Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Інформація про стан керованого об’єкта поступає від засобів відображення інформації (ЗВІ), якими є різні прилади і які формують сенсорне поле на робоч...полностью>>
Психология->Реферат
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитиюГосударственное образовательное учреждениевысшего профессионального образованияМосковск...полностью>>
Психология->Реферат
Особенностью языка телодвижения является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импу...полностью>>
Психология->Реферат
На протяжении всей истории человечества его практически на каждом шагу сопровождали конфликты. Конфликты всегда негативно влияли на людей, а в 20 веке...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Консультирование подростков с рискованными

(опасными для здоровья) формами поведения.

Основная задача в консультировании - это помочь сделать информированный осознанный выбор (на основе предоставленной консультантом информации), помочь овладеть навыками оценки степени риска и умению определить его уровень, что позволит подростку балансировать и принимать правильные решения. Поведение высокой степени риска, характерное для подростков, может привести к потере здоровья и социального благополучия, к инфицированию, психической или физической зависимости, насилию, суицидам.

Целями консультирования являются следующие:

1. на уровне поведения - изменение рискованных, неадаптивных форм реагирования подростков, расширение поведенческого и эмоционального репертуара реагирования;

2. на уровне осознания - изменение отношения подростка к каким-либо факторам риска;

3. на уровне обще-личностном - достижение подростком состояние зрелости (взрослости), что подразумевает умение осознавать и контролировать свои поступки, знание о себе (адекватное самосознание - кто я и что я), умение планировать и в какой-то степени предвидеть события (прогнозировать с той или иной долей вероятности), умение планировать своё время.

Принципы консультирования подростков:

1. Организационные аспекты.

Что может консультант для успешного консультирования.

- иметь достаточно времени для дачи информации с возможностью проверить, насколько информация понята подростком, заранее оговорить с подростком интервал времени, в течение которого будет длиться консультация;

- иметь возможность принять подростка в чётко оговоренное время без задержек (подростки - народ нетерпеливый, в очередях сидеть не могут);

- иметь возможность конфиденциальности;

- владеть базовыми навыками присоединения к пациенту (по невербальным и вербальным позициям), владеть приёмами активного слушания и "я-высказываний";

- быть готовым к неоднократным приемам по одной и той же тематике у одного и того же пациента (периоды надежд и успехов сменяются периодами безнадежности, подавленности, растерянности и разочарования);

2. Диагностические аспекты.

- оценить уровень зрелости (биологический, физиологический, психологический, половой, психосексуальный, психосоциальный);

- оценить жалобы подростка на здоровье с точки зрения нарушений в трёх базовых направлениях:

психонейроэндокриноиммунной дизрегуляции (возникшей как усугубление в пубертате перинатально обусловленной гипоталамической дисфункции);

дисплазии соединительной ткани (возрастная слабость соединительной ткани и врождённая мезенхимальная неполноценность);

появления типичных для подросткового возраста (периода полового созревания) функциональных расстройств (гипоталамический синдром периода полового созревания; нарушения менструального цикла вследствие возможных эндокринных, эндогенно-токсических, метаболических, гастроинтестинальных нарушений; специфические поведенческие реакции подросткового возраста ; юношеская астеническая несостоятельность).

- все происходящие в организме подростка изменения (психологические новообразования, возрастные дисфункции и заболевания) следует рассматривать с точки зрения становления репродуктивной сферы.

3. Аспекты, касающиеся способов подачи информации.

Когда и что говорить.

- давать информацию в соответствии с уровнем биологического, физиологического, психологического, полового, психосексуального и психосоциального развития (что не всегда соответствует возрасту паспортному). Кроме того, объём данной информации будет определяться "стадией зрелости проблемы", в соответствии с моделью стадий изменения поведения (Прочаска и Диклемент), которая утверждает, что принятие новых норм поведения проходит пять различных стадий:

1. Стадия до осознания — Не видит необходимости в каких-либо изменениях поведения; на этой стадии достаточно привлечь внимание подростка к конкретным жалобам на здоровье (или к конкретным клинически обнаруженным фактам) и связать их с образом жизни и привычками подростка. Цель - оказать влияние, чтобы подросток просто обратил на это своё внимание.

2. Стадия осознания — Понимает необходимость изменить образ жизни, но не может решиться; на этой стадии необходимо поддержать понимание и попробовать отыскать ресурсы, которые могли бы повлиять на возможности подростка (создать мотивацию).

3. Стадия готовности к действию — Готов к тому, чтобы в ближайшее время внести изменения в образ жизни, или уже начал заниматься этим; на этой стадии необходима поддержка и проработка конкретных шагов, здесь уместна информация о специалистах, занимающихся решением тех или иных проблем, уместно оговаривание конкретных сроков, адресов.

