Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Государство и право->Задача
1 Аграрні правовідносини у найзагальніших обрисах – це правова форма реалізації положень правових норм через застосування їх у процесі визначення й фу...полностью>>
Государство и право->Курсовая работа
Обеспечение общественного и правового порядка, защита и охрана прав и интересов граждан и организаций, защита конституционного строя Российской Федера...полностью>>
Государство и право->Курсовая работа
С развитием в Российской Федерации демократических преобразований особую актуальность принимает одна из важнейших проблем реального обеспечения прав и...полностью>>
Государство и право->Курсовая работа
Административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию, по...полностью>>

Главная > Реферат >Государство и право

Сохрани ссылку в одной из сетей:

5 Важной формой нравственного воспитания осужденных является религиозное воздействие. В настоящее время имеются соглашения с религиозными конфессиями (например, с Русской Православной Церковью в лице ее Московской Патриархии), в которых определяются формы их работы с осужденными, отбывающими наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Сейчас в каждом исправительном учреждении оборудованы соответствующие помещения для отправления религиозных обрядов (часовни, домовые церкви, дацаны, мечети, молельные комнаты

и др.).

В практической деятельности сложным является вопрос о допуске в исправительные учреждения для проведения религиозного просвещения осужденных представителей тех или иных религиозных конфессий, особенно сектантских течений и групп различной ориентации, выступающих в ряде случаев против общечеловеческих ценностей12. Этот вопрос необходимо решать через Министерство юстиции РФ и его организационные структуры на местах, которые осуществляют регистрацию подобного рода организаций, имея возможность проверить и оценить их учения (у некоторых сектантских групп они даже не переведены на русский язык). Перекладывать данное решение на администрацию исправительных учреждений недопустимо, она не обладает возможностями дать правильную оценку таким обстоятельствам. При наличии регистрации в органах юстиции конкретной религиозной организации и наличии в учреждении осужденных, желающих отправления обрядов именно данной религиозной организацией, администрация учреждения обязана допустить ее представителей к осужденным.

Данное положение сейчас закреплено в ч. 2ст. 118 УИК РФ: к осужденным, содержащимся в штрафном изоляторе, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, одиночных камерах, по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных.

В таком деликатном деле, как религиозное воздействие, не всегда удается избежать компании по реализации указанных соглашений, имеются попытки стандартизировать эту работу, например, оборудовать молельные комнаты по единому образцу (как функционировавшие ранее ленинские комнаты). Весьма опасными и деструктивными являются требования ориентироваться в этой работе прежде всего на ту либо иную религию и не поощрять посещений исправительных учреждений представителями других религиозных учений. Нельзя командными методами приучать человека к религии, обязывая посещать религиозные службы, изучать вероучения (если это не связано со спецификой выполняемых служебных обязанностей); тем более недопустимо вводить в программу служебной подготовки персонала требования изучать, например, православие в обязательном порядке, а иные вероучения — по желанию. Кроме протеста, игнорирования и недовольства такая практика ничего другого вызвать не может. Только спокойная, вдумчивая, кропотливая и довольно длительная работа может дать положительные результаты в такой деликатной сфере жизнедеятельности человека и общества.

6 В исправительных учреждениях достаточно много внимания уделяется физическому воспитанию осужденных, для чего в каждом исправительном учреждении создается необходимая спортивная база (за исключением тюрем и колоний особого режима). Причем в ряде исправительных учреждений, особенно в воспитательных колониях, где позволяют площади, имеются хорошо оборудованные спортивные площадки и спортивные залы. Спортивные мероприятия служат не только важным фактором поддержания здоровья осужденных и их физического состояния, но и обеспечивают занятость осужденных полезными делами (особенно в условиях отсутствия работы, непосещения образовательных занятий и при других неблагоприятных факторах).

