Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

История->Реферат
Её основание явилось следствием упразднения в 1731 году Австрийской Ост-Индской компании. Иностранцы, которые надеялись получить прибыль от участия в ...полностью>>
История->Реферат
Из произведений искусства и документов, имеющихся сегодня, следует, что первая крупная художественная мастерская в Тоскане появилась в г. Лукка в нача...полностью>>
История->Реферат
Приказ о создании корпуса был издан в мае 1789 года, и уже летом он был сформирован. Никакого отношения к казакам, помимо названия не имел, так как ко...полностью>>
История->Реферат
1910 – 1917 – в Мексике проходит революция против диктатуры Диаса. 1920-21 – новая программа молодых художников: искусство должно обращаться к народу ...полностью>>

Главная > Шпаргалка >История

Сохрани ссылку в одной из сетей:

строя. Реакционные силы — черносотенцы — выступившие против революции, создали в 1905 г. религиозно-монархические, националистические группы «черной сотни», объединившиеся в «Союз русского народа», «Союз Михаила Архангела». В ноябре 1905 г. усилились крестьянские волнения, произошло восстание матросов на крейсере «Очаков». Обострилась национальная борьба, что заставило царизм пойти на уступки, ослабить русификацию. Активнее стали действовать национальные и профсоюзные организации. 7 декабря 1905 г. в Москве началась всеобщая стачка, которая переросла в восстание. 19 декабря сопротивление прекращено. В 1906 г. рабочее движение пошло на убыль, но возросла борьба крестьян, добившихся отмены выкупных платежей, снижения арендной платы, ослабления гнета. В России в 1906 г. возник законодательный представительный орган — Государственная дума. Выборы в нее проходили многоступенчато, неравноправно. I Дума по составу кадетско-либеральная, выявила разногласия по аграрному вопросу. Кадеты выступали за передачу крестьянам части помещичьей земли за выкуп, установленный помещиками. Прийти к согласию не удалось, Дума была распущена. II Дума (20 февраля — 2 июня 1907 г.), избранная по старому избирательному закону, оказалась более непослушной, в ней возник левый блок оппозиционных сил. Дума отвергла столыпинский аграрный закон, подписанный Николаем II в ноябре 1906 г. 3 июня 1907 г. Дума разогнана, введен новый избирательный закон. Произошел третьеиюньский переворот — нарушение законодательства страны. Революция завершилась. Она потерпела поражение, так как не сложились условия для победы (субъективный фактор): пролетариат не имел достаточного опыта, союз рабочих и крестьян только начал складываться, армия находилась на стороне царизма, революционные партии не смогли возглавить борьбу. Хотя революция окончилась поражением, она значительно изменила жизнь страны: царизм был вынужден пойти на уступки, разделил власть с Думой, произошло ограничение самодержавия; накопился опыт борьбы. Был нанесен первый удар по царизму, задачу его уничтожения выполнила Февральская революция. За 10 лет (1907—1917) изменились условия, царизм ослабел, окрепли революционные силы, мощным ускорителем революции оказалась первая мировая война (1914— 1918). К 1917 г. наряду с объективными условиями впервые возникли субъективные условия победы революции. Окрепшие маргинальные силы получили возможность выступить за победу тоталитарного движения.

33. Репрессивная и реформатская деятельности правительства Столыпина.

