Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Маркетинг->Реферат
Благодаря развивающемуся рынку металла стало ясно, что даже при доступных ценах компания должна предоставлять клиентам исключительный сервис и ассорти...полностью>>
Маркетинг->Реферат
Проблема ликвидационной стоимости появляется тогда, когда организация лишается экономических и организационных возможностей самостоятельно генерироват...полностью>>
Маркетинг->Контрольная работа
Одним из кардинальных требований, диктуемых рыночной экономикой, является необходимость производства продукции такого количества и качества, которое м...полностью>>
Маркетинг->Реферат
В курсовом проекте разработаны учредительные документы и зарегистрировано государственное муниципальное дошкольное образовательное учреждение " Детски...полностью>>

Главная > Бизнес-план >Маркетинг

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ЛЕКЦИи по

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЮ

Тема 1. Актуальность планирования в современных условиях и роль бизнес - планирования в его совершенствовании

В условиях рыночных отношений сохраняется актуальность планирования деятельности предприятия. Вообще, планомерное развитие экономики понижается как развитие, соответствующее задачам, поставленным органом управления. И в этом смысле планирование является важнейшей функцией управления, а планомерность присуща экономике вообще, вне зависимости от способа производства, общественно-экономической системы.

Планирование – закономерный результат поиска человеческим обществом наиболее рациональных и эффективных инструментов и способов своего исторического развития и выживания.

Планирование производственной и коммерческой деятельности необходимо для всех организационно-правовых форм предприятий. Деятельность предприятия без плана есть реакция на совершающиеся события, деятельность на основе плана – реакция на предвиденные и запланированные явления. «Собственник предприятия, который неудачно планирует, планирует неудачу».

Наиболее совершенной формой планирования в условиях рынка является бизнес-планирование.

Бизнес-план – это целевой программный документ, представляющий собой систему расчетов, технико-экономических обоснований, совокупность экономических показателей, описание мер и действий, посвященных реализации основной цели предпринимательской деятельности – получения максимальной прибыли от нее.

Таким образом, бизнес-план представляет собой модель деятельности предприятия, которая использует все элементы традиционного планирования применительно к категориям рыночной экономики – бизнесу, конкурентной борьбе, деятельности маркетинговых служб, коммерческому риску, стратегии безубыточности и необходимого уровня рентабельности.

Грамотно разработанный бизнес-план, позволяет эффективно развивать предпринимательскую деятельность, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы; используется для повышения эффективности управления предприятием и прогнозирования деятельности.

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. В нашей стране необходимость составления бизнес-планов осознана на государственном уровне, и в настоящее время он все чаще становится продуктом внутренней управленческой деятельности, который необходим для решения многих вопросов функционирования предприятия, как правило, не связанных с привлечением внешних инвестиций. Бизнес-план – это постоянно действующий документ, в который вносятся изменения и дополнения, связанные с переменами во внутренней и внешней средах предприятия.

Мировой опыт свидетельствует, что бизнес-план – документ общепринятый в большинстве стран с развитой рыночной экономикой. В нашей стране понятие «бизнес-план» появилось в начале 90-х годов и с тех пор прошло своеобразную эволюцию: первоначально бизнес-план рассматривался лишь как инструмент, позволяющий привлечь иностранные инвестиции; на сегодняшний же день необходимость составления бизнес-планов осознана на государственном уровне и используется для обоснования деятельности всех предпринимательских структур. Важнейшей вехой в процессе развития бизнес-планирования явились специальные компьютерные программы для разработки бизнес-плана: Success, Project Expеrt, Pro-Invest-consulting и т.д.

Тема 2. Задачи, функции и принципы бизнес-планирования

Планирование предпринимательской деятельности, широко применяемое как в зарубежной, так и в отечественной практике, основывается на бизнес-плане.

Назначение бизнес-плана состоит в том, что он помогает предпринимателям решать следующие задачи:

1. Бизнес-план показывает, какими методами и с помощью каких средств можно достичь поставленных целей.

2. С помощью бизнес-плана можно получить желаемые вложения капитала от потенциальных инвесторов. Ведь именно на основе бизнес-плана они будут принимать решения о финансировании бизнеса.

3. Изучить емкость и перспективность развития будущего рынка сбыта.

4. Оценить затраты для производства нужной рынку продукции, соизмерить их с ценами, по которым можно будет продавать свои товары, чтобы определить потенциальную прибыльность дела.

