Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Финансы->Реферат
Вхождение экономики России в рынок - сложный и противоречивый процесс. Преобладавшая до недавнего времени государственная форма собственности предпола...полностью>>
Финансы->Реферат
Как показывает опыт нашей, а также других стран, переход на рыночные отношения сопровождается быстрым ростом цен, усилением действия инфляционных факт...полностью>>
Финансы->Закон
Идея введения единого социального налога, т.е. объединения всех страховых взносов, возникла еще в 1998 г., когда Госналогслужба России предложила при ...полностью>>
Финансы->Реферат
Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельност...полностью>>

Главная > Реферат >Финансы

Сохрани ссылку в одной из сетей:

С началом формирования рыночной экономической среды начали внедряться и рыночные методы ценообразования. Были ликвидированы практически все дотации товаропроизводителям, открытие рынков привело к постепенному "подтягиванию" внутренних цен к мировым. Общественные фонды потребления были разрушены, а социальные услуги в значительной своей части стали платными (как правило, плата взимается незаконно и нелегально). Таким образом, заработная плата стала основным источником обеспечения потребностей работающих и членов их семей. И, безусловно, столь низкий ее уровень не обеспечивал и не мог их обеспечить.

Ситуация изменилась - или, точнее, должна была измениться - с началом экономического подъема. Нужны были структурные реформы, нужны были новые технологии и инвестиции и, разумеется, квалифицированная рабочая сила, способная и желающая интенсивно работать. Однако увеличение занятости произошло за счет работников сферы торговли (а это по-прежнему в значительной мере так называемые реализаторы на базарах) и представителей самых простых профессий, то есть за счет наименее квалифицированной рабочей силы.

Как правило, сторонники модели с дешевой рабочей силой ссылаются на опыт послевоенной Германии или Ирландии 1980-х годов, где государство стимулировало не рост, а замораживание заработной платы. Однако происходило это в условиях, принципиально отличных от современных украинских реалий. В отличие от этих стран, начало экономического подъема в Украине не сопровождается масштабной безработицей.

Уровень безработицы, определенный по методологии МОТ, в Украине примерно соответствует показателям развитых стран и значительно уступает показателям большинства стран с переходной экономикой: Польши, Словакии, Болгарии, Хорватии, стран Балтии .

Более того, Государственная служба занятости Украины систематически регистрирует вакантные рабочие места. Так, в течение 2006 года было зарегистрировано 2,3 млн. вакансий. Однако лишь 5% из них предлагались с заработной платой свыше 1000 грн. (160 евро), а почти 60% - с заработной платой меньше 500 грн. (80 евро). Разумеется, большая часть таких вакансий так и остается незаполненной .[7]

Таким образом, основная проблема украинского рынка труда - это не безработица, а неконкурентные рабочие места и отток рабочей силы за пределы страны.

Рост стоимости рабочей силы и, в первую очередь, рост заработной платы, несомненно, должен опираться на экономические возможности, в частности, на повышение эффективности использования рабочей силы и рост ВВП - в противном случае рост денежной массы служит толчком для инфляции.

Результаты расчетов, выполненных по сравнительным данным, свидетельствуют, что отставание Украины по уровню производительности труда приблизительно соответствует отставанию по заработной плате. При этом тенденции отражают опережающие темпы роста в Украине заработной платы, а не производительности труда. В 2006 г. Украина по уровню оплаты труда вплотную приблизилась разве что к Болгарии - по сравнению с остальными странами переходной экономики отставание составляет от 49,7 (Румыния) до 86,5% (Словения).[8]

Вопреки ощутимому, казалось бы, росту заработных плат в Украине в 2005-2006 годах наше отставание не только не уменьшилось, но в большинстве случаев возросло: по сравнению с Чехией на 73 евро, Польшей - на 61, Эстонией - на 53. Уменьшился разрыв в оплате труда только по сравнению с Болгарией (на 44 евро) и чуть-чуть с Венгрией (на 5 евро). Сами же размеры отставания выглядят крайне внушительно, особенно по сравнению со Словенией (1049 евро в 2006 году), Чехией (549), Венгрией (484), Польшей (473 евро). Бесспорно, при такой разнице в оплате труда украинская рабочая сила, пользующаяся спросом на внешних рынках, будет уезжать за пределы страны .[7]

Отдельная тема - минимальный уровень оплаты труда как государственная гарантия того, что работающее население не может быть бедным. Законодательное установление минимальной заработной платы - это наиболее простой и распространенный метод государственного регулирования оплаты труда в странах рыночной экономики.

