Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономика->Курсовая работа
Довгий часовий інтервал - зміна обсягів виробництва можливо за рахунок використання всього комплексу факторів виробництва, у тому числі і таких як нов...полностью>>
Экономика->Реферат
Стейкхолдер (від англ Stakeholder - власник частки (одержувач відсотка); власник застави, розпорядник (довірчий власник) спірного, закладеного або під...полностью>>
Экономика->Курсовая работа
Добробут населення формується під впливом різних факторів Чим більше в домогосподарстві працездатних осіб, чим вищою є їх освіта, кваліфікація, тим кр...полностью>>
Экономика->Курсовая работа
Інтенсифікація потужності торговельного підприємства та підвищення на цій основі ефективності його діяльності, життєздатності та конкурентоспроможност...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Экономика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Одной из распространенных теорий является теория предельной полезности. Она появилась во второй половине XIX в. Ее представителями являются австрийские экономисты Э.Бём-Баверк и К.Менгер. Сторонники этой теории утверждают, что стоимость – это чис'го психологическое явление, объясняемое "предельной", т.е. наименьшей, полезностью данного товара для покупателя. Бём-Баверк раскрывает это положение на примере поселенца, живущего в лесу с пятью мешками зерна. Первый мешок нужен ему для прокормления, второй – для улучшения питания, третий – для откорма домашней птицы, четвертый – для изготовления водки, пятый – для кормления попугая, служащего ему забавой. Стоимость хлеба будет определяться именно полезностью пятого мешка, удовлетворяющего ненасущные потребности.' Отсюда делается вывод: чем больше товаров, тем меньше их полезность для покупателя, тем ниже их стоимость.

Суть теории спроса и предложения сводится к тому, что стоимость, или цена, товара определяется не затраченным на его производство трудом, а исключительно спросом и предложением. Согласно этой теории, если спрос превысит предложение, то стоимость товара повысится, а когда увеличится предложение при неизменном спросе, стоимость товара уменьшится. Сторонниками теории спроса и предложения были французский экономист Ж.Б.Сей и английский экономист Г. Д.Маклеод. Математическое выражение теории спроса и предложения встречается у Л.Вальраса (Швейцария). Этой теории придерживались также представители австрийской школы – К.Менгер, Э.Бём-Баверк, Ф.Визер. Английский экономист А.Маршалл пытался соединить теорию спроса и предложения с теорией предельной полезности и теорией издержек производства. Американский экономист П.Саму- эльсон это соединение называл оптимистическим неоклассическим синтезом.

Широко известна теория трех факторов производства, возникшая в первой половине XIX в. Она связывает создание стоимости, слагаемой из доходов (процент на капитал, заработная плата и земельная рента), с функционированием трех факторов производства – капитала (трактуемого как средства производства), труда и земли. Этим трем факторам соответствуют три вида доходов – прибыль, рента и заработная плата. Названные доходы образуют стоимость продукта и реализуются через цену в процессе продажи продуктов на рынке. Факторный подход нашел применение и при разрешении проблемы стоимости в рамках теории предельной производительности, согласно которой каждый из факторов производства (капитал, земля, труд) не только является производителем стоимости, но и имеет определенные границы своего производительного эффекта.

общественное хозяйство товарное натуральное деньги

1.3 Деньги – элемент товарного хозяйства

Возникновение и сущность денег. Как общественное свойство товара стоимость можно выявить только путем приравнивания одного товара к другому в процессе обмена, т.е. как меновую стоимость. Существуют два полюса выражения стоимости: относительная форма стоимости – представляет товар А, который выражает свою стоимость в другом товаре Б, и эквивалентная форма стоимости – представляет товар Б, который служит материалом для выражения стоимости товара А.

Относительная форма стоимости свидетельствует о том, что все товары, различающиеся как потребительные стоимости, качественно одинаковы как стоимости, как сгустки однородного абстрактного труда. Она также показывает, что стоимость любого товара может быть выражена лишь косвенно, через потребительную стоимость другого товара.

Эквивалентная форма стоимости имеет свои особенности: потребительная стоимость товара, находящегося в эквивалентной форме стоимости, становится формой проявления своей противоположности –стоимости; конкретный труд – абстрактного труда; частный труд –общественного труда.

