Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Психологічне консультування - фактична побудова теоретичного миру конкретної людини в результаті мислення про нього в наукових поняттях - знаках, що д...полностью>>
Психология->Реферат
Возможности искусства многогранны Искусство формирует интеллектуальные и нравственные качества, стимулирует творческие способности, содействует успешн...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Психодрама принадлежит к гуманистической и ориентированной на переживание психотерапии и восходит к Дж Л Морено, который создал эту форму психотерапии...полностью>>
Психология->Реферат
«Боротьба за відкриті двері» у психіатрії почалася, як відомо, в Англії безпосередньо по закінченні другої світової війни Самі англійці підкреслюють, ...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ, ПСИХОКОРРЕКЦИИ И

ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОЗАВИСИМОЙ ЛИЧНОСТИ

Р.Р. Гарифуллин

Аннотация

В статье проанализированы основные существующие методы психокоррекции и профилактики наркомании, основанные на положениях классической психологии, и, определены причины их малой эффективности. На основе этого анализа определены теоретические предпосылки необходимые для поиска и разработки более эффективного способа психокоррекции смысловых структур наркозависимой личности, как метода вторичной и третичной профилактики наркомании. Раскрыты трансформации и особенности смысловых структур наркозависимой личности, которые после своих преобразований уже не поддаются описанию в понятиях классической психологии. Предложен новый, более эффективный метод устранения психологической зависимости личности от наркотических средств (вторичной и третичной профилактики), основанный на перестройке её смысловой сферы. Приведены некоторые контуры и выводы ранее проведённых исследований по этой теме.

В течении последних тридцати лет в России не снижается динамика алкоголизации и наркотизации населения. Этот социальный феномен грозит нашей государственной психологической безопасности [1]. В настоящее время количество наркозависимых личностей (алкоголиков и наркоманов), катастрофически увеличивается. Приблизительно сорок процентов населения России умеренно потребляет алкоголь или наркотические средства, причём среди них 90 процентов мужчин и 10 процентов женщин (4-4,5% наркоманов). В то же время, необходимо отметить, что, с одной стороны, бюджетные средства, отпускаемые на разрешение этой проблемы, уменьшаются. С другой стороны, имеет место малая эффективность реабилитации наркоманов, несмотря на её дороговизну и большое количество жалоб со стороны граждан. Одной из причин вышесказанного является отсутствие чёткой научно-психологической концепции наркозависимой личности, и как следствие, недостаточность знаний о психологии наркозависимости. Очевидно, что эта теоретическая проблема является общепсихологической, но, несмотря на это на фоне немногочисленных эмпирических исследований практически не делаются попытки теоретических обобщений. А если и делаются, то результаты этих работ интерпретируются в рамках традиционных классических подходов.

В целом, анализ исследований отечественных и зарубежных авторов, выявил отсутствие теоретической концепции психической зависимости наркозависимости, их неоднозначность и противоречивость. Большинство этих работ сосредоточено на поисках причин наркотизации (Гульдман В.В., Казаков А.Х., Корсун А.М., Курек Н.С., Лешнер А., Романова О.Л., Сиденко О.К.), факторов личностной предрасположенности к наркомании (Битенский В.С., Валентик Ю.В., Зыков О.В., Личко А.Е., Макаров В.В., Пятницкая И.Н.), а также психологических последствий употребления наркотиков для индивида (Березин С.В., Болотовский И.С., Гринченко Н.А., Лисецкий К.С., Личко А.Е., Пятницкая И.Н.)

Ранее мы предположили [2], что в постнаркотический период в психике наркозависимой личности возникает амбвивалентное состояние, вызванное столкновением и сравнением наркотической и трезвеннической реальностей, не имеющих друг с другом телеологического основания, то есть общей цели или целесообразности. Это, вероятнее всего связано с тем, что при столкновении с наркотической реальностью, подвергаются значительным качественным трансформациям, не только цель, но и такие составляющие личности, как мотив, смысл, установки, ценности, которые уже не подчиняются закономерностям классической психологии (например, деятельностной парадигмы). Не в этом ли причина низкой эффективности профилактики наркомании, основывающейся на вопросе «зачем?», то есть на поиске общего целевого основания наркотической и трезвеннической реальности, которое, по-видимому, общим для этих реальностей уже быть не может. Общей не может быть и причинная обусловленность, базирующаяся на вопросе «почему?», то есть на поиске смысла. И что тогда заставляет наркозависимую личность полагать, что смысл, который теперь играет и раздваивается, существует? Как наркозависимой личности в процессе такого раздвоения смыслов найти нужный смысл?

