Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Курсовая работа
Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций - побудительной и тормозной и в них себя проявляет. Под волей понимается сложный психический...полностью>>
Психология->Реферат
Путь к эффективной профессиональной деятельности человека лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что, побуждает ег...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Вратарь в возрасте 12-14 лет в хоккейной команде занимает особое положение. Хоккейный вратарь — центральная фигура в команде. От его деятельности во м...полностью>>
Психология->Реферат
Среди всех познавательных процессов, представляющих собой формы отражения человеком окружающего мира, наивысшим и наиболее сложным является мышление. ...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

По итогам проведения методики лесенка мы получили следующие результаты: 25% детей имеют высокую самооценку,30% среднюю и 45% дошкольников имеют заниженную самооценку.

По итогам этой методики так же можно еще сказать что такие дети как Кирилл. К и Анна О имеют заниженную самооценку, это может быть связано с тем что родители и воспитатели их редко хвалят, возможно слишком сильное авторитарное влияние с их стороны. Настя Н имеет среднюю самооценку, но немного недооценивает себя, возможно из-за того что ее плохо воспринимают в группе.

Последняя методика которая проводилась с детьми называется: "Какой Я?"

Эта методика предназначается для определения самооценки ребёнка-дошкольника. Пользуясь представ­ленным далее протоколом, спрашивает у ребёнка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным по­ложительным качествам личности.( см приложение№4) Оценки, предлагаемые ребён­ком самому себе, проставлялись в соответ­ствующих колонках протокола, а затем переводились в баллы.

Оценка результатов

Имя ребенка

Набранные баллы

Ленара. Н.

4балла

Арина. М

9 баллов

Андрей. Л

5 баллов

Дарья. Б

2 балла

Влад. Г

4 балла

Максим.А.

2 балла

Анна.О

2 балла

Анна.Г

4 балла

Кирилл.Г.

2 балла

Георгий.Е.

6 баллов

Максим.А

3 балла

Настя. П.

4 балла

Настя.Н

4 балла

Всеволод.В

8 баллов

Ответы типа «да» оценивались в 1 балл, ответы типа «нет» оценивались в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оценивались в 0,5 балла. Самооценка ребёнка оп­ределялась по общей сумме баллов, набранной им по всем каче­ствам личности.

Выводы об уровне самооценки:

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

    1. балл — очень низкий.

По итогам данной методики мы видим что 47% детей имеют среднюю самооценку,40 % имеют низкий уровень и 13 % дошкольников имеют высокий уровень самооценки.

2.3. Коррекционная работа

По скольку в данной группе дошкольников имеют высокие уровни тревожности и низкую самооценку, нами были подобраны методики для коррекционной работы:

« Комплименты»

Цель методики: Снять напряжение у ребенка, повысить самооценку.

Материалы: бумага, ручка для ведущего.

Процедура: Вызывается первый желающий, он выходит за дверь комнаты. Ведущий записывает все комплименты которые высказывают игроки в адрес основного участника, помечая, кто сказал конкретный комплимент. Группу ведущий предупреждает о том, что все комплименты должны быть только искренними, т.е. те свойства характера и качества личности которые действительно присущи основному участнику. Основной участник возвращается в комнату и ведущий зачитывает весь список. Затем ведущий останавливается на каждом комплименте отдельно, а задача игрока угадать кто из группы сказал комплимент. Игрок может назвать 3-х человек. Если угадал то ему приплюсовывается балл за проницательность. Игра проводится как конкурс на самого проницательного. 11

Обсуждение.

"Солнышко"

Это методика, которая позволяет получить от других "психологические поглаживания", столь необходимые каждому человеку для того, чтобы ощущать себя любимым, нужным, успешным. Эта может проводиться в группе детского сада
Нужно переключить внимание всех детей на одного их ребенка словами: "Посмотрите, что-то наш именинник совсем замерз. Давайте поиграем в игру "Солнышко" и согреем его все вместе!" Усадите всех гостей в круг (если не хватает стульев, можно встать или сесть на пол). В центре поставьте вашего ребенка. Каждому гостю раздайте по одному цветному карандашу. Объясните, что это лучик солнца. Его можно подарить озябшему с добрыми словами, сказав о том, что гостю нравится в имениннике, за что того можно уважать. Покажите пример сами, сказав одно предложение-комплимент своему ребенку и отдав ему лучик. Тот, кого согревают, должен не забыть сказать "спасибо", можно добавить "очень приятно", если ему что-то особенно радостно будет слышать. Дальше все гости по кругу говорят что-то хорошее и отдают ребенку свой карандаш. Во время этого ребенок поворачивается лицом к говорящему.
« Цветок достижений»

Цель методики: Поднять уровень самооценки ребенка

Проведение: В раздевалке, на шкафчике каждого ребенка можно закрепить “Цветок достижений”, вырезанный из цветного картона. В центре цветка — фотография ребенка. А на лепестках, соответствующих дням недели, — информация о результатах ребенка, которыми он гордится.

Воздушный шарик”

Цель: снять напряжение, успокоить детей. Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: “Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу”. Упражнение можно повторить 3 раза.