В процессе развития обмена меновая стоимость, или форма стоимости, прошла четыре этапа: простую, единичную, или случайную; полную, или развернутую; всеобщую; денежную.

При простой форме стоимости отдельному товару А, находящемуся в относительной форме, противостоит только один случайный товар – эквивалент Б; при развернутой орме стоимости товару А, находящемуся в относительной орме стоимости, противостоит множество товаров-эквивалентов – Б, В, Г, Д; при всеобщей форме стоимости всем товарам, находящимся в относительной форме стоимости, противостоит один товар-эквивалент, но здесь роль всеобщего эквивалента выполняют различные товары (скот, меха, рыба, зерно и др.); при денежной форме стоимости всем товарам, находящимся в относительной форме стоимости, противостоит всеобщий эквивалент, общественная роль которого прочно срослась с потребительной стоимостью благородных металлов – золота или серебра.

Переход от одной формы стоимости к другой происходил постепенно, по мере углубления общественного разделения и усиления обособленности товаропроизводителей. Развитие форм стоимости –это есть и развитие процесса обмена, и процесс возникновения денег. Причем деньги возникают как продукт стихийного развития товарного производства и обмена.

До появления денег существовал бартер – непосредст- веный обмен одного товара на другой. Например, земледелец обменивает 150 кг зерна на одну овцу, принадлежащую скотоводу. При бартерном обмене количество участников рынка ограничено. При увеличении участников рынка, круга хозяйствующих субъектов бартер наталкивается на серьезные затруднения. Когда на рынок поступают разнообразные товары и в большом количестве, для приобретения нужного товара необходимо осуществлять несколько промежуточных сделок. Появление денег разрешает это затруднение. Владелец товара обменивает его на деньги, которые затем расходует на приобретение нужного товара.

Деньги – особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента. Они выражают затраты общественного труда, воплощенного в товаре, и на этой основе обеспечивают их обмениваемость. Как и все товары, деньги обладают стоимостью и потребительной стоимостью. Стоимость золота заключается в том, что на его добычу затрачено большое количество общественно необходимого труда. Золото – один из самых трудоемких с точки зрения добычи металлов. Потребительная стоимость золота как денежного товара раздваивается. С одной стороны, оно имеет обычную потребительную стоимость –используется для технических целей, изготовления предметов роскоши, зубного протезирования и т.д. В 1986 г. в капиталистических и развивающихся странах в ювелирной промышленности было использовано 1097 т золота, в электронике – 124, в стоматологии –51 и в других отраслях – еще 57 т. С другой стороны, золото обладает всеобщей потребительной стоимостью, т.е. является предметом всеобщей потребности в процессе обмена.

Деньги – это абсолютно ликвидное средство обмена, т.е. товар, имеющий наибольшую способность к сбыту. Деньги – один из наиболее значительных компонентов в экономической жизни общества. Они возникли на определенном этапе развития хозяйственной жизни общества, но не как продукт соглашения между людьми или какого-либо законодательного акта государства, а как результат экономических отношений, естественной хозяйственной жизни людей.

Золото выполняет роль денег потому, что оно по сравнению с другими товарами обладает рядом преимуществ: делимостью, сохраняемостью, качественной однородностью, портативностью (высокой стоимостью при небольшом объеме), его относительной редкостью в природе.

Функции денег. В развитом товарном хозяйстве деньги функционируют как мера стоимости, средство обращения, средство образования сокровищ или средство накопления, средство платежа, мировые деньги.

Исходной функцией денег является функция меры стоимости. Суть ее состоит в том, что деньги выражают стоимость всех других товаров. Однако это не значит, что они Делают товары соизмеримыми. Основой соизмеримости товаров является овеществленный в них общественный труд. В этой функции деньги выступают как мысленно представляемые, идеальные деньги. Для выражения стоимости товара не обязательно иметь наличные деньги. Товар мысленно приравнивается к деньгам еще до обмена. Это возможно потому, что в реальной действительности существует определенное соотношение между стоимостью золота и стоимостью данного товара как продуктов человеческого труда.

