Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Реферат
учебные заведения начального профессионального образования выпускают квалифицированных рабочих и служащих.Прием в государственные и муниципальные учре...полностью>>
Педагогика->Реферат
Внедрение достижений психологической науки в практику управленческой деятельности школы должно рассматриваться как важнейший резерв повышения эффектив...полностью>>
Педагогика->Реферат
Итак, если в начальных и средних классах, ваша «кисонька, рыбонька, заинька» просто «не тянула» обычную школьную программу [помните, незрелый мозг?]. ...полностью>>
Педагогика->Реферат
Интерес к феномену социализации личности по известным причинам значительно возрос в середине прошлого века. Понятие социализации является предельно ши...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Педагогика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1.1 Понятие морально-волевой подготовки детей к обучению в школе

Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у детей морально-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. Особого внимания требует формирование морально-волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него потребуется делать не только то, что ему хочется, а и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа.

Важнейшей задачей системы дошкольного воспитания является всестороннее развитие личности ребёнка, формирование навыков учебной деятельности и в первую очередь волевых проявлений, произвольности поведения и подготовки его к школе. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни [Болотина,с.112].

Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Конечно, морально-волевые действия детей имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний [Болотина, с.121].

На протяжении дошкольного детства усложняется характер морально-волевой сферы личности и изменяется ее удельный вес в общей структуре поведения, что проявляется главным образом, в возрастающем стремлении к преодолению трудностей.

Конечно, важно, чтобы ребенок пошел в школу подготовленным в морально-волевом плане, однако это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых моментов является психологическая готовность. Ее содержание включает в себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Готовность к школе делится на три вида: личностная готовность, морально-волевая готовность и интеллектуальная готовность [Гуткина, с.56].

Личностная готовность.

Личностная готовность состоит из навыков и способности войти в контакт с одноклассниками и учителями. Ведь дети, даже те, которые ходили в детский сад и оставались на какое-то время без родителей, оказываются в школе среди незнакомых им людей.

Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости — качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.

Ребенок как бы должен быть готов к социальной позиции школьника, без которой ему будет трудно, даже если он интеллектуально развит. Такие дети часто учатся неровно, успехи появляются только на тех занятиях, которые ребенку интересны, а остальные задания он выполняет небрежно, наспех. Еще хуже, если дети совершенно не хотят идти в школу и учиться. Это недостаток воспитания, и такое поведение является результатом запугивания школой, особенно если ребенок неуверен в себе, робок (Ты двух слов связать не можешь, как же ты в школу пойдешь? Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!). Поэтому необходимо выработать верное представление о школе, положительное отношение к учителям, к книгам. Личностной готовности к школе родители должны уделить особое внимание. Они обязаны научить ребенка взаимоотношениям со сверстниками, создать такую обстановку дома, чтобы малыш чувствовал себя уверенно и ему хотелось идти в школу.

Морально-волевая готовность [Гуткина, с.61].

В школе ребенка ждет напряженный труд. От него потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа.

К шести годам происходит оформление основных структур морально-волевого действия. Ребенок способен поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить результат своего действия. Конечно, все это производится не совсем осознанно и определяется длительностью производимого действия. Но укрепить морально-волевое знание о себе может помочь игра.

Понимающие родители в период работы по дому квартиру превращают в палубу корабля, космодром, больницу, где выполняются с удовольствием, без угроз и насилия, определенные задания. В возрасте 6 лет ребенок способен уже анализировать собственные движения и действия.

Поэтому он может намеренно заучивать стихотворения, отказаться от игры ради выполнения какого-либо "взрослого" задания, способен побороть боязнь перед темной комнатой, не заплакать при ушибе. Это важно для развития гармоничной личности. Также важным аспектом можно назвать формирование у ребенка познавательной деятельности. Она заключается в формировании у детей не боятся трудностей, стремлении не пасовать перед ними, разрешать их самостоятельно или с небольшой поддержкой взрослых. Это поможет ребенку управлять своим поведением в школе. А складывается такое поведение при наличии между взрослым и ребенком взаимоотношений дружеских, партнерских.

Интеллектуальная готовность [Гуткина, с.63].

Важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит. Но умственное развитие не заключается в большом словарном запасе. Условия жизни изменились. Теперь ребенка окружают разные источники информации, и дети буквально впитывают новые слова и выражения. Словарь их резко увеличивается, а это еще не значит, что так же развивается и мышление. Тут нет прямой зависимости. Ребенок должен научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать. Поэтому ребенок шести лет способен усвоить факты взаимодействия организма со средой, зависимости между формой предмета и его функцией, стремлением и поведением. Но достигает он этой способности только тогда, когда с ребенком занимаются. Причем, не специально обучая, а при общении. Детей дошкольного возраста характеризует общая любознательность. Это возраст "почемучек".

Для всестороннего развития личности ребенка необходимо проводить занятия по рисованию, физкультуре, различные игры.

Таким образом, формирование морально-волевой готовности будущего первоклассника требует особого внимания. Ведь его ждет напряженный труд, от него потребуется делать не только то, что ему хочется, а и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа. Подготовке детей к обучению в школе способствуют личностная готовность, морально-волевая готовность и интеллектуальная готовность. Ребенок шести лет способен усвоить факты взаимодействия организма со средой, зависимости между формой предмета и его функцией, стремлением и поведением. Но достигает он этой способности только тогда, когда с ребенком занимаются. Причем, не специально обучая, а при общении. Особого внимания требует формирование морально-волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него потребуется делать не только то, что ему хочется, а и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа. Для всестороннего развития личности ребенка необходимо проводить занятия по рисованию, физкультуре, различные игры.

