Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Литература и русский язык->Статья
Своеобразный художественный метод Джойса сближает его с модернизмом XX века. Писатель тщательно воспроизводит в своих произведениях “поток сознания”, ...полностью>>
Литература и русский язык->Реферат
В том, что сегодня кипит-шумит драматургический бум, сомнений, кажется, уже нет. Когда молодые литераторы активно пишут пьесы — а не стихи или, скажем...полностью>>
Литература и русский язык->Доклад
Диалекты имеют в своём составе значительное количество самобытных народных слов, известных только в определённой местности. Так различают три вида нар...полностью>>
Литература и русский язык->Краткое содержание
Автор: Тургенев Иван.Молодой помещик, гвардейский офицер в отставке, Аркадий Павлыч Пеночкин. У него в поместье много дичи, «дом построен по плану фра...полностью>>

Главная > Рассказ >Литература и русский язык

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Цинциннат почитал, отложил. Это произведение было

бесспорно лучшее, что создало его время, -- однако же он

одолевал страницы с тоской, беспрестанно потопляя повесть

волной собственной мысли: на что мне это далекое, ложное,

мертвое, -- мне, готовящемуся умереть? Или же начинал

представлять себе, как автор, человек еще молодой, живущий,

говорят, на острове в Северном, что ли, море (*14), сам будет

умирать, -- и это было как-то смешно, -- что вот когда-нибудь

непременно умрет автор, -- а смешно было потому, что

единственным тут настоящим, реально несомненным была всего лишь

смерть, -- неизбежность физической смерти автора.

Свет менял место на стене. Являлся Родион с тем, что он

называл фриштык. Опять бабочкино крыло скользило у него в

пальцах, оставляя на них цветную пудру.

-- Неужели он все еще не приехал? -- спросил Цинциннат,

задавая уже не впервые этот вопрос, сильно сердивший Родиона,

который и теперь не ответил ничего.

-- А свидания больше не дадут? -- спросил Цинциннат.

В ожидании обычной изжоги, он прилег на койку, и,

повернувшись к стене, долго-долго помогал образоваться на ней

рисункам, покладисто составлявшимся из бугорков лоснившейся

краски и кругленьких их теней; находил, например, крохотный

профиль с большим мышьим ухом; потом терял и уже не мог

восстановить. От этой вохры тянуло могилой, она была прыщевата,

ужасна, но все-таки взгляд продолжал выбирать и соображать

нужные пупырьки, -- так недоставало, так жаждалось хотя бы едва

намеченных человеческих черт. Наконец он повернулся, лег

навзничь и с тем же вниманием стал рассматривать тени и трещины

на потолке.

"А в общем, они, кажется, доконали меня, -- подумал

Цинциннат. -- Я так размяк, что это можно будет сделать

фруктовым ножом".

Несколько времени он сидел на краю койки, зажав руки между

коленями, сутулясь. Испустив дрожащий вздох, пошел снова

бродить. Интересно, все-таки, на каком это языке. Мелкий,

густой, узористый набор, с какими-то точками и живчиками внутри

серпчатых букв, был, пожалуй, восточный, -- напоминал чем-то

надписи на музейных кинжалах. Томики такие старые, пасмурные

странички... иная в желтых подтеках...

Часы пробили семь, и вскоре явился Родион с обедом.

-- Он, наверное, еще не приехал? -- спросил Цинциннат.

Родион было ушел, но на пороге обернулся:

-- Стыд и срам, -- проговорил он, всхлипнув, --

денно-нощно груши околачиваете... кормишь вас тут, холишь, сам

на ногах не стоишь, а вы только и знаете, что с неумными

вопросами лезть. Тьфу, бессовестный...

Время, ровно жужжа, продолжало течь. В камере воздух

потемнел, и, когда он уже был совсем слепой и вялый, деловито

зажегся свет посредине потолка, -- нет, как раз-то и не

посредине, -- мучительное напоминание. Цинциннат разделся и лег

в постель с Quercus'om. Автор уже добирался до цивилизованных

эпох, -- судя по разговору трех веселых путников, Тита, Пуда и

Вечного Жида, тянувших из фляжек вино на прохладном мху под

черным вечерним дубом.

