами капитализма как респектабельная альтернатива марксизму и в целом оказало значительное влияние на буржуазную политологию и юриспруден­цию. Идеи Гумпловича о полигенизме, о политических отношениях как двусторонних связях групп , о государстве и праве как инструментах осуще­ствления господствующих интересов , о социально экономической деятель­ности государства , динамический подход к политике как взаимодействию борющихся за власть групп пережили концепцию насилия как таковую и послужили источником различных направлений новейшей буржуазной по­литологии и юриспруденции. Современные буржуазные идеологи превоз­носят Гумпловича как основателя социологического учения о государстве . На самом деле новизна его социологического подхода к государству весьма относительна. К. Маркс и Ф. Энгельс задолго до Гумпловича выработали глубоко социологическую диалектико – материалистическую политическую теорию .Кроме того, учение Гумпловича идеалистично,антинаучно, по­скольку он гипертрофировал , как уже отмечалось , роль насилия в станов­лении классов и государства , считал насилие первопричиной возникнове­ния политической власти и права и, напротив, отрицал эксплуататорскую сущность буржуазного государства и права . Данная теория – типичный при­мер того , как даже наиболее реалистически мыслящие идеологи капита­лизма резко ограничены в познании политико–правовой действительности, потому что защищают отжившую антагонистическую систему.

76.Философская платформа взглядов на государство и право Ф. Ницше

Немецкий философ Фридрих Ницше родился 15 октября 1844г. в

день рождения прусского короля. Он был серьезным уравновешенным

мальчиком. Несмотря на молодые годы, совесть его была чрезвычай-

но требовательной и боязливой. Страдая от малейшего выговора,

он не раз хотел заняться самоисправлением. Мальчик знал, что среди

товарищей пользуется престижем. "Когда умеешь владеть собой,-

поучал он важно сестру,- то начинаешь владеть всем миром".

Он был горд и твердо веровал в благородство своего рода. Им владел

тиранический инстинкт творчества. В 12 дней написал историю своего

детства. Фр. Ницше хотел поступить в Пфорта. Ему дали стипендию,

и он покинул свою семью в 1858 г. Он редко принимал участие в играх,

так как не любил сходиться с незнакомыми ему людьми. С раннего

детства у него было инстинктивное влечение к письменной речи, к

видимой мысли.

77.Ф. Ницше о государстве

Немецкий философ Фридрих Ницше родился 15 октября 1844г. в

день рождения прусского короля. Он был серьезным уравновешенным

мальчиком. Несмотря на молодые годы, совесть его была чрезвычай-

но требовательной и боязливой. Страдая от малейшего выговора,

он не раз хотел заняться самоисправлением. Мальчик знал, что среди

товарищей пользуется престижем. "Когда умеешь владеть собой,-

поучал он важно сестру,- то начинаешь владеть всем миром".

Он был горд и твердо веровал в благородство своего рода. Им владел

тиранический инстинкт творчества. В 12 дней написал историю своего

детства. Фр. Ницше хотел поступить в Пфорта. Ему дали стипендию,

и он покинул свою семью в 1858 г. Он редко принимал участие в играх,

так как не любил сходиться с незнакомыми ему людьми. С раннего

детства у него было инстинктивное влечение к письменной речи, к

видимой мысли.

78.Понятие права в трактовке Ф. Ницше

Немецкий философ Фридрих Ницше родился 15 октября 1844г. в

день рождения прусского короля. Он был серьезным уравновешенным

мальчиком. Несмотря на молодые годы, совесть его была чрезвычай-

но требовательной и боязливой. Страдая от малейшего выговора,

он не раз хотел заняться самоисправлением. Мальчик знал, что среди

товарищей пользуется престижем. "Когда умеешь владеть собой,-

поучал он важно сестру,- то начинаешь владеть всем миром".

