Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Культура и искусство->Контрольная работа
2 Механические свойства материалов (товаров): определение, основные показатели, разрывное напряжение, относительное удлинение, обратимые (упругие и эл...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
Термин “товароведение” состоит из двух слов «товар» и “ведение” Последнее слово произошло от санскритского veda (веды), что означает “знание”, следова...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
Древний мир знал семь классических чудес Почти пять тысячелетий назад было ”сотворено” первое из них - пирамиды египетских фараонов, затем, двадцать в...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
Каждому человеку приходится сталкиваться с тем, что принято называть деловым общением Как правильно составить официальное письмо или приглашение, прин...полностью>>

Главная > Контрольная работа >Культура и искусство

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Культура Древнего Китая.

Китай - огромная и самая населенная страна в мире, в которой живет множество разных народностей. В Китае проживают пятьдесят народностей, не считая китайской общности, состоящих из четырех основных этноязычных групп. Сегодня китайцы называют свою страну Чжунго («Серединное государство»), а в давние времена называли Поднебесной. История Китая насчитывает несколько тысячелетий. Китай дал миру звонкий фарфор и бумагу, шелк и компас, чай и порох, печатный станок и фейерверки. Китайцы создали свое письмо, где каждый специальный знак- иероглиф обозначает не только букву, а слог или целое слово.

Древнекитайская культура представляет собой огромный интерес для культурологии, так как в своей основе она автономна, создана китайским народом в условиях относительной изоляции. Этому немало способствовало значительная отдаленность Китая от Средней Азии и как следствие, слабость непосредственных контактов с другими культурами.

Географическая изоляция была одной из причин господства в китайской древности идеи китаецентризма. Весь мир представлялся как поднебесная империя, « окруженная варварами с четырех сторон света».

Периодизация истории самого Китая для современного китаеведения остается спорным и актуальным вопросом. Обнаруживается несовпадение китайских исторических эпох с европейскими формационными периодами.

Историю Китая можно представить в следующих фазах:

  1. Архаический Китай (с раннего палеолита и до возникновения государственности)

  2. Древний Китай , объединяющий период ранних государств (эпохи Шан-Инь, 16-11вв до н.э., и Чжоу, 11-3 вв. до н.э.) и период ранних империй (эпохи Цинь и Хань, 3 в. до н.э. – 3 в. н.э.)

  3. Традиционный Китай (3 в.-1912 г.).

  4. Современный Китай (с 1912 г) , за начало берется дата отречения от власти последнего императора, и установления в Китае республиканской формы правления.

Архаический Китай представляет собой самую древнюю культуру китайского народа. Древнейшей антропологической находкой на территории Китая на сегодняшний день является обнаружение дриопитека, которому 15 млн. лет. Китай относится к числу регионов земного шара, где зарождалось человечество и происходило его становление. Также на китайской земле сформировался один из древнейших предков современного человека- синантроп, существовавший около 400 тысяч лет назад.

В целостном виде предстает неолитическая эпоха (6 тыс. до н.э.). Это эпоха, открытая в 1921 г., на сегодняшний день предстает более чем 20 культурами, находившихся во всех важнейших регионах Китая: в бассейнах рек Хуанхэ и янцзы, в северо-западных (окрестностях Пекина) и восточных районах. В целом не вызывает сомнений, что именно в неолитическую эпоху зарождаются керамика, шелковое и лаковое производство, ювелирное дело, живопись, пластика, а также исходные для китайской цивилизации культы, космологические представления. Цивилизация Древнего Китая сложилась несколько позднее, чем в Египте и Шумере и Индии- лишь во 2 тыс. до н.э.

К периоду Древнего Китая относится первое государство, наличие которого доказано археологическими находками. Оно существовало во времена правления династии Шан- Инь. Иньская эпоха ознаменовалась рядом историко-культурных процессов, предопределивший ход развития китайской цивилизации. Это изобретение и утверждение бронзолитейного производства, формирование основ государственности, включая сложение института царской власти, утверждение особенного для Китая мировоззрения. Еще одно важнейшее цивилизационное достижение- изобретение письменности, возникшее в русле официальной обрядовой деятельности (так называемые «надписи на гадательных костях»).

Художественная культура Инь представлена изделиями из бронзы, нефрита, кости, керамики, которые дают возможность проследить дальнейший путь искусства. В целом иньская эпоха выступает начальным периодом формирования национальной государственности, ее духовных устоев и связанных с нею художественных традиций в музыкальной культуре и архитектуре.

Первым китайским государем называется Желтый император (Хуан-ди), который царствовал, по преданию, с 2697 по 2597 г. до н.э.