4. Стадия действий — Устойчиво следует новым нормам поведения в течение 3–6 месяцев; необходимо положительное социальное подкрепление (в т. ч. из семьи и ближайшего социального окружения.

5. Устойчивая стадия — Устойчиво следует новым нормам поведения более 6 месяцев. Устойчивая стадия может прерываться рецидивами — возвращением к тому поведению, которое пытались изменить, например, человек не курил 4 месяца, а на вечеринке его угостили сигаретой, и он не удержался. В таком случае, происходит возвращение на первую стадию «до осознания» или на вторую стадию «осознания проблемы», и начинается новое движение, как бы по спирали, к желаемой модели поведения. В этом случае тактика консультанта должна соответствовать стадии, на которую вернулся пациент (возможно, придётся начинать всё с начала).

- предлагать самим подросткам формулировать возможные выходы из ситуации;

- широко использовать наглядность при подачи информации (импровизированные схемки, графики, заранее подготовленные слайды, фотографии, видео);

- приводить примеры из жизни сверстников;

- проявить интерес к возрастным изменениям (рост, масса тела, половое развитие, психосексуальное развитие и поведение, увлечения, беспокоящие физические недостатки), т. к. это возрастной "локус тревоги";

- настроиться на "юношескую волну", определить своё отношение к наиболее остростоящим вопросам, касающимся молодёжи (секс до брака, молодёжные течения в музыке и т. п.), проявить терпимость к ценностям, образу жизни, манере вести себя, протестным реакциям по отношению к ценностям старшего поколения; проявить искренний интерес к мечтам и тревогам нового поколения.

4. Аспекты, касающиеся способов реагирования и поведения консультанта во время приема.

Когда и что делать.

- наблюдать за эмоциональными реакциями и манерой поведения, изменяя свои реакции в соответствии с реакциями подростка и меняя тактику консультирования (проявлять наблюдательность и гибкость реагирования) - чередовать свободное общение, директивное руководство, совет, наставление, активное слушание, оспаривание, сопереживание;

- использовать специальные техники для коррекции неадаптивных форм поведения (комментирующая речь, интерпретация поступков, суггестивный характер речи, использование психологических защит как отправную точку коррекции, подстройка к эмоциональному состоянию и поведению подростка)

- привлекать внимание подростка к его актуальному эмоциональному состоянию и поступкам, называя их и связывая их с текущей или описываемой ситуацией или информацией, которая обсуждается в данный момент;

- дать "терапевтическую легенду" в словах и выражениях, понятных пациенту (под "терапевтической легендой" понимается объяснения и взаимозависимости соматических или психических нарушений таким образом, чтобы свести их число к ограниченному количеству понятно обозначенных расстройств, т. е. это некий набор "объясняющих цепочек", кончающихся конкретной рекомендацией, указывающей возможное направление помощи с целью создания у пациента представления о возможности повлиять и изменить ситуацию в полезную для себя сторону) - это снижает уровень тревоги;

- связать жалобы пациента с его образом жизни;

- дать возможность пациенту раскрыть свои представления о своих проблемах (представить свою "внутреннюю картину болезни");

- быть готовым в течение одного приема повторить то, что уже было сказано, пройдено, в т. ч. готовность начать что-то и с начала;

- быть готовым в любом дополнительном обследовании представить лечебный компонент;

- быть готовым объяснить медикаментозное лечение (ожидаемый эффект - когда, в чем проявится, возможные побочные эффекты, место медикаментозной терапии в общем плане лечения);

Консультирование подростков и их родителей по конкретным проблемам.

Злоупотребление алкоголь содержащими напитками,

экспериментирование с наркотическими средствами.

Вкачестве причин употребления алкогольных напитков подростки указывают:

-желание усилить хорошее настроение;

-облегчить общение с противоположным полом;

-улучшить плохое настроение;

-"просто так", "за компанию" (это свидетельство конформности поведения, желании «быть как все»).

Формирование алкогольной мотивации связано с активирующим действием этанола на симпатоадреналовую систему. Резкое увеличение секреции АКТГ (адренокортикотропного гормона, который вырабатывается в надпочечниках и общее действие которого - "тонизировать" организм) способствует формированию влечения к алкоголю.

В отличие от взрослых, у подростков редко наблюдается физическая зависимость и абстинентный синдром. Клиницисты при выявлении алкогольных проблем чаще используют термины «пристрастие» или «злоупотребление».

Употребление алкоголя подростками может быть разделено на 4 этапа.

