Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Государство и право->Реферат
Данная тема актуальна, так как в современных условиях совершенствования и развития уголовного процесса России особое значение приобретают положения, з...полностью>>
Государство и право->Реферат
Взаимоотношения бизнеса и власти в России за последний год резко изменились. Причиной этому довольно обширное поле причин, начиная от приближающихся п...полностью>>
Государство и право->Статья
Широко распространена точка зрения, согласно которой в международном праве нет запретов наделять индивидов международной правосубъектностью и решение ...полностью>>
Государство и право->Курсовая работа
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ право наследования гарантируется государством. При этом все граждане РФ имеют равные права в области наследств...полностью>>

Главная > Шпаргалка >Государство и право

Сохрани ссылку в одной из сетей:

При цивилизации все страсти людей извращены: врач заинтересован, чтобы его пациенты часто болели, архитектору нужен пожар, портной и сапожник же­лают, чтобы их изделия скорее изнашивались и т. д. и т. п. Несмотря на изобилие продуктов, 8 миллионов французов не едят хлеба, а 25 миллионов не пьют вина, хотя урожай винограда бросается в мусорные ямы.

Этот извращенный порядок поддерживается силой государства, являющегося слугой богатых и вооружаю­щего небольшое, число рабов против массы рабов без­оружных. Его законы хороши только для тех, кто их издает. Провозглашенная революцией свобода оказа­лась фикцией, ибо в физическом смысле она должна предусматривать освобождение человека от рабства труда, а в социальном — свободу выбора занятий по своим склонностям. На практике труд превратился

в проклятье, а фабрики в «смягченную каторгу». Люди потеряли века, рассуждая о правах человека, но «совер­шенно упустили самое элементарное право — право работы, без которого все остальные превращаются в нуль». Именно поэтому много прав существует на бумаге, но не в действительности. Это великое и основ­ное право — право на труд, без которого ничего не стоят все остальные права,— неосуществимо при цивилиза­ции,, утверждал Фурье.

Как и Сен-Симон, Фурье опасается нового революци­онного взрыва и связывает свои надежды на устранение строя «цивилизации» с проповедью, обращенной ко всем классам и преимущественно к богачам, которых, по его мнению, цивилизация не сделала счастливыми, и к правителям европейских государств. Он призывал способствовать реализации его проектов Ротшильда, Наполеона I, а затем и Бурбонов. Он считал, что все монархи, в том числе крупнейшие — русский царь и саксонский король,— заинтересованы в социальных преобразованиях, нужно только показать им преиму­щества нового строя, обеспечивающего полное и гармо­ничное развитие всех человеческих страстей.

Описываемый Фурье строй социальной гармонии, который он называл строем ассоциации — «социетар-ным строем», на первых этапах предполагает создание земледельчески-промышленных производственных ас­социаций — фаланг 5, объединяющих на добровольных началах представителей всех классов. Вступая в фалан­гу, одни вносят в общее пользование свой капитал, другие свой труд, третьи свои знания. Трудовые занятия избираются каждым членом фаланги в соответствии со склонностями и прошлым жизненным опытом. Они не обременительны и меняются через полтора-два часа работы. В результате труд станет радостным, превра­тится в первую жизненную потребность. Самая возвы­шенная страсть человека — энтузиазм — породит твор­ческие порывы в труде, разовьется соревнование, что приведет к громадному повышению производительности труда, всестороннему удовлетворению потребностей членов фаланг. Правила, регулирующие жизнедеятельность фаланг, устанавливаются самими их членами и потому соблюдаются добровольно. Общее руководство осуществляет избираемый ареопаг, который будет не диктатором, а советчиком. Гармония интересов членов фаланг обеспечивается и справедливым, по мнению Фурье, распределением общественного продукта — 5/12 по труду, 4/12 по капиталу и 3/12 по таланту. Это упрочит союз «капитала, труда и таланта*, сотрудни­чество труда и капитала в интересах прежде всего труда. Вместо несправедливого принципа цивилиза­ции — «должно быть много бедных, чтобы было не­сколько богатых*,— строй ассоциации утвердит прин­цип гармонии интересов всех — «надо, чтобы бедные пользовались постепенно увеличивающимся достатком, дабы богатые были счастливы». В дальнейшем, по мере роста общественного богатства и перехода к более высо­ким ступеням развития, распределение по капиталу вообще потеряет смысл.

Фурье внес в развитие социалистической идеологии громадный вклад своей беспощадной, глубокой и все­сторонней критикой современного ему капитализма. «Фурье,— писал Ф. Энгельс,— подверг существующие социальные отношения такой резкой, такой живой и остроумной критике, что ему охотно прощаешь его космологические фантазии, которые тоже основаны на гениальном миропонимании* 6.