Следовательно, в «лице» наркомании мы столкнулись с одной из сложнейших проблем, степень разработанности которой явно не соответствует её актуальности, но отражает состояние ограниченности классической или модернистской психологии (в т.ч. эмпирической психологии). Поэтому качественное изменение в понимании наркозависимой личности будет возможно, если мы, в частности, освободимся от фундаментальной методологической предпосылки эмпирической психологии – постулата сообразности (В.А. Петровский). Такая психология, как оказалось, способна описывать лишь усечённую личность, в которой отсутствуют неадаптивные процессы и творческая психическая составляющая [3]. На основании этой усечённой психологии у социума, уже сформировались смысловые структуры (диспозиции), протест против которых, по-видимому, и приводит к алкоголизации и наркотизации личностей.

Таким образом, теоретический анализ, проведённый нами, показал, что в настоящее время остро встала проблема разработки методов первичной профилактики (психокоррекции личностей ещё не потреблявших наркотические средства), вторичной профилактики (преодоления уже имеющейся психологической зависимости от наркотических веществ), третичной профилактики (реабилитация лиц, прошедших курс вторичной профилактики), причём на неклассической концептуальной основе. Наиболее предпочтительным для решения этой проблемы, является смысловой подход поскольку изменчивость и динамичность заложены в саму природу смысловых структур и систем. Поэтому в качестве предмета исследования были взяты смысловые структуры (личностные ценности и смыслы, смысловые установки, диспозиции, конструкты) наркозависимой личности и методы их коррекции.

Объектами исследования были наркозависимые личности и психотерапевты (психологи), проводящие с ними психокоррекцию и профилактическую деятельность.

Целью работы была разработка неклассического (постмодернистского) подхода к психологии наркозависимой и донаркотической личности, и, на этой основе создание более эффективных методов профилактики и психокоррекции наркомании.

Мы предположили, что если благодаря теоретическому анализу будут выявлены причины малой эффективности классических психологических подходов к профилактике наркомании, и на основе этого, применены положения постмодернистского подхода, то это позволит нам разработать более эффективные методы психокоррекции и профилактики наркомании. В практической части работы, мы пошли от противного и положились на положения классической (модернистской) психологии, предположив, что наиболее эффективной схемой организации исследований психологических аспектов наркомании является обследование актуальных наркоманов и интерпретации полученных результатов как возможных причин наркотизации. (Представления о смысловых структурах донаркотической личности формировались в процессе психоанализа прошлого наркозависимой личности). Мы полагали, что полученные таким образом данные будут иметь высокую ретроспективную валидность и дадут возможность с уверенностью говорить о причинах начала употребления наркотиков, что позволит разработать эффективную программу первичной профилактики наркомании.

Постановка цели данной работы предполагала решение следующих задач:

1. Проанализировать основные существующие методы психокоррекции и профилактики наркомании, основанные на положениях классической психологии, и, определить причины их малой эффективности

2. Провести теоретический анализ положений постмодернистской философии и синергетики, и, внедрить их в психологические подходы к психокоррекции донаркотической и наркозависимой личности. На основе этого анализа определить теоретические предпосылки необходимые для поиска и разработки более эффективного способа психокоррекции смысловых структур наркозависимой личности, как метода вторичной и третичной профилактики наркомании.

3. Раскрыть трансформации и особенности смысловых структур наркозависимой личности, которые после своих преобразований уже не поддаются описанию в понятиях классической психологии.

4. Разработать новый, более эффективный метод устранения психологической зависимости личности от наркотических средств (вторичной и третичной профилактики), основанный на перестройке её смысловой сферы.

5. На основании решения вышеприведённых задач и исследования особенностей формирования смысловых структур наркозависимой личности, разработать психологические подходы и программу для более эффективной первичной профилактики наркомании среди лиц никогда не потреблявших наркотик (донаркотических личностей).

6. Разработать концепцию разрешения проблемы наркомании на социальном уровне.

