Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Философия->Реферат
Одним из выдающихся центров как торговой и политической, так и культурной жизни малоазийской Греции был Эфес. Здесь также приблизительно во второй пол...полностью>>
Философия->Реферат
Мартин Хайдеггер (1880—1976) — немецкий философ-экзис­тенциалист. Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — суще­ствование) — «философия существова...полностью>>
Философия->Шпаргалка
Разумеется,это одно из десятков определений философии. Такое изобилие определений вряд ли может быть объяснено лишь субъективизмом их авторов. Главную...полностью>>
Философия->Реферат
Со стороны своей биологической природы каждый индивид обусловлен с самого начала определенным генотипом — набором генов, получаемых от родителей. Уже ...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Философия

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Развивая свое предположение Фукуяма, не задумывается об отрицательных последствиях научного прогресса.

Первым кто усомнился, во благе науки был Ж. Ж. Руссо. Французский философ XX века Рено Генон считает, так же как и Руссо, что научные достижения ведут современный мир к гибели. «Новые изобретения, число которых с каждым днем возрастает, становятся все более и более опасными благодаря тому, что они апеллируют к таким силам, чья истинная природа остается совершенно неизвестной для использующих их людей. И более чем вероятно, что именно благодаря этим тревожным изобретениям современный мир сам породит причину собственной гибели, если движение в этом направлении не будет остановлено в ближайшее время, пока это еще возможно».21

Анализируя статью, Цофнас А. Ю. написал: «История по Фукуяме развертывается, главным образом, в экономико-идеологической плоскости, как вектор реализации двух человеческих устремлений – к удовлетворению материальных потребностей и к теоретическому обоснованию своего места в обществе и государстве».22

§ 2. Влияние идеологии на развитие истории

Фукуяма убежден, что именно наука ведет к капитализму в сфере экономики и к либерализму в сфере политике. Но есть такие страны, которые прошли первые этапы индустриализации, стали экономическими развитыми, урбанизированными, обладающие сильными государственными структурами, но при этом не стали ни капиталистическими не демократическими. К ним относятся государства с центральным планированием экономики и коммунистическим режимом. Ярким примером такого государства может служить Советский Союз. Благодаря идеологической пропаганде среди малограмотного населения Советский Союз начал не только быстрыми темпами развиваться, но и распространять свою идеологию. По мнению Э. М. Чорана чтобы выделяться среди других народов, найти свое неповторимое лицо, народу нужна безумная идея, которая, ставя перед ним цели, ведет его вперед. Так коммунистическое учение действует как стимулятор: толкает вперед, способствует расширению.23

Фукуяма считает, что именно распространение коммунизма помешали становлению демократии в XX веке, так как она разрушающе действовала на зачатки демократии в отстающих странах. Коммунистические идеи особенно в послевоенное время распространялись с невероятной быстротой. «Считалось, что тоталитарное государство может не только вечно длить свое существование, но размножаться по всему миру, реплицируя себя как вирус. Когда коммунизм был занесен в Восточную Германию, на Кубу, во Вьетнам, в Эфиопию - он всюду появлялся снабженный авангардной партией, централизованными министерствами, полицейским аппаратом и идеологией, охватывающий все стороны жизни. И эти институты действовали независимо от национальных или культурных традиций рассматриваемых стран».24

Чтобы не допустить распространения коммунизма, демократические государства начали распространять свою политику. Основная мысль, состоит в том, что западная либеральная демократия – вот та идейная основа, единственная идеологическая модель, которая, победив другие, обеспечит нам бесконфликтный, непротиворечивый мир.25

Это противостояние вошло в историю как «Холодная война». Этот термин был введен в обращение У. Черчиллем в Фултоне 5 марта 1946 года. В своем обращении он констатировал, что Европа оказалась разделенной «железным занавесом», и призвал западную цивилизацию объявить войну «коммунизму». В ходе «Холодной войны» идет постоянная гонка вооружения, применяются экономические меры давления, осуществляется организация военно-стратегических плацдармов и баз. Гонка вооружения способствовала развитию экономическому кризису в социалистических странах, которые на собственном опыте убедились в неэффективности центрального планирования. Вскоре были предприняты некоторые реформы, которые привели к распаду Советского Союза и исчезновению коммунистических идей. «Идеологическая угроза, которую они представляли для либеральных демократий, исчезла, а после ухода Красной армии из Восточной Европы во многом исчезла и военная».26

Фукуяма видит в повороте социалистических стран к демократическим ценностям, к использованию рыночных механизмов в экономике, торжество либерально-демократических идей27. Он имеет все основания считать эту победу окончательной, и потому выдвигает лозунг о "конце истории". Тезис конца истории базируется на основных двух постулатах: идее окончательной победы либерализма над коммунизмом в идеологической борьбе и на представлении современного западного общества как некого демократического и эгалитарного идеала, который и достигнут благодаря либерализму28.

