Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Государство и право->Кодекс
Актуальность темы определяется тем, что перевозка пассажиров занимает значительное место в деятельности транспортных организаций. Для обеспечения все ...полностью>>
Государство и право->Курсовая работа
Купля-продажа - один из важнейших институтов гражданского права. Известная нам история правового регулирования этого договора насчитывает почти четыре...полностью>>
Государство и право->Курсовая работа
На важность и актуальность этого вопроса указывает тот факт, что само государство – Российская Федерация выделило его в разряд важных и приоритетных. ...полностью>>
Государство и право->Контрольная работа
Кассовое обслужива­ние исполнения бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципаль­ных образований регламентируется приказом Минфина России от 19 апреля 2 ...полностью>>

Главная > Реферат >Государство и право

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Конституционно-правовой статус Президента РФ

Содержание:

I. ВВЕДЕНИЕ.

II. Конституционно-правовое положение Президента в системе органов власти

2.1 Президент – как глава государства.

2.2 Выборы Президента.

2.3 Полномочия Президента.

2.3.1 Общие положения

2.3.2 Разрешение Президентом спорных вопросов.

2.3.3 Президент – Верховный Главнокомандующий.

2.3.4 Полномочия Президента по введению чрезвычайного положения.

2.3.5 Полномочия Президента по вопросам гражданства.

2.3.6 Полномочия Президента на издание правовых актов.

2.4 Неприкосновенность Президента.

2.5 Процедура отрешения Президента от власти.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

I. ВВЕДЕНИЕ.

Учреждение поста президента в России, как отмечается в научной литературе, определялось рядом объективных и субъективных факторов: задачей усиления исполнительной власти, повышения ее мобильности, оперативности в принятии управленческих решений, совершенствования механизма реализации законов, укрепления государственной дисциплины, законности и правопорядка. Введение этого поста дало возможность покончить с искусственным соединением в рамках статуса бывшего Председателя Верховного Совета РСФСР фактически полномочий главы государства с правами спикера парламента, что находилось в явном противоречии с принципом разделения властей.

Определенное влияние на появление института президента в России оказало и учреждение этой должности в 1990 г. в СССР1. В период перестройки четко прослеживалась тенденция к практическому введению поста президента. На уровне Союза ССР этот вопрос был решен в марте 1990г. III Съезд народных депутатов СССР принимает Закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (основной закон) СССР». Избирается первый Президент СССР. В соответствии со ст. 127 Конституции СССР он являлся главой Советского государства. Фактически был взят курс на изменение формы правления - переход к президентской республике. Позднее институт президента создается в ряде бывших союзных республик, например в Казахстане, Молдавии, Узбекистане2.

История свидетельствует, что власть в России вне зависимости от смены режимов традиционно носит авторитарный характер, что логично приводит к выводу о том, что сильная власть (президентская) традиционна для России и соответствует менталитету и политической культуре российских народов. Все это вкупе предопределило становление и характер установившегося института президентства.

Сегодня иерархию актов, регулирующих вопросы, связанные с организацией и деятельностью Президента Российской Федерации возглавляет Конституция Российской Федерации. По действующей Конституции Президент как глава государства напрямую не входит ни в одну из ветвей законодательной, исполнительной и судебной власти. На это указывает и само место главы о Президенте. Однако нельзя делать вывод о том, что Президент стоит над этими ветвями власти. Органы каждой из ветвей власти самостоятельны; как и Президент действуют в рамках своих конституционных полномочий, обладают правовыми мерами воздействия на Президента вплоть до отрешения его от должности. При этом, будучи юридически дистанцирован от всех ветвей власти, Президент нормотворчествует, управляет, разрешает споры, осуществляет конституционный контроль.

Целью данной работы является определение конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации, дать правовую характеристику его положению в современном государственном устройстве России. Объяснить необходимость его полномочий как высшего представителя народа в нашей стране. В результате этой работы необходимо сделать заключение о необходимости наличия президентской власти в нашем государстве, о целесообразности тех полномочий которые определены ему по Конституции.