В большинстве стран устанавливается часовой минимум, в Украине сохраняется практика установления месячного минимума.

И хотя постепенно минимальная заработная плата приближается к прожиточному минимуму для лиц трудоспособного возраста (а именно ему она должна, по крайней мере, равняться), разница является все еще недопустимо большой.

Минимальная заработная плата значительно уступает и черте бедности, и прожиточному минимуму; только с 1 декабря 2005 года она достигла минимального размера пенсии, то есть прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность.[7]

При таких условиях занятость закономерно не является гарантией от бедности: 85% бедных семей имеют в своем составе хотя бы одного работающего. Риск бедности семьи абсолютно не зависит от наличия работающих.

Распространение бедности, низкий уровень жизни создают непреодолимые препятствия для внедрения полномасштабной системы социального страхования, а следовательно, и для формирования мощных инвестиционных источников. Действующая в стране система социальной защиты ориентирована преимущественно на уязвимые слои населения, а их поддержка реализуется в форме социальной помощи.

Понятно, что низкий уровень заработных плат побуждает значительную часть населения искать работу за пределами Украины. И, по разным оценкам, 2,5-3 млн. человек в среднем на протяжении шести месяцев работают за рубежом .[7]

Сама по себе масштабная трудовая миграция - достаточно распространенное явление в бедных странах, она является важной составляющей процесса их интеграции в глобальные рынки, в частности в рынок труда. Однако в Украине влияние трудовой миграции на социально-экономическую и демографическую ситуацию многократно усиливается в связи с откровенным стремлением большинства мигрантов, особенно работающих в странах ЕС, остаться в этих странах навсегда. А поскольку выезжают преимущественно молодые, образованные, активные люди, их невозвращение наносит большой вред и демографическому, и образовательному, и трудовому потенциалу Украины. Достаточно сказать, что первая всеукраинская перепись населения (в 2001 году), несмотря на увеличение объемов подготовки специалистов с высшим образованием почти в полтора раза, впервые за послевоенные годы зафиксировала снижение их удельного веса в составе населения в возрасте от 25 до 34 лет. Следовательно, пренебрежение политикой оплаты труда приводит к тому, что многомиллионные бюджетные расходы на высшее образование реально направляются в поддержку экономик других стран .

Обеспечивая конкурентоспособность путем уценки, а не повышения качества, работодатели не прилагают особых усилий для создания рабочих мест, требующих образованного персонала, а отдают предпочтение неквалифицированным низкооплачиваемым работникам, сохраняя устойчивый спрос на неквалифицированную рабочую силу. За 2000-2005 годы количество граждан, трудоустроенных государственной службой занятости на рабочие места, не требующие профессиональных знаний, выросло более чем вдвое. Дешевая рабочая сила не стимулирует предпринимателей к ее экономии путем внедрения современных технологий, к созданию высокоэффективных рабочих мест.

Следствием этого стали деформации в структуре занятости. С начала выхода из кризиса (2000 год) не только не увеличилась, но даже сократилась численность профессионалов, специалистов инструментальщиков, операторов и сборщиков оборудования и машин, квалифицированных аграриев, то есть тех категорий работников, которые, собственно, и внедряют инновации. Именно в этот период происходит непрерывный рост численности занятых неквалифицированным трудом.

Таким образом, результаты анализа позволяют определить основные следствия ориентации экономики Украины на модель с дешевой рабочей силой:

- работодатели не мотивируются к внедрению новых технологий и экономии живого труда, из-за чего в составе занятых слишком высок удельный вес неквалифицированных работников;

- наемные работники не имеют стимулов к эффективной трудовой деятельности, и предприятия, развивающиеся достаточно динамично, страдают от нехватки квалифицированной рабочей силы (это касается как инженерно-технических, так и рабочих профессий);

- наиболее активные и квалифицированные слои населения выезжают за границу, бюджетные расходы на их подготовку не компенсируются, более того, украинская рабочая сила работает на экономику других стран;

- в украинской экономике существуют многочисленные вакансии, на которые практически нет спроса;

- значительная часть населения нуждается в государственной помощи, что неоправданно увеличивает объемы социальных трансфертов;

- отсутствие развитой системы страхования (речь идет не только об общеобязательном и вообще социальном страховании) ограничивает инвестиционные возможности страны и не стимулирует развитие соответствующих финансовых инструментов.

3.2 Проблемы занятости населения

Безработица населения является одним из существенных факторов, который влияет на социально-экономическое положение населения, в частности, определяет его бедность и масштабы трудовой миграции за границы Украины.

