Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
На протяжении всей своей жизни человек вступает в контакт с окружающими его людьми, формирует межличностные взаимоотношения, целые группы людей образо...полностью>>
Психология->Реферат
С самого раннего детства, каждый из нас вовлечен в какую-либо социальную группу, будь то детский сад, школа, спортивная секция, работа и т.д. Каждый ч...полностью>>
Психология->Реферат
Идеи согласия и конфликта, мира и насилия всегда были одними из центральных в различных религиозных течениях. Тема борьбы добра со злом представлена в...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Проблема взаимоотношений друг с другом интересовала людей с древних времен. Люди пытались понять, почему они такие разные. Разобраться в себе. Одним и...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

В работе Е.В. Гавриловой показаны связи особенностей субъективных семантических пространств с ценностными ориентациями субъекта. Обнаружено, что у представителей различных ценностных групп системы координат межличностного познания различаются по количеству познавательных категорий, их содержанию и различающей силе. Так, «субъекты «Ориентированные на познание» по сравнению с «Прогматиками» обладают большей когнитивной дифференцированностью, социальной перцепцией (по различающей силе факторов)» [21, с. 121].

Из вышесказанного следует, что доказано наличие взаимосвязи категориальных структур сознания с личностными чертами, такими как темперамент, характер, направленность. Однако, указанные работы посвящены, главным образом, проблеме межличностного восприятия, а индивидуальные особенности категоризации «Я» остаются малоизученными. Самостоятельной задачей является установление и описание категориальных структур сознания применительно к самовосприятию. «Выявление упорядоченных, присущих самой личности и значимых для нее направлений самовосприятия и самоотношения позволяет адекватно раскрыть и содержательные аспекты Я-концепции» [54, с. 57].

Таким образом, во всех перечисленных работах отмечается большое значение сущной связи самооценки и черт личности. Большая часть исследований направлена на изучение связи между абсолютным уровнем самооценки и поведением личности, без рассмотрения других параметров самооценки: например, адекватности, гибкости и т.д. Так как самооценка признается фактором регуляции поведения, поиск ее соотношений с теми или иными личностными переменными приобретает особый смысл, поскольку за простыми корреляциями могут скрываться причинно-следственные связи. А это, в свою очередь, делает необходимой проверку самих связей, их надежности и характера.

Подводя итоги, можно сделать выводы, о том, что как целостная система самооценка включена во множество связей и отношений с другими психическими образованиями, в том числе с чертами личности, взаимодействие с которыми носит диалектический характер: будучи обусловленной ими, самооценка в то же время сама выступает важнейшей детерминантой их дальнейшего развития.

Существуют множество данных о корреляции определенных показателей самооценки с тревожностью как чертой личности. Наибольшее внимание исследователи уделяют изучению влияния уровня самооценки на поведение и деятельность человека. Изучена связь между характеристикой самосознания «ясность представления о себе» и факторами «Большой пятерки». В исследованиях применительно к особенностям Я-концепции анализируются акцентуации характера. Современными авторами исследуются проблемы соотнесения субъективных способов структурирования реальности с личностными чертами.

Малоизученной проблемой является фактическая связь особенностей самооценки с теми или иными сочетаниями характерологических черт и ценностных ориентаций, шире – с чертами или типами личности.

Глава 2 Эмпирические исследования взаимосвязи самооценочно-волевых характеристик и структурных особенностей личности

2.1 Результаты эмпирического исследования самооценки

Все исследования в нашей работе проводились на выборке в 100 испытуемых – студентов 3–5 курсов в возрасте от 21 до 42 лет, обучающихся на заочном отделении Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского по специальности «Психология».

Самооценка испытуемых изучалась с помощью методики С.А. Будасси «Нахождение количественного выражения уровня самооценки». Данная методика, разработаная автором в 1971 г., позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, то есть ее измерение. Эта методика отличается компактностью, быстротой проведения при хорошей надежности, валидности и достоверности. В основе методики лежит способ ранжирования.

Предлагается список из 50 слов, обозначающих свойства личности (аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, восприимчивость, гордость, грусть, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мнительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, принципиальность, поэтичность, презрительность, радушие, развязанность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм), из которых необходимо выбрать 20 значимых свойств личности, из которых 10 описывают идеального с точки зрения испытуемого человека, а другие 10 – отрицательные, то есть те, которые не в коем случае не должны быть у идеала.

Цель обработки результатов – определение связи между ранговыми оценками качеств личности, входящими в представления «Я-идеальное» и «Я-реальное». Мера связи устанавливается с помощью коэффициента ранговой корреляции.

Коэффициент ранговой корреляции R может находиться в интервале от

-1 до +1. Соответственно, если R находится в пределах [-1; 0], то это свидетельствует о неприятии себя, о заниженной самооценке по невротическому типу.

Если R = 0,1; 0,2; 0,3, то самооценка заниженная.

Если R = 0,4; 0,5; 0,6, то самооценка адекватная.

Если R = 0,7; 0,8; 0,9, то самооценка завышена по невротическому типу.

Если R = 1, то самооценка неадекватно завышенная.

В предложенной методике исследования самооценки ее уровень и адекватность определяются как отношение между Я-идеальным и Я-реальным. Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или на субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Качества, которые человек приписывает самому себе, далеко не всегда адекватны. Процесс самооценивания может происходить двумя путями: 1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и 2) путем сравнения себя с другими людьми.

Однако независимо от того, лежат ли в основе самооценки собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно-заданные стандарты, самооценка всегда носит субъективный характер; при этом ее показателями могут выступать адекватность и уровень.

