Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Реферат
учебные заведения начального профессионального образования выпускают квалифицированных рабочих и служащих.Прием в государственные и муниципальные учре...полностью>>
Педагогика->Реферат
Внедрение достижений психологической науки в практику управленческой деятельности школы должно рассматриваться как важнейший резерв повышения эффектив...полностью>>
Педагогика->Реферат
Итак, если в начальных и средних классах, ваша «кисонька, рыбонька, заинька» просто «не тянула» обычную школьную программу [помните, незрелый мозг?]. ...полностью>>
Педагогика->Реферат
Интерес к феномену социализации личности по известным причинам значительно возрос в середине прошлого века. Понятие социализации является предельно ши...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Педагогика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Занятие "Экскурсия в мир природы"

Цель занятия:

  • повысить уровень морально-волевых качеств;

  • развитие творческих и познавательных способностей;

  • ознакомление с окружающим миром;

  • развитие самостоятельности, наблюдательности, внимания, памяти;

  • вызвать интерес к обучению.

Ход занятия:

"Спутниками" дошкольников станут Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля, Константин Федорович Юон, Борис Михайлович Кустодиев, Константин Алексеевич Коровин, Игорь Эммануилович Грабарь, а также скульптор Павел Петрович Трубецкой. В "волшебной сумке" воспитателя спрятаны письмо от Снегурочки, кукла, сестра Снегурочки, в зимнем наряде, две-три картонные дуги темно-лилового цвета с узорчатой росписью и колокольчик чуть приглушенного звона.

Дошкольники получают в голубоватом конверте волшебное письмо от Снегурочки, в котором она назначает им свидание возле зимней репродукции картины.

Воспитатель останавливает группу дошкольников в центре зала, разворачивает лицом так, чтобы в поле их зрения оказалось несколько репродукций картин, среди которых им надо отыскать зимний пейзаж В.К. Бялыницкого-Бирули. Читает фрагмент письма, в котором обозначается место свидания.

- Пейзаж, возле которого я буду вас ждать, тихий, спокойный и возвышенный. В нем много чуть голубоватого снега, нет пронизывающего холода и ветра. Присмотритесь к речке: она вам расскажет, что Дедушка Мороз не успел все в пейзаже заморозить.

Собрав дошкольников возле найденной ими картины Бялыницкого-Бирули, воспитатель проводит краткое обсуждение.

- Что вы видите на этой картине? Возвышенный ли этот пейзаж или "низенький"? Если бы вы чудом оказались в пространстве картины, что бы вам захотелось сделать? Поиграть в снежки или забраться высоко на холм и посмотреть, что там, с другой стороны? (Ответы.)

- Посмотрите, художник изобразил не только холм, но и церковь. Вот что примечательно: храмы строили раньше в особенных местах, чтобы верующие почувствовали прилив сил, чтобы им легко и радостно дышалось, чтобы чувства рождались возвышенные. Стоя возле этой картины, глубоко вздохнем, и, возможно, вы догадаетесь, какие чувства называют возвышенными.

Дошкольники довольно легко приходят к выводу, что чувства возвышенные – добрые, легкие, светлые. Однако, если возникнет затруднение предлагается игра "Выбирайка!". Её правило – подобрать антонимы (доброе – злое, легкое – тяжелое, светлое – темное, тихое – шумное).

- Снегурочку кто-то вызвал на праздник. Вот она и не смогла прийти на свидание, но прислала свою младшую сестру.

"Младшая" сестра Снегурочки просит дошкольников вспомнить, какие зимние забавы они знают, а затем подводит к репродукции картины Константина Юона "К Троице. Март" (дошкольники должны увидеть и почувствовать в этом пейзаже движение).

Воспитатель начинает свой рассказ.

