Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Доклад
Религией восточных славян было язычество. Истоки его уходят в далекое прошлое, а отголоски сохраняются до наших дней. Языческая культура была довольно...полностью>>
Педагогика->Доклад
Воспитание как особый вид  человеческой деятельности появилось в первобытном обществе около  40 – 35  тысяч лет назад. К этому периоду на Земле появля...полностью>>
Педагогика->Доклад
В феодальном обществе господствующими сословиями были светские феодалы и духовенство, владевшие всей землей и эксплуатировавшие подвластных им крестья...полностью>>
Педагогика->Конспект урока
В.П. Вахтеров писал: «Надо, чтобы каждый из учеников сам проделал тот или иной опыт: сам дорисовал схему той или иной фигуры, предмета и пр.»; «искусс...полностью>>

Главная > Реферат >Педагогика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 2

Глава 1 Теоретические основы воспитания самостоятельности у школьников 4

1.1. Состояние проблемы воспитания самостоятельности личности в психолого-педагогической литературе 4

1.2. Понятие познавательной самостоятельности в педагогике 7

1.3. Источники и стимулы развития познавательной самостоятельности учащихся старших классов 13

Глава 2. Воспитание самостоятельности у учащихся на уроках физической культуры. 35

2.1. Воспитательная роль уроков физической культуры 35

2.2. Пути и средства развития познавательной самостоятельности учащихся старших классов на уроках физкультуры 40

Заключение 54

Список литературы 57

Введение

Актуальность выбранной темы «Воспитание самостоятельности как свойства личности на уроках физической культуры» обусловлена тем, что именно на уроках физкультуры школьнику присуще воспитание таких ценных и важных качеств как сила воли, выдержка, выносливость и др. Современная ситуация ориентирует школу на подготовку учащихся к альтернативному выбору, к необходимости видеть проблемы, чутко реагировать на них, принимать ответственные решения, сознательно действовать в нестандартных ситуациях. Следовательно от образовательного учреждения в новых социально-экономических условиях требуется, чтобы за годы обучения в нем школьники могли приобрести опыт самостоятельных действий, развить свои творческие потенциалы, овладеть навыками самостоятельной организации своей деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что вопросам воспитания самостоятельности уделялось много внимания в работах отечественных ученых. Психологические аспекты формирования самостоятельной личности представлены в трудах Б.П.Есипова, Г.Б. Мейксон, Н.В.Клюевой, Ж.К. Холодова других.

Цель работы – рассмотреть воспитание самостоятельности как свойства личности школьников на уроках физической культуры.

Объект исследования - процесс воспитания самостоятельности школьников.

Предмет исследования: педагогические условия эффективного воспитания самостоятельности у школьников на уроках физической культуры.

Гипотеза исследования: физкультурно-оздоровительная деятельность в образовательном учреждении будет способствовать успешному воспитанию самостоятельности у детей, если реализуется специально разработанная программа, построенная на принципах возрастающей трудности, преемственности, непрерывности, вариативности, ориентированности на интересы ребенка, и ее содержание обеспечивает каждому школьнику право выбора собственной стратегии действий, включает основные и доступные для них типы заданий, предполагает их различные виды и степень сложности;

Исходя из выдвинутой гипотезы и цели нами были поставлены и решались такие задачи:

1. Рассмотреть состояние проблемы воспитания самостоятельности личности в психолого-педагогической литературе.

2. Изучить основное понятия познавательной самостоятельности в педагогике.

3. Определить источники и стимулы развития самостоятельности.

4. Выявить воспитательную роль уроков физической культуры.

5. Рассмотреть пути средства развития познавательной деятельности учащихся на уроках физической культуры.

В результате проведенной работы проанализирована литература по теме развития познавательной самостоятельности и родственной тематике с целью выявления структуры исследуемого качества личности на уроке физической культуры. Анализ работ позволил установить три компонента познавательной самостоятельности: мотивационный, волевой и содержательно-операционный; ввести три уровня развития рассматриваемого качества личности: репродуктивный, частично-поисковый и исследовательский.

Глава 1 Теоретические основы воспитания самостоятельности у школьников

1.1. Состояние проблемы воспитания самостоятельности личности в психолого-педагогической литературе

Самостоятельность - понятие, которое достаточно часто встречается на страницах публикаций, посвященных человеку. Им оперируют философы, общественные и государственные деятели, писатели, люди искусства, политики, социологи, а также психологи и педагоги. Практически в любой теории или концепции, касающейся человеческого существования, можно найти эту категорию. Все это вместе взятое позволяет нам говорить о том, что проблемы воспитания самостоятельного человека с давних времен рассматривались в различных областях гуманитарного знания.

В толковых словарях русского языка «самостоятельный» трактуется как существующий отдельно от других, то есть независимый; как обладающий инициативой, способный к решительным действиям человек; как совершаемое собственными силами, без посторонних влияний, без чужой помощи действие. Таким образом, характеристиками самостоятельности могут быть названы: независимость, решительность, инициативность.

Самостоятельность в энциклопедических изданиях также определяется как обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение [33, 251].

Придерживаясь точки зрения, что самостоятельность — наиболее ценное качество личности, И.С. Кон считает: «Это понятие наполняется таким содержанием, как внутренняя свобода, внутреннее своеобразие, самобытность, нестандартность, оригинальность» [14, 268]. Поэтому самостоятельность он определяет, как такое свойство личности, которое предполагает, во-первых, независимость, способность самому, без подсказки извне, принимать и проводить в жизнь важные решения, во-вторых, ответственность, готовность отвечать за свои поступки и, в-третьих, убеждение в том, что такое поведение реально, социально возможно и морально правильно.

