Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Маркетинг->Дипломная работа
Поворот от командной экономики к рыночной изменил практически все стороны жизни российского общества. Сегодня в жизнь вошли новые ценности и правила п...полностью>>
Маркетинг->Реферат
Известно, что возрастной состав работников компании «Акварель» состоит из 15 человек. Возрасты работников равны (лет): 39, 48, 20, 25, 35, 55, 33, 37,...полностью>>
Маркетинг->Дипломная работа
Система сбыта товара — ключевое звено маркетинга и своего рода финишный комплекс во всей деятельности фирмы по созданию, производству и доведению това...полностью>>
Маркетинг->Дипломная работа
Логистика складирования является составной частью логистической системы, её подсистемой, поэтому эффективность логистической системы зависит не только...полностью>>

Главная > Реферат >Маркетинг

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионельного образования

«Белгородский государственный университет»

Кафедра «Экономики и статистики»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Статистика»

на тему: Индексный метод анализа в социально-экономических исследованиях

Выполнила студентка второго курса

дневной формы обучения экономического факультета

специальности «Мировая экономика»

Парфутина Дарья Сергеевна

группа 100712

Научный руководитель:

Орлова Анна Викторовна

БЕЛГОРОД 2009

План курсовой работы

Введение

1. Общее понятие об индексах и значение индексного метода анализа

1.1. Индексы количественных показателей.

1.2. Индексы качественных показателей.

2. Использование индексов в анализе экономической деятельности

2.1. Использование индексов в экономическом анализе.

2.2 Использование индексов в макроэкономических исследованиях.

2.3. Роль статистических индексов в изучении коммерческой деятельности

3. Использование индексного метода в социально-экономических исследованиях по Белгородской области

3.1. Индексный анализ уровня заработной платы населения Белгородской области.

3.2. Расчет реального ВРП Белгородской области с помощью индексов-дефляторов

3.3. Исследования социально-экономического развития Белгородской Области и перспективы ее развития

Заключение

Список использованной литературы

Введение

При сопоставлении каких-либо данных, характеризующих экономические явление или процесс во времени и в пространстве, широко используются относительные статистические показатели — индексы. Они позволяют рассчитать и соизмерить сложные социально-экономические явления, особенно состоящие из непосредственно несопоставимых элементов. Индексы основаны на отчетных и базисных данных в зависимости от отношения показателей к содержанию исследования. Элементами индексов являются индексируемая величина, ее тип (форма), вес, срок исполнения. Использование индексов позволяет создавать математические модели и проводить расчеты относительно финансового положения фирмы и планов ее развития.

При анализе своей деятельности фирма проводит исследования и фиксирует заключение о факторах, воздействующих на ее работу. Использование индексов позволяет установить количественные взаимосвязи между значимыми для фирмы показателями, которые приводятся к некоторому общему знаменателю, делающему их сравнимыми. Индексный метод широко применяется для изучения последовательного изменения явлений как способ изучения их динамики, для сопоставления в пространстве, позволяя выделить и измерить влияние факторов на изучаемое явление.

При анализе какого-либо явления проводится определение характеристик, лежащих в основе изучаемого процесса, и отбрасываются менее существенные факторы. Так как в сложной модели учитываемые показатели могут быть различны, для включения их в расчеты необходимо привести их к единой базе. Получив сравнимые индексы, мы можем определить соотношение признаков в изучаемом явлении. Это позволяет определить возможные замещения существующих процессов альтернативными (методы производства, сбыта и т.д.) для повышения эффективности деятельности фирмы.

В данной курсовой работе будет рассмотрен индексный метод анализа в социально-экономических исследованиях.

Объектом исследования является сущность индексного метода, формы расчета индексов и направления их использования. Предметом исследования выступает Белгородская область, социально-экономические явления, происходящие в ней, которые исследуются в данной курсовой работе с помощью индексов и индексного метода.

Целью данной курсовой работы является изучение индексного метода в социально-экономическом исследовании; форм расчета индексов и направления их использования. Для осуществления поставленной цели поставлены следующие задачи:

  • рассмотрение и изучение понятия индексов, их классификаций, форм расчета;

  • рассмотрение и изучение индексного метода и направлений его использования;

  • осуществление индексного анализа уровня заработной платы населения, валового регионального продукта Белгородской области.

Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

В первой главе дается понятие об индексах, представлена их классификация, объясняется значение индексного метода анализа в социально-экономических исследованиях.

Во второй главе раскрываются пути использования индексного метода в экономических, макроэкономических, социальных и коммерческих исследованиях.

В третьей главе представлено использование индексного метода для расчета валового регионального продукта, заработной платы и социально-экономического развития Белгородской области.

Данная тема актуальна, так как с помощью индексного метода характеризуется развитие национальной экономики в целом и ее отдельных отраслей, анализируются результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, исследуется роль отдельных факторов в формировании важнейших экономических показателей, выявляются резервы производства, индексы используются также в международных сопоставлениях экономических показателей, определении уровня жизни, мониторинге деловой активности в экономике и т.д. А именно эти показатели являются ведущими в деятельности любой страны.

Глава 1. Общее понятие об индексах и значение индексного метода анализа

В практике статистики индексы наряду со средними величинами являются наиболее распространенными статистическими показателями. Индекс представляет собой относительную величину, получаемую в результате сопоставления уровней сложных социально-экономических показателей во времени, в пространстве или с планом.

