Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Реферат
Статья посвящена проблемам определения профессиональной квалификации педагога начальной школы. Автор пытается ответить на вопросы: Как же научиться оп...полностью>>
Педагогика->Реферат
Будучи широко известным во времена СССР, в нынешнее время его имя, его заслуги становятся всё менее и менее известными. Сведения о его жизни в большин...полностью>>
Педагогика->Реферат
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством обще...полностью>>
Педагогика->Реферат
Рассмотрим один из примеров электронных образовательных ресурсов представленных на «всероссийский конкурс научно-исследовательских работ в области тех...полностью>>

Главная > Лекция >Педагогика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Теоретические основы специальной (коррекционной) педагогики как науки

Тема 1. Введение. Специальная (коррекционная) педагогика как наука

Тема 2. Связь специальной (коррекционной) педагогики с другими науками

Тема 3. Понимание отклонений в развитии человека в различные исторические периоды.

Тема 1. Введение. Специальная (коррекционная) педагогика как наука (ранее: Коррекционная педагогика с основами специальной психологии)

Цель изучения - Курс «Основы специальной педагогики и психологии» направлен на расширение научного кругозора будущих специалистов и качество их теоретической подготовки к педагогической деятельности в особых условиях специальной педагогики и специальной психологии.

По статистике, в настоящее время, в РФ насчитывается около двух миллионов детей с физическими и интеллектуальными недостатками, что составляет почти 5% детской популяции. К основным видам патологии относятся психические заболевания (30%), неврологические (20%), поражения органов слуха и зрения (17% и 18%).

Для детей с данными заболеваниями создана сеть специальных образовательных коррекционных учреждений, в которых реализуются педагогические технологии, направленные на исправление, ослабление или замещение недостатков психофизического развития посредством средств образования. Область применения таких технологий, ориентированных на учет особенностей индивидуального развития каждого нетипичного ребенка в процессе его обучения и воспитания называется коррекционной педагогикой (от лат. correctio - исправление).

В свою очередь, изучение курса «Основы специальной педагогики и психологии» способствует формированию знаний:

♦ об особенностях познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности детей с нарушениями общего развития;

♦ о проблемах их обучения и воспитания;

♦ о принципах организации и комплектования коррекционно-образовательных учреждений для детей дошкольного, школьного возраста и взрослых.

Знание основ специальной педагогики и психологии поможет педагогу в следующем:

♦ правильно организовать систему коррекционной работы с детьми, имеющими трудности обучения в условиях общеобразовательной школы;

♦ приобрести практические навыки, необходимые для самостоятельных экспериментальных исследований с целью совершенствования коррекционно-воспитательной работы.

Предметом специальной (коррекционной) педагогики является исследование закономерностей обучения, воспитания и развития детей и взрослых с особенностями в их развитии (детей и взрослых с особыми образовательными потребностями).

Объектом выступают определенные ученические коллективы, группы школьников, занятые тем или иным видом деятельности, а также отдельные воспитанники и учащиеся специальных образовательных коррекционных дошкольных учреждений, школ и школ-интернатов.

Однако: Вопрос о названии объекта данного курса неоднозначен. В последнее время в отечественных правовых документах встречается термин лицо с ограниченными возможностями здоровья. Науками педагогикой и психологией, за неимением своей собственной, часто используется терминология, предлагаемая медицинским контекстом: аномальные (дети, лица и др.); дети (лица) с патологией развития, с дефектом развития, с отклонениями в развитии и т. п. Наиболее оптимальным в этом смысле представляется термин, предложенный еще в конце 70-х годов английскими специалистами: «дети (лица) с особыми образовательными потребностями».

Современная наука исходит из того, что о недостатке, отклонении в развитии можно говорить там и тогда, где и когда возникает несоответствие возможностей данного человека (в том числе и ребенка):

- общепринятым социальным ожиданиям,

- школьно-образовательным нормативам успешности,

- установленным в обществе нормам поведения и общения, т. е. когда налицо ограничение социальных возможностей.

Дети с ограниченными возможностями - дети, имеющие функциональные ограничения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности внешней (окружающей) среды к их особым нуждам, из-за негативных стереотипов, предрассудков в отношении общества к людям-инвалидам в целом.

Аномальными (от греч. anomalos - неправильный ) - считаются люди, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению общего развития. Под нормой, по-мнению В.П. Кащенко, понимается, "просто среднее и в то же время наиболее часто встречающееся значение. Это среднее не будет постоянным явлением, а будет меняться в зависимости от социально-экономических, культурно-исторических, климатических и прочих условий эпохи".

Развитие отечественной науки в этом направлении связано с именами Л. С. Выготского, Т. А. Власовой, И. И. Данюшевского, Л. В. Занкова, Р. Е. Левиной, Н. М. Морозовой, И. А. Соколянского, В. Г. Петровой и др.