67.Реформаторские воззрения Р. Оуэна

Промышленный переворот в Англии и низвержение феодализма во Франции положили начало бурному развитию капитализма в ведущих странах Европы. Критика капитализма содержалась в многочисленных социалистических и коммунистических теориях. Стимулом к возникновению этих теорий было резкое имущественное расслоение общества и ухудшение положения трудящихся, особенно наемных рабочих, в результате промышленного переворота, экономических кризисов и безработицы. В этот период теории социализма со всеми их разновидностями влияли на общественное мнение более всего как критика растущего капитализма, как противопоставление идеи “социальности” буржуазному индивидуализму и эгоизму.

Роберт Оуэн (1771 —1858 гг.) оставил заметный след в истории не только социалистической мысли, но и английского рабочего движения.

Выйдя из ремесленной среды и став крупным пред­принимателем, Оуэн остро воспринимал социальные бедствия английского пролетариата и посвятил свою жизнь сначала попыткам облегчить тяжелую участь трудящихся путем филантропии, предложений «гуман­ного фабричного законодательства», а затем разработке плана коренных общественных преобразований для обе­спечения «благосостояния всего человечества» и по пытке практически реализовать этот план. После не­удачи с этой попыткой (организация «коммунистиче­ской колонии» в США «Новая гармония») Оуэн активно участвует в создании профессиональных и кооператив­ных организаций в Англии. Как отмечал Энгельс, все общественные движения в Англии в интересах рабочего класса и все их действительные достижения были свя­заны с именем Оуэна.

Свои взгляды на существующие порядки, справедли­вую социальную организацию и пути перехода к ней Оуэн изложил в таких работах, как «Новый взгляд на общество, или опыты об образовании и» характере» (1813—1814 гг.), «Книга о новом нравственном мире» (1842—1844 гг.), «Катехизис рациональной системы» (1850 г.) и статьях в журнале «Кризис» (1832— 1834 гг.).

Оуэн воспринял учение французских просветите­лей-материалистов о том, что человеческий характер определяется социальной средой. Основные пороки существующего строя, по его мнению, порождены заблуждениями человеческого разума и невежеством как правителей, так и управляемых. В обществе господ­ствуют не законы природы, а неразумные человеческие законы, охраняющие несправедливость и наделяющие властью угнетателей. Основная цель этих законов —держать народ в невежестве и нищете.

Задача сводится к тому, чтобы освободить челове­ческий разум от заблуждений, а для этого нужно изме­нить существующий строй на научных основах. Необхо­димо использовать для перехода к новому строю про­мышленный прогресс и научно-технические знания. Это требует устранения основного препятствия на пути к новому строю — частной собственности. В отличие от Сен-Симона и Фурье, Оуэн видит в частной собствен­ности причину «бесчисленных преступлений и бедствий, испытываемых человеком». Существование частной собственности привело к тому, что «мир насыщен богатством, и всюду царит нищета». Общество долж­но быть устроено так, чтобы все получали выгоды от развития производительных сил; в противном случае обществу грозят насильственное ниспровержение и анархия.

Оуэн — противник насилия и революции. Он считал, что к справедливому строю ведут пропаганда научных знаний об обществе, путь примера. Люди ложно пони-

440

мают свои интересы, которые в действительности одни и те же у богатых и бедных, у правителей и управляе­мых. Большие надежды в пропаганде и учреждении нового строя Оуэн возлагал на государство. Ни одна из существующих форм государства,, по его мнению, сама по себе не может обеспечить счастье народа (поэтому Оуэн отрицательно относился к движению чар­тистов). Но если правителей просветить, то они будут способствовать общественным преобразованиям. Оуэн настойчиво предлагает свой проект этих преобразова­ний английскому парламенту и королеве Виктории, пра­вительствам Европы и Америки.

План Оуэна предусматривал создание сети коммун, которые со временем распространятся во всем мире, в результате чего возникнет единый порядок управ­ления с единым сводом законов. Это будет коллекти­вистское общество, основанное ,на общественной соб­ственности и общем труде членов коммуны, равенстве их прав и обязанностей, отношениях взаимопомощи, рациональной и гуманной системе воспитания, нрав­ственности, при которых не нужны поощрения и нака­зания.

Оуэн рисует детальную картину внутренней органи­зации коммун, их взаимоотношений друг с другом. Ком­мунистическое устройство даст простор техническому прогрессу, что обеспечит рост всеобщего благосостояния. Новые могучие производительные силы, служившие до этого только обогащению единиц и порабощению масс, будут работать для благосостояния всех. Каждый смо­жет получить с общественного склада все, что ему нужно, но никто не возьмет больше, чем нужно. Немалое внимание будет уделяться воспитанию. В результате в новом мире вырастет новый в физическом, нравствен­ном и умственном отношении человек. Он будет гармо-

нично развит и лишен эгоизма.

Управление коммуной осуществляется ее членами в соответствии с их способностями и общими интере­сами. Особых органов власти практически нет. Государ­ственная власть будет играть важною—роль в период образования коммун, способствуя их созданию. В после­дующем они, как писал Оуэн, будут доставлять ей мало хлопот. Конечный его идеал — самоуправляющаяся федерация свободных и автономных коммун.

