Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Курсовая работа
Современная российская молодежь становится одним из самых активных и властных социальных объектов. Уметь решать актуальные проблемы и принимать значим...полностью>>
Педагогика->Дипломная работа
Предмет теории вероятностей отличается большим своеобразием. Необычный характер теоретико-вероятностных понятий является причиной того, что долгое вре...полностью>>
Педагогика->Реферат
Цель педагогической практики - овладеть определенными навыками и приемами основных направлений педагогической деятельности и реализовать на практике т...полностью>>
Педагогика->Реферат
ГОУ СОШ № 1996 - это адаптивное образовательное учреждение, где учебно-воспитательный процесс осуществляется исключительно с учётом индивидуальных пси...полностью>>

Главная > Реферат >Педагогика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Один из наиболее известных подходов к пониманию воспитания в семье разработан А. Адлером, автором индивидуальной теории личности, которая иногда рассматривается как предшественник гуманистической психологии. По А. Адлеру, человек- существо социальное, развитие личности рассматривается в первую очередь через призму социальных отношений. В теории личности, разработанной А. Адлером, подчёркивается, что у каждого человека есть врождённое чувство общности, или социальный интерес, в котором реализуется уникальность личности и творческие свойства человеческого «я». Последователем А. Адлера был педагог Р. Дрейкурс, который развил и конкретизировал взгляды учёного, внедрил практику консультаций и лекций для родителей. В русле представлений Адлера и Дрейкурса находится программа выработки позитивной дисциплины детей, которую разработали педагоги Д. Нельсон, Л. Лотт и Х. С. Глени.

Особое внимание авторы обращают на то, что негативное поведение детей является следствием ошибочных целей. В США и в других странах популярна модель семейного взаимодействия Т. Гордона, получившая название «Тренинг эффективности родителей» (ТЭР). На её основе созданы авторские варианты психотренингов, например, американскими психологами Дж. Байярд и Р. Байярд, российскими учёными- Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Рахматшаевой.

Основу взглядов Т. Гордона составляет феноменологическая теория личности К. Роджерса, который верил в изначальную способность человека к добру и совершенству. По мнению К. Роджерса, для позитивного взаимодействия с детьми родителям необходимы три основных умения: слышать, что ребёнок хочет сказать родителям; выражать собственные мысли и чувства доступно для понимания ребёнка; благополучно разрешать спорные вопросы, так чтобы результатами были довольны обе конфликтующие стороны. Ю. Б. Гиппенрейтер представила модификацию модели Т. Гордона с учётом закономерностей психического развития, открытых в российской психологии. Центральные идеи и ключевые понятия модели разработанные Х. Джайноттом ориентированы прежде всего на практическую помощь родителям, на выработку их уверенности в собственных силах В. Горянина шаг за шагом ведёт родителей от авторитарности как принципа воспитания к доверию и взаимопониманию, к ответственному поведению детей. Созвучные идеи высказываются А. Фромм: родитель должен контролировать в первую очередь собственное поведение; воспитывать ребёнка, не подавляя его личность; стремиться понять причину поведения ребёнка; передать ребёнку убеждение, что его любят и готовы всегда помочь.

Главные идеи семейного психотерапевта В. Сатир связаны с пониманием семьи как центра формирования новых людей. По мнению В. Сатир, родительско- детские отношения должны строиться по законам эффективного личностного общения. Родитель должен быть не начальником, а лидером, который призван научить ребёнка общим способам самостоятельного разрешения проблем.

Таким образом, проблема внутрисемейных отношений у разных авторов приобретает разное звучание. Это может быть проблема детско- родительских отношений, когда на первом месте- личность ребёнка, испытываемые им влияния, внутренние переживания и «характерообразующие» последствия. В других случаях в центре внимания исследователя- фигура родителя, его ведущая роль во взаимодействии, возникающие у него трудности. В «психоаналитических» и «бихевиористских» моделях ребёнок представляется скорее как объект приложения родительских усилий, как существо, которое нужно социализировать, дисциплинировать, адаптировать к жизни в обществе. «Гуманистическая» модель подразумевает прежде всего помощь родителей в индивидуальном становление ребёнка. Внутрисемейные отношения рассматриваются зарубежными и отечественными авторами как взаимодействие, взаимная деятельность по изменению обстоятельств жизни.