Обычно сопоставляемые показатели характеризуют явления, состоящие из разнородных элементов, непосредственное суммирование которых невозможно в силу их несоизмеримости. Например, промышленные предприятия выпускают, как правило, разнообразные виды продукции. Получить общий объем продукции предприятия в таком случае нельзя суммированием количества различных видов продукции в натуральном выражении. Здесь возникает проблема соизмерения разнородных элементов. Как писал К.Маркс, «различные виды становятся количественно сравнимыми лишь после того, как они сведены к одному и тому же единству. Только как выражения одного и того же единства они являются одноименными, а следовательно, соизмеримыми величинами»1. В качестве меры соизмерения разнородных продуктов можно использовать цену, себестоимость или трудоемкость единицы продукции.

В развитии индексной теории в нашей стране сложились два направления: обобщающее, или синтетическое, и аналитическое. Различие между этими направлениями обусловлено двумя возможностями интерпретации индексов и их приложения.

Обобщающее, или так называемое синтетическое, направление трактует индекс как показатель среднего изменения уровня изучаемого показателя. В аналитической теории индексы - это показатели изменения уровня результативной величины под влиянием изменения индексируемой величины.

Например, величина индекса цен продукции, равная 1,1536 может быть истолкована в обобщающем значении как величина, указывающая на то, что цены на продукцию возросли в целом на 15,36% или в 1,1536 раза, а в аналитическом значении как показатель того, что в связи с изменением цен стоимость продукции (или размер выручки) увеличилась на 15,36%. Развитие второго направления было обусловлено применением индексного метода в экономическом анализе. Аналитическое направление в развитии индексной теории в значительной степени сформировалось благодаря работам российских статистиков В.Н. Старовского, Н.М. Виноградовой, Л.В. Некраша, И.Ю. Писарева и др. В настоящее время индексный метод продолжает успешно развиваться в трудах многих отечественных статистиков и получил широкое применение в практике статистической работы.

Способы построения индексов зависят от содержания изучаемых показателей, методологии расчета исходных статистических показателей, имеющихся в распоряжении исследователя статистических данных и целей исследования.

По степени охвата элементов совокупности различают индивидуальные и сводные (общие) индексы. Индивидуальными называются индексы, характеризующие изменение только одного элемента совокупности (например, изменение выпуска легковых автомобилей определенной марки). Индивидуальный индекс обозначается i. Сводный индекс отражает изменение по всей совокупности элементов сложного явления. Если индексы охватывают не все элементы сложного явления, а лишь часть, то их называют групповыми, или субиндексами. Например, общий индекс характеризует динамику объема промышленной продукции. К субиндексам в этом случае могут быть отнесены индексы продукции по отдельным отраслям промышленности. Обозначают сводный общий) индекс

символом I.1

Любые общие индексы могут быть построены двумя способами: как агрегатные и как средние из индивидуальных. Последние и свою очередь делятся на средние арифметические и средние гармонические. Агрегатные индексы качественных показателей могут быть рассчитаны как индексы переменного состава и индексы постоянного (фиксированном) состава. В индексах переменного состава сопоставляются показатели, рассчитанные на базе изменяющихся структур явлений, а в индексах посто­янного состава - на базе неизменной структуры явлений.

Индексные показатели в статистике вычисляются на вышей ступени статистического обобщения и опираются на результаты сводки и обработки данных статистического наблюдения. Итоги по группам элементов в условиях их несоизмеримости получаются расчетным путем, являются производными. Например, объем продукции предприятия может быть представлен в стоимостном или трудовом выражении. В любом из этих случаев показатель объема продукции представляет собой сложный производный характер изменения отдельных элементов этого показателя и тех факторов, которые его формируют. В зависимости от содержания и характера индексируемой величины различают индексы количественных (объемных) показателей (например, индекс физического объема продукции) и индексы качественных показателей (например, индексы цен, себестоимости).

При вычислении индексов различают сравниваемый уровень и уровень, с которым производится сравнение, называемый базисным. Выбор базы сравнения определяется целью исследования. В индексах, характеризующих изменение индексируемой величины во времени, за базисную величину принимают размер показателя в каком-либо периоде, предшествующем отчетному. При этом возможны два способа расчета индексов – цепной и базисный. Цепные индексы получают сопоставлением текучих уровней с предшествующим. Таким образом, база сравнения непрерывно меняется. Базисные индексы получают сопоставлением с уровнем периода, принятого за базу сравнения.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Метод и задачи социально-экономической статистики

    Реферат >> Экономика
    ... занимают традиционные методы статистического анализа. В своих исследованиях социально-экономическая статистика использует методы и ... метод группировок, метод обобщающих показателей — абсолютных и относительных величин, средних величин, индексный метод ...
  2. Индексный метод в статистическом изучении цен

    Реферат >> Маркетинг
    ... индексный метод в статистическом анализе цен. Объектом исследования работы является цена как экономическая категория. Предметом же исследования ... значений , k1, k2. Уровень значимости в социально-экономических исследованиях обычно принимается равным 0,05 (что ...
  3. Социально экономическая статистика

    Шпаргалка >> Математика
    ... , методы и задачи социально- экономической статистики. Экономическая статистика ... это экономическая категория. На основе исследования закономерностей ... проводить статистический анализ, используются ... Цепной метод Последовательно-цепной индексный метод Цепной ...
  4. Социально-экономические явления и методы исследования связей между ними

    Реферат >> Экономика
    ... социально- экономических явлений Основные статистические методы выявления корреляционной связи Корреляционно-регрессионный анализ ... методам исследования взаимосвязей относятся: метод взаимосвязанных параллельных рядов, балансовый метод, индексный метод, метод ...
  5. Индексный метод в изучении производительности труда

    Реферат >> Маркетинг
    ... ,000 Цель статистического исследования - анализ совокупности организаций по ... , k2. Уровень значимости в социально-экономических исследованиях обычно принимается равным 0,05 ... 3,8% до 29,6%. Использовав индексный метод оценки динамики производительности труда ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0033531188964844