С падением коммунизма историческая задача человечества была решена, и более нет, и не может быть угрозы либеральной демократии в мировом масштабе и историческом смысле. Идеология либерализма – основа для объединения людей Земли в единое Человечество. А ее единственно мыслимое следствие – универсальная и окончательная форма правления в виде либеральной демократии западного образца. Правда, отмечает Фукуяма, победа эта произошла пока только в форме идей, а в реальном мире до победы еще далеко. К концу ХХ в., считает Фукуяма, у западной идеи либерализма не оказалось "никаких жизнеспособных альтернатив". Над фашизмом и коммунизмом одержана внушительная победа, национализм и религиозный фундаментализм успешно нейтрализуются системой.

Даже если многим странам еще далеко до стандартов либеральной демократии, данная идея незримо присутствует как идеальная цель где-то впереди. «То чему мы, вероятно, свидетели,- не просто конец холодной войны или очередного периода послевоенной истории, но конец истории как таковой, завершение идеологической эволюции человечества и универсализации западной либеральной демократии как окончательной формы правления».29

По мнению Загоровского А.В. Конец истории не возможен, так как если идеологическая вражда будет преодолена, останутся другие противоречия между государствами. Изменение системы международных отношений, если и снимет некоторые сегодняшние проблемы, то неизбежно усилит другие, породит новые.30

Принимая участие в дискуссии, вокруг статьи Фукуямы, Лебедева М.М. высказала мнение: «конец истории должен означать, в том числе и конец либерально – демократической идеологии. Существование различных идеологий и идейных течений в мире нормально и естественно. Именно многообразие идей и их противоречивость составляет основу развития мирового сообщества. В будущем же вовсе не исключено появление новых, совершенно иных мировых идеологий»31.

Задача мировых сообществ заключается в том, чтобы научиться улаживать противоречия, которые существуют или будут существовать между различными идеями такими способами как переговоры, посредничество, консультации. В мире социальной науке сегодня одно из центральных мест занимает положение, согласно которому общественное развитие предполагает не столько конфронтационность, непримиримое столкновение различных идей, культур, ценностей, сколько их взаимное обогащение, диалог и через это их гармонизацию.32 Таким образом если говорить о конце истории, то это скорее конец истории войн, насилия, и нет смысла связывать конец истории с победой либеральной идеологии

Однако и сам Фукуяма признается, что конец истории печален: «Борьба за признание, готовность рисковать жизнью ради чисто абстрактной цели, идеологическая борьба, требующая отваги, воображения и идеализма, - вместо всего этого - экономический расчет, бесконечные технические проблемы, забота об экологии и удовлетворении изощренных запросов потребителя. В постисторический период нет ни искусства, ни философии; есть лишь тщательно оберегаемый музей человеческой истории... Признавая неизбежность постисторического мира, я испытываю самые противоречивые чувства к цивилизации, созданной в Европе после 1945 года, с ее североатлантической и азиатской ветвями... Быть может, именно эта перспектива многовековой скуки вынудит историю взять еще один, новый старт?»33.

Заключение

Подводя итог, хотелось бы отметить, что проблема конца истории всегда будет носить актуальный характер. Это подтверждается тем, что к ней обращались философы различных исторических эпох, которые дали свое осмысление исторического процесса, его проблем и пути их решения.

В данной работе на основе анализа работ известного американского

социолога, философа и политолога Ф. Фукуямы «Конец истории?», и «Конец истории и последний человек» предпринята попытка рассмотреть такой социальный феномен как «идеология». Необычайно широкий резонанс, который вызвала статья, «Конец истории?» несомненно, объяснялся ее своевременностью: она появилась накануне демократической революции, охватившей Восточную Европу. Фукуяма оказался первым, кто предложил солидную теорию для объяснения наступающей кончины коммунизма.