Суждения о социально-экономических последствиях безработицы неоднозначны и зависят, преимущественно от того, о каком уровне безработицы идет речь. Некоторые исследователи, в основном неоклассического направления, отмечают, что умеренная безработица имеет ряд позитивных последствий: формируется мобильный резерв рабочей силы, который можно задействовать при расширении производства; сдерживает требования профсоюзов в части повышения заработной платы, а значит, снижает предполагаемый уровень инфляции; усиливает трудовую мотивацию занятых, так как гарантии занятости и опасения потерять работу начинают выступать в качестве самостоятельного стимула к труду.

Вместе с тем несомненны и негативные последствия безработицы, прежде всего циклической. Главные негативный экономический эффект – недоиспользование экономического потенциала общества, когда реальный ВНП существенно меньше потенциального. Безработица приносит большие проблемы как самому человеку, оставшемуся без работы и стремящемуся ее получить, так и обществу, экономике в целом. Проблемы, связанные оценкой уровня безработицы и определением уровня безработицы при полной занятости, не должны мешать пониманию важной истины: чрезмерная безработица влечет за собой большие издержки. Издержки безработицы — это то, во что она обходится, что является платой за нее. Плата может быть экономической, психологической, социальной и т.д.

Основными проблемами в занятости населения в Украине являются:

1.Отсутствует четко выраженная государственная политика при выборе направлений расходования собранных в фондах занятости средств.

Приоритетом в период экономического спада должна быть не высокозатратная при малой отдаче активная политика (в тех формах, в которых она осуществляется сейчас), а эффективная пассивная политика на рынке труда, проводимая во всех рыночно-ориентированных странах. Это означает необходимость разработки принципиально иной системы страхования от безработицы.

2. Демографическая проблема.

В стране ускоряется старение нации, численность и удельный вес населения в возрасте моложе трудоспособного (основной источник пополнения трудовых ресурсов) сократится с 5,1 млн. человек в 1993 году до 4,4 млн. человек в 2005 году (с 10,2% до 8,4%).

Это приводит к необратимым измерениям в профессиональном составе трудовых ресурсов: людям в зрелом возрасте труднее сменить квалификацию, - словом, снижается мобильность трудовых ресурсов. Уже сегодня в ряде территорий Центральной и Западной Украины доля лиц пожилого возраста больше 30-40% и имеет тенденцию к росту.

Одной из глубинных причин роста безработицы становится усиливающаяся дифференциация населения по доходам. Элитные слои населения, в пользу которых перераспределяется сегодня национальный доход, не могут сформировать мощного спроса на предметы массового потребления отечественного производства, что способствует его стагнации и, как следствие, безработице.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Перспективы развития рынка труда

    Реферат >> Экономическая теория
    ... предназначении и деятельности; возможности трудоустройства центра занятости ограничены, т. к. подавляющее большинство руководителей ... механизмов саморегулирования, иногда, могут навредить. 3. Перспективы развития рынка труда Успех проводимых в России реформ ...
  2. Перспективы развития рынка пластиковых карт в Российской Федерации

    Реферат >> Финансы
    ... проблемы и перспективы развития рынка пластиковых карт в Российской Федерации. Теоретические аспекты возникновения и развития рынка пластиковых карт ... проекту развития интернет-банкинга в 2009 году был присвоен приоритетный статус. Сотрудники, занятые ...
  3. Перспективы развития венчурных инновационных проектов в России

    Дипломная работа >> Экономика
    ... общие итоги и отмечаются перспективы развития рынка в России. Основная часть Глава 1. Рынок инноваций: история, участники ... исследований; значительная масса квалифицированных кадров, занятых в национальном хозяйстве. 1.4.3 Тенденции в отдельных звеньях ...
  4. Развитие рынка страховых услуг в Российской Федерации на современном этапе

    Курсовая работа >> Финансы
    ... 15 2.3 Интернет – страхование 19 3. Анализ и перспективы развития рынка страхования в России 20 3.1 Анализ текущего ... может быть использован на практических занятиях, семинарах, конференциях, а также для самоподготовки ...
  5. Перспективы становления и развития рынка земельных ресурсов в России

    Реферат >> Экономика
    ... занятых объектами муниципальной собственности. [21, с. 5] 1.3 Правовые аспекты функционирования рынка земельных ресурсов Рынок ... функционирования и развития рынка земельных ресурсов в России Основные проблемы и перспективы развития рынка земельных ресурсов ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0015060901641846