-- Неужели никто не спасет? -- вдруг громко спросил

Цинциннат и присел на постели (руки бедняка, показывающего, что

у него ничего нет).

-- Неужто никто, -- повторил Цинциннат, глядя на

беспощадную желтизну стен и все так же держа пустые ладони.

Сквозняк обратился в дубравное дуновение. Упал, подпрыгнул

и покатился по одеялу сорвавшийся с дремучих теней, разросшихся

наверху, крупный, вдвое крупнее, чем в натуре, на славу

выкрашенный в блестящий желтоватый цвет, отполированный и

плотно, как яйцо, сидевший в своей пробковой чашке, бутафорский

желудь.

XII

Он проснулся от глухого постукивания, свербежа, что-то

где-то осыпалось. Так, уснув с вечера здоровым, просыпаешься за

полночь в жару. Он довольно долго слушал эти звуки -- туруп,

туруп, тэк, тэк, тэк, -- без мысли об их значении, а просто

так, -- потому что они разбудили его, и потому что слуху ничего

другого не оставалось делать. Турупт, стук, скребет,

сыпь-сыпь-сыпь-сыпь. Где? Справа? Слева? Цинциннат приподнялся.

Он слушал, -- вся голова обратилась в слух, все тело в

тугое сердце; он слушал и уже со смыслом разбирался в некоторых

признаках: слабый настой темноты в камере... темное осело на

дно... За решеткой окна -- серый полусвет: значит -- три,

половина четвертого... Замерзшие сторожа спят... Звуки идут

откуда-то снизу, -- нет, пожалуй, сверху, нет, все-таки снизу,

-- точно за спиной, на уровне пола, скребется железными когтями

большая мышь.

Особенно волновала Цинцинната сосредоточенная уверенность

звуков, настойчивая серьезность, с которой они преследовали в

тишине крепостной ночи -- быть может, еще далекую, -- но

несомненно достижимую цель. Сдерживая дыхание, он, с призрачной

легкостью, как лист папиросной бумаги, соскользнул... и на

цыпочках, по липкому, цепкому... к тому углу, откуда, как

будто... как будто... но, подойдя, понял, что ошибся, -- стук

был правее и выше; он двинулся -- и опять спутался, попавшись

на том слуховом обмане, когда звук, проходя голову наискось,

второпях обслуживался не тем ухом.

Неловко переступив, Цинциннат задел поднос, стоявший у

стены на полу: "Цинциннат!" -- сказал поднос укоризненно, -- и

тогда стук приостановился с резкой внезапностью, в которой была

для слушателя отраднейшая разумность -- и, неподвижно стоя у

стены, большим пальцем ноги придавливая ложечку на подносе и

склонив отверстую, полую голову, Цинциннат чувствовал, что

неизвестный копальщик тоже стынет и слушает, как и он.

Полминуты спустя, тише, сдержаннее, но еще выразительнее,

еще умнее, возобновились звуки. Поворачиваясь и медленно

сдвигая ступню с цинка, Цинциннат попробовал снова определить

их положение: справа, ежели стать лицом к двери, -- да, справа,

-- и во всяком случае еще далеко... вот все, что после долгого

прислушивания ему удалось заключить. Двинувшись, наконец,

обратно к койке, за туфлями, -- а то босиком становилось

невмочь, -- он в тумане вспугнул громконогий стул, никогда не

ночевавший на том же месте, -- и опять звуки оборвались, -- на

сей раз окончательно, то есть, может быть, они бы и

продолжались после осторожного перерыва, но утро уже входило в

силу, и Цинциннат видел -- глазами привычного представления, --

как на своем табурете в коридоре, весь дымясь от сырости и

разевая ярко-красный рот, потягивался Родион.

