Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Реферат
Социальная неоднородность общества, различия уровней дохода, власти, престижа и т.д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой ча...полностью>>
Социология->Реферат
Рост внимания к проблеме формирования сильного имиджа организации не случаен. Он обусловлен необходимостью решения практических задач в сфере управлен...полностью>>
Социология->Реферат
Проблема групп является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Интерес к исследованию групп возник очень давно,...полностью>>
Социология->Доклад
В деревнях существовало некое равновесие между силами, нарушающими и охраняющими общественный порядок. 99% всех нарушений карались на уровне семьи или...полностью>>

Главная > Реферат >Социология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Таким образом, фантазии об иных государствах оказывались неразрывно связанными с попытками революционного переустройства существующих порядков. Понятно, что аналогичным, и даже куда более мощным, потенциалом могла обладать идея множественности миров.

Впрочем, вопросы социального равенства интересовали  Бруно мало. Гораздо более его увлекала проблема постижения истинного Бога. Вспомним, что еще на допросе в Венеции  Бруно утверждал, что считает недостойным благости и могущества Бога создание единственного и конечного мира. Бог всемогущ, настаивал  Бруно, и именно эта, вполне христианская идея, постепенно привела его к выводу о том, что Бог христианства слишком земной, слишком антропоморфный, чтобы быть истинным. А значит, поклоняться такому Богу – кощунство. Биографы философа отмечают, что еще в молодые годы  Бруно "не без влияния реформаторских идей выставил из кельи образа святых, оставив одно лишь распятие: в почитании образов он видел остатки языческого многобожия и идолопоклонства"22.

Для правильного понимания творчества  Бруно и роли в нем идеи множественности миров важно учитывать то, что  Бруно  не был ученым, хотя и затрагивал в своих сочинениях научные проблемы. Он плохо разбирался в астрономии и математике, а как философ-логик значительно уступал своему учителю - Николаю Кузанскому. Тем не менее,  Бруно лучше многих современников чувствовал динамизм своей эпохи, ее устремленность к радикально новому, ее, по словам Гегеля, "одержимость бесконечностью"23. Свое ощущение эпохи  Бруно попытался выразить в философско-религиозном учении, которое он называл "героическим энтузиазмом", "философией рассвета" и т. п. Это учение должно было, по-видимому, прийти на смену христианству, чтобы способствовать преодолению разногласия между протестантами и католиками, а также, чтобы включить в себя идеи коперниканство, бесконечности Вселенной и, самое главное, нового человека, способного рассекать ограничивающий его волю и разум "кристалл небес".

В диалоге "Пир на пепле"  Бруно признается, что поначалу отнесся к идее движения Земли как к безумию и лишь постепенно, в ходе своих философских поисков, осознал истинность этой идеи. Таким образом, не астрономия сделала  Бруно еретиком, а весьма распространенное в ту эпоху стремление обновить христианство, побудившее его искать подходящие основания для такого обновления в идеях Коперника, в античной философии, магии и, наконец, в учении о множественности миров.

Надо сказать, что многое из бруновской "философии рассвета" ранее уже разрабатывалось философами и теологами (идея деперсонифицированного бога, непостижимого с помощью земных аналогий; новое понимание человека и его места в мире; проблема синтеза Библии и Книги Природы и т. д.) или, во всяком случае, носилось в воздухе24.