2.2 Методы воспитательной работы с осужденными

Уголовно-исполнительным законодательством закрепляется принцип дифференциации воспитательной работы в зависимости от срока наказания, вида исправительного учреждения и условий содержания осужденных. Требование дифференцированного подхода вытекает как из сложившейся практики исполнения лишения свободы, так и из ратифицированных Россией международно-правовых договоров, определяющих стандартные правила обращения с осужденными13. Воспитательная работа проводится в трех основных формах: 1) индивидуальной; 2) групповой; 3) массовой. При этом широко применяются психолого-педагогические методы воздействия на отдельных осужденных и их группы. Наиболее эффективной формой воспитательного воздействия является индивидуальная работа с осужденными. Индивидуальная работа включает в себя изучение состава осужденных, их классификацию, выявление личностных качеств, степени разрушенности социально полезных связей и др. Основным источником получения таких сведений выступают личные дела осужденных, характер их переписки, беседы с ними и др. В содержание индивидуальной работы входит: изучение характера взаимоотношений в среде осужденных; выявление неформальных лидеров; применение типовых методик изучения личности преступника и организации работы с осужденными, относящихся к различным классификационным категориям; составление и реализация планов индивидуальной работы с конкретными лицами; организация самовоспитания и аттестования осужденных; организация работы по склонению осужденных к явке с повинной, досрочному погашению исков; подготовка осужденных к освобождению и т.д14. В настоящее время значительное место в организации индивидуальной работы с осужденными отводится психологической службе УИС. Психологи изучают вновь прибывших в исправительное учреждение по стандартизированным методикам и составляют на каждого осужденного психологическую характеристику-рекомендацию по индивидуализации исполнения наказания или содержанию в следственном изоляторе; выявляют лиц, составляющих «группу риска» (агрессивных, склонных к побегу, суициду и т.п.); осуществляют индивидуальное консультирование, проведение психокоррекционной работы с отдельными осужденными и группами осужденных, социально-психологических тренингов. Массовые формы используются при проведении воспитательных , мероприятий, требующих охвата всех или значительной части осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Они необходимы при подведении итогов и постановке задач на определенный период времени, для решения вопросов, требующих массового внимания и усилий. Более распространенными являются групповые воспитательные мероприятия. Основной группой здесь является отряд осужденных. Кроме того, воспитательные мероприятия могут проводиться с группами нарушителей дисциплины, группами осужденных, подготавливаемых к освобождению, группами лиц, содержащихся в помещениях камерного типа и т. д. Отряд осужденных создается в структуре исправительных учреждений с целью обеспечения управления исполнительного процессом, создания необходимых условий для соблюдения прав и законных интересов, обеспечения личной безопасности осужденных, сохранения и поддержания их здоровья, проведения с ними воспитательной, психологической, социальной и иной работы. Количество осужденных в отряде устанавливается в соответствии с актами Минюста России: в исправительной колонии в пределах 50-100 человек, в зависимости от вида режима и численности осужденных; в воспитательной колонии -50 человек15. Основная масса воспитательных мероприятий возлагается на начальника отряда исправительного учреждения (в воспитательной колонии старший воспитатель — начальник отряда). Для этого должность начальника отряда замещается лицами начальствующего состава, имеющими, как правило, высшее профессиональное образование (педагогическое, психологическое или юридическое). Вместе с тем это не означает, что воспитательная работа осуществляется исключительно начальником отряда. В исправительных учреждениях реализуется принцип: каждый сотрудник мест лишения свободы — педагог и воспитатель. Для оказания помощи начальнику отряда в осуществлении воспитательной работы с осужденными организуется совет воспитателей отряда. Он создается приказом начальника учреждения. В состав совета воспитателей отряда входят: начальник отряда, другие сотрудники исправительных учреждений, имеющие навыки проведения воспитательной работы с осужденными, преподаватели общеобразовательной школы и профессионального училища, представители общественности (по представлению начальника отряда), а в воспитательной колонии — воспитатели, представители родительского комитета. Начальник отряда является председателем Совета и планирует его работу в своем ежеквартальном плане. В работе совета воспитателей отряда могут принимать участие представители органов местного самоуправления, общественных организаций и религиозных конфессий, попечительского совета при исправительном учреждении. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Решения принимаются большинством голосов открытым голосованием. Решения, принимаемые в отношении конкретных осужденных, отражаются в дневниках индивидуальной воспитательной работы. Итоги работы советов воспитателей отрядов подводятся на общем собрании сотрудников исправительного учреждения не реже одного раза в год. Одним из примеров форм в воспитательной работе с осужденными заметное место отводится самодеятельным организациям осужденных16. Они создаются с целью реализации возможностей самоорганизации и самоуправления осужденных и осуществляют свою деятельность в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства РФ и актов Минюста России под контролем администрации исправительных учреждений. Согласно ст. 111 УИК РФ самодеятельные организации осужденных формируются в исправительных учреждениях (за исключением тюрем и среди осужденных, содержащихся в помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа). Основными задачами самодеятельных организаций осужденных являются: оказание осужденным помощи в духовном, профессиональном и физическом развитии; развитие полезной инициативы осужденных; оказание позитивного влияния на исправление осужденных; участие в решении вопросов организации труда, быта и досуга осужденных; содействие администрации исправительных учреждений в поддержании дисциплины и порядка, формировании здоровых отношений между осужденными; оказание социальной помощи осужденным и их семьям17. Перед самодеятельными организациями осужденных могут стоять и иные задачи, не противоречащие целям, порядку и условиям отбывания наказания.

