Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономика->Курсовая работа
Довгий часовий інтервал - зміна обсягів виробництва можливо за рахунок використання всього комплексу факторів виробництва, у тому числі і таких як нов...полностью>>
Экономика->Реферат
Стейкхолдер (від англ Stakeholder - власник частки (одержувач відсотка); власник застави, розпорядник (довірчий власник) спірного, закладеного або під...полностью>>
Экономика->Курсовая работа
Добробут населення формується під впливом різних факторів Чим більше в домогосподарстві працездатних осіб, чим вищою є їх освіта, кваліфікація, тим кр...полностью>>
Экономика->Курсовая работа
Інтенсифікація потужності торговельного підприємства та підвищення на цій основі ефективності його діяльності, життєздатності та конкурентоспроможност...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Экономика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1.2 Основные элементы товарного хозяйства

Товар и его свойства. Товар есть продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи. Товар отличается от продукта тем, что его путь от производства к потребителю обязательно лежит через рынок. Он изготовлен не для собственного потребления, а с целью обмена на другие продукты. Полезная вещь может быть создана природой или трудом человека. Однако все, что создается непосредственно природой (дикорастущие плоды, вода в водоемах рек и т.д.), не является товаром. Последним становятся вещи, изготовленные трудом человека. Из произведенных людьми продуктов можно выделить такие, которые предназначены для себя, и те, что изготовлены для других людей, для общества. Товарами становятся продукты, изготовленные для других людей, для общества. Причинами существования товара являются тесные экономические связи между людьми в виде общественного разделения труда, экономическая обособленность производителей, товарно-денежные отношения, многообразие форм хозяйствования, существование мирового рынка.

Товар обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью.

Потребительная стоимость – это совокупность полезных свойств товара, благодаря чему он обладает способностью удовлетворять какую-либо потребность общества или отдельного человека. Ее характерные черты: она выступает как общественно полезная потребительная стоимость (за исключением некоторых товаров, например табака, спиртных напитков, наркотиков и др.); выражает сущностную взаимосвязь между производством материальных благ и их потреблением. Особой потребительной стоимостью обладает рабочая сила как товар. Она создает продукт.

Потребительные стоимости составляют вещественное содержание богатства любого общества. Они являются предпосылкой прогресса человечества. В рамках отдельной экономической системы одно из проявлений социального прогресса – это процесс возвышения потребностей в результате роста разнообразия потребительных стоимостей. С потребительной стоимостью неразрывно связаны качество продукции, конкурентоспособность, значение которых в современных условиях возрастает. _

Стоимость товара – это овеществленный в нем общественный труд. Характерные черты стоимости: она выражает производственные отношения многоукладной экономики, проявляется через меновую стоимость. Стоимость и меновая стоимость – не тождественные понятия. Первая – это внутреннее свойство товара, вторая - внешнее проявление стоимости. Категории "потребительная стоимость" и "стоимость" впервые в единстве появились в работе А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов". Однако противоречивости "единства" свойств товара он не замечал.

По Марксу, товар есть единство потребительной стоимости и стоимости. Товаром не может быть вещь, не обладающая стоимостью, точно так же не может быть товаром вещь, не являющаяся потребительной стоимостью. В то же время между потребительной стоимостью и стоимостью товара имеется внутреннее противоречие.

Как потребительные стоимости товары качественно различны, разнородны, не соизмеримы и не могут непосредственно приравниваться друг к другу. Однако как стоимости они качественно однородны и различаются лишь количественно, величиной затраченного на их производство общественного труда. По Марксу, потребительная стоимость является вещественным свойством товара, стоимость – его общественным свойством.

Необходимое условие обмена – различие потребительных стоимостей обмениваемых товаров, Однако потребительные стоимости различных товаров как качественно разнородные, с точки зрения теоретиков трудовой стоимости, являются количественно несоизмеримыми. В современной экономической теории принят иной Подход, разработанный представителями теории предельной полезности – К.Менгером, Э.Бём-Баверком, Ф.Визером. В основе обмена лежит не трудовая стоимость, а полезность, причем именно проблема сравнения, соизмерения различных полезностей занимает важнейшее место в их учении.

Два свойства товара, по мнению сторонников трудовой теории стоимости, определяются двойственным характером труда товаропроизводителя. Его труд выступает как конкретный и как абстрактный.