Президент, глава государства, избираемый гражданами, парламентом или специальной избирательной коллегией на определенный срок; высшее должностное лицо государства. В России институт президентства был введен 24 апреля 1991года законом «О Президенте РСФСР», интегрированный затем в Конституцию РСФСР 1978г. В июне 1991 года состоялись прямые президентские выборы. Первым Президентом России сроком на пять лет избран Б.Н. Ельцин3.

Официальная резиденция Президента Российской Федерации – Кремль, Москва. Символом президентской власти служит штандарт (флаг), представляющий собой квадратное полотнище цветов государственного флага Российской Федерации с золотым изображением государственного герба в центре. На древке флага крепится серебряная скоба с выгравированной фамилией, именем и отчеством Президента и датами его пребывания на этом посту.

Понимание статуса Президента Российской Федерации, его роли как главы государства достижимо лишь при уяснении и использовании совместно главы 4 «Президент Российской Федерации» и других структурных подразделений Конституции, прежде всего глав о «Федеральном Собрании – парламенте Российской Федерации и Правительстве Российской Федерации».

Часть 1 ст.80 Конституции Российской Федерации4 устанавливает, что Президент Российской Федерации является главой государства России как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления. В соответствии со своим положением Президент Российской Федерации олицетворяет единство многонационального народа Российской Федерации, суверенную государственность России и незыблемость ее демократической основы5.

Согласно Конституции Президент Российской Федерации выступает как гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

Важно отметить, что направляя и обеспечивая деятельность всех государственных органов, Президент действует в рамках, установленных Конституцией Российской Федерации. Правовое положение Президента охватывает несколько сфер:

1. Президент выступает как глава государства;

2. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами;

3. Президент обладает законодательными полномочиями;

4. В сфере исполнительной власти Президенту также даны широкие полномочия.

Изучая главу 4 настоящей Конституции можно сделать вывод, что Президент занимает самостоятельное главенствующее место в системе органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть, а это Президент, Федеральное Собрание, Правительство и его полномочия направлены на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти, соблюдение Конституции, защиту прав и свобод человека, охрану государственного суверенитета.

II. Конституционно-правовое положение Президента

в системе органов власти

2.1 Президент – как глава государства.

В ранее действовавшей российской Конституции Президент был охарактеризован как высшее должностное лицо и глава исполнительной власти. Теперь он - глава государства. Эта формула более точна. Само понятие "президент" в конституционно-правовом смысле и означает главу государства6.

Как глава государства Президент представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, определяет основные направления внутренней и внешней политики, выступает в качестве представителя государственной власти, высшего должностного лица государства. Действующая Конституция России ставит институт президентства на первое место среди федеральных государственных органов. Президент Российской Федерации наделен большими реальными полномочиями, которые он применяет самостоятельно, юридически независимо от других государственных органов, но в тесном взаимодействии с ними.

Характеризуя конституционный статус Президента, необходимо помнить важную особенность его положения как главы федеративного государства. Он выполняет функцию «президента всех россиян» независимо от того, как проголосовало большинство избирателей в том, или ином регионе. Федеральное Собрание представляет многонациональный народ России в лице своих избирателей, т. е. население избирательных округов и регионов, и отсюда неизбежность известной несогласованности выражаемых депутатами парламента интересов. Но Президент РФ, получая свой мандат на прямых всеобщих выборах, представляет совокупные, т. е. общие, интересы всего народа и всей России. Вот почему неправомерны какие-либо его действия в интересах одних регионов при безразличии к другим. Президент РФ как глава федеративного государства вправе контролировать президентов республик и глав администраций других субъектов РФ. Он также вне интересов отдельных политических партий или каких-либо общественных объединений, это своеобразный правозащитник и «лобби» всего народа. Взаимодействие Президента и парламента должно обеспечить единство общегосударственных и региональных интересов.