Отправной доминантой, обуславливающей и инициирующей все другие характеристики понятия внутрисемейные отношения, являются определённые внутригрупповые процессы и явления. И так как, межличностные внутрисемейные отношения- это сложные социальные образования, следовательно понятийный аппарат детско- родительских отношений достаточно широк и многозначен: родительские установки; родительские позиции; типы родительского отношения; стили воспитания детей; семейные роли детей и т. п. [41; 38]

Одни и те же члены семьи в различных характерных для нее системах отношений обычно занимают неодинаковое положение. Для более точной характеристики места каждого человека в структуре внутрисемейных отношений психологи пользуются понятиями “позиция”, “статус”, “внутренняя установка” и “роль”.

Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребёнка. Родительское отношение включает в себя субъективно- оценочное, сознательно- избирательное представление о ребёнке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребёнком, характер приёмов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческие компоненты.

Позиция же – это понятие, обозначающее официальное положение человека в той или иной подсистеме отношений. В семье она определяется связями данного человека с остальными членами семьи. От позиции, занимаемой человеком в семье, зависит степень его потенциального влияния на поступки остальных членов семьи.

В отличие от позиции статус человека в семье – это реальная характеристика его положения в системе внутрисистемных отношений, степень действительной авторитетности для остальных членов семьи.

Внутренняя установка человека в системе внутрисемейных отношений – это личное, субъективное восприятие или своею соответственного статуса, то, как он оценивает свое реальное положение, свой авторитет и степень внимания на остальные члены семьи. Действительный статус и его восприятие человеком могут расходиться.

Понятия родительская позиция и родительская установка используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательностью принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка- менее однозначна. В связи с этим исследователи, педагоги и психологи выделяют различные варианты родительских позиций, установок, родительского отношения.

А. Я. Варга, описывает следующий вариант: Симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость), авторитарность, эмоциональное отвержение («маленький неудачник»). [5]

В. Н. Дружинин выделил такую классификацию: поддержка, разрешение, приспособление к потребностям ребёнка, формальное чувство долга при отсутствии подлинного интереса к ребёнку, непоследовательное поведение. [10]

Иной вариант предложил А. С. Макаренко: сотрудничество, авторитет доброты, любви, уважения, авторитет подавления, расстояния, педантизма, подкупа.

В. Сатир предложил позитивную модель поведения, которую определил как гибкую или уравновешенную, где различные приёмы используются не автоматически, а сознательно, с учётом последствий своих действий. Характер и степень влияния на ребёнка определяет множество отдельных факторов и прежде всего личность самого родителя как субъекта взаимодействия: пол, возраст, темперамент и особенности характера родителя, религиозность, национально- культурная принадлежность, социальное положение, профессиональная принадлежность, уровень и педагогической культуры.

Учитывая взаимозависимость отношений в семье, их описывают через те роли, которые выполняет ребёнок. В социальной психологии роль определяется как нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемого от человека, занимающего определенную позицию. Войдя в определенную роль в семье, человек постепенно привыкает к ней, и сами члены семьи начинают ожидать от него поведение, соответствующего роли. Принятия на себя роль во многом определяет восприятие и оценку человека системе внутрисемейных отношений. По мнению А. С. Спиваковской [27], роль ребёнка можно чётко выделить в дисгармоничной семье, где относятся друг к другу шаблонно, стереотипно, годами сохраняя застывшие, ригидные, уже не соответствующие реалиям отношения. Роль- это набор шаблонов поведения по отношению к ребёнку в семье, сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребёнку взрослым. В. Н. Дружинин выделил, наиболее типичные четыре роли: «козёл отпущения», «любимчик», «примиритель», «бэби». «Козёл отпущения»- это объект для проявления взаимного недовольства супругов- родителей. «Любимчик» заполняет эмоциональный вакуум в супружеских отношениях, забота и любовь к нему чрезмерно преувеличены. Напротив, при сильной близости супругов друг к другу ребёнок раз и навсегда остаётся в семье только ребёнком, «Бэби» с очень ограниченными правами. «Примиритель» вынужден играть роль взрослого, регулировать и устранять супружеские конфликты, и таким образом занимает важнейшее место в структуре семье. Выделяются и другие роли: «ребёнок- обуза», «ребёнок- раб», «ребенок- любовник» (одинокая, как правило, мать настаивает на «отношений для двоих», закрепощает ребёнка в узах свой любви), «ребёнок как оружие» в борьбе с супругом, «ребёнок- заместитель мужа» (от него требует постоянного внимания, заботы, чтобы он был рядом и делился своей личной жизнью).