Научная новизна нашего исследования заключается в том, что проведён теоретический анализ причин малой эффективности профилактики наркомании, основанной на положениях классической психологии. На основании применения подходов постмодернистской философии (текстологического, номадологического, шизоаналитического, симуляционного и др.), разработаны некоторые положения постмодернистской психологии, которые позволили создать новые психологические подходы к более эффективной психокоррекции и профилактике наркомании. Впервые показано, каким качественным трансформациям подвергаются при столкновении с наркотической реальностью, такие составляющие личности, как мотив, смысл, цель, установки, ценности, которые не возможно описать в рамках классической психологии (в частности, в рамках деятельностной парадигмы).

Показана ценностно-смысловая обусловленность психологической зависимости личности от наркотических средств и в этой связи проанализированы особенности и деструктивные изменения смысловых структур наркозависимой личности. Исходя из этого определён теоретический подход к решению проблемы повышения эффективности психокоррекции наркозависимой личности (вторичной и третичной профилактики наркомании), который позволил проанализировать и установить причину малой эффективности уже существующих методов.

Показано, что главной причиной наркотизации личности является утрата ею смыслообразующих ценностей жизни, которые начинают реализовываться искусственным образом, что приводит к существенным изменениям исходных (реальных) ценностей. На этой основе разработаны психологические подходы профилактики наркомании.

Выявлено, что в процессе потребления наркотических средств, исходные ценности превращаются лишь в понимаемые, но не переживаемые. Смыслообразующие ценности и мотивы наркозависимой личности сосредотачиваются преимущественно на внедеятельностных ценностях наркоопьянения.

Раскрыты особенности смысловых образований, способствующих избавлению личности от психологической зависимости от наркотических средств.

Кроме этого, научная новизна данной работы заключается в систематизации методов формирования целевой установки против потребления наркотических средств. Проведена классификация методов кодирования и выявлен общий алгоритм психотехнологии кодирования.

На основании вышеприведённых исследований разработан более эффективный метод психокоррекции - пограничный анализ, позволяющий создавать состояние постпограничной ситуации, благодаря которому у наркозависимой личности происходит переоценка ценностей и формируется новая смысловая установка, противостоящая деструктивным установкам и избавляющая личность от наркозависимости. Вместе с тем показано, что необходимо не только противостояние, но и замещение наркозависимых установок новыми, позитивными смысловыми установками.

Методологической основой работы были положения классической психологии: отечественной теории деятельности и установки (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Асмолов, Д.Н.Узнадзе и др.) и психоаналитической теории (З. Фрейд). Кроме того, были применены эмоционально-ценностная теория смыслообразования (Р.Х. Шакуров) и положения современной постмодернистской философии (Ж. Бодрийар, Ж. Делёз, Ф. Гваттари, Ж..Батай, Ж. Деррида, Ж. Лиотар, Р.Барт и др).



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Современное состояние проблемы наркозависимости

    Дипломная работа >> Социология
    ... психокоррекции как методе наркопрофилактики, - это сам подход в подаче психологических ... психологические подходы к проблеме ... риск нарко- ... эффективности ... В.И., Кошкина В.С. Профилактика правонарушений несовершеннолетних: ... Юстицкис В.В. Семейная психотерапия. - Л.: ...
  2. Коррекционная педагогика. Возрастная психология

    Учебное пособие >> Психология
    ... и психокоррекцию, с активным внедрением методов медицинской психодиагностики и психотерапии. Она включает в себя методы психологической саморегуляции ...
  3. Технологии решения социальных проблем молодежи (проблемы наркомании)

    Реферат >> Социология
    ... психодиагностики и психокоррекции, психотерапии. Схема № ... приемам профилактики наркозависимости ... проблемам нарко-токсикоманий, алкоголизма, табакокурения; лечение и медико-психологическая ... эффективные ... технологии: - индивидуальный подход; - последовательность; - ...
  4. Работа с неблагополучной семьей

    Реферат >> Педагогика
    ... преступность, нарко- и токсикомания ... е подходы к ... Семейная психотерапия. ... про­филактики безнадзорности ... психокоррекция, т. е. возраст кандидатов предпо­лагает и определенный возраст ребенка, тогда успешнее и эф­фективнее ... Психологические проблемы функционирования ...
  5. Работа социального педагога с неблагополучной семьей

    Дипломная работа >> Педагогика
    ... эффективна, если она будет основана на комплексном подходе ... психокоррекции и профилактики ... Нарк ... Психологическое сопровождение родительства. – М. 2003 Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия ... Социально – психологические и этические проблемы:Справочник / ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0020101070404053