Однако двигаться по этому пути слишком последовательно мыслители эпохи Возрождения опасались из-за возможности разрыва с христианством. Причем этого разрыва боялись не от недостатка мужества, а уже хотя бы потому, что, теряя связь с Христом, человек терял основу для постижения истины. Отсюда проблема "христианской совести", о которой говорил А. Ф. Лосев. Люди Ренессанса, писал он, "тоже были своего рода героическими энтузиастами. Но всех их страшила трагедия изолированной человеческой личности (потерявшей связь с Христом), и если они увлекались ее самоутверждением, то скоро тут же каялись в этом"25. Другое дело - Бруно, который заполнял возникающий при разрыве с христианством идейный вакуум религиозно-мистическим чувством связи с иными мирами, обитатели которых могли, подобно жителям островов-утопий, приблизиться к постижению истинного Бога в большей степени, чем земляне. Вот с позиций этих вероятных учений  Бруно   и мог смотреть на христианство так, как на него не смотрели со времен римских императоров: не как на универсальный путь к спасению, а как на местечковую религию, смесь суеверий и шарлатанства. Существенную роль в формировании у  Бруно таких взглядов могла сыграть распространившаяся в эпоху Ренессанса и, безусловно, хорошо известная инквизиции античная антихристианская литература, намеки на которую можно найти в работах Бруно "Изгнание торжествующего зверя", "Пир на пепле" и "Тайна Пегаса"26.

По-видимому, возможность такого взгляда на христианство "сверху", с позиций более совершенных, более адекватных реалиям XVI в. религий, могла показаться инквизиции куда страшнее, чем реформация или атеизм. Ведь и протестантизм, обвинивший Ватикан во всех смертных грехах, но сам затем в них погрязший, и примитивный атеизм, смело утверждавший, что Бога нет, но затруднявшийся объяснить, что же правит миром, христианства как такового не затрагивали. Более того, протестантизм, даже внеся в христианство ряд фундаментальных новаций, провозглашал себя возвратом к евангельской, раннехристианской традиции, не испорченной папством. Другое дело - "философия рассвета"  Джордано Бруно, сохраняющая веру в Творца и (в то же время) устремленная вперед, в Неведомое, включающая или пытающаяся включить в себя мировоззренческую революцию XVI в. и воздвигающая всемогущему Богу единственно достойный ему храм в виде бесконечной Вселенной, заполненной бесконечными мирами, обитатели которых различными путями движутся к постижению той истины, которая приоткрылась бывшему доминиканскому монаху, живущему на планете Земля.

Фундаментальная новация  Бруно состояла во введении в религию идеи прогресса, т. е. представления о том, что с ходом времени происходит не деградация некоего "золотого века", истинной мудрости, подлинной святости и т. п., а наоборот, приумножение и совершенствование знаний, включая знание о Боге. "Современная мудрость превосходит мудрость древних", - писал  Бруно в книге "Пир на пепле"27. Тем самым он обнаруживал в истории необратимое развитие и экстраполировал его на иные миры, многие из которых могли уйти в своей эволюции дальше Земли.

В. С. Библер отмечал, что, только начиная с XVIII в. "утопический социальный строй расположен уже не рядом с государством наличным (в том же времени, но в другой точке пространства, в "нигде"), теперь новый истинный строй социального бытия встраивается в шкалу временную на основе идеи прогресса"28. По сути, идея множественности миров играла для  Бруно примерно ту же роль, какую для последующих столетий играла идея прогресса - условия непременного изменения всех существующих социальных институтов. Именно поэтому, как мне представляется, отрекаясь в ходе следствия от многих ересей,  Бруно категорически не желал отрекаться от своих космогонических идей, при помощи которых он обосновывал возможность и необходимость дальнейшего обновления церкви - главного социального института того времени.

При этом  Бруно допускал, что душа может свободно перемещаться из одного мира в другой. Такое предположение радикально противоречило христианской догматике, отводившей для души особое, внемировое пространство "того света", но зато оно было необходимо  Бруно для установления принципиально возможной связи с иными мирами, отделенными, по  Бруно, от нашего только пространственным барьером.

Таким образом, бруновское учение о множественности миров затрагивало святая святых христианской веры, и именно поэтому следователи настойчиво предлагали  Бруно отказаться от еретических взглядов, будто душа человека подобна не аристотелевской форме (неотделимой телесным образом от материи), а кормчему на корабле. Бруно отказался это сделать, потому что именно такая душа была необходима ему для связи с иными мирами, образующими, по мысли философа, некоторую целостность, аналогичную организму. В число важнейших составляющих философии  Бруно входил гилозоизм - учение, отождествляющее "живое" и "сущее" и, в частности, рассматривающее Космос как живой организм.