Император был религиозным символом власти. Он представлял собой фокус космического всеединства и мирового порядка. Для китайцев богом было Небо. Поскольку «Небо» обозначало полноту природы каждого существа, император должен был править, не вмешиваясь в ход событий, управлять, нужно было так, чтобы каждый мог реализовать себя. Император был символом покоя и порядка на земле. Император должен был выполнять множество ритуалов и знать советы Неба. Этому учило гадание по «китайской библии» – «Книге Перемен» (И цзин).она была создана старейшими китайскими мудрецами в глубокой древности и состоит из 64 гексаграмм, которые являются геометрическим выражением всеобщего ритма природы и соответствуют судьбам людей и государств. В «Книге Перемен» есть четыре пути к совершенной мудрости: 1) через слова подойти к тексту изречений; 2) через действия подойти к пониманию изменчивости; 3) через устройство орудий подойти к пониманию образов; 4) через гадание подойти к пониманию предсказаний. Самое скрытое в ней – ее закономерность, а самое явное- ее образ.

Следующее древнее государство – Чжоу возникло в результате покорения Шан- Инь народностью, известной как чжоусы, точная этнокультурная принадлежность которой до сих пор дискутируется в науке. В рамках чжоусской эпохи особо выделяется период, обозначаемый как период Борющихся царств (475-221 гг. до н.э.). В этот период централизованное чжоуское государство, расцвет которого приходился на Х-V111 вв. до н.э., распалось на несколько самостоятельных царств , ведущих непрерывные междуусобнные войны. Несмотря на это, культурные процессы носили бурный новаторский характер. К важнейшим из них относятся появление имущественной знати, интенсивное развитие ремесел, торговли и городов, активное использование железа, повлекшее за собой качественное изменение в системе землепользования. Центральным местом в системе знаний получила астрономия, в которой были зафиксированы особенности лунного цикла и его связь с природными явлениями, обусловленность 11-летним солнечным циклом. Начиная с 613 г. до н.э., китайские астрономы фиксируют и предсказывают появление кометы Галлея, лунных и солнечных затмений, составляют и совершенствуют звездный каталог.

Эпоха «Борющихся царств» характеризуется также значительными событиями в области художественной культуры. Создается первый трактат по архитектуре «Чжоули», в котором закрепляются строгие принципы четкой планировки города с указанием размеров и расположения зданий, ширины главных улиц и дорог.

Больших успехов достигает литература. К этому времени завершается создание знаменитого памятника китайской словесности – «Книги песен» – «Шицзин» (11- 6 вв. до н.э.), включивший в себя более 300 песен и стихов, отбор и редакция которых приписывается Конфуцию.

В этот период творит великий китайский поэт Цюп Юань (340- 278 гг. до н.э.), который был одновременно лириком и трагиком. Истоками его творчества были народная поэзия и мифы. Его произведения отличаются изысканной формой и глубоким содержанием. Оказавшись в изгнании, он создал оду «Скорбь изгнанника», ставшей поэтической исповедью старца. Вторым большим поэтом стал Сун Юй (290- 222гг. до н.э.), произведения которого наполнены надеждой и жизнерадостностью. Он стал первым певцом женской красоты и любви.

В духовной жизни данного периода выделяют формирование нацианальной религиозной и философской мысли , а также становление философских школ.

Религия Китая была своеобразной: люди верили во множество духов. Человеку нужны были надежные защитники, и китайцы видели их в духах предков, которые должны были заботиться о потомках, ограждать человека от козней злых духов, ударов судьбы. Эти духи изображались в виде страшных ужасающих образов. Это объясняется тем, что суровые природные условия породили страшные образы богов в фантазии людей. Они обожествляли гром, ветер, дождь, горы, ручьи. Часто боги представлялись им в образе чудовищных животных и птиц.

В древнекитайском сознании факт смерти оценивался как нечто, не имеющее глубокого значения. Отсюда возникло верование – культ предков. Когда человек умирал, никакой трагедии не делали. Считалось, что все равно он остается среди живых, но уже только как усопший. Мертвый уходит от живых только условно. Он нас не покидает. Мир плотно заселен «живыми мертвецами». Они перешли в другое состояние, но не ушли в другой мир.

Важным событием для Китая было создание письменной культуры, сопровождавшееся возникновением книги как таковой. Создаются первые письменные поэтические памятники и художественная проза. Кроме того, 5-3 вв. до н.э. ознаменовались рассветом шелкового, лакового производства и ювелирного дела с широким использованием благородных металлов.

