Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Главная > Лекция >Педагогика
Теоретические основы специальной (коррекционной) педагогики как науки
Тема 1. Введение. Специальная (коррекционная) педагогика как наука
Тема 2. Связь специальной (коррекционной) педагогики с другими науками
Тема 3. Понимание отклонений в развитии человека в различные исторические периоды.
Тема 1. Введение. Специальная (коррекционная) педагогика как наука (ранее: Коррекционная педагогика с основами специальной психологии)
Цель изучения - Курс «Основы специальной педагогики и психологии» направлен на расширение научного кругозора будущих специалистов и качество их теоретической подготовки к педагогической деятельности в особых условиях специальной педагогики и специальной психологии.
По статистике, в настоящее время, в РФ насчитывается около двух миллионов детей с физическими и интеллектуальными недостатками, что составляет почти 5% детской популяции. К основным видам патологии относятся психические заболевания (30%), неврологические (20%), поражения органов слуха и зрения (17% и 18%).
Для детей с данными заболеваниями создана сеть специальных образовательных коррекционных учреждений, в которых реализуются педагогические технологии, направленные на исправление, ослабление или замещение недостатков психофизического развития посредством средств образования. Область применения таких технологий, ориентированных на учет особенностей индивидуального развития каждого нетипичного ребенка в процессе его обучения и воспитания называется коррекционной педагогикой (от лат. correctio - исправление).
В свою очередь, изучение курса «Основы специальной педагогики и психологии» способствует формированию знаний:
♦ об особенностях познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности детей с нарушениями общего развития;
♦ о проблемах их обучения и воспитания;
♦ о принципах организации и комплектования коррекционно-образовательных учреждений для детей дошкольного, школьного возраста и взрослых.
Знание основ специальной педагогики и психологии поможет педагогу в следующем:
♦ правильно организовать систему коррекционной работы с детьми, имеющими трудности обучения в условиях общеобразовательной школы;
♦ приобрести практические навыки, необходимые для самостоятельных экспериментальных исследований с целью совершенствования коррекционно-воспитательной работы.
Предметом специальной (коррекционной) педагогики является исследование закономерностей обучения, воспитания и развития детей и взрослых с особенностями в их развитии (детей и взрослых с особыми образовательными потребностями).
Объектом выступают определенные ученические коллективы, группы школьников, занятые тем или иным видом деятельности, а также отдельные воспитанники и учащиеся специальных образовательных коррекционных дошкольных учреждений, школ и школ-интернатов.
Однако: Вопрос о названии объекта данного курса неоднозначен. В последнее время в отечественных правовых документах встречается термин лицо с ограниченными возможностями здоровья. Науками педагогикой и психологией, за неимением своей собственной, часто используется терминология, предлагаемая медицинским контекстом: аномальные (дети, лица и др.); дети (лица) с патологией развития, с дефектом развития, с отклонениями в развитии и т. п. Наиболее оптимальным в этом смысле представляется термин, предложенный еще в конце 70-х годов английскими специалистами: «дети (лица) с особыми образовательными потребностями».
Современная наука исходит из того, что о недостатке, отклонении в развитии можно говорить там и тогда, где и когда возникает несоответствие возможностей данного человека (в том числе и ребенка):
- общепринятым социальным ожиданиям,
- школьно-образовательным нормативам успешности,
- установленным в обществе нормам поведения и общения, т. е. когда налицо ограничение социальных возможностей.
Дети с ограниченными возможностями - дети, имеющие функциональные ограничения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности внешней (окружающей) среды к их особым нуждам, из-за негативных стереотипов, предрассудков в отношении общества к людям-инвалидам в целом.
Аномальными (от греч. anomalos - неправильный ) - считаются люди, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению общего развития. Под нормой, по-мнению В.П. Кащенко, понимается, "просто среднее и в то же время наиболее часто встречающееся значение. Это среднее не будет постоянным явлением, а будет меняться в зависимости от социально-экономических, культурно-исторических, климатических и прочих условий эпохи".
Развитие отечественной науки в этом направлении связано с именами Л. С. Выготского, Т. А. Власовой, И. И. Данюшевского, Л. В. Занкова, Р. Е. Левиной, Н. М. Морозовой, И. А. Соколянского, В. Г. Петровой и др.
Тема 2. СВЯЗЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
2.1. Психологические основы специального образования.
Специальная психология- это область психологии науки изучающая лиц, для которых хар-но отклонение от норм пихологического развития, связанная с рожденными или преобретенными нарушениями формирования нервной системы.