- Художник Константин Федорович Юон очень любил красоту маленьких городов центральной России. Картина эта называется "К Троице. Март" Попытаемся вместе объяснить её название. Почему март, когда на полотне изображен зимний пейзаж? Может, я ошиблась? И месяц март – это зимний месяц? (Ответы.) Вы правы, март – первый месяц весны, но зима пока еще не хочет расставаться с нами. В марте часто идет снег, наметает сугробы вдоль дорог. Так бывает в Москве. А во многих маленьких уютных российских городах, например, в Сергиев-Посаде, зима длится дольше, чем в столице. Именно туда, в Сергиев-Посад, отправились герои этой картины. Город этот известен всей России – здесь расположен Троице-Сергиев монастырь. Со всей нашей страны стекаются в Сергиев-Посад люди, которые верят в Бога, приезжают с самыми возвышенными чувствами, чтобы помолиться Всевышнему. От этого им становится легче, даже если на их долю выпало горе. Сейчас в Сергиев-Посад можно добраться поездом из Москвы за два часа, а раньше "к Троице" путешествовали зимой на санях, и путь этот был долгий, со множеством остановок. Посмотрите и скажите: на этом пейзаже путешественники едут или остановились? Обратите внимание на то, как изображены лошади, как "взрывают снег" полозья саней.

Если дошкольники смогут объяснить, что сани движутся, воспитатель поздравляет их.

- Сестра Снегурочки обязательно передаст ей, какие у вас зоркие глаза. "К Троице. Март". А вот я не могу понять: грустная эта картина или радостная? Помогите мне! Иногда одна и та же картина может быть одновременно и радостной, и грустной. Об этом "рассказывают" ее краски, ее ритм, движение.

Несомненно, радостная, видите какими сочными красками написал ее художник Юон! В монастырь, на церковный праздник, ехали, ожидая радостной встречи с чудом. Но одновременно картина эта и чуть грустная. Посмотрите, какой грязноватый снег на дороге! Его покрывало уже не радует чистотой и свежестью, ведь зима все-таки заканчивается.

Красавица русская зима тоже бывает разной: тихой и спокойной, как на пейзаже Бялыницкого-Бирули, а может быть очень шумной, веселой. И сейчас мы весело отправимся на встречу именно с такой зимой. Только вот разобьемся на тройки, вообразим, что мы резво скачем на лошадках, а под дугой у наших "троек" звонко заливаются бубенчики.

Воспитатель разбивает дошкольников на группы по три в каждой, предлагает образовать строй, показывает каждому "кореннику", как он должен держать над плечами расписную дугу, и пристегивает его "под руки" к "боковым лошадям" и тройки под звук колокольчика трогаются в путь. Построение в "тройки под дугой", когда ведущий не имеет права размыкать рук при движении, обеспечивает организованное и управляемое взрослым передвижение группы в зале детского сада и в то же время воспринимается детьми как строгое правило увлекательной игры.

Игровой момент "Езда на тройках" не только способствует разрядке, но и связывает в смысловом отношении части занятия, вторая половина которого переносит дошкольников к репродукции картины Бориса Кустодиева "Масленица".

- Сейчас вы окажетесь конечно понарошку, в картине "Масленица".По моей команде "Замри!" вы застываете перед картиной и несколько секунд рассматриваете ее молча. А теперь, пожалуйста, найдите место, через которое художник "приглашает нас войти" в пространство. (Если дошкольники затрудняются, следует подсказка: в картине надо найти "следы", которые помогут проникнуть в картину.) Молодцы! Нашли-таки следы на снегу. Но скажите, вы бегать на месте умеете? Покажите! Хорошо! Тогда побежали в картину! (Вслед за имитацией "бега на месте" следует команда.) Замрите! Посмотрите и выберите, куда вы "побежите" в пространстве картины? (Ответы.)

- Кустодиев любил изображать русские народные праздники, передавая все прелести обычаев. Одно из его творений изображает самый веселый праздник – "широкую масленицу". Обратите внимание, как сильно вытянут холст картины по горизонтали. Покажите, вытянув руки в стороны, как "шагает" "широкая" масленица на картине. Правильно, вот так, широко. И это не случайно: художник специально выбрал такой размер, чтобы как можно было больше разместить на полотне народных забав.

Оказавшись в пространстве этой картины, к чему бы вам хотелось прикоснуться, чтобы почувствовать на ощупь?

Раз вам удалось пробраться в пространство картины вдохните поглубже воздух и скажите: какие запахи и ароматы в нем проносятся? Мне кажется, пахнет свежим морозным воздухом, даже носу больно дышать. Посмотрите, как барышня в санях свой носик в меха уткнула. А еще снизу доносится запах жареных блинов. Ведь на масленицу всегда и торгуют, и угощают масляными блинами. Посмотрите, какими "вкусными" красками написал Кустодиев эту картину. Что из изображенного на ней так и хочется попробовать? (Ответы.) Можно сказать, что снег на картине как взбитые сливки, а небо как сладкий розово-желтоватый крем на торте.