Петр Аркадьевич Столыпин (1862-1911) 6 марта 1907 г. Столыпин изложил перёд депутатами II Государственной Думы программу преобразований, намеченных правительством. Намечалось осуществить бессословную систему местного управления, основанную на взаимодействии помещиков, имущих крестьян и чиновников; предусматривалась отмена института земских начальников. В области рабочего законодательства планировалось страхование рабочих от несчастных случаев, по болезни, инвалидности и старости; ограничение рабочего времени для подростков и пожилых рабочих; устранение детского и женского труда на подземных и ночных работах. Предполагалось введение всеобщего начального образования, реформа средней и высшей школы. Для совершенствования судебной системы предусматривалось установление возможности условного осуждения и досрочного освобождения осужденных, введение нового уголовного законодательства, объединение жандармского корпуса с полицией. В 1907-1908 гг. были подготовлены проекты реформ в армии. Столыпин приложил максимум усилий для налаживания сотрудничества между Правительством и Думой. Однако основное содержание деятельности Столыпина состояло в преобразовании аграрного сектора экономики. Став в 1906 г. министром внутренних дел, а затем одновременно Председателем Совета министров, Столыпин возглавил работу по подготовке аграрной реформы. Крестьянам предоставлялось право выхода из общины, с обязательным предоставлением земли из ее фондов. Полученную землю можно было передавать по наследству. Разрешалось также покупать землю помещиков. Столыпин создал земельный фонд из государственных земель. В широких масштабах началось переселение крестьян в Сибирь и на Дальний Восток, где имелась масса пустующих земель. Почему же община выдержала организованный на нее мощный натиск? Во-первых, процесс социальной дифференциации крестьянства не дошел еще до такой степени, чтобы подорвать общинные устои. Во-вторых, аграрная реформа имела целью соединить традиции с новыми тенденциями развития. Однако при осуществлении акцент делался на всесторонний учет интересов дворянского сословия. В-третьих, преобразования проводились традиционными бюрократическими методами, которые зачастую превращались в насильственные. Главный недостаток аграрной реформы - игнорирование региональных особенностей. Выход крестьян из общины наиболее успешно происходил в тех регионах, где аграрно-буржуазная революция проходила более интенсивно (Прибалтика, Белоруссия, Западная Украина), или где община была слабой (степные губернии - Самарская, Ставропольская, Таврическая). Существенные изменения произошли и в сфере просвещения. Увеличились ассигнования на начальное образование. Увеличилось количество гимназий и реальных училищ. Оживилась деятельность высшей школы. Реформы в России в конце ХК-ХХ веков оставили заметный след в ее развитии. Все основные проекты, отражали давно назревшие потребности развития российского общества. При осуществлении политического курса они опирались прежде всего на власть, а не на определенные общественные силы, действовали в интересах власти стремились остановить революционное движение и обеспечить развитие России при сохранении основ самодержавной формы правления. В правящих кругах России существовала сильная оппозиция реформам. Поэтому они не оказались настолько глубокими, чтобы остановить движение страны к революции.

40. Национальные отношения в условиях советского строя. Образование СССР.

«Декларация прав народов России» (ноябрь 1917 г.), формально поставившая проблему внутренней политической организации нового государства (будет ли оно централизованным или федеративным?), но не давшая на нее ответа, признавала, что в качестве альтернативы расколу существует «добровольный и честный союз народов России», которые, как было заявлено, равны между собой. Несмотря на то, что Ленин был против федерализма, перед угрозой развала бывшей Российской империи он решил основать новое, советское государство на принципе федерации. В «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» говорилось: «Советская Российская республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация Советских национальных республик». В документе уточнялась процедура присоединения к России; решение об этом должно было приниматься на съезде Советов каждой национальности. Однако федерация мыслилась как переходный этап в преддверии мировой революции, как обязательный шаг на пути к союзу и преодолению национальных различий. С 1918 по 1922 г. развитие Союза шло по двум направлениям:

- вхождение республик и автономных областей в Российскую Федеративную Республику;