К формам самодеятельных организаций осужденных относятся коллективы отрядов осужденных и совет коллектива осужденных учреждения. Организационную структуру самодеятельных организаций в отряде составляют: совет коллектива отряда; секция дисциплины и порядка; секция трудовой адаптации; секция пожарной безопасности; санитарно-бытовая секция; секция досуга; секция общеобразовательного и профессионального обучения; физкультурно-спортивная секция. Их деятельность охватывает все основные жизненные сферы отряда. В отряде могут создаваться и другие секции. Кроме участия осужденных в работе перечисленных секций их самодеятельность может широко проявляться в работе различных творческих кружков и организаций. Формирование и непосредственный контроль за работой самодеятельных организаций осужденных в отряде, соблюдением ими требований действующего законодательства возлагается на начальника отряда. В строгих условиях отбывания наказания самодеятельные организации осужденных могут создаваться по усмотрению начальника учреждения.

Решение о создании самодеятельных организаций осужденных принимается на общих собраниях коллективов осужденных в отрядах. Членом самодеятельных организаций может быть любой осужденный, желающий принимать участие в их работе. Лица, допустившие злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания, решением совета коллектива учреждения (отряда) выводятся из состава самодеятельных организаций.

Прием в члены самодеятельных организаций осуществляется на основании письменного заявления осужденного, подаваемого в совет коллектива отряда. После принятия осужденного в члены самодеятельной организации он включается в состав секции, в которой желает работать. Его заявление передается в отдел (группу) специального учета учреждения для приобщения к личному делу.

При самодеятельной организации осужденных учреждения с целью общего руководства активом общественных формирований осужденных создаются: совет коллектива учреждения; секция дисциплины и порядка; секция трудовой адаптации; секция общеобразовательного и профессионального обучения; секция досуга, совета клуба и библиотеки; секция общественных корреспондентов многотиражной газеты, редакции стенгазеты колонии; секция социальной помощи; физкультурно-спортивная секция и другие секции18.

Также одним из примеров форм в воспитательной работе с осужденными, является общее образование.

В ст. 112 Кодекса закрепляется обязательное получение основного общего образования осужденными к лишению свободы, не достигшими 30 лет. Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения среднего (полного) общего образования, администрацией исправительного учреждения, соответствующими органами местного самоуправления создаются необходимые условия. Осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию.

В соответствии с Законом РФ "Об образовании" образовательные программы подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные). К общеобразовательным программам относятся следующие: дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Профессиональное образование включает программы по осуществлению начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования19. Каждая образовательная программа определяет содержание образования конкретного уровня.

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ, а профессиональные — на подготовку специалистов соответствующей квалификации. Обязательный минимум содержания каждой основной образовательной программы устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

Таким образом, общеобразовательные программы обучения направлены не только на получение обучающимися определенной суммы знаний, но и на их воспитание и развитие, поэтому они в наибольшей мере подходят для выполнения основной задачи исправительных учреждений — исправления осужденных20. Образовательные стандарты исправления осужденных разрабатываются педагогическими коллективами учебных заведений при исправительных учреждениях с учетом личностных особенностей различных категорий осужденных, их образовательного, профессионального и культурного уровня. Правовой основой разработки таких программ являются государственные образовательные стандарты.

Как отмечается в исправительной педагогике, образовательный стандарт применительно к осужденным должен включать три норматива (компонента): минимальное количество учебных предметов, которые должен освоить обучающийся; обязательные знания и умения по каждому из них (стандарт обученности); уровень нравственности (степень исправления). Акцент в таких программах необходимо делать на формировании личности, развитии ее сознания, повышении культурного уровня с учетом национальных традиций и обычаев, на воспитании культуры общения, что в конечном итоге стимулирует исправление осужденных.