- А что "слышно" в этой раздольной картине? (Ответы.) Это кричат вороны или галки, которые поднялись высоко-высоко в небо над ветками деревьев, опушенных снежной бахромой. Что их распугало? Может быть гомон мальчишек, летящих с горы, или веселый смех ездоков в санях и залихватские крики ямщика на лошадей: "Эх, залетные!"

- Настало время, - замечает он, - возвращения в зал детского сада. Продолжаем нашу игру. Замрите! На счет "Раз, два, три!" запрягайтесь в тройки. Едем прощаться с зимой!

Дошкольники отправляются к картине "Зимой". Эта небольшая работа – маленький колористический шедевр Константина Коровина.

Перед работой Константина Коровина "Зимой" воспитатель "распрягает" тройки, но оставляет у себя в руках дугу темно-лилового цвета.

- Резво бежали наши тройки, но вдруг остановились, замерли. Так, наверное, как-то раз замер и художник Константин Алексеевич Коровин, оказавшись в деревенском дворике, обнесенном стареньким покосившимся забором. Замер потому, что увидел с детства знакомую картину: невзрачный домишко с занесенной снегом крышей, терпеливо стоящую лошадку, запряженную в старенькие сани-розвальни. Скромный, очень обыденный (обычный) для прежнего времени пейзаж, когда не было машин не только в деревне, но и в городе. Художник и название дал ему простое "Зимой". Но посмотрите, какую поэтическую прелесть увидел Коровин в хорошо знакомом и привычном. Посмотрите, как написан снег! Вы, может, думаете, что художник использовал только белую краску – белила? Нет! Оказывается, он увидел в белом снегу множество оттенков. "Поймаем" глазами некоторые из них. Кто найдет в этом "сереньком" пейзаже густой звучный цвет?

При этих словах воспитатель, как бы невзначай, подносит к полотну расписную лиловую дугу. Дошкольники реагируют на цветовую подсказку и находят в картине "Зимой" дугу такого же цвета, но не расписную. Некоторые из них вспоминают варежку, брошенную на снег перед занятием и находят пятнышки-рефлексы на белом и серебристо-сером фоне.

- Смотрите, розоватые пятнышки на снегу, сиреневые на заборе возле лиловой тряпки, развешанной на нем. И снова блики на снегу – золотистые, зеленоватые. Откуда они возникли, отчего так нежно отразились? (Вместе с детьми воспитатель называет цвета материи, которая устилает сани изнутри: желто-розовый, зеленый, дымчато-серый. А вновь появившаяся кукла – сестра Снегурочки – одобрительно поощряет маленьких наблюдателей.) Если зима в картине "Масленица" была праздничная, шумная, звонкая, то с какой зимой мы познакомились у картины Коровина? (Ответы дошкольников.)

Воспитатель дополняет подбором антонимов: "не яркой, а нежной, не шумной, а тихой, задумчивой, не праздничной, а скромной".

В конце занятия дошкольников подводит к репродукции картины Игоря Эммануиловича Грабаря "Февральская лазурь".

- Сейчас художник Игорь Эммануилович Грабарь порадует нас картиной, на которой, как в сказке, "выросло" настоящее чудо-дерево. Смотрите, какое оно высокое, словно продолжает расти у нас на глазах, не умещаясь на холсте! Пожалуйста, возьмите в руки "волшебную" невидимую кисточку и покажите, как она двигалась в руках художника, зажигая красочные мазки как драгоценные капельки. Раз! И на белом стволе березы зажигается желтая капелька. (Воспитатель имитирует в воздухе движение кисти и дошкольники повторяют его.) Два! И засверкала фиолетовым цветом, как драгоценный камень…

- А какой же здесь, на картине "Февральская лазурь", предстает перед нами зима? Правильно! Конечно, сказочной, чудесной, волшебной, сверкающей, искрящейся! Вот, оказывается, какая замечательная наша красавица зимушка-зима!