Тема 2. СВЯЗЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

2.1. Психологические основы специального образования.

Специальная психология- это область психологии науки изучающая лиц, для которых хар-но отклонение от норм пихологического развития, связанная с рожденными или преобретенными нарушениями формирования нервной системы.

Специальная педагогика. На основе такого извучения определяются возможности и пути преодоления нарушенийпсих. развития. строится система обучения и воспитания лиц с нарушениями псих. развития.

Спец. психология и педагогика подразделяются на психологию:

Наиболее рано сформировавшиеся как в теоретическом, так и прикладных аспектах были такие направления специальной психологии, как

– психология умственно отсталых (олигофренопсихология);

– психология глухих (сурдопсихология);

– психология слепых (тифлопсихология).

В настоящее время наблюдается тенденция к пересмотру клинико-психологических терминов и их замене терминами психолого-педагогическими (вместо «психология умственно отсталых» и «олигофренопсихология» все чаще употребляются термины «психология детей с выраженными (стойкими) отклонениями в интеллектуальном развитии», «психология детей с недоразвитием познавательной сферы» и др. Помимо названных направлений современная специальная психология включает в себя:

– психологию детей с задержкой психического развития;

– психологию детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения;

– психологию детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

– психологию лиц с нарушениями речи

– психологию детей со сложными недостатками развития.

Кроме того, все чаще в образовательных учреждениях встречаются дети, испытывающие трудности социально-психологической адаптации и обучения вследствие тяжелых соматических заболеваний (заболевания крови, органов дыхания, различные виды аллергий, желудочно-кишечные и сердечные заболевания и др.), а также в связи с последствиями тяжелых эмоциональных переживаний (посттравматические стрессовые расстройства), превышающих по своей интенсивности или длительности индивидуальные адаптивные возможности ребенка (дети – свидетели или жертвы насилия, внезапная потеря близких или разлука с ними, смена привычной культурно-исторической и языковой среды обитания и др.).

Неуклонный рост числа сочетанных отклонений в развитии, увеличение количества детей с психогенными нарушениями, проявляющимися в аутизации, агрессивности, нарушениях поведения и деятельности, тревожно-фобических расстройствах, искажениях процессов социализации, существенно затрудняют и осложняют решение коррекционно-образовательных задач как в общем, так и в специальном образовании.

Фактически в специальной психологической помощи нуждаются не только дети, посещающие специальные образовательные учреждения, но и значительное количество детей, находящихся в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего вида, а также учащиеся школ общего назначения. Следует признать, что в настоящее время в связи с усилением интеграционных процессов в образовании, имеющих часто характер стихийности, в одном классе или дошкольной группе могут находиться самые разные категории детей, которые в свое время Л. С. Выготским были отнесены к разряду «трудных». Это и дети «биологического риска», у которых отклонения в поведении и различных видах деятельности возникают вследствие какого-либо органического дефекта или длительных хронических заболеваний, и дети «социального риска», к которым кроме несовершеннолетних правонарушителей, детей и подростков с нарушениями поведения в настоящее время правомерно отнести детей из детских домов и приютов, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев. Последние, находясь в тяжелых социальных условиях, зачастую, будучи психосоматически ослабленными, оказываются в образовательном учреждении еще и в полной психологической изоляции по причине предубеждений этнического порядка, имеющих место как у детей и родителей, так иногда и у работников образования.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Педагогика как наука о воспитании и развитии личности

    Шпаргалка >> Педагогика
    ... , педагогику профессионально-технического образования, педагогику среднего специального образования, педагогику высшей школы, педагогику взрослых (андрагогику). Специальная педагогика, разрабатывающая теоретические основы ...
  2. Педагогика как наука (5)

    Реферат >> Педагогика
    ... педагогики как науки были вызваны к жизни растущими потребностями общества в создании специальных учебно - воспитательных учреждений, в теоретическом ... раскрывать научные основы тех изменений ... Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. 10 ...
  3. Педагогика как наука (6)

    Реферат >> Педагогика
    ... педагогики как науки были вызваны к жизни растущими потребностями общества в создании специальных учебно-воспитательных учреждений, в теоретическом ... коррекционная, военная, спортивная. А также история педагогики, педагогика ... С.И. Основы педагогики. Введение ...
  4. Педагогика как наука, ее объект. Предмет и задачи педагогики

    Контрольная работа >> Педагогика
    ... : Специальной и коррекционной педагогики Кафедра: Педагогика и психология начального образования Контрольная работа по педагогике на тему: «Педагогика как наука, ее ...
  5. История становления коррекционной педагогики

    Реферат >> Педагогика
    ... специального образования. На смену понятию «дефектология» вначале пришло понятие «коррекционная педагогика». Однако научно-теоретическое ... выделить в истории развития коррекционной педагогики как науки? 6. Что такое коррекционно-педагогическая деятельность и ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019140243530273