Раскрывая сущность самостоятельности, И.С. Кон опирается на исследования психологов и констатирует, что она напрямую связана с рядом психических явлений: способностью к самоутверждению; способностью поддерживать стабильность «Я», с самоконтролем, умением регулировать собственное поведение и эмоциональные реакции, умением сохранять собственное мнение вопреки внешнему давлению, со склонностью брать на себя ответственность за важнейшие события в своей жизни, а не винить в них других людей, объективные обстоятельства или судьбу [14, 268].

Самостоятельность личности И.С. Кон связывает, во-первых, с социальными условиями и содержанием жизнедеятельности человека, во-вторых, с конкретной деятельностью.

В первом случае, он отмечает, что по мере повышения общественного статуса, по мере усложнения характера выполняемых личностью заданий, проявляется более самостоятельное отношение личности к себе и обществу.

Во втором - наблюдается следующая тенденция: «чем меньше у человека самостоятельности в определенной деятельности, тем больше он склонен и в других сферах жизнедеятельности ориентироваться на внешние авторитеты, считать окружающий мир враждебным и угрожающим» [14, 270]. Следовательно, люди, занятые более сложной деятельностью, отличаются априори большей самостоятельностью, по мнению автора.

Этот вывод позволяет нам говорить о том, что самостоятельность личности стимулирует к творчеству, улучшает мыслительные процессы индивида, повышает удовлетворенность деятельностью (учебой, спортом, досугом и т.д.)

Анализируя, кроме того, так называемый «европейский» канон самостоятельности, И. С. Кон рисует следующий портрет самостоятельного человека: высокая социальная активность, развитая потребность в достижении конечных целей, развитое чувство ответственности. В противоположность этому, по его мнению, проявлением несамостоятельности являются пассивность, личная зависимость, покорность судьбе, объективным обстоятельствам.

Говоря о формировании самостоятельности личности, автор обращает внимание на значение жизненного опыта, который приобретает человек, культурной традиции, в том числе и на бытовом уровне. С другой стороны, он аргументирует, что самостоятельность воспитывается всем стилем жизни, побуждающим личность с раннего детства совершать определенные поступки и нести за них ответственность. И, наконец, акцентирует внимание на тот факт, что оказавшись в ситуациях, требующих ответственных решений, в ситуациях выбора, человек быстрее приобретает навыки самостоятельного поведения, резко повышает свою самостоятельность.

И.С. Кон, продолжая анализ категории «самостоятельность», вновь подчеркивает, что «понятие личности неотделимо от понятий свободы и независимости..., что только в этих процессах, через них и благодаря им формируются и реализуются творческие потенции человека и достигается полнота бытия» [14, 208]. При этом, автор предупреждает о том, что, как и свобода, самостоятельность имеет два измерения. «Первое, описывающее объективное положение, жизненную ситуацию индивида, подразумевает независимость, свободу от внешнего принуждения, контроля, право и возможность самому принимать решения, руководствоваться в жизни своими собственными стимулами. Второе измерение, относящееся к субъективной реальности, обозначает способность разумно пользоваться своим правом выбора (самостоятельность, но не своеволие) и предполагает целеустремленность, последовательность и волю к достижению. Самостоятельный человек осознает и умеет иерархизировать свои цели, способен успешно контролировать не только внешние обстоятельства, но и собственные порывы» [14, 269].

Самостоятельность, по мнению И.С. Кона, очень сложный феномен. При ее воспитании важно чувство педагогической меры, так как малейшее нарушение пропорций приводит к тому, что положительная черта сразу же становится отрицательной.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Формирование здорового образа жизни школьников девятого класса на уроках физической культуры

    Дипломная работа >> Физкультура и спорт
    ... на уроках физической культуры Выпускная квалификационная работа по специальности 05072065 – Физическая культура Квалификация – педагог по физической культуре ... % 1 5% 9 95% 8. Ежедневно Вы занимаетесь самостоятельно физическими упражнениями? 1 5% 9 95% - 0 10 ...
  2. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры

    Реферат >> Культура и искусство
    РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ФСПО ТИ ОГТУ ... самостоятельной работе на уроке. Проводя работу по внедрению занятий физическими ... Внеклассные мероприятия дополняют уроки физической культуры, учат ребят применять ...
  3. Дыхательные методики на уроках физической культуры

    Реферат >> Физкультура и спорт
    ... методики на уроках физической культуры Аннотация В реферативной форме рассматриваются методики дыхательной гимнастики на уроках физической культуры. Основное ... только, во время занятий физической культуры, но и как самостоятельные упражнения – дома, ...
  4. Танцевальные упражнения как средство повышения интереса к уроку физической культуры

    Курсовая работа >> Физкультура и спорт
    ... ряд факторов, обеспечивающих активность школьников на уроках физической культуры. К ним относятся: биологические факторы: потребность ... самостоятельно заниматься и развивать физические качества на первый план могут выступать разные стороны. Так, на уроках ...
  5. Формирование интереса к урокам физической культуры у школьников

    Курсовая работа >> Культура и искусство
    ... нем всякую самостоятельность». В настоящее время установлено, что однообразная физическая деятельность ... на уроке физической культуры, и формируется ли у них удовле­творенность занятиями физической культурой. 4. Постоянной заботой учителя физической культуры ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019118785858154