Потребительную стоимость создает конкретный труд. Каждому виду конкретного труда присущи специфические для него цель, предмет и орудия труда, технологические, профессиональные и другие особенности. Так, например, в странах СНГ насчитывается более 15 тыс. профессий и специальностей, отсюда и разнообразие потребительных стоимостей.

Стоимость товара создается абстрактным трудом или трудом вообще, т.е. затратами интеллектуальной, нервной, мускульной и другой энергии товаропроизводителя. Он отражает общественную сторону производства и характер общественного устройства в данной стране.

Труд товаропроизводителя одновременно является как частным, так и скрыто общественным. Это единство частного и общественного труда противоречиво. Каждый товаропроизводитель выбирает тот или иной конкретный вид деятельности, руководствуясь исключительно своими частными интересами и выгодами. Вместе с тем труд товаропроизводителей в силу общественного разделения труда не может быть только их частным делом. Товаропроизводитель производит продукты не для себя, а для других, и труд его по существу является общественным трудом, составляет частицу труда общества в целом.

Общественный характер труда товаропроизводителей выявляется лишь в процессе обмена, когда товар поступает на рынок и обменивается на другой. Если товар будет продан, значит, он нужен обществу, значит, и труд, затраченный на его производство, имеет общественный характер, признается обществом. Однако товаропроизводителям не всегда удается реализовать произведенные товары, следовательно, их частный труд не всегда признается обществом. В этом и состоит противоречие между частным и общественным трудом, которое находит свое выражение в противоречии между конкретным и абстрактным трудом, потребительной стоимостью и стоимостью. Товар не реализует своей потребительной стоимости, потому что не может реализоваться как' стоимость, частный труд, воплощенный в товаре, не получает общественного признания (конкретный труд не сводится к абстрактному труду). Схематически свойства товара можно выразить так:

потребительная стоимость – конкретный труд – частный труд

стоимость – абстрактный труд – общественный труд

Величина стоимости товара. Отдельные товаропроизводители на изготовление одного и того же товара расходуют разное количество труда или рабочего времени. Рабочее время, которое затрачивается на производство товаров отдельным товаропроизводителем, называется индивидуальным рабочим временем. Однако величина стоимости товара не может определяться этим временем. При таком подходе в выигрыше оказался бы тот, кто затрачивает больше времени на производство данного товара. При продаже его по стоимости он получил бы больше дохода, чем прилежный работник.

Величина стоимости товара определяется не индивидуальными, а общественно необходимыми затратами труда, общественно необходимым рабочим временем. Общественно необходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличии общественно нормальных условий производства и при среднем в данном обществе уровне умения и интенсивности труда. В национальной экономике в качестве общественно необходимого времени выступает рабочее время той части товаропроизводителей, которая поставляет на рынок основную массу данного вида товаров.

По мнению сторонников теории предельной полезности, только полезность товара может придать затратам труда так называемый общественно необходимый характер. Затраты труда на производство тех или иных товаров, по их мнению, осуществляются лишь потому, что люди испытывают потребность в определенных полезностях.

Впервые попытку разграничения индивидуальных и общественно необходимых затрат сделал Д.Рикардо. Однако под общественно необходимыми затратами он понимал худшие условия производства, причем не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности. Он также считал, что в основе изменения величины стоимости лежит изменение производительности труда.

Действительно, решающее влияние на величину стоимости товара оказывает производительность Труда. Производительность труда – это его эффективность, плодотворность. Измеряется она количеством потребительных стоимостей, производимых в единицу времени или величиной времени, затрачиваемого на единицу производимой продукции. Чем больше потребительных стоимостей производится в единицу времени, тем выше производительность труда, и наоборот.

Повышение производительности труда приводит к уменьшению рабочего времени, необходимого для производства товара, и, следовательно, к снижению величины его стоимости. Предположим, что продолжительность рабочего дня 8 ч. За это время производится 16 единиц товара. Величина стоимости каждой из них равна 30 мин. При повышении производительности труда в 2 раза за те же 8 ч будет изготовлено 32 единицы товара и величина стоимости снизится до 15 мин.