Список использованной литературы.

  1. Августин Блаженный. О граде божьем. М.: АСТ, 2000.

  2. Вико Дж. Становление новой науки о природе наций. Режим доступа: http://bookluck.ru/booktkeao.html

  3. Генон Р. Кризис современного мира./Сборник работ западных философов XXXXI веков Апокалипсис Смысла. М., Алгоритм 2007

  4. Гесиод. Теогония. Режим доступа: http://ancientrome.ru/antlitr/hesiod/theogonie.htm

  5. Загоровский А.В. Конец истории» или конец идеологии? США: экономика, политика, идеология. – 1990. - № 6

  6. Корьев А.Б. «Конец истории» или конец идеологии? США: экономика, политика, идеология. – 1990. - № 6

  7. Кремнюк В.А. Конец или начало истории? США: экономика, политика, идеология. – 1990. - № 5

  8. Лебедева. М.М. «Конец истории» или конец идеологии? США: экономика, политика, идеология. – 1990. - № 6

  9. Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. Том 1. Фейербах 1. С. 37

  10. Полищук М. Л. «Конец истории» или конец идеологии? США: экономика, политика, идеология. – 1990. - № 6

  11. Руссо Ж.Ж. О причинах неравенства. Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/russo/o_prichin.php

  12. Тойнби А. Постижение истории. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Toynbee/_Index.php

  13. Фукуяма Ф.Бесконечное накопление./ Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. – Издательство АСТ, 2004.

  14. Фукуяма Ф. Варваров у ворот нет./ Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. – Издательство АСТ, 2004.

  15. Фукуяма Ф. Конец истории. США: экономика, политика, идеология. – 1990. - №5

  16. Фукуяма Ф.Механизм желания./ Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. – издательство АСТ, 2004.

  17. Фукуяма Ф.Мировая либеральная революция./ Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. – издательство АСТ, 2004.

  18. Фукуяма Ф. Началась ли история опять. Режим доступа: http://old.russ.ru/politics/20021106-fuk.html

  19. Фукуяма Ф. Победа видеомагнитофонов./ Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. – издательство АСТ, 2004.

  20. Фукуяма Ф.Слабость сильных государств II или поедание ананасов на луне./ Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. – издательство АСТ, 2004.

  21. Хрусталев М.А. «Конец истории» или конец идеологии? США: экономика, политика, идеология. – 1990. - № 6

  22. Цофнас А. Ю. Печаль Фукуямы в пространстве аксиологических координат. Вопросы философии. – 2005. – № 11.

  23. Чоран Э.М. Выпасть из времени./Сборник работ западных философов XXXXI веков Апокалипсис Смысла. М:. Алгоритм 2007.

  24. Чоран Э.М. Механика утопии./Сборник работ западных философов XXXXI веков Апокалипсис Смысла. М., Алгоритм 2007.

  25. Чоран Э.М. Портрет цивилизованного человека./ Сборник работ западных философов XXXXI веков Апокалипсис Смысла. М:. Алгоритм 2007

  26. Шпенглер О. Закат Европы. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Speng_2/index.php

1 Полищук. М. Л. «Конец истории» или конец идеологии? США: экономика, политика, идеология. – 1990. - № 6 – С.37.

2 Кремнюк В.А. Конец или начало истории? ? США: экономика, политика, идеология. – 1990. - № 5 – С.54.

3Корьев А.Б. «Конец истории» или конец идеологии? США: экономика, политика, идеология. – 1990. - № 6 – С.39.

4 Гесиод. Теогония. Режим доступа: http://ancientrome.ru/antlitr/hesiod/theogonie.htm

5 Чоран Э.М. Выпасть из времени. /Сборник работ западных философов XXXXI веков Апокалипсис Смысла. М:. Алгоритм 2007. С. 129.

6 Августин Блаженный. О граде божьем. М.: АСТ, 2000.С.654.

7 Августин Блаженный. О граде божьем. М.: АСТ, 2000. С. – 1016.