Приложение Е

Комплекс дидактических игр

Цель дидактических игр:

  • повысить уровень морально-волевых качеств;

  • развитие творческих и познавательных способностей;

  • ознакомление с окружающим миром;

  • развитие настойчивости, наблюдательности, внимания, памяти;

  • вызвать интерес к обучению.

  1. Дидактическая игра "Узнай элементы узора"

Материал. Большие карты, украшенные какой-либо росписью, в нижней части которых три-четыре свободных окошка. Маленькие карточки с отдельными элементами узора, среди которых варианты росписи, отличающиеся цветом, деталями.

Игровые правила. Определить, какие из предложенных карточек с изображением элементов росписи подходят к элементам узора основной карты.

Ход игры. Получив большую карту и несколько маленьких, внимательно рассмотрев их, играющие выбирают элементы, которые встречаются в узоре, и выкладывают их в пустые окошки. Ведущий следит за правильностью выполнения задания.

Варианты.

  1. Игрокам выдают большие карты, маленькие – у ведущего. Он показывает карточки по одной. У кого из игроков найдется такой элемент в узоре на большой карте, забирает его себе. Выигрывает тот, кто первым соберет все элементы своего узора.

  2. Игрокам выдают большие карты, маленькие – у ведущего. Чтобы получить нужную карточку, игрок должен описать ее, например: "Мне нужна карточка на красном фоне, на которой есть черная смородинка". Если задание он выполнил точно и правильно, ведущий выдает ему карточку. Если в описании допустил ошибки, пропускает ход.

  3. До начала игры воспитатель составляет комплект из трех-четырех маленьких карточек, элементы которого соответствуют узору одного из изделий. Большие карты перемешиваются. Игроки получают по одному-двум наборам. Их задача: к имеющемуся набору элементов подобрать карту с изделием. Выигрывает тот, кто первым выполнил задание.

  1. Дидактическая игра "Домино"

Материал. Карточки прямоугольной формы, разделенные на две части. На каждой из них изображен элемент узора; варианты отличаются цветом, деталями.

Игровые правила. Игроки выкладывают карточки, чтобы изображение какого-либо элемента точно соответствовало такому же изображению другой карточки. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои карточки. За ход можно выложить только одну карточку.

Ход игры. Принимают участие от двух и более дошкольников. Все карточки выкладываются в центр стола рисунками вниз – это "базар". Каждый игрок набирает определенное количество карточек о чем договариваются до начала игры. Первым делает ход тот, у кого есть карточка-дуплет. Следующий игрок находит у себя карточку с таким же элементом и кладет ее к первой. Если нет нужной, игрок пользуется "базаром". Если "базар" пуст – пропускает ход. Выигрывает тот, кто раньше других освободится от карточек.

Вариант. Игрок делает ход и называет элемент росписи. Если название неверное, ход пропускается.

  1. Дидактическая игра "Лото"

Материал. Большие карты с изображением предметов, украшенных какой-либо росписью. По краям карт до шести клеток с изображением элементов данной росписи. Карточки с вариантом элементов узора, отличающихся цветом, деталями.

Игровые правила. Игроки подбирают карточки в соответствии с рисунком на больших картах. Внимательно следят за ходом игры, не пропуская элементы своей карты. Выигрывает тот, кто первым закроет все элементы на своей карте.

Ход игры. Принимают участие от двух и более дошкольников. Ведущий раздает каждому по одной большой карте, маленькие перемешивает. Затем, вынимая по одной маленькой карточке, ведущий спрашивает, что за элемент на ней изображен и кому нужна такая карточка.

Варианты. Игру можно проводить в форме соревнования команд. При этом каждой команде выдается сразу несколько карт для одновременного заполнения.

  1. Дидактическая игра "Найди пару"

Материал. Прямоугольные карточки, разделенные на две клетки: одна с элементами узора, другая – пустая. Карточки с вариантами элементов узора, образующие пары с рисунками на полосах.

Игровые правила. Игроки подбирают карточки в соответствии с рисунком на больших картах. Выигрывает тот, кто первым подберет пары всех элементов на своих карточках.

Ход игры. Принимают участие от двух и более дошкольников. Ведущий раздает каждому одинаковое количество двойных карт, маленькие перемешиваются в центре стола. По команде ведущего играющие подбирают пару элементам на своих карточках.

Варианты.