С середины 1 тыс. до н.э. начинается двухвековой период Чжаньго. Эпоха Чжаньго вошла в традицию как классический период в истории духовной культуры Китая. И действительно, она была неповторимой эпохой многообразия идей, нестесняемых никакой идеологической догмой. В эту эпоху « соперничества ста школ», как ее называют источники, складывались основные направления философско политической мысли Древнего Китая: конфуцианство и даосизм.

Эпоху Чжаньго называли «золотым веком» китайской философии. Даосизм и конфуцианство оказали огромное влияние на все последующее развитие китайской духовной культуры, философской и общественно- политической мысли.

ДАОСИЗМ.

Возникновение даосизма связывают с именем полулегендарного мудреца, Чу, Лао-цзы (6- первая половина 5 в. до н.э.). Он считается автором натурфилософского трактата «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ», 4-3 вв. до н.э.) Основная категория учения дао трактовалась как « путь природы», мать всех вещей». «Дэ» понималось как благость, качественная природа, нравственная сила. Человек, обладающий «дэ», «движим внутренней чистотой». Лао-цзы говорил о многогранности дао. «Вечное Дао не имеет имени.»

Социальным идеалом древнего даосизма был возврат к « естественному» состоянию, которому свойственно внутриобщинное равенство. Даосы осуждали социальный гнет, войны, выступали против богатства и роскоши знати, поборов властей, доводящих народ до нищеты, бичевали жестокость правителей и самоуправство сановной элиты. Лао-цзы выдвинул теорию недеяния, которая отражала в себе идею деятельности без разрушительного действия, деятельности в резонансе с природно жизнедеятельностью: «делать не делая», «действовать, бездействуя». В позитивном смысле это выражение означает «жить, как живет природа». Лао-цзы признавал объективность мира, выступал против обожествления неба. Он учил, что небо, как и земля, всего лишь часть природы. Даосы отрицали культ предков, отвергали культ жертвоприношения небу, земле, река и горам , и другим обожествленным явлениям природы.

Центральное место в даосизме занимала идея «воплощения даосом «божественных» сил космоса в самом себе.

В раннедаоском трактате «Тайпин цзин» возвещается о приходе «Божественного человека, не имеющего облика», который откроет «небесные письмена» своим ученикам –«настоящим людям», а те разъяснят их смысл . даоские проповедники учили, что царство даосского мессии уготовано лишь для избранных людей, так называемых «людей- семян», и развивали идею личной ответственности за прегрешения и неизбежности возмездия за них.

Целью даоского подвижничества считалось постижение в себе сокровенного «подлинного государя».

В политическом отношении даосизм претендовал на роль «внутреннего» дубликата светской империи. Даосы выдвигали образ двойника земного правителя, являющегося верховным повелителем в мире духов. С 5 в многие императоры в Китае принимают даоские принципы, тем самым как бы удостоверяя свои державные полномочия в мире божественного. В течение 5-4 вв. даосизм завоевал признание образованных верхов китайского общества.

Многие принципы даосизма создали философскую основу известных китайских единоборств, включая у- шу.

КОНФУЦИАНСТВО.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Культура древнего Китая (15)

    Реферат >> Культура и искусство
    ... технический университет Реферат на тему: “Культура Древнего Китая” Выполнила: ст. гр.. МП-06а ... культуры. Особенностью духовной жизни Древнего Китая было наличие в ней нескольких философско-религиозных систем - конфуцианства и даосизма ...
  2. Культура Древнего Китая 2 Описание основных

    Реферат >> Культура и искусство
    ... главе с конфуцианством. В истории и культуре средневекового Китая огромную роль играла обновлённая и модифицированная форма древнего конфуцианства, получившая ... было бы противопоставить буддизму и даосизму. Заслуга создания неоконфуцианства принадлежит целой ...
  3. Культура Древнего Китая (10)

    Реферат >> Культура и искусство
    ... идеи развивались в даосизме и конфуцианстве — учениях, соста­вивших духовный стержень китайской культуры, определив­ших основные духовные ... оформляется в конфуцианстве. Во время ранней императорской эпохи Древний Китай внес в мировую культуру такие открытия ...
  4. Культура древнего Китая (13)

    Реферат >> Культура и искусство
    ... культура Китая не только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру завоевателей. Культура древнего Китая ... культура Художественная культура Китая впитала в себя основные духовные ценности, которые развивались в учениях даосизма и конфуцианства. ...
  5. Культура Древнего Китая. Послеосевые культуры востока

    Реферат >> Культура и искусство
    ... Культура Древнего Китая. Послеосевые культуры востока. 2010г. Содержание Введение Культура Древнего Китая Послеосевые культуры Востока ... культура Китая впитала в себя основные духовные ценности, которые развивались в учениях даосизма и конфуцианства. ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019409656524658