5. Обнаружить всевозможные «подводные» камни, подстерегающие новое дело в первые годы его реализации.

6. Определить показатели, по которым можно будет регулярно контролировать состояние дел.

К их числу основных функций бизнес-планирования следует отнести:

  • обоснование стратегии (общей концепции) и тактики развития предприятия;

  • планирование, позволяющее оценивать и контролировать процесс развития деятельности предприятия;

  • привлечение денежных средств со стороны (ссуды, кредиты);

  • привлечение инвесторов и расширение круга предприятий-партнеров, совместно реализующих разработанный проект.

При разработке бизнес-плана необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования:

  • необходимость;

  • непрерывность;

  • эластичность и гибкость;

  • единство и полнота (системность);

  • точность и детализация;

  • экономичность;

  • оптимальность;

  • связь уровней управления;

  • участие;

  • холизм (сочетание координации и интеграции).

Формирование бизнес-плана предполагает прохождение нескольких этапов (рис. 1, 2):

  • определение миссии предприятия;

  • формирование цели и задач проекта;

  • установление общей структуры бизнес-плана;

  • сбор необходимой информации;

  • составление бизнес-плана (процесс планирования).


Рисунок 1 - Порядок и особенности разработки бизнес-план

Рисунок 2 - Последовательность этапов составления и подготовки бизнес-плана

Тема 3. Назначение бизнес-плана и его основные элементы

Рисунок 3 – Схема назначения и основные элементы бизнес-плана

Исходя из целевой функции бизнес-плана, формируется концепция бизнес-плана, его логическое развитие, идеология построения, соответствующая определенному типу бизнес-плана. В настоящее время принята следующая типология бизнес-планов:

  • бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта;

  • бизнес-план как инструмент внутрифирменного планирования;

  • бизнес-план структурного подразделения (с целью обоснования объемов и степени приоритетности централизованно выделяемых ресурсов или величины прироста оставляемой в распоряжении подразделения прибыли);

  • бизнес-план как заявка на кредит (для получения на коммерческой основе заемных средств от организации-кредитора);

  • бизнес-план как заявка на грант (для получения средств из государственного бюджета или благотворительных фондов);

  • бизнес-план развития региона – обоснование перспектив социально-экономического развития региона и объемов финансирования соответствующих программ для органов с бюджетными полномочиями;

  • бизнес-план финансового оздоровления.

При составлении бизнес-планов каждого вида (типа) должно быть уделено внимание определенным вопросам, связанным с целью его составления. Следует отметить, что объем, структура, конкретное содержание, степень детализации отдельных разделов бизнес-плана диктуется поставленными в нем целями, его временным и пространственным масштабом. Таким образом, бизнес-план не имеет строгой регламентации ни по объему информации, ни по структуре документа. Тем не менее, вне зависимости от его типа, бизнес-план должен содержать информацию следующего содержания:

  • цели бизнес-плана;

  • характеристика сути предлагаемого проекта;

  • описание предприятия, продукции (услуг);

  • оценка возможностей предприятия – производственных, материальных, финансовых, трудовых;

  • учет внешних факторов (оценка рынка сбыта, уровня цен и др.);

  • потребность в материально-технической и финансовой поддержке извне;

  • система (схема) управления производственно-хозяйственной деятельностью контроля за ее функционированием.

Необходимо особо отметить, что бизнес-план пишется на перспективу, и составлять его следует на 3-5 лет вперед, при этом для первого года основные показатели следует рассматривать в месячной разбивке, для второго - поквартально и, лишь начиная с 3-го года, следует ограничиться годовыми показателями.

Рекомендуется излагать содержание бизнес-плана простым, доходчивым, живым языком, исключая использование сленга, (т. е. условных слов, принятых в профессиональной сфере). В бизнес-плане целесообразно привести цифровую информацию, систематизированную по определенным критериям (показателям) и представленную в аналитической (табличной) или графической формах.

Тема 4. Структура бизнес-плана и методические рекомендации по его написанию

Состав, структура и объем бизнес-плана определяется спецификой деятельности, размером предприятия и целью составления бизнес-плана. Поэтому чем крупнее предприятие, тем сложнее, полнее и обоснованнее будет разработка бизнес-плана.

Не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана. Обычно в нем предусматриваются разделы, в которых раскрываются основная идея и цели бизнеса, характеризуется специфика продукта предприятия, дается оценка рынка и устанавливается стратегия поведения на определенных рыночных сегментах, определяется организационная и производственная структура, формируется финансовый аспект дела, включая стратегию финансирования и предложения по инвестициям, описываются перспективы роста предприятия.