  1. После выполнения задания игрок называет все элементы росписи. Если название дано неверно, карточка не засчитывается.

  2. Игроки по очереди берут карточки из стопки. Если карточка не подходит, игрок кладет ее вниз колоды и пропускает ход.

  3. "Ручеек" - из числа играющих составляются две команды; одна получает двойные карточки, другая – парные картинки. По команде игрок одной группы должен найти участника из другой группы с такой же карточкой, чтобы образовать пару. Парами игроки подходят к воспитателю, который проверяет правильность выбора. Образуется "ручеек".

  4. "Передай по кругу" - у игроков по три большие карточки, маленькие перемешаны и разложены на столе изображением вниз. Взяв маленькую карточку, играющий закрывает ею свободную клетку; если элемент подходит – пара найдена. Кроме того, он получает право взять следующую карточку из колоды; если карточка не подходит, передает ее дальше, т.е. пропускает ход.

  1. Дидактическая игра "Составь узор"

Материал. Плоскостные изображения различных предметов, элементы росписи, вырезанные по контуру; образцы украшенных узором силуэтов.

Игровые правила. Составить на выбранном силуэте из отдельных элементов узор в соответствии с правилами и традициями данной росписи (принцип передвижной аппликации).

Ход игры. В игре может принять участие один ребенок или группа. Силуэты предметов, которые следует украсить, играющие выбирают по желанию. Выбрав нужное количество элементов, составляют узор. Работу игрок может выполнять, копируя узор образцов или придумывая свою композицию.

  1. Дидактическая игра "Разрезные картинки"

Материал. Два одинаковых плоскостных изображения различных предметов, одно из которых разрезано на части (можно подготовить варианты разрезных изделий, поделив их на четыре-восемь частей различной геометрической формы).

Игровые правила. Быстро составить из отдельных частей изделие в соответствии с образцом.

Ход игры. В игре может принять участие один ребенок или группа. Воспитатель показывает образцы, дает возможность внимательно их рассмотреть. По сигналу взрослого играющие собирают из частей изображение какого-либо изделия. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

Варианты.

  1. Каждый игрок получает два набора разрезных картинок, чтобы собрать изображение двух предметов.

  2. Игроки собирают изображение без образца.

  3. Игроки используют силуэты одинаковых предметов, украшенных по-разному.

  4. Игроки получают два одинаковых изделия, разрезанных по-разному. Части перемешиваются. Игрок должен составить два предмета.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Формирование морально-волевых качеств при занятиях физической культурой и спортом детей подросткового возраста

    Дипломная работа >> Психология
    ... возрастных, половых и индивидуальных особенностей детей. Наряду с общеобразовательной школой, которой принадлежит ведущая роль ... образом, при воспитании человека и его морально-волевой подготовке в первую очередь необходимо заботиться о формировании ...
  2. Особенности психологической готовности детей к школе, воспитывающихся в ДОУ

    Курсовая работа >> Педагогика
    ... является непременным условием психологической подготовки детей к школе (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов ... Источниками моральных представлений детей являются ... Н.И. Гуткина, К. Ингенкамп). эмоционально – волевой; социальный; мотивационный; 4. интеллектуальный; ...
  3. Проблема готовности детей к школе

    Реферат >> Психология
    ... школе 3. Волевая готовность к школе 4. Социальная готовность к школе 5. Интеллектуальная готовность к школе 6. Физиологическая готовность к школе ... развитие ребенка. Подготовка детей к школе – задача комплексная ... Происходит усвоение моральных норм, социальных ...
  4. Разработка программы психологической подготовки детей к школьному обучению

    Курсовая работа >> Психология
    ... главе даны теоретические основы подготовки детей к школе. Это возрастные характеристики, ... начинает складываться у дошкольника, и волевые действия соседствуют с действиями непреднамеренными ... ставит и помогает решить моральные проблемы. Сказка прививает добро ...
  5. Морально-психологическая подготовка населения для действий в ЧС

    Реферат >> Безопасность жизнедеятельности
    ... раз практика помогут приобрести эмоционально-волевой опыт, необходимые навыки и ... пред­ельно допустимые, одни дети шли из школы, другие на занятия ... Это значит, что обучение и морально-психологическая подготовка ра­бочих, служащих, тружеников сельского ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019741058349609