Он был горд и твердо веровал в благородство своего рода. Им владел

тиранический инстинкт творчества. В 12 дней написал историю своего

детства. Фр. Ницше хотел поступить в Пфорта. Ему дали стипендию,

и он покинул свою семью в 1858 г. Он редко принимал участие в играх,

так как не любил сходиться с незнакомыми ему людьми. С раннего

детства у него было инстинктивное влечение к письменной речи, к

видимой мысли.

79.Исторические условия возникновения ленинизма

(Leninism), термин, которым широко пользовался Сталин после смерти Ленина в 1924 г. для оправдания культа личности Ленина (а впоследствии и собственного), а также для придания законности своей политической борьбе с Троцким. Следует делать различие между созданным Сталиным идеальным образом, окруженным ореолом непогрешимости (например, в работе «Ленинизм», 1933), и реальной исторической личностью. Ленин, несомненно, не одобрил бы такое определение, однако ленинизм внес существенный вклад в теорию марксизма — это прежде всего концепции, связанные с партией и ее руководящей ролью, *государством, *империализмом, *революцией. В работе «Что делать?» (1902) Ленин обратился к вопросу о партийной организации. Конкретная задача книги состояла в критике «экономистов», делавших упор на легальные формы борьбы: по мнению Ленина, «экономисты» упускали из виду программу-максимум социал-демократии, ставившую целью борьбу за государственную власть. Позже Ленин признал, что в своей аргументации против минимальных требований он зашел слишком далеко в противоположном направлении, и после 1917 г. «Что делать?» не переиздавалась (при жизни Ленина. — Ред.). Ленин различал тред-юнионистскую и социалистическую сознательность. Осуществление идеи стихийной революционности пролетариата на деле означало отказ от политического руководства. Предоставленный самому себе рабочий класс неизбежно должен был воспринять буржуазную идеологию, хотя в 1905 г. Ленин писал, что рабочий класс инстинктивно, стихийно социал-демократичен («О реорганизации партии»). Нужна была партия профессиональных революционеров. Стратегия и тактика партии не могла не учитывать основополагающей роли рабочего класса, и ее задача заключалась в том, чтобы развивать в нем социалистическую сознательность. Ленин выступал за создание параллельных организаций — тайной и массовой. Разрыв между большевиками и меньшевиками в 1903 г. выявил противоположность их взглядов на природу революции и показал, как далеко отошел Ленин от традиционного марксизма. В работе «Развитие капитализма в России» (1899) Ленин вслед за *Плехановым утверждал, что Россия уже стала капиталистической, но, из-за слабости буржуазии, пролетариату предстояло взять на себя решение задач демократической революции. Социализм был отдаленной перспективой. Однако революция 1905 г. привела к радикальным изменениям во взглядах Ленина. В книге «Две тактики социал-демократии в демократической революции» он отказался от любого союза с либералами, вставшими на сторону царизма против революционного движения. Революция по-прежнему должна была носить буржуазный характер, но руководить ею следовало пролетариату в союзе с крестьянством. Марксисты традиционно считали крестьянство консервативным и даже реакционным классом. Ленин на протяжении всей жизни относился к нему противоречиво, но был убежден, что социальный вес крестьян определит непосредственный исход революции. Когда после февраля 1917 г. Временное правительство отказалось проводить земельную реформу, Ленин пообещал крестьянам, требовавшим землю, твердую поддержку со стороны большевиков. В работах 1905 г. Ленин указал на возможность «перерастания» демократической революции в социалистическую. В книге «Империализм, как высшая стадия капитализма» (1916) рассматривалась возможность непосредственного осуществления социалистической революции, основанная на анализе коренных изменений в природе *капитализма — перехода от конкуренции к монополии. Банковские картели получали огромные прибыли, экспортируя капитал в отсталые страны; часть возвращавшейся назад прибыли шла на создание рабочей аристократии в Западной Европе, что препятствовало развитию революционного сознания. Между тем мировой капитализм и сверхэксплуатация вели к возникновению движений за национальное самоопределение и обострению противоречий неравномерного развития в окраинных странах (таких, как Россия), которые Ленин называл «слабыми звеньями». К тому же экономическое соперничество между империалистическими державами должно было привести к войне и мировой революции. К 1917 г. Ленин пришел к тому же, что и Троцкий, — к идее перманентного перехода от демократической революции к революции социалистической. В «Апрельских тезисах» он отказался поддержать Временное правительство и потребовал, чтобы большевики проводили агитацию под лозунгом «Вся власть Советам!». После июльских правительственных репрессий в отношении большевиков он понял, что мирное развитие революции невозможно, и предложил партии взять курс на вооруженное восстание. Находясь до октября 1917 г. в подполье, Ленин написал книгу «Государство и революция», в которой переосмыслил взгляды *Маркса и *Энгельса, предполагавших постепенное отмирание государства, а также то, что коммуна как организационная форма перехода к социализму будет иметь большее значение, чем *диктатура пролетариата, и почти не упоминавших о роли партии. Ленин отвергал как парламентаризм (предвосхитив разгон советским правительством Учредительного собрания в январе 1918 г.), так и реформизм, проводя различие между буржуазной и социалистической демократией (демократией для народа, а не демократией для денежных мешков). Однако после 1917 г. революционный оптимизм «Государства и революции» быстро угас. В условиях иностранной интервенции и гражданской войны, по мере образования монолитной системы (с централизованным руководством партии, подавлением оппозиции и пресечением самостоятельных действий рабочего класса) «отмирание» становилось все более проблематичным. На обвинения критиками-социалистами в государственном терроризме Ленин ответил такими работами, как «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» (1920) и «Пролетарская революция и ренегат Каутский» (1918), в которых пытался оправдать революционное насилие. В последние годы жизни, особенно когда болезнь лишила его возможности работать, Ленин сосредоточил внимание на проблемах культурной отсталости, разделения города и деревни, а также бюрократизации государства и партии. В ставшем его завещанием «Письме к съезду» (декабрь 1922 г.) Ленин призывал усилить политический контроль над *бюрократией и дал характеристику своим возможным преемникам, в том числе Сталину. Наверное, самой характерной чертой ленинизма являлось то, что Дьердь Лукач в очерке «Ленин» (1924) назвал «революционной реалистичностью в политике... конкретной, нешаблонной, незаезжённой, ориентированной исключительно на практику мыслью». Ленин продемонстрировал мастерское владение революционной стратегией, требующей понимания сути проблемы и умения правильно выбрать момент для действия. Его борьбу против догматизма как в теории, так и на практике называют оппортунизмом, но ее можно рассматривать и как творческое применение марксистской методологии к изменяющимся историческим условиям.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. История политических и правовых учений (11)

