Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Задача
Задача установления уровня интеллекта является одной из самых главных в психологии с момента оформления этой науки. Именно интеллектуальный показатель...полностью>>
Психология->Реферат
Термин парапсихология имеет два значения. Парапсихология используется для условного обозначения некоторой области необычных явлений, которые выпали из...полностью>>
Психология->Реферат
К основным свойствам образа восприятия относятся предметность, константность, целостность и категориальность. Всеми эти­ми свойствами образ восприятия...полностью>>
Психология->Реферат
Слона показывали ночью в темном помещении. Люди толпились вокруг, чтобы посмотреть на него. Так, как было темно, посетители не могли его разглядеть и ...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ВЯТСКИЙ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Гуманитарный факультет

Предмет:___Психология развития и

возрастная психология

Вариант:___ 10 ___

Тема контрольной работы:

Студента_4_курса, группы__П-41__

Ф.И.О ___Огородниковой Елены Валерьевны

Дата сдачи работы «___»____________2009г.

Оценка:_________________

Проверил:_______________

Киров 2009

План:

Вопросы:

  1. Проанализируйте динамику развития сферы самосознания в онтогенезе человека.

  2. Разработайте памятку на основе знаний о специфике данного периода по взаимодействию с ребёнком раннего возраста.

  3. Проанализируйте динамику смены ведущих видов деятельности в онтогенезе человека.

  4. Внутренняя позиция школьника по отношению к учению во многом определяется мотивами учения, которые с возрастом существенно меняются. Перечислены основные мотивы, встречающиеся у школьников.

    • Желание получить отметку, одобрение учителя.

    • Стремление к успеху, самоутверждению.

    • Желание быть настоящим школьником.

    • Практическое значение предмета, возможность овладеть полезными умениями и навыками.

    • Общественное значение предмета, его роль в жизни страны.

    • Интерес к самому учению, к знаниям («Учусь, потому, что интересно учиться»).

    • Желание получить образование для будущей профессиональной деятельности.

    • Стремление завоевать престиж у сверстников.

Определите, какие из мотивов характерны для младших школьников, какие для подростков и какие для старшеклассников (свой ответ постарайтесь обосновать).

Вопрос №1: Проанализируйте динамику развития сферы самосознания в онтогенезе человека.

Самосознание - определение

Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, чего ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Известный психолог Эриксон ввел понятие "групповая идентичность", которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и "эгоидентичность", чувство устойчивости и непрерывности своего "Я". Формировавание эгоиндентичности — длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет.

  • Развитие самосознания у грудного ребёнка.

На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, ребенок как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нужно). Динамика развития доверия зависит от матери. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка.

  • Развитие самосознания у ребёнка раннего возраста.

Стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за "мокрые штанишки".

  • Развитие самосознания в дошкольном возрасте.

ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра очень важна для развития ребенка, т. к. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.

  • Самосознание в младшем школьном возрасте.

В младшем школьном возрасте ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе.

  • Становление самосознания в подростковом возрасте.

В подростковом возрасте формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения — вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении.

  • Самосознание в молодости (юности).

В молодости для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.

  • Самосознание во взрослом этапе развития личности.

Центральная стадия — взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью.

  • Самосознание в старости.

происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое "Я" в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь — это неповторимая судьба, которую не надо переделывать, человек "принимает" себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.

Самосознание личности

В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание.

В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его "Я". Образ "Я", или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента (по В. С. Мерлину):

· сознание отличия себя от остального мира;

· сознание "Я" как активного начала субъекта деятельности;

· сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;

· социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

Критерии самосознания:

· выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды);

· осознание своей активности — "Я управляю собой";

· осознание себя "через другого" ("То, что я вижу в других, это может быть и мое качество");

· моральная оценка себя, наличие рефлексии — осознание своего внутреннего опыта.

В структуре самосознания можно выделить:

· осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего "Я" ("Я как действующий субъект");

· осознание своих реальных и желаемых качеств ("Реальное Я" и "Идеальное Я");

· познавательные, когнитивные представления о себе ("Я как наблюдаемый объект");

· эмоциональное, чувственное представление о себе. Таким образом, самосознание включает в себя: самопознание (интеллектуальный аспект познание себя) и самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе)

В целом можно выделить три пласта сознания человека:

· отношение к себе;

· отношение к другим людям;

· ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).

Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным:

· эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как самоценности влияет на отношение к другим людям ("Если мне помогают, то — хорошие люди");

· группоцентрический уровень отношений ("Если другой человек принадлежит к нашей группе, он — хороший");

· просоциальный уровень ("Другой человек — это самоценность, уважай и прими другого человека таким, каков он есть", "Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой");

· эстохолический уровень — уровень исходов ("Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром и с богом. Милосердие, совесть, духовность — главное в ношении к другому человеку").

Вопрос №2: Разработайте памятку на основе знаний о специфике данного периода по взаимодействию с ребёнком раннего возраста.

Ранний возраст — стадия психического развития ребенка от 1 года до 3 лет, которая характеризуется качественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий. В этом временном интервале происходят следующие события индивидуального развития:

1. Формируется ходьба, локомоция, мелкая моторика, за счет чего существенно расширяются возможности познания окружающего мира;

2. Развивается ситуативно–деловое общения с взрослыми и общение со сверстниками;

3. Формируются когнитивные процессы;

4. Происходит овладение пассивной и активной речью;

5. Становятся более определенными аффективная и волевая сферы, формируется самосознания.

Для психики ребенка этого возраста характерны: высокая зависимость от наглядной ситуации; психическое отражение функционирует в неразрывной связи с практическими действиями; выраженный аффективный характер направленности на внешний мир. Ведущей в этом возрасте выступает предметно–манипулятивная деятельностью, в рамках которой происходит овладение культурно фиксированными способами употребления предметов. При этом формирование предметных действий ребенка неотделимо от его общения с взрослым, которое является ситуативно–деловым. В этот период происходит особенно интенсивное развитие речи ребенка: на втором году ребенок уже понимает названия некоторых предметов, с которыми он взаимодействует, а на третьем году понимание распространяется и на предметы, которые находятся вне непосредственного опыта ребенка.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Возрастная психология (7)

    Учебное пособие >> Психология
    ... и методы возрастной психологии Возрастная психология как наука Возрастная психология – это особая отрасль психологии, которая изучает закономерности возрастного развития ...
  2. Возрастная психология (8)

    Шпаргалка >> Психология
    ... возрастной психологии : психология младенца, психология раннего возраста, дошкольная психология , психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология среднего возраста, психология ...
  3. Возрастная психология (9)

    Курсовая работа >> Психология
    ... проблем старости занимается геронтопсихология – отрасль возрастной психологии, которая занимается изучением пожилого и ... помощь и консультирование в практической психологии. –СПб. 1999 2 Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов.
  4. Возрастная психология (11)

    Реферат >> Психология
    ... деятельности А.Н. Леонтьев, Б. Эльконин. Психология сознания. Наблюдение. Обучение.Деятельность. ... же в развитии “вершинной психологии”, или психологии развития сознания, принадлежит советской ... следующем возрасте, на новой возрастной стадии. Ребенок в школе ...
  5. Возрастная психология (10)

    Реферат >> Психология
    ... критику. Главное содержание каждого возрастного кризиса - это формирование новообразований ... согласно исследованиям ученых и психологов, важнейшим новообразованием является возникновение ... этапа, - собственная возрастная специфика, право на автономию ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0023729801177979