Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Реферат
Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен прежде всего на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельн...полностью>>
Педагогика->Курсовая работа
Ребенок очень много может усвоить в первые годы жизни. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, но очень насыщен познанием...полностью>>
Педагогика->Реферат
Актуальность темы исследования определяется ее социальной значимостью и проблемностью. Воспитание детей – проблема многоаспектная, но прежде всего пед...полностью>>
Педагогика->Книга
Дисциплина «Общие основы педагогики» представляет собой пропедевтический курс, предваряющий изучение ряда дисциплин предметной подготовки (ДПП) и обще...полностью>>

Главная > Реферат >Педагогика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Анализ психолого - педагогических исследований внутрисемейных отношений

В современных условиях возникла необходимость в планомерной и целенаправленной педагогической работе по изучению проблем семьи, актуализации вопросов семейного воспитания, семейных взаимоотношений, формировании ценностного отношения к семье в изменившимся социокультурном пространстве. Обусловлено это тем, что семья – неотъемлемая составляющая общества, и занижать ее роль и значение как для общества, так и для отдельного человека недопустимо. В любом сколько-нибудь цивилизованном обществе существует институт семьи, и будущее человечества не мыслится без семьи.

Семья является сложнейшей подсистемой общества и выполняет разнообразные социальные функции. Поэтому семья служит объектом исследования многих наук, изучающих те или иные стороны её развития и функционирования. Современную семью, семейное воспитание глубоко, разносторонне можно представить себе, обращаясь к таким научным дисциплинам, как философия, социология, экономика, юриспруденция, этнопедагогика, история, педагогика, психология, медицина и т. д. Интеграция этих направлений изучения семьи позволяет получить целостное представление о семье как о социальном явление, сочетающим в себе черты социального института и малой группы. Так систему общих принципов и способов познания разрабатывает философия. Философию семья интересует как важнейшая сфера самореализации человека. Демография и социология изучают состояние и тенденции развития современной семьи. В поле зрения демографии находятся проблемы состава семьи, состояния поколений и т. д. Социология рассматривает семью как социальный институт, как универсальный фактор социализации ребёнка. Экономика изучает хозяйственную сторону жизни семьи, её обеспеченность жильём, работой и т. д. Юриспруденция определяет правовые основы семьи и брака, которые регламентируют статус, права и обязанности родителей и детей в сфере семейной жизни, домашнего воспитания. Для этики важны проблемы семьи как «цитадели» нравственности. История же изучает становление семьи, её эволюцию на разных стадиях исторического развития, характер родительских чувств, ролей и отношений. В связи с этим очень важны исследования этнографов, которые помогают сохранить национальную культуру, возродить ценные идеи, традиции. Психология семейных отношений концентрирует внимание на исследование закономерностей межличностных отношений в семье, внутрисемейных отношений с позиции влияния на развитие личности. Педагогику интересует семья как первый и самый мощный воспитатель ребёнка, она изучает пути повышения педагогической культуры родителей, формы взаимодействия семьи с другими социальными институтами.

Итак, очевиден вывод о том, что многие науки в границах своего предмета изучают те или иные характеристики современной семьи. Однако в последние десятилетия назрела необходимость в интеграции как научных знаний о семье, так и методов её изучения в рамках одной науки, которая обеспечит междисциплинарный подход и системный анализ современной семьи, её функций, важнейшей из которых является воспитательная. Такая комплексная системная наука о семье находится в стадии своего формирования и называется фамилистикой. Название было предложено видными отечественными философами А. Г. Харчёвым и М. С. Мацковским в 1978г. [13, стр. 9]

Так как, каждая из наук имеет свои задачи в изучение семьи, то даёт ей своё определение. Правомерность многообразия трактовок понятия «семья» обусловлена различными подходами к изучению семейно- брачных отношений. Любое определение с точки зрения какой-либо отдельно взятой науки будет неполным. Философия и социология понимают семью как малую социальную группу, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Социальные психологи же рассматривают семью как ячейку социальной структуры общества, выступающую регулятором отношений между людьми. Существующие в обществе социальные нормы и культурные образцы задают определённые эталоны представлений о том, какими должны быть муж и жена, отец и мать по отношению к своим детям, дочь и сын по отношению к своим родителям. С социально-психологической точки зрения, семья представляет собой соответствующую нормам и ценностям данного общества социальную группу, объединённую формируемой в совместной деятельности совокупность межличностных отношений: супругов между собой, родителей к детям и детей к родителям и между собой, которые проявляются в любви привязанности, интимности.

Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей. В научной литературе вопросы семьи и семейного воспитания, формирования ценностных отношений представлены достаточно многоаспектно. [36; 39]

В то же время в современной социологической, педагогической, психологической науке не существует единого определения семьи. Это во многом объясняется тем, что целевое, функциональное и содержательное назначение данной категории обосновывает многогранность ее назначения для государства, общества и человека. За основу мы взяли определение Л.Д. Столяренко. «Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена». [9, стр. 17]

А. И. Захаров определил семью, как первичную группу, в которой связи строятся на непосредственных контактах, на эмоциональном вовлечении её членов в дела группы, обеспечивающая высокую степень отождествления и слияния её участников, которая увеличивается и разрастается не благодаря «приёму» новых членов извне, а благодаря рождению детей. [7; 22]

Как отмечает В. М. Целуйко, семья- первая в жизни человека социальная общность (группа), благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения, в ней он делает свои первые шаги, переживает свои первые радости и огорчения. [37]

Структура и функции семьи многообразны и зависят от социальных факторов, личностных особенностей супругов, уровня их культуры и образованности.

Ещё древние мыслители говорили о том, насколько важна семья в жизни каждого человека. Так, семье и браку посвящено множество исследований, которые осуществлялись с древности до наших дней. К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Патриархальную семью он рассматривал неизменной, исходной общественной ячейкой и считал, что брак входил в общественные повинности граждан и главным назначением семьи является рождение здоровых детей.

Аристотель, критикуя проекты «идеального государства», развивает идею Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При этом семьи образуют «селения», а соединение «селений» – государство. Именно от Аристотеля берёт своё начало мысль о том, что семья- неотъемлемый элемент социальной структуры общества. Каждый член семьи сохраняет определённую автономность и благодаря этому входит в различные другие объединения людей, социальной группы (учебные, производственные, политические), вступает в некоторые отношения с государственными учреждениями, соседями и другими сообществами, представляя в них либо интересы своей семьи, либо свои собственные взгляды, которые сформировались в семье.

Подобная точка зрения в отношении семьи господствовала продолжительное время. Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: «Самое древнее из всех обществ и единственно единственное – это, если угодно, прообраз политических обществ, правитель, – это подобие отца, народ – детей…». [2; 5]

Основу семьи Кант видел в правовом порядке, а Гегель – в абсолютной идее. Заметим в этой связи, что ученые, признающие вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятия «брак» и «семья», различия между ними сводятся к формальному началу. Конечно, между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Кроме того, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. [15]

Наука располагает обширной и достоверной информацией о характере внутрисемейных отношений в истории развития общества. Изменение семьи эволюционировало от промискуитета (беспорядочных половых связей), группового супружества, матриархата и патриархата до моногамии. Семья переходила от низшей формы к высшей по мере того, как общество поднималось по ступеням развития.

Опираясь на этнографические исследования, в истории человечества можно выделить три эпохи: дикость, варварство и цивилизацию. Каждая из них имела свои общественные институты, доминирующие формы отношений между мужчиной и женщиной, «свою семью». Большой вклад в изучение динамики семейных отношений в истории развития общества внесли швейцарский историк И. Я. Бахофен, написавший книгу «Материнское право» (1861), и шотландский юрист Дж. Ф. Мак-Леннан, автор исследования «Первобытный брак» (1865). До ранних ступеней общественного развития была характерна беспорядочность половых отношений. Через гетеризм (гинекократию)- отношения, основанные на высоком положении в обществе,- прошли все народы в направлении к индивидуальному браку в семье. Позднее сложилась пуналуальная семья - групповой брак, охватывавший братьев с их жёнами или группу сестёр с их мужьями. Такие семьи наблюдал Л. Морган в индейских племенах Северной Америки. Затем сформировался полигамный брак. В кодексе вавилонского царя Хаммурапи за несколько тысячелетий до нашей эры было провозглашена моногамия, но вместе с тем закреплено неравенство мужчин и женщин.

В исследованиях, посвящённых проблемам семейных взаимоотношений, прослеживаются основные этапы её эволюции: на первичной ступени половых отношений наряду с временными (краткими и случайными) моногамическими связями господствовала широкая свобода брачных отношений; постепенно свобода половой жизни ограничивалась; динамика брачных отношений в истории развития общества заключалась в переходе от группового брака к индивидуальному.