- двусторонние договоры между независимыми республиками и Российской Федеративной Республикой. В 1920 г. свою позицию по вопросу о будущих отношениях между советскими республиками Ленин определил так: «Федерация, которую мы вводим... послужит именно важнейшим шагом к самому прочному объединению различных национальностей России в единый демократический центр - Советское государство». Но если некоторые республики (Белоруссия) были готовы развивать эти связи и согласны с таким пониманием федерации и ее динамики, то другие (Грузия) саботировали совместную деятельность. Затянувшийся кавказский конфликт, трудности на Украине побудили Ленина ускорить процесс федерализации. 10 августа 1922 г; для выработки проекта федеративного государства была создана комиссия во главе со Сталиным. Представленный 10 сентября проект, известный как проект «автономизации», на самом деле начал поглощение республик РСФСР, правительство которой становилось во главе федерации. Армения, Азербайджан и Белоруссия приняли этот проект, но украинцы, и особенно грузины полностью его раскритиковали. Ленин отверг идею «автономизации» и предложил совершенно другой вариант, согласно которому в федерацию объединялись равные республики, а не подчиненные РСФСР. Всем республикам гарантировались равные права внутри Союза Советских Социалистических Республик и каждой теоретически предоставлялось право свободного выхода из Союза. Этот проект приняли все национальные партии. 30 декабря 1922 г. I съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, подписанные четырьмя республиками (РСФСР, Украиной, Белоруссией, Закавказьем). Каждая республика уже имела собственную конституцию. Однако создание Союза делало необходимым принятие совместного документа. Конституция 1924 г. подготовленная в течение 1923 г. конституционной комиссией во главе с М. И. Калининым и одобренная II съездом Советов СССР формально узаконивала союз равноправных и суверенных наций. Она провозглашала право республик на отделение и вхождение в СССР новых социалистических республик. Во второй половине 1920-х годов произошли многочисленные территориальные изменения. Образовалось несколько автономных республик и три союзные (Туркмения, Узбекистан и Таджикистан). Обретение народами бывшей Российской империи своей государственности имело двоякое следствие. С одной стороны, оно пробуждало национальное самосознание, способствовало становлению и развитию национальных культур, позитивным сдвигам в структуре коренного населения. Постоянно повышался статус этих образований, удовлетворяющий рост национальных амбиций. С другой стороны, этот процесс требовал адекватной тонкой и мудрой политики центрального союзного руководства, соответствующей национальному возрождению. В 1920-е годы в рамках национально-государственных образований проводилась так называемая политика коренизации, которая заключалась, во-первых, в вовлечении в их руководящий аппарат национальных кадров, их ускоренной подготовки. Другой аспект коренизации - культурный. Он заключался в определении статуса национальных языков, создании письменности для тех народов, которые ее не имели, строительстве национальных школ, создании собственных литературы, искусства и т. д. Надо отдать должное: государство уделяло очень много внимания помощи отсталым в прошлом народам, выравниванию уровней экономического, социального и культурного развития отдельных наций.

29. Общественные движения 80-х – нач. 90-х гг. XIX в.