Специальная педагогика. На основе такого извучения определяются возможности и пути преодоления нарушенийпсих. развития. строится система обучения и воспитания лиц с нарушениями псих. развития.
Спец. психология и педагогика подразделяются на психологию:
Наиболее рано сформировавшиеся как в теоретическом, так и прикладных аспектах были такие направления специальной психологии, как
– психология умственно отсталых (олигофренопсихология);
– психология глухих (сурдопсихология);
– психология слепых (тифлопсихология).
В настоящее время наблюдается тенденция к пересмотру клинико-психологических терминов и их замене терминами психолого-педагогическими (вместо «психология умственно отсталых» и «олигофренопсихология» все чаще употребляются термины «психология детей с выраженными (стойкими) отклонениями в интеллектуальном развитии», «психология детей с недоразвитием познавательной сферы» и др. Помимо названных направлений современная специальная психология включает в себя:
– психологию детей с задержкой психического развития;
– психологию детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения;
– психологию детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
– психологию лиц с нарушениями речи
– психологию детей со сложными недостатками развития.
Кроме того, все чаще в образовательных учреждениях встречаются дети, испытывающие трудности социально-психологической адаптации и обучения вследствие тяжелых соматических заболеваний (заболевания крови, органов дыхания, различные виды аллергий, желудочно-кишечные и сердечные заболевания и др.), а также в связи с последствиями тяжелых эмоциональных переживаний (посттравматические стрессовые расстройства), превышающих по своей интенсивности или длительности индивидуальные адаптивные возможности ребенка (дети – свидетели или жертвы насилия, внезапная потеря близких или разлука с ними, смена привычной культурно-исторической и языковой среды обитания и др.).
Неуклонный рост числа сочетанных отклонений в развитии, увеличение количества детей с психогенными нарушениями, проявляющимися в аутизации, агрессивности, нарушениях поведения и деятельности, тревожно-фобических расстройствах, искажениях процессов социализации, существенно затрудняют и осложняют решение коррекционно-образовательных задач как в общем, так и в специальном образовании.
Фактически в специальной психологической помощи нуждаются не только дети, посещающие специальные образовательные учреждения, но и значительное количество детей, находящихся в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего вида, а также учащиеся школ общего назначения. Следует признать, что в настоящее время в связи с усилением интеграционных процессов в образовании, имеющих часто характер стихийности, в одном классе или дошкольной группе могут находиться самые разные категории детей, которые в свое время Л. С. Выготским были отнесены к разряду «трудных». Это и дети «биологического риска», у которых отклонения в поведении и различных видах деятельности возникают вследствие какого-либо органического дефекта или длительных хронических заболеваний, и дети «социального риска», к которым кроме несовершеннолетних правонарушителей, детей и подростков с нарушениями поведения в настоящее время правомерно отнести детей из детских домов и приютов, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев. Последние, находясь в тяжелых социальных условиях, зачастую, будучи психосоматически ослабленными, оказываются в образовательном учреждении еще и в полной психологической изоляции по причине предубеждений этнического порядка, имеющих место как у детей и родителей, так иногда и у работников образования.
Похожие страницы:
Педагогика как наука о воспитании и развитии личности
Шпаргалка >> Педагогика... , педагогику профессионально-технического образования, педагогику среднего специального образования, педагогику высшей школы, педагогику взрослых (андрагогику). Специальная педагогика, разрабатывающая теоретические основы ...Педагогика как наука (5)
Реферат >> Педагогика... педагогики как науки были вызваны к жизни растущими потребностями общества в создании специальных учебно - воспитательных учреждений, в теоретическом ... раскрывать научные основы тех изменений ... Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. 10 ...Педагогика как наука (6)
Реферат >> Педагогика... педагогики как науки были вызваны к жизни растущими потребностями общества в создании специальных учебно-воспитательных учреждений, в теоретическом ... коррекционная, военная, спортивная. А также история педагогики, педагогика ... С.И. Основы педагогики. Введение ...Педагогика как наука, ее объект. Предмет и задачи педагогики
Контрольная работа >> Педагогика... : Специальной и коррекционной педагогики Кафедра: Педагогика и психология начального образования Контрольная работа по педагогике на тему: «Педагогика как наука, ее ...История становления коррекционной педагогики
Реферат >> Педагогика... специального образования. На смену понятию «дефектология» вначале пришло понятие «коррекционная педагогика». Однако научно-теоретическое ... выделить в истории развития коррекционной педагогики как науки? 6. Что такое коррекционно-педагогическая деятельность и ...