Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономика->Дипломная работа
Инвестиции - это один из важнейших этапов в развитии отдельного предприятия и всей экономики Инвестиции в основной капитал составляют весомую часть об...полностью>>
Экономика->Курсовая работа
Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Эта проблема актуальна, прежде всего, тем, что на инвестициях ...полностью>>
Экономика->Курсовая работа
Целью курсового проекта является выявление наилучшего варианта вложения инвестиций для производства товара Приобретение навыков расчета основных средс...полностью>>
Экономика->Курсовая работа
Современное понимание и основополагающее значение инвестиций и инвестиционного процесса, существовавших во все времена и у всех народов, для экономики...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Экономика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Таким образом, в сложившейся ситуации России требуется перейти от политики регулирования инфляции по абсолютным ценам к активному регулированию относительных цен. Перед правительством, Центральным банком и законодательной властью стоят конкретные задачи:

  1. повысить покупательную способность населения путем выплат задолженности из федерального и местного бюджетов соответствующим группам работников;

  2. привести денежную массу и процентные ставки в соответствие с потребностями производства, товарного рынка, капитальных вложений и бюджетных выплат;

  3. сократить, а в перспективе ликвидировать, диспаритеты цен по основным ценообразующим отраслям: сельскому хозяйству, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и т.д.

решение названных задач осложняется наличием в экономике России инфляционно-перераспределительных “синдикатов”, теневых и криминальных механизмов. Бюджетные средства не доходят до адресатов либо поступают с задержками, банки не выполняют функций кредитования капитальных вложений и т.д. Наибольшую сложность представляет недопущение всплеска инфляции при неизбежном увеличении массы платежных средств в экономике.

Данные об инфляции в России в 2003-2004 гг.( Журнал Вопросы Статистики №12, 2003, №10,2004.)

Уровень инфляции в 2003 году: 12%

январь - 2,4%
февраль - 1,6%
март - 1,1%
апрель - 1%
май - 0,8%
июнь - 0,8%
июль - 0,7%
август - минус 0,4%(дефляция)
сентябрь - 0,3%
октябрь - 1%
ноябрь - 1%
декабрь - 1,1%


Исторические данные:
2002 год - 15,1%
2001 год - 18,6%
2000 год - 20,2%

"В 2004 году Россия выйдет на уровень инфляции в 10 с небольшим процентов"9. Об этом президент России заявил в интервью чилийской телекомпании "Канал 13" и газете "Эль Меркурио", текст которого опубликован на официальном сайте президента РФ. В 2000 году в России инфляция составила 20,2 процента. В этом году она тоже будет немаленькой, но все-таки тренд на постоянное снижение очевиден, отметил он. Путин напомнил, что золотовалютные резервы Центрального банка сегодня превышают 107 млрд долл. и в конце этого года приблизятся к отметке 117-120 млрд. В 1999 году, золотовалютные резервы ЦБ РФ составляли чуть больше 12 млрд долл. Кроме этого, правительство создало стабилизационный фонд и в нем будет около 20 млрд долл. Инвестиции в основной капитал в 2004 году вырастут примерно на 11-12 процентов. Путин так же отметил, что безработица в России сейчас составляет примерно 7 процентов от экономически активного населения страны. "Если иметь в виду, что реальные доходы населения ежегодно растут примерно на 11 процентов, что не может не говорить о здоровье экономики страны", - сказал В. Путин. "У нас есть проблемы, которые заключаются в необходимости диверсифицировать нашу экономику. Мы это понимаем, видим и последовательно будем решать эту проблему, причем будем делать это аккуратно, не нарушая макроэкономические показатели, достигнутые за последние годы, стараясь снижать уровень государственного участия в тех сферах экономики, где оно присутствует необоснованно", - сказал президент.

3.2 Антиинфляционная политика в Венгрии и Казахстане

"После валютных кризисов 90-х годов наибольшее распространение получил взгляд, что режим обменного курса имеет право на существование в своих крайних выражениях (corner solutions): либо свободное плавание, либо currency board. Последний вариант, по-видимому, станет менее популярным в свете событий в Аргентине в 2001 г., которые к концу года вылились в массовые беспорядки, отставку президента и правительства и дефолт по внешнему долгу. Свободное плавание курса национальной валюты увязывается рядом специалистов, в т.ч. и руководством МВФ, с применением режима, основанного на непосредственном целеполаганиии органами денежно-кредитного регулирования количественно определенных инфляционных ориентиров."10

В обзоре за 2000 г. показано, что существует отчетливая тенденция к отказу от использования промежуточных целей денежно-кредитной политики, наблюдаемая в странах Восточной Европы. Так же указывалось на то, что Венгрия планировала выход из режима фиксированного курса, а денежная политика Словении строилась не только и не столько на декларируемом режиме таргетирования денежного предложения. Кроме того была подчеркнута растущая популярность такой формы организации денежно-кредитной политики как таргетирование инфляции. В политике двух упомянутых стран произошел в 2001 г. ряд модификаций, которые заслуживают более внимательного рассмотрения.