Имея в виду высокий уровень воспитательной направленности общеобразовательного обучения, Кодекс содержит поощрительную норму, стимулирующую осужденных к обучению: получение осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления . Для сдачи экзаменов учащиеся осужденные освобождаются от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, к общему образованию не привлекаются; им создаются условия для самообразования, не противоречащие условиям и порядку отбывания наказания21.

Общеобразовательные школы создаются при исправительных учреждениях. Создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы (школ и учебно-консультационных пунктов), организация получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования осуществляются в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции РФ и Министерством общего и профессионального образования РФ.

В связи со спецификой обучения осужденных Кодекс устанавливает обязанность педагогических коллективов образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы оказывать помощь администрации исправительного учреждения в воспитательной работе с осужденными. На практике учителя школ, как правило, включены в активную воспитательную работу не только во время проведения занятий в школе, но и после занятий в отрядах и по колонии в целом. При этом обычно достигаются положительные воспитательные результаты. Остается лишь сожалеть, что в связи со сложностями экономического развития в стране количество школ и численность преподавательского состава существенно сократились, и тенденция к такому сокращению все еще продолжает сохраняться.

Заключение

Изучив нормативные акты, научную литературу, касающихся правового регулирования мер воспитательного воздействия, применяемых к осужденным, отбывающих наказание в исправительных учреждениях мы определили специфические черты и проблемы. Одной из главных задач воспитательной работы является исправление осужденных. В настоящее время уровень проводимой в большинстве исправительных учреждений социальной и воспитательной работы еще не в полной мере отвечает требованиям времени. Актуальной проблемой является необходимость разработки теоретических и организационно-правовых основ деятельности службы социальных работников в исправительных учреждениях. В современных условиях необходимо совершенствование правового регулирования воспитательной работы, а также поиск новых форм и методов организации и проведения такой работы в исправительных учреждениях. При этом следует акцентировать внимание на обеспечении комплексного подхода, охватывающего, воспитательную, а также психологическую работу с осужденными. Как показывает практика, в тех исправительных учреждениях, где воспитательная работа с осужденными осуществляется на низком уровне или формально, неизбежно накапливаются факты противоправного поведения осужденных. Отсутствие позитивного воспитательного воздействия на осужденных со стороны администрации при этом замещается психологическим воздействием со стороны криминально настроенной части осужденных. Соответственно при недостаточном внимании к решению социальных проблем снижается и восприятие осужденными воспитательного воздействия. Оказание помощи в решении социальных проблем осужденных, обеспечение их социальной защиты способствует подготовке их к освобождению, восстановлению и укреплению социально полезных связей, содействию в трудовом и бытовом устройстве после освобождения, а проведение воспитательной работы поможет осужденным принять нормы и правила общежития открытого общества и потребность в их соблюдении.

Список используемой литературы

Нормативно-правовые акты:

1 Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ (принят ГД ФС РФ 18.12.1996) (ред. от 01.07.2010). Российская газета № 9 от 16.01.2009. 2 Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. От 03.11.2010). Российская газета № 5007, от 30.09.2009. 3 Закон РФ «Об образовании в РФ» от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 28.09.2010). Российская газета от 30.07.2010, №5247. 4 Постановление Правительства РФ от 2 августа 1997 г. N 974 "Об утверждении норм создания материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях" С З РФ от 11 августа 1997 г. N 32 ст. 3787 5 Приказ Министерства Юстиции РФ от 30 декабря 2005 г. N 259(ред. от 06.06.2006 N 206) «Положение об отряде осужденных исправительного учреждения» ( Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 февраля 2006 г. N 7503) 6 Приказ Минюста РФ N 61, Минобрнауки РФ N 70 от 27.03.2006 "Об утверждении Положения об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.04.2006 N 7724)

Учебно-научные издания:

7 Зубков А.И. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу.- 3-е изд., перераб.- М.: Норма, 2007.

8Никитин А. Подготовка специалистов, научное обеспечение деятельности УИС - на уровень современных требований // Преступление и наказание.- 2003. - №12.

9 Михлин А.С. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (Постатейный) - М.: Издательство «Юрайт», 2008. 10 Михлин А.С.Уголовно-исполнительной право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2008. 11 Селиверстова В.И. (под ред.) Уголовно-исполнительное право России: Учебник - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005. 12 Стурова М.П.(под ред.) Исправительная (пенитенциарная) педагогика : Рязань, 2004 13 Трунов И.Л. (под ред.) Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Учебник. - М.: Издательство Эксмо, 2005. 14 Тимофеев М.Б. - Уголовно-исполнительная система России: Учебник- М., 2007 15 Шамсунов С.Х. (под ред.) Комментарий к Закону Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (постатейный) - М.: Норма, 2008.