В 80-е - 90- е гг. в правительственных кругах России возобладала консервативная идеологии, критически относящаяся к реформам Александра II. В ней можно выделить два течения. Первое, возглавляемое министром внутренних дел Д.А.Толстым, стремилось к укреплению позиций правящих сословий (прежде всего дворянства), к установлению известной иерархии в государстве. Идеологом этого течения был В.П. Мещерский. Второе течение в правительственном лагере, будучи также консервативным, в то же время ставило себе целью защиту слабых от сильных, предпочитало широкие народные массы, отделившимся от них "верхам", носило в известном смысле «христианско-социальный» характер. Идеи этого течения активно пропагандировались редактором "Русских ведомостей" М.Н. Катковым. Но главным идеологом этого течения был обер-прокурор Священного Синода К.П. Победоносцев Свергнув в 1881 г. сторонников реформ, обер-прокурор развернул свою программу, впечатляющую, яркую и сулившую, казалось, несомненный успех. Гибельное саморазвитие общества, по мысли Победоносцева, должно смениться строгой опекой со стороны власти. Заманчивой была идея дать правильный ход государственным делам без реформ, лишь назначив достойных людей на все важнейшие посты. Заботясь об общественной нравственности, заявлял обер-прокурор, власть должна регулировать культурную жизнь страны. Все благие намерения К.П. Победоносцева приводили к прямо противоположным результатам. Он не понимал относительности всего на свете, невозможности создать общественный уклад, лишенный негативных сторон. Вместо того, чтобы терпеливо изменять, реформировать существующую действительность, К.П. Победоносцев хотел "отменить" существующую жизнь и на пустом месте выстроить новую счастливую утопию, подогнанную к своим принципам. Особенностью либерализма 80-х первой половины 90-х гг. 19 в. то, что носителям реформаторских идей были гл. об. выходцы из дворянской среды, кот. действовали в рамках земских учреждений. В н. 80-х гг. наблюдался кризис революционной идеологии народничества. Революционная борьба не привела к ожидаемому рез-ту. В этих усл. в лагере революционеров происходит раскол. В 1883 г. за границей возникает первая российская марксистская группа, названная "Освобождение труда" (Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.Я. Игнатов), которая поставила перед собой задачу пропаганды и распространения марксизма в России. Основной же преобразующей силой общества, по мысли членов группы "Освобождение труда", должен был стать класс, совершенно новый для России - пролетариат. Только пролетариат мог послужить связующим звеном между народом и интеллигенцией. Не удалась Плеханову и его товарищам и попытка анализа действительного экономического положения России: они стремились показать как должно происходить становление капитализма в стране, исходя из марксистской доктрины, а не как оно происходило в действительности. В легальной прессе стали появляться работы, в которых доказывалась не только прогрессивность капитализма, но и обосновывались перспективы его развития в России. Публикация в органе немецкой социал-демократии статьи П.Б. Струве, посвященной критическому анализу взглядов народников, вызывала оживленную полемику между ними и марксистами. Струне опровергал народнические утверждения об отсутствии условий для становления товарно-денежных отношений в стране. Он призывал признать российскую некультурность и идти на выучку к капитализму. Впоследствии взгляды П.Б. Струве и его сторонников получили в литературе название "легального марксизма". Выступление "легальных марксистов" имело большое значение в связи с тем, что в целом в 80-е гг. XIX в. народническая идеология, несмотря на кризис в начале десятилетия не утратила своего господствующего положе ния в русской общественной мысли. Мри этом решающее значение приобретает легальное реформаторское направление в народничестве. Неверной, на наш взгляд, является и попытка свести все взгляды народников 80-х-начала 90-х гг. к либеральным и полулиберальным положениям. Являясь сторонниками реформ, народники, в то же время говорили о перспективах социалистического развития деревни, связывая с социализмом (в их понимании) судьбы российского крестьянства. В то же время для народников, активных защитников интересов крестьянства, было неприемлемым марксистское понимание исторического процесса в том виде, в каком оно излагалось "легальными марксистами", а в известной степени и Г.В. Плехановым.

34. Участие царской России в ПМВ.