Понятно, что такой душе уже не нужна прежняя церковь (как посредник между принципиально различными земным и небесным мирами), однако самой церкви вряд ли могла понравиться перспектива лишиться человеческих душ, а вместе с ними и прихожан. Гораздо проще было навсегда расстаться с одним из них.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение следует обобщить все вышесказанное, еще раз отметив, что единство и бесконечность мира, его несотворимость и неуничтожимость – таковы исходные посылки философии итальянского мыслителя Джордано Бруно. На этом базируется его космологическое представление. Бруно открыто порвал с теоцентрической концепцией устройства мироздания. По его мнению, движущаяся вокруг своей оси и вокруг Солнца Земля – лишь ничтожная пылинка в беспредельном мироздании. Земля не может быть центром Космоса, потому, что в мире вообще нет ни центра, ни границы. Понятие «вверх», «низ» и им подобные применимы лишь к отдельным, ограниченным и временным системам, но не к Космосу, вечному и бесконечному.

«В безмерном лоне бесконечной Вселенной возникают, развиваются, уничтожаются и снова рождаются бесчисленные миры. Наша Солнечная система – лишь одна из бесчисленного множества других, подобных систем». «Существуют бесчисленные солнца, бесчисленные земли, которые кружатся вокруг своих солнц, подобно тому, как наши семь планет кружатся вокруг Солнца» - писал Джордано Бруно в книге «О бесконечности, вселенных и мирах».

Сейчас, когда в связи с началом космических полетов и исследований идея множественности миров переживает расцвет, очень важно предохранить ее от повторного вырождения. Длительная история этой идеи убеждает в том, что она была плодотворной только тогда, когда выступала как радикальная самокритика сложившихся представлений об иных мирах, а заодно и о нашем мире. Именно в такой форме эта идея разрабатывалась на раннем этапе творчества  Бруно, когда он пришел к своим гениальным догадкам.

Так идеи Джордано Бруно и его предшественников Николая Кузанского и Коперника заложили основы для развития философии и естествознания Нового времени.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волков А. Земля и небо Джордано Бруно. – М., 2005. – 26 с.

2. Дынник М. А. Мировоззрение Джордано Бруно. – М., 1999. – 72 с.

3. Еремеева А. И. Джордано Бруно (к 450-летию со дня рождения) // Земля и Вселенная. – 1998. – № 6. – С. 12 - 14

4. Канке В.А. Философия. – М., 1996. – 318 с.

5. Климишин И. А. Открытие Вселенной. – М.: Наука, 1987. – 103 с.

6. Левитан Е. За что сожгли Джордано Бруно // Наука и жизнь. – 2005. – № 4 – С. 8 - 10

7. Лернер Л., Госселин Э. Галилей и призрак Джордано Бруно // В мире науки. – 1997. – № 1. – С. 12 – 14

8. Лернер Л. Джордано Бруно было сожжен за приверженность системе Коперника // Мифы современности. – 2002. - № 2. – С. 16 - 17

9. Менцин Ю.Л. «Земной шовинизм» и звездные миры Джордано Бруно // Вопросы истории естествознания и техники. – 2006. - № 6. – С. 10 – 12

10. Оренина И. Тайна гибели Джордано Бруно // Наука и жизнь – 2002. – №4. – С. 11 - 14

11. Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – Т. I. – М., 2000. – 512 с.

12. Сикирич Е. Джордано Бруно (философ, мистик и пророк грядущих времен). – М.: Новый Акрополь, 1996. – 83 с.

13. Философия /Под общ. ред. Кохановского. – Ростов н/Д, 1999. – 345 с.

14.Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991. – 427с.

15. Штекли М. Джордано Бруно. – М.: Молодая гвардия, 1964. – 112 с. (Серия “Жизнь замечательных людей”).