1 этап – экспериментальный. Подросток первый раз пробует алкоголь и может испытать свое первое похмелье. Последствия, как правило, несущественны, но интоксикация может стать причиной травм и\или привести к головной боли, боли в животе, диспепсии, когда подросток вынужден обратиться за медицинской помощью. Большинство подростков проходит через этот период экспериментов с алкоголем благополучно и вырабатывает умение употреблять алкоголь в умеренных количествах. У некоторых же возникают серьезные проблемы, связанные с употреблением алкоголя. Факторами риска у таких подростков часто выступает семья, где родители, регулярно употребляющие алкоголь, дают четкое представление подросткам, что это является нормой поведения. Также можно указать на хронический стресс в семье, излишнюю строгость или вседозволенность со стороны родителей, низкую самооценку подростка, проблемы поведения или эмоциональные проблемы в анамнезе. Эту группу причисляют к группе риска, когда прослеживается следующий этап.

2 этап — «раннего злоупотребления». Начинается регулярное употребление алкоголя, чаще всего, в выходные дни. Появляется оправдание потребления алкоголя, например, «создание настроения для вечеринок и встреч, облегчение общения» ит.п. Толерантность увеличивается, и подростки переходят к более крепким напиткам. Последствиями такого употребления могут быть проблемы в школе, пропуски занятий, потеря воздерживающихся оталкоголя друзей, попытки незаметноуйти из дома, резкие изменения настроения.

3 этап – этап злоупотребления, когда подросток становится полностью поглощенным проблемой употребления алкоголя и вся его деятельность и интерес вращается вокруг этого. Все его друзья также потребляют алкоголь, подросток отдаляется от семьи, часто появляются стойкие проблемы со здоровьем – неспецифические боли в животе, диспепсия, учащенное сердцебиение и нарушения ритма, усталость, депрессивные состояния, тревожность, нарушения сна. Необходимо обратить внимание на повторяющиеся травмы, которые также могутсвидетельствовать о злоупотреблении алкоголем.

4 этап – этап пристрастия, когда подросток вынужден употреблять алкоголь ежедневно, несмотря на рост негативных последствий. Большинство авторов считает, что возраст начала потребления алкоголя определяет злокачественность течения раннего алкоголизма.

Подростки, злоупотребляющие алкоголем, чаще всего попадают к наркологу через инспекцию по делам несовершеннолетних, тогда как система выявления таких подростков в школах, техникумах и общемедицинской сети практически отсутствует.

При беседе совершенно естественно сообщить пациенту, что врача беспокоит то, что употребление алкоголя может быть причиной каких-то проблем со здоровьем. Это не вызовет негативной реакции со стороны подростка, который, чаще всего, не видит никакой проблемы в употреблении алкоголя.

В случае выявления у подростка признаков злоупотребления алкоголем необходимо обратиться к специалисту-наркологу. Если контакт с подростком установить не удается, а проблема употребления алкоголя требует вмешательства, помощь может оказать врач-психотерапевт в учреждениях первичного звена здравоохранения. Возможность обращения подростка к указанным специалистам реализуется чаще при активном «подключении» родителей к решению данной проблемы. Эффективность работы значительно возрастает при возможности межсекторального взаимодействия с привлечением социальных служб и учреждений системы образования.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Эмпирические исследования эмоционально-потребностной сферы подростков

    Реферат >> Психология
    ... поведение и состояние. Учет мотивов, отношений и потребностей человека необходим для эффективного психологического консультирования ... - любовь к громкой музыке, рискованные формы поведения). Выражение эмоций бурное и непосредственное, подростки часто не могут ...
  2. Государственная система профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних

    Дипломная работа >> Социология
    ... рискованные формы сексуального поведения и 37% инфицированы ВИЧ. [54]. В 2008 году 69 уличных детей и подростков ... и послетестовое консультирование; - кризисное консультирование; - консультирование по изменению рискованного поведения. Организация «Врачи ...
  3. Понимание проблем сексуального и репродуктивного здоровья, ВИЧ/СПИД и ИППП применительно к детям улиц

    Курсовая работа >> Социология
    ... ВИЧ, уличные подростки часто демонстрируют рискованные формы поведения. Л.С. Колесова пишет, что рискованное поведение, связанное с половым ... . - №5. – С.13 – 15. Беляева, В. В. Коммуникация и консультирование в области ВИЧ-инфекции [текст] / В. В. Беляева ...
  4. Психологическое консультирование (7)

    Реферат >> Психология
    ... §3 Способы проведения консультирования подростков Консультирование подростков осуществляется в соответствии с ... за собственного рискованного или необдуманного поведения, значит ... ходе психологического консультирования свойства и формы поведения клиента являются ...
  5. Психологическая помощь при суицидальном поведении

    Курсовая работа >> Психология
    ... при консультировании клиентов с суицидальными намерениями: необходима бдительность и готовность к неудаче; в рискованных случаях ... отклоняющихся форм поведения тесно взаимосвязан с процессом деформации социальных связей и отчуждения детей, подростков от ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0071952342987061