В 2001 г. в денежно-кредитной политике Венгрии произошли существенные изменения. Первое касается радикальной либерализации системы валютного регулирования и капитального контроля: на заседании Правительства Венгрии было принято решение о снятии всех ограничений на операции с иностранной валютой и об обеспечении полной конвертируемости форинта.

Причиной перехода к новым формам денежного регулирования явилась невозможность достигнуть с помощью политики, основанной на обменном курсе, низких показателей инфляции – с 1999 г. ее уровень (ИПЦ) находился в районе 10%, в апреле по отношению к соответствующему месяцу 2001 г. он составил 10,3%, в мае – 10,8%.

В рамках нового режима установлены как средне-, так и краткосрочные ориентиры по инфляции – в 2005-2006 гг. планируется выйти на уровень 2%, в 2004 г. плановым показателем является уровень инфляции 7%. Допустимые отклонения от намеченного показателя составляют +/- 1%. Следствием перехода к новой политике явилось повышение курса форинта по отношению к евро. Последующий период понижения связывается с проблемами финансовых рынков третьих стран: Аргентина, Турция, Польша.

Однако Национальный банк Венгрии счел, что негативные последствия данного явления для экспортеров будут носить краткосрочный характер, и это вполне приемлемая цена за улучшение ситуации с инфляцией. Такая позиция достаточно любопытна при сравнении ее с позицией ЦБ РФ, который в это же самое время выступал за пересмотр инфляционных ориентиров в сторону повышения при сохранении политики постепенной девальвации рубля и увеличения валютных резервов. Динамика золотовалютных резервов Венгрии заслуживает также особого внимания. Еще рано делать какие-то выводы, но пока ясно, что ни удорожание национальной валюты, ни открытие капитального счета не оказали серьезного негативного воздействия на их состояние. Прекращение движения величины резервов в сторону увеличения после провозглашения реформ вполне вписывается в антиинфляционную политику.

Кстати, политика ближайшего соседа России – Казахстана развивается примерно в том же ключе. 8 декабря 2003 г. Правлением Национального банка Казахстана утверждены Основные направления денежно-кредитной политики на 2004-2006 гг. Программный документ носит среднесрочный характер, а в самой программе сказано, что, начиная с 2004 г., ориентиры денежно-кредитной политики будут определяться Национальным Банком на три года вперед, с ежегодным уточнением, что связано с достижением в стране относительной макроэкономической стабильности.

В своей программе Национальный банк объявил о переходе к новому режиму денежно-кредитной политики. Основным направлением денежно-кредитной политики Национального Банка Казахстана в ближайшие 3 года станет подготовка и переход к принципам инфляционного таргетирования, что предполагает постепенный отход от целевых показателей по денежной базе и золотовалютным резервам к целевым показателям по инфляции.

Основной целью денежно-кредитной политики станет удержание инфляции в пределах 4-6% – в 2004 году. За 3 года суммарный уровень инфляции составит 18-20%. История инфляционных процессов в Казахстане выглядит несколько лучше российской.

Таблица 1.

Инфляция (ИПЦ декабрь к декабрю) в Казахстане (%)

Источник: Национальный банк Казахстана.

Отметим, что антиинфляционная политика пока не мешает экономическому росту, наметившемуся в Казахстане. В 2004 году ожидается, что экономический рост превысит показатель 2003 года (9,8%) и составит более 10%.

Национальный Банк планирует сохранить режим свободно плавающего обменного курса тенге и не будет вмешиваться в его формирование, осуществляя минимальное присутствие на внутреннем валютном рынке

Предполагается, что основными инструментами денежно-кредитной политики в 2004-2006 годах останутся операции открытого рынка, официальные ставки и переучетные операции с векселями. Национальный Банк будет делать упор на операции открытого рынка.

Перспективным направлением денежно-кредитной политики, по мнению Национального банка, также является осуществление дальнейшей либерализации валютного режима, что предполагает, в первую очередь, изменение валютного регулирования и контроля над вывозом и ввозом капитала. Либерализация вывоза капитала будет включать в себя поэтапную отмену лицензирования или расширение круга не лицензируемых операций по некоторым видам валютных операций, связанных с движением капитала.

Заключение

Вся прогрессивная экономическая мысль человечества, положила немало усилий для борьбы с ней, но инфляция окончательно побеждена не была, т.к. появились новые и более сложные ее формы. В некоторых странах определенные успехи уже достигнуты, другие как и Россия, находятся в начале этого пути, что ставит их в привилегированное положение. Они, используя накопленный исторический опыт, могут избежать чужих ошибок. Однако копирование действий других стран, пусть даже и успешно вышедших из инфляционного кризиса, как правило, ведет к плачевным последствиям. Поэтому при формировании политики в Российской Федерации необходимо учитывать уникальные особенности экономики государства:

1. Монопольный ее характер.

2. Развал прежней кредитно-денежной и финансовой системы страны и сложности с формированием новой, адекватной российским условиям.

3. Не конвертируемость рубля и вытеснение его на внутреннем рынке страны более сильными валютами.