1.2 Формирование морально-волевой сферы детей при подготовке к обучению в школе

Формирование морально-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребёнка. От того как, будет воспитан дошкольник в морально-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

К шести годам происходит оформление основных элементов морально-волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты морально-волевого действия еще недостаточно развиты. Так выделяемые цели не всегда достаточно осознаны и устойчивы; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения [Конева,с.22].

К шести годам ребенок "мало-помалу эмансипируется в своих действиях от непосредственных влияний материальной среды; в основу действий кладутся уже не одни чувственные побуждения, но мысль и моральное чувство; само действие получает через это определенный смысл и становится поступком В дошкольном возрасте цель достигается успешнее при игровой мотивации и при оценке поведения со стороны сверстников.

Недооценка важности воспитания морально-волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, эгоизма.

Наблюдения показывают, что многим родителям свойственна недооценка морально-волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач. Родителей волнуют проблемы подготовки ребёнка к школе, но интересуют их прежде всего вопросы социальной подготовки – обучение чтению, счету, письму, а воспитанию таких качеств, как целеустремленность, самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают значения [Коломинский,с.131].

Представление о себе, уважение или неуважение к себе, т.е. самооценка, формируются у ребёнка в процессе общения со взрослыми, которые оценивают его положительно или отрицательно. Особо значимой для детей является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с доверием и уважением. Оценка должна фиксировать внимание ребёнка не только на том, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей.

Морально-волевая подготовка детей к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста. Дошкольный возраст является сенситивным периодом для формирования морально-волевых качеств личности. М.М. Кольцова, Д.Б. Эльконин придерживаются мнения, что наверстать упущенное в сенситивный период в более позднем возрасте трудно, но возможно [Кравцова, с.99].

Научные исследования свидетельствуют о том, что к концу старшего дошкольного возраста в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня морально-волевой готовности в разных видах деятельности: в игре, в познании, в обучении, в труде и т.д.

Морально-волевые качества, высокая степень которых характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Формирование и объективная оценка требуемого уровня морально-волевой подготовки невозможны без активного участия воспитателей и родителей, а для этого им необходимы определенные знания об особенностях детей старшего дошкольного возраста, способах формирования школьной подготовки и возможных трудностях в начале школьного обучения [Кравцова, с.121].

Морально-волевая подготовка детей к обучению в школе начинается задолго до поступления в школу и осуществляется на занятиях в детском саду на основе привычных для детей видов деятельности: игры, рисования, конструирования и др.

Знания и представления об окружающем мире ребенок может усваивать самыми различными способами: манипулируя с предметами, подражая окружающим, в изобразительной деятельности и в игре, в общении со взрослыми. Какой бы деятельностью ребенок ни занимался, в ней всегда присутствует элемент познания, он постоянно узнает что-то новое о тех предметах, с которыми действует. Важно помнить, что при этом перед ним не стоит специальная задача познания свойств этих предметов и способов действия с ними, перед ребенком стоят другие задачи: нарисовать узор, построить из кубиков домик, вылепить из пластилина фигурку животного и т. д., получаемые при этом навыки являются побочным продуктом его деятельности. Деятельность детей принимает форму учения, учебной деятельности тогда, когда приобретение знаний становится осознаваемой целью его активности, когда он начинает понимать, что выполняет те или иные действия для того, чтобы научиться чему-то новому [31].



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Формирование морально-волевых качеств при занятиях физической культурой и спортом детей подросткового возраста

    Дипломная работа >> Психология
    ... возрастных, половых и индивидуальных особенностей детей. Наряду с общеобразовательной школой, которой принадлежит ведущая роль ... образом, при воспитании человека и его морально-волевой подготовке в первую очередь необходимо заботиться о формировании ...
  2. Особенности психологической готовности детей к школе, воспитывающихся в ДОУ

    Курсовая работа >> Педагогика
    ... является непременным условием психологической подготовки детей к школе (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов ... Источниками моральных представлений детей являются ... Н.И. Гуткина, К. Ингенкамп). эмоционально – волевой; социальный; мотивационный; 4. интеллектуальный; ...
  3. Проблема готовности детей к школе

    Реферат >> Психология
    ... школе 3. Волевая готовность к школе 4. Социальная готовность к школе 5. Интеллектуальная готовность к школе 6. Физиологическая готовность к школе ... развитие ребенка. Подготовка детей к школе – задача комплексная ... Происходит усвоение моральных норм, социальных ...
  4. Разработка программы психологической подготовки детей к школьному обучению

    Курсовая работа >> Психология
    ... главе даны теоретические основы подготовки детей к школе. Это возрастные характеристики, ... начинает складываться у дошкольника, и волевые действия соседствуют с действиями непреднамеренными ... ставит и помогает решить моральные проблемы. Сказка прививает добро ...
  5. Морально-психологическая подготовка населения для действий в ЧС

    Реферат >> Безопасность жизнедеятельности
    ... раз практика помогут приобрести эмоционально-волевой опыт, необходимые навыки и ... пред­ельно допустимые, одни дети шли из школы, другие на занятия ... Это значит, что обучение и морально-психологическая подготовка ра­бочих, служащих, тружеников сельского ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0020499229431152