Величина стоимости товара изменяется в зависимости от интенсивности труда. Под интенсивностью труда понимаются затраты рабочей силы в единицу времени. Рост интенсивности труда означает увеличение затрат труда в течение одного и того же промежутка времени. Более интенсивный труд воплощается в большем количестве продуктов и создает большую по величине стоимость в единицу времени. Допустим, что в нашем примере интенсивность труда возросла в 2 раза. Это означает, что товаропроизводитель за те же 8 ч затратит в 2 раза больше труда, который воплотится в 32 единицах, а стоимость единицы товара останется без изменения (30 мин).

Таким образом, при повышении как производительности труда, так и его интенсивности количество изготовленных потребительных стоимостей увеличивается. Однако в первом случае стоимость единицы продукции снижается, величина же стоимости массы производимой продукции остается неизменной, а во втором – возрастает величина стоимости массы продукции, а стоимость единицы продукции остается неизменной. Другими словами, величина стоимости товара изменяется прямо пропорционально количеству и обратно пропорционально производительной силе труда.

На величину стоимости товара оказывает влияние и степень сложности труда. Труд ювелира сложнее труда слесаря, а последний сложнее труда лесоруба. Труд работника, не требующего специальной подготовки, называется простым трудом. Труд.^^вдя выполнения которого необходимо предварительное обучение, называется сложным трудом. Сложный труд следует рассматривать как умноженный или возведенный в степень простой труд. Сведение сложного труда к простому происходит в процессе обмена. При определении величины стоимости товара за основу берется общественно необходимое количество простого труда.

К.Маркс в качестве простого труда рассматривал труд человека, не обладающего специальной подготовкой. Сейчас подобная совершенно неквалифицированная рабочая сила может использоваться лишь на подсобных работах. Все основные формы работ требуют той или иной степени квалификации. Поэтому мы вправе в качестве простого труда выделять труд наименее квалифицированных основных работников, принимающих участие в производстве каждого данного типа продукта.

Переход к рыночной экономике, создание системы рынков (средств производства, труда, потребительских благ, ценных бумаг и т.д.) и рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь создают благоприятные условия для свободного движения товаров и услуг, развития товарного производства со всеми его составляющими: конкуренцией, ориентацией на потребителя, максимальной эффективностью производства и т.д.

Теории стоимости. Существуют различные теории стоимости. Одна из них – трудовая теория стоимости, которая определяет субстанцию и величину стоимости товара трудом, затраченным на его производство. Основы теории трудовой стоимости заложили английские экономисты У.Петти, А.Смит и Д.Рикардо. У Петти появилась идея, что стоимость определяется трудом вообще. По Смиту, стоимость товаров создается в любой отрасли материального производства, однако конкретному труду он приписывал стоимостеобразующие свойства. Д.Рикардо определяет стоимость товаров трудом, затраченным на их производство, безотносительно к его конкретной форме. Вместе с тем он не проводит различий между конкретным и абстрактным трудом. Лишь в трудах К.Маркса впервые была открыта двойственная природа труда товаропроизводителей, понимание которой позволило ему разработать подлинно научную трудовую теорию стоимости.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Формы общественного хозяйства (2)

    Реферат >> Экономическая теория
    Формы общественного хозяйства. Товарная организация общественного производства. Характеристика понятия «форма общественного хозяйства». Основные формы общественного хозяйства: натуральная и товарная. Натуральное хозяйство, его эволюция ...
  2. Формы собственности (4)

    Реферат >> Экономика
    ... Формы общественного хозяйства История развития общества позволяет выделить две главные формы общественного хозяйства: натуральную и товарную. Натуральная форма хозяйства ...
  3. Формы общественного разделения труда

    Реферат >> Экономическая теория
    ... роста его производительности. Формы общественного разделения труда: территориальное ... ремонту всего этого разномастного хозяйства. Внешнеэкономическая деятельность должна ... качественное преобразования народного хозяйства на основе широкого привлечения ...
  4. Формы общественного сознания (3)

    Реферат >> Философия
    ... особенности в различных общественно-экономических формациях. Под формам общественного сознания понимают различные формы отражения в ... осмыслении таких общественных явлений, как экономика, экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономико ...
  5. Натуральное хозяйство

    Реферат >> Экономическая теория
    ... сменил ставший господствующим второй род хозяйства. Форма общественного хозяйства — это определенный способ, тип организации ... стала товарная форма организации хозяйства. Товарное производство – это такая форма организации общественного производства, при ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0016741752624512