Как и в других государствах, Президент РФ обладает неприкосновенностью. Это означает, что до отставки Президента против него нельзя возбудить уголовное дело, принудитель­но доставить его в суд в качестве свидетеля и т. д. Со временем, возможно, будет решен вопрос о его иммунитете в отношении гражданских исков. В статус Президента РФ также входит право на штандарт (флаг), оригинал которого находится в его служебном кабинете, а дубликат поднимается над резиденцией Президента, как в столице, так и над другими резиденциями Президента во время его пребывания в них.

Президент Российской Федерации в соответствии со ст. 80 обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В Российской Федерации координационные функции возлагаются на Президента, как главу государства. Для этого он наделен полномочиями (ст.83,84 Конституции), дающими ему возможность оказывать влияние на все ветви власти. Такая координация хорошо видна, например, при решении важнейших для страны кадровых вопросов, назначение на высшие должности в государстве. Президент взаимодействует с Государственной Думой и Советом Федерации и с Председателем Правительства. Безусловно соответствующие полномочия Президента – это и его обязанности, их исполнение является средством осуществления конституционных прав Государственной Думы и Совета Федерации, закрепленных в ст. 102 и 103 Конституции7.

Необходимость подобной же координации возникает и применительно к

такому важному вопросу, как законодательная деятельность. В этом вопросе

крайне важно использовать потенциал всех властей, соединить наработки и

профессионализм исполнительной власти с возможностями депутатов высказывать решающее слово о судьбе законопроектов. Кроме того, через право вернуть Государственной Думе законопроект со своими замечаниями (право отлагательного вето) он имеет возможность известным образом отстаивать свою точку зрения по поводу содержания того или иного законопроекта.

Основные функции Президента РФ как главы государства определены в ст. 80 Конституции РФ, согласно которой он:

1) является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;

2) в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

3) в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

4) представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент не подчинен и не подотчетен никакому органу власти, его полномочия основаны на Конституции. Он представляет собой единство государства и государственной власти в целом, а не какой либо отдельно.

Президент является гарантом Конституции. Это очень важная президентская функция, она состоит в том, что основные направления внутренней и внешней политики нашего государства должны соответствовать Конституции и федеральным законам. Президент обеспечивает должное исполнение конституционных законов всеми органами государства. Достигает этого Президент путем обращения к органам и лицам, нарушающим требования Конституции, так и через уполномоченные органы, например суды.

Конституция отводит Президенту особую роль в деле защиты прав и свобод человека и гражданина, он выступает гарантом прав и свобод, издавая указы, направленные на защиту правового положения личности в нашей стране8.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Конституционно-правовой статус президента РФ (3)

    Реферат >> Государство и право
    ... вступления в должность Президента РФ…………………….6 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА РФ………….8 Конституционный статус Президента РФ…………………………………………...8 Правовые акты Президента РФ……………………………………………………..11 Основные функции Президента Российской Федерации ...
  2. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации и его компетенция

    Курсовая работа >> Государство и право
    Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации и его компетенция Курсовая работа по дисциплине «Конституционное право ... Конституции РФ). 8. Правительство РФ вполне можно назвать Правительством Президента РФ, поскольку Президент его ...
  3. Конституционно-правовой статус субъектов рф

    Реферат >> Государство и право
    ... конституционно-правового статуса субъектов РФ; – рассмотреть юридическое выражение конституционно-правового статуса субъектов РФ. Объект исследования – конституция РФ. Предмет исследования – конституционно-правовой статус ...
  4. Конституционно правовой статус Президента Усыновление опека попечи

    Реферат >> Государство и право
    ... Конституционно-правовой статус Президента, его положение в системе органов государственной власти. 2. Усыновление, опека (попечительство). 1. Конституционно-правовой статус Президента ... . Особым значением Президента РФ в организации государственной ...
  5. Президент РФ (7)

    Реферат >> Государство и право
    ... . Глава II. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА РФ § 1. Президент РФ – глава государства В статье 80 устанавливаются основы статуса Президента Российской Федерации ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0015408992767334