Корабль и ветер”

Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.

•“Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!” Упражнение можно повторить 3 раза.

Подарок под елкой”

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.

“Представьте себе, что скоро Новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь”.

После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чем мечтает.

Дудочка”

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ. “Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы. в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!”

Все перечисленные упражнения можно выполнять в классе, сидя или стоя за партами.

Этюды на расслабление мышц Приведенные ниже этюды рекомендованы М.И. Чистяковой в книге “Психогимнастика” и наверняка знакомы многим из вас. Эти этюды полезны для разных категорий детей: тревожных, аутичных, агрессивных. Все упражнения даны в нашей модификации.

Штанга” Вариант 1

Цель: расслабить мышцы спины. “Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз”.

Вариант 2

Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным. “А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы”. Упражнение можно выполнить несколько раз.

Сосулька”

Цель: расслабить мышцы рук. “Ребята, я хочу загадать вам загадку:

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет. (В. Селиверстов)

Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую — уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!”

Шалтай-Болтай”

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди. “Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется “Шалтай-Болтай”.

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне. (С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова “свалился во сне” — резко наклоняем корпус тела вниз”.

Винт”

Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса. “Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде “Начали” будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали! ...Стоп!”

Этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского-Корсакова “Пляска скоморохов” из оперы “Снегурочка”.

Косое и мяч”

Цель: расслабить максимальное количество мышц тела. “Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас — большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком “с”. С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук “с”, он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго “с” выпрямилось туловище, после третьего — у мяча поднимается голова, после четвертого — надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком “ш”. Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. ” Затем играющие меняются ролями.

Все эти методики мы планируем провести в будущем году.

2.3. Педагогические рекомендации

На начальных этапах работы с тревожным ребенком следует руководствоваться следующими правилами:

- Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.

-Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как “Кто быстрее?”

-Если вы вводите новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно.

-Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.

-Если ребенок высоко тревожен, то начинать работу с ним лучше с релаксационных и дыхательных упражнений, например: “Воздушный шарик”, “Корабль и ветер”, “Дудочка”, “Штанга”, “Винт”, “Водопад” и др.

-Чуть позднее, когда дети начнут осваиваться, можно к этим упражнениям добавить следующие: “Подарок под елкой”, “Драка”, “Сосулька”, “Шалтай-Болтай”, “Танцующие руки”.

-В коллективные игры тревожного ребенка можно включать, если он чувствует себя достаточно комфортно, а общение с другими детьми не вызывает у него особых трудностей. На этом этапе работы будут полезны игры “Дракон”, “Слепой танец”, “Насос и мяч”, “Головомяч”, “Гусеница”, “Бумажные мячики”.

-Игры “Зайки и слоны”, “Волшебный стул” и др., способствующие повышению самооценки, можно проводить на любом этапе работы. Эффект от этих игр будет лишь в том случае, если они проводятся многократно и регулярно (каждый раз можно вносить элемент новизны).

-Работая с тревожными детьми, следует помнить, что состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц. Поэтому релаксационные и дыхательные упражнения для данной категории детей просто необходимы. Инструктор по лечебной гимнастике Л. В. Агеева сделала подборку таких упражнений для дошкольников. Мы несколько модифицировали их, внесли игровые моменты, не меняя содержания.12

Рекомендации для родителей:

- Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: “Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!”).

- Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

- Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

- Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

- Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.

-Если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.

- Избегайте состязаний и каких-либо видов робот, учитывающих скорость.

- Не сравнивайте ребенка с окружающими.

- Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

- Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

- Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

- Демонстрируете образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

- Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.

- Будьте последовательны в воспитании ребенка.

- Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.

- Используйте наказание лишь в крайних случаях.

- Не унижайте ребенка, наказывая его.13

Заключение

Нами была проведена исследовательская работа с целью увидеть взаимосвязь самооценки и тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Нами была изучена теория и проведены практические методики.

По результатам практического исследования мы увидели, что есть взаимосвязь у старших дошкольников между тревожностью и самооценкой. Так как многие дети, которые испытываю тревожность имеют низкую самооценку. Это может быть связано со множественными факторами. И с тем как вовпитывают ребенка в семье и как к нему относятся в группе. Часто дети испытывают дискомфорт во время ответов на занятии так как боятся что инее правильно ответят, это как раз связано с низкой самооценкой. По таким методикам как « Лесенка» и « Выбери лицо» мы увидели, что дети имеют проблемы в общении с родителями, они замкнуты, неуверенны в себе, тревожны. Это связано с тем что дома их возможно часто ругают из-за этого у них и понизилась самооценка и повысился уровень тревожности, дети бояться все время что-то не то сделать так как знают, что их наругают.

В связи с этим нами были подобраны методики для того чтобы повысить уровень самооценки и понизить уровень тревожности у этих детей. Были разработаны рекомендации для воспитателей и родителей.