Все утро Цинциннат прислушивался да прикидывал, чем бы и

как изъявить свое отношение к звукам в случае их повторения. На

дворе разыгралась -- просто, но со вкусом поставленная --

летняя гроза, в камере было темно, как вечером, слышался гром,

то крупный, круглый, то колкий, трескучий, и молния в

неожиданных местах печатала отражение решетки. В полдень явился

Родриг Иванович.

-- К вам пришли, -- сказал он, -- но я сперва хотел

узнать...

-- Кто? -- спросил Цинциннат, одновременно подумав: только

бы не теперь... (то есть только бы не теперь возобновился

стук).

-- Видите ли, какая штукенция, -- сказал директор, -- я не

уверен, желаете ли вы... Дело в том, что это ваша мать, --

votre mere, parait-il [*].

----------------------------------------------------------

[*] как кажется, ваша мать (франц.).

----------------------------------------------------------

-- Мать? -- переспросил Цинциннат.

-- Ну да, -- мать, мамаша, мамахен, -- словом, женщина,

родившая вас. Принять? Решайте скорее.

-- ...Видал всего раз в жизни, -- сказал Цинциннат, -- и,

право, никаких чувств... нет, нет, не стоит, не надо, это ни к

чему.

-- Как хотите, -- сказал директор и вышел.

Через минуту, любезно воркуя, он ввел маленькую, в черном

макинтоше, Цецилию Ц.

-- Я вас оставлю вдвоем, -- добавил он добродушно, -- хотя

это против наших правил, но бывают положения... исключения...

мать и сын... преклоняюсь...

Exit [*] (*15), пятясь, как придворный.

----------------------------------------------------------

[*] Вышел (лат.).

----------------------------------------------------------

В блестящем, черном своем макинтоше и в такой же

непромокаемой шляпе с опущенными полями (придававших ей что-то

штормово-рыбачье), Цецилия Ц. осталась стоять посреди камеры,

ясным взором глядя на сына; расстегнулась; шумно втянула

сопельку и сказала скорым, дробным своим говорком:



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Анализ романа Приглашение на казнь ВВ Набокова

    Контрольная работа >> Литература и русский язык
    ... - необыкновенная оригинальность его произведения «Приглашение на казнь», которое оказало на меня настолько сильное воздействие ... конфликта с действительностью. Для персонажей произведения «Приглашение на казнь» Набокова выдуманный мир оказывается более ...
  2. Ответы на вопросы по истории России

    Шпаргалка >> История
    ... под 862 г. рассказывается о приглашении новгородцами и кривичами на княжение варягов-норманнов. «Земля ... Приходите княжить и владеть нами». На приглашение откликнулись три брата — Рюрик, ... обвинила его в измене и настояла на казни. Летом 1634 г. был заключен ...
  3. Литература в революционные годы. Советская метрополия и эмиграция

    Реферат >> Литература и русский язык
    ... — не нуждается в ключах и кровле. Приглашение на казнь «Сообразно с законом, Цинциннату Ц. объявили ... город. Прослышав о казни, начинает собираться публика. На площади возвышается червленый помост ... отменил смертную казнь в мирное время, заменив её на 25 лет ...
  4. Ответы на экзаменационные вопросы по литературе 11 класс 2006г.

    Шпаргалка >> Литература и русский язык
    ... типов" фамусовской Москвы. Каждая семья, приглашенная в дом к Фамусову, включает в себя ... представлена в таких ситуациях, как момент приглашения Чацкого в дом к Тугоуховским, а также ... сон, будто он не послал на казнь бродячего философа и целителя, будто ...
  5. Типология детских образов в творчестве В Набокова

    Курсовая работа >> Литература и русский язык
    ... (1932), «Отчаяние» (1934), «Приглашение на казнь» (1938), «Дар» (1937–1938). ... , чреватого гибелью героя (Приглашение на казнь), продолжено в английском романе ... в свет в такой последовательности: «Приглашение на казнь» (Invitation to a Beheading, 1959), ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0017940998077393