Нарушение семейной среды, семейной атмосферы можно классифицировать с точки зрения удовлетворения важнейших по мнению З. Матейчика, человеческих потребностей- в активном контакте внешней действительности. Окружение в крайних вариантах может быть излишне устойчивым либо предельно изменчивым. При этом параметре контроля варьирует от обособлённости до зависимости.

  1. Ультраустойчивая эмоционально- безучастная среда формирует социальную гипоактивность: пассивность, не заинтересованность, аутизацию, задержку речевого и психического развития.

  2. Изменчивая эмоционально – безучастная среда провоцирует гиперактивность: беспокойство, несосредоточенность, неравномерность, запаздывание психического развития.

  3. Ультраустойчивая среда в сочетании с эмоциональной зависимостью влечёт за собой избирательную гиперактивность, направленную на одного человека, часто в виде поведенческих провокаций.

  4. Изменчивая среда, эмоциональная зависимость развивают общую социальную гиперактивность, поверхность контактов и чувств ребёнка.

Выделяют также три спектра отношений, составляющих любовь родителей к своему ребёнку: симпатия- антипатия, уважение- пренебрежение, близость- дальностью. Согласно классификации предложенной А. С. Спиваковской, сочетание этих аспектов отношений позволяют описать некоторые типы родительской любви.

Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). «Хочу, чтобы мой ребёнок был счастлив, и я буду помогать ему в этом».

Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребёнком). «Смотрите, какой у меня прекрасный ребёнок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним».

Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). «Мой ребёнок не такой как все. Хотя мой ребёнок недостаточно умён и физически развит, но всё равно это мой ребёнок и я его люблю».

Любовь по типу снисходительного отстранения (симпатия, не уважение, большая межличностная дистанция). «Нельзя винить моего ребёнка в том, что он недостаточно умён и физически развит».

Отвержение (антипатия, не уважение, большая межличностная дистанция). «Этот ребёнок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело».

Презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция). «Я мучаюсь, беспредельно страдаю оттого, что мой ребёнок так неразвит, неумён, упрям, труслив, неприятен другим людям».

Преследование (антипатия, неуважение, близость). «Мой ребёнок негодяй, и я докажу ему это!».

Отказ (антипатия, большая межличностная дистанция). «Я не хочу иметь дела с этим ребёнком».

Оптимальная родительская позиция должна отвечать трём главным требованиям: адекватности, гибкости, прогностичности. Адекватность позиции взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребёнка, на умении увидеть, понять и уважать его индивидуальность. Родитель не должен концентрироваться только на том, чего он хочет в принципе добиться от своего ребёнка. Знание и учёт его возможностей и склонностей- важнейшее условие успешности развития.

Гибкость родительской позиции рассматривается как готовность и способность изменения стиля общения, способа воздействия на ребёнка по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. «Закостенелая» позиция ведёт к барьерам общения, вспышкам непослушания, бунта и протеста в ответ на любые требования.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Влияние психологического климата в семье на уровень психического развития ребенка старшего дошкольного возраста

    Дипломная работа >> Психология
    ... РАБОТА Влияние психологического климата в семье на уровень психического развития ребенка старшего дошкольного возраста ... окружающими людьми. О влиянии внутрисемейных отношений на формирование социального опыта ребенка свидетельствуют работы современных ...
  2. Влияние родительского отношения на уровень тревожности у часто болеющего ребенка дошкольного

    Дипломная работа >> Психология
    ... отношений. Цель исследования: изучить влияние родительского отношения на уровень тревожности у часто болеющего ребенка дошкольного возраста. Объект исследования: отношения ...
  3. Взаимосвязь родительского отношения и уровня тревожности ребенка младшего школьного возраста

    Реферат >> Психология
    ... внимание на то, что в старшем дошкольном возрасте тревожность ... структуре внутрисемейных отношений психологи пользуются понятиями «позиция», «статус», « ... О влиянии внутрисемейных отношений на формирование социального опыта ребенка свидетельствуют работы ...
  4. Стиль родительского воспитания и социальной адаптации ребёнка в дошкольном возрасте

    Дипломная работа >> Психология
    ... дошкольном возрасте 2.1 Организация исследования Объект исследования – социальная адаптация ребёнка в дошкольном возрасте. Предмет исследования – влияние стиля родительского отношения на социальную ... отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений ...
  5. Связь уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста с эмоциональной стороной детстко-ро

    Дипломная работа >> Педагогика
    ... на детей, стиль отношения к ребенку. Порой даже внешне благополучные семьи (материально обеспеченные, с высоким социальным статусом ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.002202033996582