Товары выражают свою стоимость в определенном количестве золота. Весовое количество золота, принятое в той или иной стране за денежную единицу, называется масштабом цен. Не следует смешивать масштаб цен с функцией денег как меры стоимости. Как мера стоимости деньги измеряют стоимость товаров, а как масштаб цен деньги выступают в виде фиксированного веса золота и служат для измерения его количества. Как мера стоимости деньги функционируют стихийно, а масштаб цен устанавливается государством в законодательном порядке. И наконец, с изменением стоимости золота изменяются цены на товары, но масштаб цен не изменяется (20 г золота всегда в 20 раз больше 1 г).

Стоимость товара в денежном выражении, как указывает К.Маркс, есть его цена. Уровень цен определяется стоимостью самих товаров, стоимостью денежного металла (золота).

Зависимость цены товара от стоимости товара и стоимости золота

Стоимость

Цена товара

товара

золота

Повышается

Неизменна

Повышается

Неизменна

Понижается

Повышается

Неизменна

Повышается

Понижается

Понижается

Неизменна

Понижается

При определении цены товара учитываются стоимость товара, спрос и предложение, стимулы к труду, качество товара, взаимоотношения продавца и покупателя и т.д. Цены на товары и услуги постоянно растут, что объясняется в основном падением производства, удорожанием топливно-энергетических ресурсов, инфляционными процессами. На механизм колебания цен обращали внимание многие экономисты. Наиболее известным является положение А.Смита о "невидимой руке", которая направляет действия разрозненных производителей и потребителей продукции. Каждый действует, преследуя свой личный интерес. Ориентиром для него является лишь повышение или понижение цены. Однако в результате разрозненных действий, основанных на подчинении ценовому механизму, рождается определенный порядок, и структура общественного продукта в большей или меньшей степени соответствует структуре общественных потребностей. "Невидимая рука" – это деперсонифицированный, безличностный ценовой механизм. В своеобразной форме эта же идея разрабатывалась К.Марксом в его концепции "товарного фетишизма", когда над товаропроизводителем господствует фетишизм – товар с его постоянно изменяющейся ценой. Та же идея лежит в основе исследования современным экономистом Ф.Хайеком спонтанного, т.е. самопроизвольного порядка.

В настоящее время функцию меры стоимости выполняют бумажные деньги без всякого золотого обеспечения. Ведь и бумажные деньги однородны, поэтому, выражая цены товаров в национальных валютах, хозяйственные агенты могут легко сравнивать стоимости самых разнородных товаров.

На практике цены не просто отклоняются от стоимости, а формируются вокруг "конструирующего стержня", отличающегося от стоимости. Положение К.Маркса о едином факторе, образующем стоимость, и о том, что цена – это денежное выражение данной стоимости, вступило в противоречие с практикой. Оно может рассматриваться как допущение или гипотеза, не способная отразить все многообразие и всю противоречивость реальной действительности.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Формы общественного хозяйства (2)

    Реферат >> Экономическая теория
    Формы общественного хозяйства. Товарная организация общественного производства. Характеристика понятия «форма общественного хозяйства». Основные формы общественного хозяйства: натуральная и товарная. Натуральное хозяйство, его эволюция ...
  2. Формы собственности (4)

    Реферат >> Экономика
    ... Формы общественного хозяйства История развития общества позволяет выделить две главные формы общественного хозяйства: натуральную и товарную. Натуральная форма хозяйства ...
  3. Формы общественного разделения труда

    Реферат >> Экономическая теория
    ... роста его производительности. Формы общественного разделения труда: территориальное ... ремонту всего этого разномастного хозяйства. Внешнеэкономическая деятельность должна ... качественное преобразования народного хозяйства на основе широкого привлечения ...
  4. Формы общественного сознания (3)

    Реферат >> Философия
    ... особенности в различных общественно-экономических формациях. Под формам общественного сознания понимают различные формы отражения в ... осмыслении таких общественных явлений, как экономика, экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономико ...
  5. Натуральное хозяйство

    Реферат >> Экономическая теория
    ... сменил ставший господствующим второй род хозяйства. Форма общественного хозяйства — это определенный способ, тип организации ... стала товарная форма организации хозяйства. Товарное производство – это такая форма организации общественного производства, при ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0010781288146973