Структура должна быть построена так четко, чтобы потенциальный инвестор (или тот, кто будет знакомиться с бизнес-планом) смог сразу оценить глубину и разносторонность, заложенную при подготовке бизнес-плана.

Следует отметить, что необходимо ориентироваться на разработку бизнес-плана нового предприятия или действующего предприятия, работающего над созданием и производством нового изделия, внедрением новой технологии. Исходя из вышеуказанной типологии бизнес-планов, следует и рекомендуемая структура бизнес-плана.

Структура бизнес-плана может быть следующей:

  • титульный лист;

  • содержание (оглавление);

  • резюме;

  • описание предприятия и отрасли;

  • характеристика объекта бизнеса;

  • исследование и анализ рынка;

  • план маркетинговых действий на рынке;

  • план производства;

  • организационный план;

  • оценка рисков и страхование;

  • финансовый план;

  • стратегия финансирования;

  • приложения.

Бизнес-план начинается с оформления титульного листа, содержащего все исходные реквизиты предлагаемого проекта:

  • название (наименование) проекта, отражающее целевую функцию бизнес-плана;

  • где, когда и кем подготовлен данный программный документ (авторы проекта, название и адрес предприятия, его организационно-правовая форма и др.);

  • имена и адреса учредителей;

  • назначение бизнес-плана и его пользователи.

Желательно, чтобы обложка была сделана на фирменной бумаге, с эмблемой и логотипом фирмы.

Второй лист бизнес-плана – содержание, т.е. структурное представление самого бизнес-плана.

В приложения включаются документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане. К числу обязательных относятся следующие:

- биографии руководителей предприятия или проекта, подтверждающие их компетенцию и опыт работы;

- результаты маркетинговых исследований;

- заключения аудиторов (включая аналитическую часть);

- подробные технические характеристики продукции;

- гарантийные письма или контракты с поставщиками и потребителями продукции;

- договоры аренды, найма, лицензионные соглашения;

- заключения служб государственного надзора по вопросам экологии и безопасности, санитарно-эпидемиологических служб.

Возможно также предоставление в качестве приложения к бизнес-плану:

- фотографий или видеоролика образцов продукции;

- сертификатов (ТУ и т.п.) на продукцию.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Бизнес планирование (2)

    Курсовая работа >> Экономика
    ... планирования бизнеса 1.2 Методические подходы к бизнесу и его планированию в разных странах 2 Основные элементы бизнес планирования 2.1 Определение бизнес-плана 2.2 Модели бизнес ...
  2. Бизнес планирование (3)

    Бизнес-план >> Экономика
    ... ДИСЦИПЛИНЫ Раздел 1. Введение в бизнеспланирование Тема 1.1 Бизнеспланирование как элемент экономической политики ... содержание разделов бизнес-планов. Требования к разработке бизнес-планов. Информационное обеспечение бизнес-планирования. В зависимости ...
  3. Бизнес-планирование (5)

    Шпаргалка >> Экономика
    ... бизнес-планирования. Методика разработки стратегического бизнес-плана развития компании Особенности стратегического бизнес-планирования. Задачи стратегического бизнес-планирования ... удовлетворении. Стратегическое бизнес-планирование представляет собой ...
  4. Бизнес-планирование. Комбинированный урок

    Конспект урока >> Менеджмент
    ... : «Роль бизнес-планирования в организации ПД», «Специфика бизнес-планирования в РФ. Отличия от зарубежных систем планирования бизнеса» 8. Подведение ...
  5. Бизнес-план. Особенности бизнес планирования

    Лекция >> Менеджмент
    ... Состав, структура и объем бизнес-плана определяется предприятием самостоятельно, ... Минск: ИВЦ Минфина, 2006. 3. Бизнес-планирование: учебник/Под ред. В.М.Попова, ... ,2006. 5. Экономика, организация и планирование промышленного производства под ред. Т.В. Карпей ...
  6. Бизнес - планирование инвестиционного проекта

    Задача >> Банковское дело
    БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА Понятие и задачи бизнес-плана Бизнес – план – это план осуществления бизнес – операции, ... и назначения разрабатываемого бизнес – плана. Концепция бизнеса (резюме) составляется в конце написания бизнес – плана, ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0016651153564453