Первая мировая война вспыхнула в августе 1914 г. Она длилась 4 года 3 месяца и 10 дней (с 1 августа 1914 г. по 11 ноября 1918 г.), охватив 38 государств с населением свыше 1,5 млрд. человек. Боевые действия велись в Европе, Азии, Африке, на всех океанах и многих морях. Поводом для начала войны послужила драма, порожденная национально-освободительным движением славян против австрийского владычества. Германия стала и организатором первой коалиции империалистических государств для борьбы за передел мира. Еще в 1879 г. был заключен австро-германский союз, к которому в 1882 г. присоединилась Италия. Таким образом, был создан Тройственный союз, направленный против Англии и Франции. В ответ на притязания Тройственного союза Англия и Франция в 1904 г. заключили так называемое "сердечное согласие" (по-французски "антанта кордиаль"). В силу этих обстоятельств Россия была "фатально" обречена оказаться в центре назревавшего военного конфликта, когда встал вопрос о переделе мира. В августе 1907 г. Россия присоединилась к Антнте. Таким образом, империалистический мир оказался разделенным на два враждебных лагеря. Обе коалиции, как две разбойничьи шайки, столкнулись в борьбе за сферы влияния в мире. Каковы же были конкретные цели участников этой войны? Правительство Германии рассчитывало положить конец господству Англии на море, ослабить ее конкуренцию на мировых рынках и захватить колонии западноевропейских стран, Правительство Австро-Венгрии намеревалось захватить Сербию, утвердить свое господство на Балканском полуострове, отнять у России часть Польши, Подолию и Волынь. Турция рассчитывала на захват российского Закавказья и восстановление своего влияния на Балканах. Правящие круги Англии, Франции и России стремились сломить могущество Германии и ее претензии на военное и политическое господство. Англия хотела отнять у Турции богатые нефтью Месопотамию и часть Аравийского полуострова. Франция рассчитывала вернуть Эльзас и Лотарингию, утраченные в ходе Франко-прусской войны 1870-1871 гг. и присоединить "какую захочет" часть рейнской Пруссии. Англия, Франция и Япония планировали также разделить между собой германские колонии. Тайные соглашения между Россией и ее союзниками по Антанте предусматривали присоединение к России Галиции, Угорской Руси, Буковины, ликвидацию Восточной Пруссии. Самой же заветной целью самодержавия было овладение черноморскими проливами. Победоносной войной Россия хотела также поправить свой пошатнувшийся политический и военный авторитет, вызванный поражением в русско-японской войне. Экономические и территориальные претензии у всех государств были различны. Но была одна причина, которая роднила и подталкивала империалистические державы к войне. Этой причиной являлось желание с помощью войны сбить накал революционной и национально - освободительной борьбы. По своему происхождению и результатам Первая мировая война носила империалистический, захватнический характер для всех ее участников, за исключением Сербии, Черногории и Бельгии, народы которых вели борьбу за свое освобождение. Именно такой, империалистический, характер признавали за ней ее непосредственные свидетели и участники. По своим масштабам и последствиям ПМВ не имела себе равных во всей предшествующей истории человечества. По своему происхождению и результатам. Первая мировая война носила империалистический, захватнический характер для всех ее участников, за исключением Сербии, Черногории и Бельгии, народы, которых вели борьбу за свое освобождение. Именно такой, империалистический, Она потребовала колоссальных финансовых затрат. В ходе войны произошло массовое уничтожение материальных и культурных ценностей. Целые районы были превращены в пустыню. Рост налогов, инфляция, повышение цен - все это обострило нужду, нищету, крайнюю необеспеченность подавляющего большинства населения. Беспрецедентными были масштабы войны, Совершенно новым был и характер боевых действии. Впервые в таком массовом масштабе для уничтожения людей применялись новейшие технические достижения: магазинные винтовки, пулеметы, тяжелая дальнобойная артиллерия, подводные лодки, авиация, танки и т.п. Весной 1915 г. в районе бельгийского города Ипр германские войска впервые применили оружие массового уничтожения, выпустив на противника газовое облако хлора. Впервые в мировой истории вся мощь военной машины применялась не только против армии противника, но и против мирного населения. В годы войны впервые был осуществлен практически всеобъемлющий государственный контроль над хозяйственной жизнью. В годы ПМВ на занятых иностранными армиями территориях впервые был установлен особого рода режим - оккупационный. Он был основан на прямом насилии по отношению к мирному населению, в том числе на массовых принудительных реквизициях, контрибуциях и других поборах, а проще говоря - на самом настоящем грабеже. По количеству жертв та война тоже не имела себе равных в 1914-1918 гг. людей погибло больше, чем за все войны, которые велись на Земле в предыдущие 1000 лет. Отношение в войне политических партий России было неоднозначным. Буржуазные и помещичьи партии заняли шовинистские позиции и поддержали правительство. Безусловной была поддержка царизма в войне и со стороны октябристов. Обещая правительству поддержку, кадеты и октябристы в своей печати выражали надежду, что единение царя и общества во время войны заставит власти после её окончания, Война вызвала раскол и размежевание среди меньшевиков и эсеров. Среди них были и оборонцы, и пацифисты, и интернационалисты. Таким образом, большинство эсеров и меньшевиков в той или иной степени придерживались позиции: долой царя, но да здравствует победа над Германией! Отличные от всех других партий позиции занимали большевики. По словам В.Й. Ленина, война велась в интересах капиталистов, выкачивавших из пролетарской крови чистое золото своих доходов. Исходя из характера войны как несправедливой и захватнической, большевики определили тактику своей партии. Она сводилась к трем основным лозунгам: поражение своего правительства в империалистической войне, превращение войны империалистической в войну гражданскую, создание III Коммунистического Интернационала. Лозунги большевиков были встречены негодованием правых партий. Большевиков обвиняли в отсутствии патриотизма, предательстве и т д. Первые пять месяцев войны стали тяжелым испытанием для армии и страны. Наступательные действия, которые предприняла в начале войны русская армия, привели к огромным потерям. Все это было следствием недостатков планирования будущей войны. Громадный недостаток вооружения и отсутствия помощи со стороны союзников снижали боеспособность русской армии и во много раз увеличивали жертвы. Поражения на фронте обострили политические противоречия в обществе. До лета 1915 г. буржуазия почти безоговорочно поддерживала царизм в ведении войны. Но поражения на фронте, начавшаяся разруха показали, что Николай II и его правительство не в состоянии успешно продолжать войну. Тогда буржуазия, ее партии, по меткому выражению кадетов, стали переходить от «патриотического подъема к патриотической тревоге», нажиму на царизм. Однако, попытки буржуазных партий, и даже части царскою Совета министров, внести изменения в систему правления наталкивались на сопротивление Николая II и его сторонников. Буржуазия постаралась перестроить свои ряды, подготовиться к долгой осаде власти. Но политические и экономические планы буржуазии натолкнулись на решительное противодействие с двух сторон: со стороны царского правительства и со стороны большевиков. В глубоком кризисе, как и вся страна, оказались учреждения народного образования: сократилось число учащихся, поредел учительский корпус. Война принесла в школу хаос и разрух. Война, которая наиболее тяжким бременем легла на крестьянские плечи, обострила ранее существовавшие на, селе противоречия. Уже в 1915 г. начинает увеличиваться число крестьянских выступлений. Резко начало меняться и отношение к войне солдатской массы. Состояние безысходности, тоска по дому, семье, неубранному клочку земли заставляли солдат бросать оружие, дезертировать из армии. Рабочие, крестьяне, солдаты все чаще требовали немедленного мира, протестовали против эксплуатации, нехватки продовольствия, одежды, обуви, топлива, против обогащения верхушки общества.