4. Наличие мощной теневой экономики, развившейся во время подавленной инфляции.

5. Слабость спирали "зарплата - цены" и огромная роль спирали "цены сырья - общий уровень цен".

Интенсивный инфляционный пресс всегда сопровождает преобразование административно-коммерческой системы в рыночную. Корни его находятся в структурно-системных диспропорциях развивающегося хозяйства, поэтому сейчас России необходима мощная и жесткая политика, включающая в себя широкий спектр кредитно-денежных и бюджетно-финансовых мер, нужно снять все барьеры на пути действия рыночных механизмов, чтобы преодолеть все структурные, управленческие и монетарные глубинные причины инфляции.

В конце работы хочу подчеркнуть, что Россия имеет все возможности для выхода из инфляционного тупика, т.к., несмотря на все трудности, она без всякого сомнения остается сверхдержавой, обладающей громадными ресурсами и в значительной степени определяющей обстановку во всем мире.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. Т. 1.–М, 1996.

  2. Курс экономической теории, под редакцией А.В. Сидоровича, М.: Дело и сервис, 2001, 827с.

  3. С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмолензи. Экономика. Перевод с англ. Сапова Г.Г, М.:Дело, 1999.

  4. Современная инфляция: истоки, причины, противоречия. Под ред. Никитина, М.: Мысль, 1980, 340 с.

  5. Долан Э, Линдсей Д Макроэкономика.–СПб.: Питер, 1996.

  6. Курс экономической теории: Учеб. Под ред. М.Н. Чепурина.–Киров, 1997.

  7. Основы экономической теории и практики рыночных реформ в России: Учеб. пособие. Под ред. М.М. Загорулько.–М.: 1997.

  8. Протас В.Ф. Макроэкономика. Структурно-логические схемы: Учеб. пособие.–., 1991.

  9. Введение в рыночную экономику: Учеб. Под ред. А.Я. Лифшица, И.Н. Никулина.–М.: 1994.

  10. Амосов А. Особенности инфляции и возможность противодействия ей // Вопросы Экономики–1998.–№1.

  11. Риком Траст Аналитика. http://www.ricom.ru/RicomTrust/macronews

  12. Сайт управляющей компании Базис Инвест http://www.bazisinvest.ru/

  13. Сайт: Бюджетная Система Российской Федерации http://www.budgetrf.ru/Publications/

  14. Журнал Вопросы Статистики №12, 2003, №10,2004.

1 Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. Т. 1.–М, 1996.

2 Курс экономической теории, под редакцией А.В. Сидоровича, М.: Дело и сервис, 2001

3 Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. Т. 1.–М, 1996.

4 Курс экономической теории, под редакцией А.В. Сидоровича, М.: Дело и сервис, 2001

5 Курс экономической теории: Учеб. Под ред. М.Н. Чепурина.–Киров: Мысль, 1997

6 Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. Т. 1.–М, 1996.

7 Курс экономической теории, под редакцией А.В. Сидоровича, М.: Дело и сервис, 2001.

8 Основы экономической теории и практики рыночных реформ в России: Учеб. пособие. Под ред. М.М. Загорулько.–М.: 1997.

9 Сайт: Бюджетная Система Российской Федерации http://www.budgetrf.ru/Publications/

10 Риком Траст Аналитика. http://www.ricom.ru/RicomTrust/macronews



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Основы антиинфляционной политики государств с трансформирующейся экономикой

    Реферат >> Экономика
    ... 19 4.5 Антиинфляционная стратегия…………………………………….…….21 4.6 Антиинфляционная тактика…………………………………………....24 5 Основы антиинфляционной политики государств с трансформирующейся ... занятости и цен. Теоретические рассуждения монетаристов проистекают из ...
  2. Совершенствование антиинфляционной политики государства в России как элемента механизма государс

    Реферат >> Экономика
    ... государством антиинфляционной политики в России. Цель исследования заключается в изучении теоретических аспектов антиинфляционной политики государства, исследовании антиинфляционной политики ... , аналитический. Теоретическая основа исследования состоит ...
  3. Антиинфляционная политика государства (15)

    Реферат >> Экономика
    ... форме. Глава 1 Антиинфляционная политика государства 1.1 необходимость антиинфляционных мер Белорусская экономика ... которые невозможно решить на основе частной собственности и капитала ... и менее болезненно. Таков теоретический сценарий. Проблемы, связанные с ...
  4. Антиинфляционная политика (12)

    Реферат >> Финансы
    ... Банка РФ. 1. Теоретические аспекты антиинфляционной политики государства 1.1 Сущность и основные направления антиинфляционной политики государства В той или иной ... либерализацию, необходимо создать институциональные основы для развития конкуренции, которых ...
  5. Антиинфляционная политика государства (5)

    Курсовая работа >> Экономика
    ... инфляции 3. Антиинфляционная политика государства её формы и методы 4. Цели и инструменты антиинфляционной политики на 2007 ... качестве теоретической основы для разработки стабилизационных мероприятий. Основные методы антиинфляционного регулирования ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019757747650146