Оуэн предлагал проэкты конституции такой комму­ны. В конституции коммуны «Новая гармония» в США утверждается принцип равноправия и общность иму-ществ. Принципами коммуны являются равенство прав и обязанностей членов коммуны, объединение в работе и развлечениях, свобода слова и действия, искренность и доброжелательность. Члены коммуны рассматрива­ются как одна семья, «Каждый член общины,— гово­рится в конституции,— будет приносить наибольшую возможную для него пользу для общего блага в соответ­ствии с правилами и постановлениями, которые могут быть приняты общиной. Первоочередной задачей общи­ны всегда будет предоставление всем ее членам наилуч­шего физического, нравственного и умственного воспи­тания». В этих положениях не трудно увидеть реализа­цию идеи «от каждого по способности». Вместе с тем все члены коммуны в соответствии со своим возрастом будут получать одинаковую пищу и одежду, поскольку это может быть обеспечено, и все будут жить в одинако­вых домах, «как только это станет осуществимо».

Законодательная власть в коммуне, согласно консти­туции, вручается общему собранию ее членов старше 21 года. Исполнительная власть — совету, избираемому собранием. Совет подчиняется указаниям большинства собрания, отчитывается перед ним и руководит всеми делами коммуны, а также заключает договоры с дру­гими коммунами.

Проектам Оуэна присущи черты грубой уравнитель­ности и аскетизма, чего не было у Сен-Симона и Фурье. Однако следует отметить, что в отличие от Сен-Симона и Фурье, из критики капитализма Оуэн делает более по­следовательные выводы, видя причину бедственного по­ложения масс в господстве частной собственности и соот­ветственно связывая свой идеал с ее упразднением как необходимым условием коммунистического преобразо­вания общества. Считая религию существенным препят­ствием на пути этого преобразования, одним из «соци­альных зол», Оуэн был чужд религиозных исканий, свойственных Сен-Симону и Фурье. Совершенно новыми в истории социалистической мысли были попытки Оуэна внести идеи коммунизма в рабочее движение. Большое значение имели акцент на использовании результатов промышленного прогресса и уверенность в способности трудящихся организовать производство без капиталистов.

68.Исторические условия возникновения марксизма

Развитие промышленного капитализма вело к росту численности и организованности класса наемных рабочих. Ряд влиятельных публицистов и теоретиков притязал на выражение и защиту интересов этого класса; на основе этих притязаний складывались доктрины, программная часть которых предусматривала коренное изменение общественного устройства, замену капитализма социальным строем без эксплуатации и угнетения народных масс буржуазией.

К середине XIX в. сложились, а во второй половине века окончательно оформились основные направления социалистической идеологии, имеющие четкую программную определенность, своеобразное теоретическое обоснование, многочисленных (сотни и тысячи) сторонников. В ряде стран создаются социалистические партии. Политико-правовая идеология различных направлений социалистической мысли противостояла буржуазной политико-правовой идеологии. Марксизм сложился как самостоятельная доктрина во второй половине 40-х гг. XIX в. Первыми произведениями зрелого марксизма В.И. Ленин называл книгу Маркса “Нищета философии” (1847 г.) и “Манифест коммунистической партии” Маркса и Энгельса (1847–1848 гг.).

Политико-правовая теория Карла Маркса (1818–1883 гг.) и Фридриха Энгельса (1820–1895 гг.) складывалась в процессе формирования марксистского учения в целом. Большое влияние на эту теорию оказали идеи французских социалистов. Хорошо известно, что французский социализм является одним из источников марксизма. Социалистом (коммунистом) Маркс стал в Париже, где он жил в 1843–1845 гг.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. История политических и правовых учений (11)

    Реферат >> Государство и право
    ... называлась по-разному: "История политических учений", "История учений о государстве и праве", "История политических и правовых учений". Задачей учебного курса является ...
  2. Место теории государства и права в системе современных знаний

    Реферат >> Государство и право
    ... к теоретико-историческим наукам вместе с историей государства и права и историей политических и правовых учений (историей учений о государстве и праве). История государства и права изучает процесс исторического развития ...
  3. Шпаргалка по Государству и праву (2)

    Шпаргалка >> Государство и право
    ... : история государства и права России, исто­рия государства и права зарубежных стран, история учений о госу­дарстве и праве; ♦ отраслевые (догматические) науки: наука конституционного пра­ва, гражданского права, уголовного права ...
  4. Учение Канта о государстве и праве

    Реферат >> Философия
    ... Канта на всемирную историю, которая тесно связана с его учением о государстве и праве. Учение Канта о праве стало основой ... и Гегель в их учениях о праве и государстве. - СПб: Алетейя, 2000. С. 216. 1 История правовых и политических учений / Под ред ...
  5. Основные теории происхождения государства и права (2)

    Реферат >> Государство и право
    ... необходимость создания государства и права 3. Фрейд- основатель влиятельного психологического направления в социологии и учениях о государстве и праве. Он исходил ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0017921924591064