Список литературы

1. Астапов В. М. Тревожность у детей.-М.: ПЕР СЭ, 2001.-160с

2. Богаров В. М. психология и педагогика для студентов вузов-Ростов-на-Дону.: « Феникс»2006г-248с

3. Бреслав. Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве; норма и отклонения-М; « Педагогика»1990г

4.Венгер А. Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство.Часть1.-3-е издание. М.: Генезис,2005.-160с

5.Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений-М;1976г

6. Выготский. Л. С. Вопросы детской психологии-СП;1997г-300с

7. Гарбузов В. И. Нервные дети: советы врача-Л;1990г-176с

8. Детская практическая психология: Учебник/ Под ред. Т. Д. Марцинковской.- М.: Гардарики, 2000.-255с

9. Дружинина. В.Н. Психология-СП;2001г-480с

10. Захаров. А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. Для воспитателей дет сада ип родителей.-2-е изд.,доп.-М.: « Просвещение»,1993-192с

11. Зимбардо Ф. Застенчивость-М;-100с

12. Коломинский Я. Л. Человек: психология-М;1980г

13. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, тревожными и аутичными детьими.- СПб.: « Речь», 2007г-136

14. Макарова И. В. Психология- М.; « Юрайт- Издат, 2006.-237с

15 Маклаков А. Г общая психология-М;2001-401с

16. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей- М; «Психологическая наука и образование» 1988г 15с

17. Мухина. В. С. Психология дошкольника-М;1975г

18. Немов Р. С. Психология Кн1- М.: « Просвещение»1994.-576с

19. Оклендер. В Окна в мир ребенка-М;1997г-250с

20. Петровский. А. В. Регулярные беседы о психологии-М;1977г

21. Психолог в детском дошкольном учреждении; Методические рекомендации/ под ред Т.В. Лаврентьевой-М; 1996г-144с

22. Психология дошкольника/сост Г.У, Урунтаева- М;1997

23. Психология и педагогика: Учебное пособие/ Николаенко В. М.Залесов Г.М.;- М.: ИНФРА-М; Новосибирск:2001.-175с

24. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании;-М; « Владос» 1996г

25. Релло Мей. Смысл тревоги-М;2001г-384с

26. Романов. А. Игровые задачи для детей- М; « Плайт» 2004 г

27. Рубинштейн С.Я. Эксперементальные методики в психологии-М;1970г

28. Смирнова Е. О. Детская психология-М; « Владос»2003г-368с

29. Смирнова Е. О. Детская психология-М; « Владос»2003г-368с

30.Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Знание, 1982. -179с.

11 Релло Мей Смысл тревоги-М,; « Класс»2001( с 50-65)-384с

2 Релло Мей Смысл тревоги- М.; « Класс»( 62-63)-384с

3 Астапов В. М. Тревожность у детей.-М.: ПЕР СЭ, 2001.-160с

4 . Астапов В. М. Тревожность у детей.-М.: ПЕР СЭ, 2001 (с80-81).-160с

5 .Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений-М;1976г( с155-160)

6 Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, тревожными и аутичными детьими.- СПб.: « Речь», 2007г-136( с70-73)

7 . Дружинина. В.Н. Психология-СП;2001г-480с ( с 64-65)

8 Макарова И. В. Психология- М.; « Юрайт- Издат, 2006.-237с

9 . Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании;-М; « Владос» 1996г( 77-78)

1010 Бреслав. Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве; норма и отклонения-М; « Педагогика»1990г( с123-125)

11 Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, тревожными и аутичными детьими.- СПб.: « Речь», 2007г-136( с 72-76)

12 Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, тревожными и аутичными детьими.- СПб.: « Речь», 2007г-136 ( 76-77)

13 Психолог в детском дошкольном учреждении; Методические рекомендации/ под ред Т.В. Лаврентьевой-М; 1996г-144с ( с 122-123)

i

ii



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Связь уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста с эмоциональной стороной детстко-ро

    Дипломная работа >> Педагогика
    ... с личностной тревожностью детей старшего дошкольного возраста. 3. Определить связь эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия с уровнем тревожности детей старшего дошкольного возраста. 4. Путем ...
  2. Особенности эмоционально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

    Курсовая работа >> Психология
    ... отношения к сверстнику. Результаты изучения взаимосвязи эмоциональной тревожности ребенка с отношением к себе ... ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. - Новосибирск: ГЦРО, 2000. ...
  3. Особенностьи проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста

    Дипломная работа >> Психология
    ... детей старшего дошкольного возраста 1. 3. Самооценка детей старшего дошкольного возраста Итоги главы 1 Глава 2. Исследование особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста ... . Дети с заниженной самооценкой тревожны, ... взаимосвязь ...
  4. ... по сохранению и укреплению психического здоровья детей старшего дошкольного возраста в контексте воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении

    Дипломная работа >> Психология
    ... детей старшего дошкольного возраста в контексте воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении. І ПРОБЛЕМА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ... заниженный уровень самооценки, повышенная тревожность, защитная агрессивность ...
  5. Возможности экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством развития в

    Курсовая работа >> Педагогика
    ... и неживого; взаимодействиями и взаимосвязью живых организмов в природе; ... самооценка [5;48]. Для диагностики начального уровня самосознания детей старшего дошкольного возраста ... психических свойств незащищенности, тревожности, агрессивности, недоверия к ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019240379333496