1 Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991. – С. 114

2 Там же. – С. 115

3 Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – Т.I – М., 2000. – С. 164

4 Чанышев А.Н. – С. 116

5 Реале Д. и Антисери Д. Указ. соч. Т. I. – С. 167

6 Реале Д. и Антисери Д. Указ. соч. Т. I. – С. 168

7 Реале Д. и Антисери Д. Указ. соч. Т. I. – С. 168

8 Штекли М. Джордано Бруно. – М.: Молодая гвардия, 1964. – С. 25

9 Реале Д. и Антисери Д. Указ. соч. Т. I. – С. 169

10 Философия /Под общ. ред. Кохановского. – Ростов н/Д, 1999. – С. 141

11 Чанышев А.Н. – С. 117

12 Философия /Под общ. ред. Кохановского. – С. 143

13 Волков А. Земля и небо Джордано Бруно. – М., 2005. – С. 19

14 Реале Д. и Антисери Д. Указ. соч. Т. I. – С. 170

15 Канке В.А. Философия. – М., 1996. – С. 177

16 Менцин Ю.Л. «Земной шовинизм» и звездные миры Джордано Бруно // Вопросы истории естествознания и техники. – 2006. - № 6. – С. 11

17 Реале Д. и Антисери Д. Указ. соч. Т. I. – С. 173

18 Канке В.А. Философия. – М., 1996. – С. 178

19 Сикирич Е. Джордано Бруно (философ, мистик и пророк грядущих времен). – М.: Новый Акрополь, 1996. – С. 30

20 Канке В.А. Философия. – М., 1996. – С. 179

21 Оренина И. Тайна гибели Джордано Бруно // Наука и жизнь – 2002. – №4. – С. 12

22 Философия /Под общ. ред. Кохановского. – С. 145

23 Еремеева А.И. Джордано Бруно (к 450-летию со дня рождения) // Земля и Вселенная. – 1998. – № 6. – С.13

24 Дынник М. А. Мировоззрение Джордано Бруно. – М., 1999. – С. 41

25 Философия /Под общ. ред. Кохановского. – С. 147

26 Лернер Л. Джордано Бруно было сожжен за приверженность системе Коперника // Мифы современности. – 2002. - № 2. – С. 17

27 Реале Д. и Антисери Д. Указ. соч. Т. I. – С. 177

28 Канке В.А. Философия. – М., 1996. – С. 184



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Философские идеи Джордано Бруно (1)

    Реферат >> Философия
    ... философии Реферат по предмету философия Философские идеи Джордано Бруно Выполнил: студент гр. 0-061100-11 ... , чем я его выслушиваю!" 2.Основные философские идеи Идеи о Боге Идеи о Боге у Джордано Бруно очень своеобразны, здесь странным ...
  2. Философские идеи Дж. Бруно

    Реферат >> Философия
    ... по дисциплине «Философия» на тему: «Философские идеи Дж. Бруно» Проверил: Штайн О.А. ___________________(подпись ... многом предугадав грядущие научные открытия. Идеи Джордано Бруно на целые столетия обогнали его ...
  3. Джордано Бруно (6)

    Реферат >> Философия
    ... Джордано Бруно , являющегося философом и поэтом, характеризуются как пантеизм (pan –Все и theos- Бог) – философское ... вокруг Солнца» - писал Джордано Бруно в книге « О бесконечности, вселенных и мирах.» Так идеи Джордано Бруно и его предшественников ...
  4. За что сожгли Джордано Бруно

    Реферат >> Исторические личности
    ... Как мыслитель, Джордано Бруно, безусловно оказал большое влияние на развитие философской традиции своего ... вокруг Солнца» - писал Джордано Бруно в книге « О бесконечности, вселенных и мирах.» Так идеи Джордано Бруно и его предшественников ...
  5. Жизнь Джордано Бруно

    Реферат >> Философия
    ... Джордано Бруно………………………………………………………4-8 Философские воззрения Джордано Бруно………………………………….9-13 ... ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ДЖОРДАНО БРУНО Философские воззрения Джордано Бруно формировались под влиянием многих предшествующих учений: неоплатонизма, стоицизма, идей ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0020029544830322