8 Вико Джамбаттиста. Становление новой науки о природе наций. Режим доступа: http://bookluck.ru/booktkeao.html

9 Руссо Ж. Ж. О причинах неравенства. Режим доступа:http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/russo/o_prichin.php

10 К. Маркс и Ф. Энгельс. Немецкая идеология. Том 1. Фейербах 1. С. 37.

11 Шпенглер. О. Закат Европы. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Speng_2/index.php

12 Шпенглер. О. Закат Европы. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Speng_2/index.php

13 Чоран Э.М. Портрет цивилизованного человека./ Сборник работ западных философов XXXXI веков Апокалипсис Смысла. М:. Алгоритм 2007. С.59.

14 Тойнби. А. Постижение истории. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Toynbee/_Index.php

15 Фукуяма Ф. механизм желаний./ Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. – издательство АСТ, 2004.

16 Фукуяма Ф. Победа видеомагнитофонов./ Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. – издательство АСТ, 2004.

17 Фукуяма Ф. Варваров у ворот нет./ Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. – издательство АСТ, 2004.

18 Там же

19 Фукуяма Ф.Бесконечное накопление./ Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. – издательство АСТ, 2004.

20 Фукуяма Ф. Началась ли история опять. Режим доступа: http://old.russ.ru/politics/20021106-fuk.html

21 Генон Рено. Кризис современного мира./Сборник работ западных философов XXXXI веков Апокалипсис Смысла. М:. Алгоритм 2007. С. 184.

22 Цофнас А. Ю. Печаль Фукуямы в пространстве аксиологических координат. Вопросы философии. – 2005. – № 11. – С. 106

23 Чоран Э.М. Механика утопии./ . Сборник работ западных философов XXXXI веков Апокалипсис Смысла. М:. Алгоритм 2007. С. 226.

24 Фукуяма Ф. Слабость сильных государств II, или поедание ананасов на луне./ Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. – издательство АСТ, 2004.

25 Лебедева. М.М. «Конец истории» или конец идеологии? США: экономика, политика, идеология. – 1990. - № 6 – С.42.

26 Фукуяма Ф.Мировая либеральная революция./ Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. – издательство АСТ, 2004.

27 Загоровский. А. В. Конец истории» или конец идеологии? США: экономика, политика, идеология. – 1990. - № 6 – С.44.

28 Хрусталев М.А. «Конец истории» или конец идеологии? США: экономика, политика, идеология. – 1990. - № 6 – С.39.

29 Фукуяма Ф. Конец истории?

30 Загоровский. А. В. Конец истории» или конец идеологии? США: экономика, политика, идеология. – 1990. - № 6 – С.44.

31 Лебедева. М.М. «Конец истории» или конец идеологии? США: экономика, политика, идеология. – 1990. - № 6 – С.43.

32 Там же.

33 Фукуяма Ф. Конец истории?



Похожие страницы:

  1. Футурологічні концепції Ф. Фукуями

    Реферат >> Философия
    ... . - 380 с. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / Френсис Фукуяма. - М.: "АСТ", 2004. - 592 с. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее / Френсис Фукуяма. - М.: ООО ...
  2. Глобалистика и глобализм

    Реферат >> Политология
    ... 2.2.2 Фрэнсис Фукуяма Фрэнсис Фукуяма - американец японского происхождения. В 1992 появилась его книга «Конец истории и последний человек». У ... и глобалистика. Т.1 С.12-244 12. Фукуяма Ф.«Конец истории и последний человек» - М.:ЭСКМО. 2001 – 320 с. 20
  3. Политические идеологии (6)

    Реферат >> Политология
    ... другой американский ученый-футуролог Ф. Фукуяма в книге "Конец истории и последний человек" (1992). В частности, он ... стремление человека к борьбе. "Последний человек", (Ф. Фукуяма использует ницшеанское понятие), постисторический человек (человек эпохи ...
  4. Социальная экономика в концепции эволюции социально-экономических систем

    Контрольная работа >> Экономика
    ... японскому ученому Ф. Фукуяме принадлежат работы, из которых выделим лишь две - "Конец истории и последний человек" и "Великий ...
  5. Демократия в России

    Реферат >> История
    ... выдавливанию оппозиции из политического пространства. Последнее привело к нарастающему отклонению политической системы ... // Лицо тоталитаризма / М. Джилас. М.: Новости, 1992. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / Пер. М. Б. Левина. М.: АСТ, 2004. ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0017890930175781