    Реферат >> Государство и право
    ... называлась по-разному: "История политических учений", "История учений о государстве и праве", "История политических и правовых учений". Задачей учебного курса является ...
  2. Место теории государства и права в системе современных знаний

    Реферат >> Государство и право
    ... к теоретико-историческим наукам вместе с историей государства и права и историей политических и правовых учений (историей учений о государстве и праве). История государства и права изучает процесс исторического развития ...
  3. Шпаргалка по Государству и праву (2)

    Шпаргалка >> Государство и право
    ... : история государства и права России, исто­рия государства и права зарубежных стран, история учений о госу­дарстве и праве; ♦ отраслевые (догматические) науки: наука конституционного пра­ва, гражданского права, уголовного права ...
  4. Учение Канта о государстве и праве

    Реферат >> Философия
    ... Канта на всемирную историю, которая тесно связана с его учением о государстве и праве. Учение Канта о праве стало основой ... и Гегель в их учениях о праве и государстве. - СПб: Алетейя, 2000. С. 216. 1 История правовых и политических учений / Под ред ...
  5. Основные теории происхождения государства и права (2)

    Реферат >> Государство и право
    ... необходимость создания государства и права 3. Фрейд- основатель влиятельного психологического направления в социологии и учениях о государстве и праве. Он исходил ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.002025842666626