43. Советское государство в системе международных отношений в 1920-1930-е гг. Эволюция внешнеполитических приоритетов.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Шпаргалка по Истории (5)

    Шпаргалка >> История
    ... Новиков, А.Н. Радищев) жестоко наказывались. "Шпаргалка по отечественной истории" Основное содержание просвещенного абсолютизма Екатерины ... ; 3) началось железнодорожное строительство. "Шпаргалка по отечественной истории" Россия в XIX в. продолжала оставаться ...
  2. Шпаргалка по Истории (8)

    Шпаргалка >> История
    ... Временный Государственный образовательный стандарт по истории: структура и содержание 1.Конец ... иллюстративные материалы. Страницы по истории оживают в рисунках современных ... направления и формы внеурочной работы по истории. Исторические трудности краеведения в ...
  3. Шпаргалка по Истории (13)

    Шпаргалка >> История
    ... лет», ставшую главным трудом по истории Руси. Она была написана ... (такое название в истории получили эти события) разошлись по Москве и вызвали недовольство ... «Курс русской истории», а так­же труды по экономическим вопросам, истории сословий, историографии. ...
  4. Шпаргалка по Истории (3)

    Шпаргалка >> История
    ... : гражданская история, политическая, история государства и права, история хозяйства, военная история, археология, история культуры, ... реформа управления государственными крестьянами; • работа по систематизации законодательства; • денежная реформа. Основная ...
  5. Шпаргалка по Истории (9)

    Шпаргалка >> История
    ... значительным событием в русской истории. Декабристы разработали первую революционную ... ленинского понимания роли личности в истории. Проводимая Н.С. Хрущевым политика десталинизации ... . Появились интересные публикации по отечественной истории. Их авторы пытались ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0017549991607666