Адекватность самооценивания выражает степень соответствия представлений человека о себе объективным основаниям этих представлений. Уровень самооценки выражает степень реальных и идеальных, или желаемых, представлений о себе. Адекватную самооценку можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной полноценности. Низкая самооценка, наоборот, может быть связана с негативным отношением к себе, неприятием себя, ощущением собственной неполноценности [102].

Методика «Нахождения количественного выражения уровня самооценки» по С.А. Будасси широко используется в исследованиях самооценки личности.

Для исследования результатов, полученных с помощью методики С.А.Будасси, были использованы методы первичной статистической обработки. Прежде всего, распределим результаты по долям в процентном соотношении (см. приложение А)

В результате выявлено, что 1% – студентов имеет результат, свидетельствующий о неприятии себя, о заниженной самооценке по невротическому типу; 7% студентов, с показателями, свидетельствующими о заниженной самооценке; 16% студентов имеют результаты, свидетельствующие об адекватной самооценке; 72% респондентов с показателями, свидельствующими о том, что их самооценка завышена по невротическому типу; 4% студентов имеют показатели, свидетельствующие о неадекватно завышенном самооценивании.

В результате тестирования студентов с помощью методики «Нахождение количественного выражения уровня самооценки» С.А. Будасси и статистического анализа выявлено, что всего 16% студентов имеют адекватную самооценку. У большинства из них (72%) выявлено наличие завышенной самооценки по невротическому типу. Это позволяет сделать вывод, что студентам свойственна потребность в достаточно высокой самооценке, т.е. для успешной адаптации необходим высокий уровень самоуважения. Но в данном случае самооценку студентов можно охарактеризовать как конфликтную. Невротический тип самооценивания свидетельствует о нестабильности оценок (следовательно, и поведения) в различных ситуациях. Это объясняется как объективными причинами – социальным окружением, так и субъективными – личностными особенностями.

Важнейшей частью статистического анализа является построение рядов структурной группировки с целью выделения характерных свойств и закономерностей изучаемой совокупности. В соответствии с этим, для построения ранжированного ряда отдельные единицы совокупности нами были распределены в порядке возрастания исследуемого признака (см. приложение Б).

Для определения структуры совокупности найдем моду и медиану (структурные средние), а также значение средней арифметической полученных исследований.

Модой (Мо) называют значение признака, которое встречается наиболее часто у единиц совокупности. Следовательно, в нашем случае Мо = 0,8.

Медиана (Ме) – это такое значение признака, которое делит ранжированное множество данных пополам так, что одна половина всех значений оказывается меньше медианы, а другая – больше [69]. В соответствии с ранжированным рядом и четным числом значений (100 испытуемых) Ме = (0,8+0,8)/2 = 0,8.

Среднее арифметическое (Мχ) – определяется как сумма всех значений измеренного признака, деленная на количество суммированных значений. Вследствие этого, Мχ = 0,7.

На основании выполненных статистических подсчетов необходимо отметить, что значения моды и медианы совпадают (=0,8), а значение среднего арифметического всего на 0,1 отличается от них (=0,7). Свидетельствует это о том, что распределение частных значений изучаемого признака (самооценки личности) является симметричным и приближающимся к нормальному распределению.

Соответственно, делаем вывод о том, что общий показатель в группе испытуемых-студентов – это завышенная самооценка по невротическому типу. То есть студенты склонны к позиционированию себя как людей уверенных в себе и своих силах, но невротический тип самооценивания, свидетельствующий об отсутствии стабильного уровня самооценки, отражает внутреннюю неуверенность в своих способностях и не всегда адекватное соответствие реальным требованиям социального окружения. У студентов это связано с тем, что обучение в университете, являясь социально одобряемым процессом, формирует завышенную самооценку, а отсутствие постоянной профессиональной деятельности (профессиональная некомпетентность) как бы откладывает ее на будущее, заставляя сомневаться в себе сегодня.

По результатам статистического анализа значение моды совпадает со значениями среднего арифметического и медианы, следовательно, выборочное распределение полученных данных нормально, и к нему можно применять методы вторичных статистических расчетов, в частности, метод корреляций К. Пирсона.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Психология личности. Курс лекций

    Конспект >> Психология
    ... План лекции: 1. Эмпирическая характеристика личности. 2. Психология индивидуальности. 1. Эмпирическая характеристика личности. Приступая к изложению ... много прошлых и настоящих самооценочных моментов. Постулат У. ... но и по структурным особенностям их системы. ...
  2. Общая характеристика проблемы оценки и оценочной функции психики в различных науках и в психологии

    Дипломная работа >> Психология
    ... структурные элементы которой функционируют взаимосвязано ... характеристик личности // Проблемы психологии личности. ... студентов. – Л., 1978. – С. 107-110. Магун В.С. Понятие потребности и его теоретико ... эмпирического знания и современный позитивизм // Анализ ...
  3. Психологический словарь

    Книга >> Психология
    ... Личность. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД (в психологии) (англ. activity approach) — совокупность теоретико-методологических и конкретно-эмпирических ... характеристиках, таких как темперамент и общий интеллект. 2. «Комплексно-структурные» С. н. с: особенности ...
  4. Психология старения

    Реферат >> Психология
    ... студентов ... личности. Характеристика социально-психологической специфики старости требует обращения к свойственным этому возрастному периоду особенностям ... теоретико ... анализа с эмпирическими ... самооценочного ... особенностей его структурной ... взаимосвязей личности ... «волевой ...
  5. Социология (26)

    Лекция >> Социология
    ... волевого ... студента с преподавателем. Студенту ... характеристика метода: изучение социальной реальности на эмпирическом познании (наблюдение, опрос, специфический анализ ... Теоретико ... особенностей людей, а от структурных особенностей ... самооценочный ... взаимосвязи личности ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0024139881134033