В XIX в. появляются эмпирические исследования эмоциональной сферы семьи, влечений и потребностей ее членов. Эти исследовании прежде всего находят своё отражение в работах Фредерика Ле Пле. В исследованиях были раскрыты следующие аспекты. Семья изучается как малая группа с присущими ей жизненным циклом, историей возникновения, функционирования и распада. Предметом исследования становятся чувства, страсти, умственная и нравственная жизнь. В исторической динамике развития семейных отношении Ле Пле констатировал направление от патриархального типа семьи к нестабильному, с разрозненным существованием родителей и детей. Далее исследования взаимоотношений в семье концентрируются на изучении взаимодействия, коммуникации, межличностного согласия, близости членов семьи в различных социальных и семейных ситуациях, на организации семейной жизни и факторах устойчивости семьи как группы. Эти исследования были освящены в работах Ж. Пиаже, З. Фрейда и их последователей. Развитие общества детерминировало изменение системы ценностей и социальных норм брака и семьи, поддерживающих расширенную семью, социокультурные нормы высокой рождаемости были вытеснены социальными нормами низкой рождаемости.

Проблема формирования потребностей человека вообще и в отношении создания семьи, семейных ценностей отражается в трудах отечественных психологов Л.С. Выгодского, Н.Д. Добрынина, К.К. Платонова, Д.Н. Узнадзе и другие; педагогический аспект проблемы ценностного отношения к семье в русле гуманистической парадигмы раскрывается в работах Е.В. Бондаревской, В.С. Библе. Е.Н. Гусинского, В.П. Зинченко, Е.Н. Ильина, И.Б. Котовой, В.А. Сластенина, Р.М. Чумичевой, Е.Н. Шиянова и др. В трудах философов, социологов, демографов И.В. Бестужева-Лады, И.С. Кона, В.И. Переведенцева, В.А. Титаренко, А.Г. Харчева воспитание будущего семьянина выделено как один из аспектов социального формирования личности.

Нравственные составляющие проблемы освещаются в исследованиях О.С. Богдановой, Г.Н. Волкова, И.В. Гребенникова, Р.Г. Гуровой, Л.Ю. Гордина, А.В. Иващенко, В.М. Коротова, Б.Т. Лихачева, Н.И. Монахова, А.Ф. Никитина и др. Среди зарубежных ученых, работающих в этом направлении, следует отметить Т. Парсона, Р. Бэйлза, К. Витэка, Э. Эриксона, Т. Гордона и др. [35]

До середины XIX в. семья рассматривалась как исходная модель общества, социальные отношения выводились из семейных. В этнографии накоплен обширный материал, освещающий национальные особенности взаимоотношений в семье. Так, в Древней Греции доминировала моногамия. Семьи были многочисленными. Мужчины пользовались большими правами. В Древнем Риме приветствовалась моногамия, но внебрачные связи были широко распространены. Согласно законам римского права, брак существовал исключительно для деторождения. Наука располагает обширной информацией о влиянии христианства на институт семьи во многих странах мира. Церковная доктрина освящала моногамию. Браки христиан с иноверцами считались греховными. Формально христианство признавало духовное равенство женщины и мужчины. Однако в действительности положение женщин было приниженным.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Влияние психологического климата в семье на уровень психического развития ребенка старшего дошкольного возраста

    Дипломная работа >> Психология
    ... РАБОТА Влияние психологического климата в семье на уровень психического развития ребенка старшего дошкольного возраста ... окружающими людьми. О влиянии внутрисемейных отношений на формирование социального опыта ребенка свидетельствуют работы современных ...
  2. Влияние родительского отношения на уровень тревожности у часто болеющего ребенка дошкольного

    Дипломная работа >> Психология
    ... отношений. Цель исследования: изучить влияние родительского отношения на уровень тревожности у часто болеющего ребенка дошкольного возраста. Объект исследования: отношения ...
  3. Взаимосвязь родительского отношения и уровня тревожности ребенка младшего школьного возраста

    Реферат >> Психология
    ... внимание на то, что в старшем дошкольном возрасте тревожность ... структуре внутрисемейных отношений психологи пользуются понятиями «позиция», «статус», « ... О влиянии внутрисемейных отношений на формирование социального опыта ребенка свидетельствуют работы ...
  4. Стиль родительского воспитания и социальной адаптации ребёнка в дошкольном возрасте

    Дипломная работа >> Психология
    ... дошкольном возрасте 2.1 Организация исследования Объект исследования – социальная адаптация ребёнка в дошкольном возрасте. Предмет исследования – влияние стиля родительского отношения на социальную ... отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений ...
  5. Связь уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста с эмоциональной стороной детстко-ро

    Дипломная работа >> Педагогика
    ... на детей, стиль отношения к ребенку. Порой даже внешне благополучные семьи (материально обеспеченные, с высоким социальным статусом ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019631385803223