1 Тимофеев М.Б. - Уголовно-исполнительная система России: Учебник- М., 2007.С.210.

2 Селиверстова В.И. (под ред.) Уголовно-исполнительное право России: Учебник - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005.С.392

3 Михлин А.С. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (Постатейный) - М.: Издательство «Юрайт», 2008.С.125.

4 Зубков А.И. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу.- 3-е изд., перераб.- М.: Норма, 2007.С.271.

5 Михлин А.С.Уголовно-исполнительной право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2008.С.269.

6 Стурова М.П.(под ред.) Исправительная (пенитенциарная) педагогика : Рязань, 2004.С55.

7 Никитин А. Подготовка специалистов, научное обеспечение деятельности УИС - на уровень современных требований // Преступление и наказание.- 2003. - №12.

8 Михлин А.С. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (Постатейный) - М.: Издательство «Юрайт», 2008.С.169.

9 Зубков А.И. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу.- 3-е изд., перераб.- М.: Норма, 2007.С.285.

10 Трунов И.Л. (под ред.) Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Учебник. - М.: Издательство Эксмо, 2005.С.123.

11 Зубков А.И. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу.- 3-е изд., перераб.- М.: Норма, 2007.С291.

12 Михлин А.С.Уголовно-исполнительной право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2008.С.172.

13 Зубков А.И. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу.- 3-е изд., перераб.- М.: Норма, 2007.С.305.

14 Михлин А.С. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (Постатейный) - М.: Издательство «Юрайт», 2008.С.280.

15 Приказ Министерства Юстиции РФ от 30 декабря 2005 г. N 259(ред. от 06.06.2006 N 206) «Положение об отряде осужденных исправительного учреждения» ( Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 февраля 2006 г. N 7503)

16Селиверстова В.И. (под ред.) Уголовно-исполнительное право России: Учебник - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005.С.95-96.

17 Михлин А.С. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (Постатейный) - М.: Издательство «Юрайт», 2008.С.285э

18 Зубков А.И. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу.- 3-е изд., перераб.- М.: Норма, 2007.С.310.

19 Тимофеев М.Б. - Уголовно-исполнительная система России: Учебник- М., 2007.С215

20 Трунов И.Л. (под ред.) Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Учебник. - М.: Издательство Эксмо, 2005.С.131.

21 Зубков А.И. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу.- 3-е изд., перераб.- М.: Норма, 2007.С.311-313.

25



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Особенности современных технологий социальной работы с осужденными в условиях исправительной колонии общего режима

    Дипломная работа >> Социология
    ... даёт определение понятия «исправление осужденных», в содержание ... опыте социальной работы, принципах и теоретике ... ячейки, ее функций, составляющих ... осуществление преемственности воспитательной работы с осужденными до, и после освобождения осужденного. ...
  2. Понятие и педагогическая сущность системы средств исправления осужденных

    Реферат >> Государство и право
    ... обращения с осужденными и ее осуществление является ... , воспитательную, обеспечивающую, предупредительную. Воспитательная работа с осужденными к ... изученных принципов. Каждый осужденный ... возвращает осужденного к недостаточно точно понятому материалу ...
  3. Понятие и виды исполнения наказаний пенитенциарной педагогики, связанных с изоляцией осужденного

    Реферат >> Педагогика
    ... Понятие пенитенциарной педагогики…..……………………………………....3 2. Основные принципы и методы перевоспитания осужденных ... осуществления контроля за осужденным, но и проведения с ним тех или иных воспитательных ... и политико-воспитательная работа с осужденными: Учеб. ...
  4. Уголовно-исполнительное право (6)

    Реферат >> Государство и право
    ... , осуществлении контроля за их деятельностью и, прежде всего, в привлечении общественности к воспитательной работе с осужденными. Данный принцип закреплен ...
  5. Предупреждение групповых преступлений совершаемых осужденными в уч

    Диссертация >> Государство и право
    ... . 1.1. Понятие и принципы предупреждения групповых преступлений осужденных. Этапы ... так как в процессе ее осуществления происходит объединение усилий двух ... исправления осужденных, что по существу относится к педагогическим понятиям. Воспитательная работа, ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019760131835938