Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Реферат
Актуальность темы. Современное российское общество находится на этапе демократического развития. Один из основных принципов демократического общества ...полностью>>
Педагогика->Курсовая работа
ВведениеПоиск новых форм и приемов организации урока в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. И это понятно: в свободной школе...полностью>>
Педагогика->Книга
Оглавление Введение...3 Глава I. Становление и развитие иллюстрации детской книги 1.1. Из истории становления и развития иллюстрации детской книги...1...полностью>>
Педагогика->Реферат
Урок как форма организации обучения, которая обеспечивает активную и планомерную учебно-познавательную деятельность группы учащихся определенного возр...полностью>>

Главная > Реферат >Педагогика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В дошкольном детстве складываются важнейшие психические новообразования. В структуре психических функций центральное место начинает занимать память. Мышление приобретает возможность действовать в плане общих представлений. Расширяются познавательные интересы ребенка, и складывается абрис детского мировоззрения. Формируется и начинает интенсивно работать воображение. Складывается произвольное поведение и личное самосознание ребенка.

Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью дошкольника, поскольку в ней складываются главные психические новообразования этого возраста.

Помимо сюжетно-ролевой, среди игр дошкольников выделяются ролевая, режиссерская, игра-драматизация, игра с правилом, дидактическая игра. В дошкольном возрасте появляются продуктивные формы деятельности. В дошкольном возрасте возникают элементы учебной деятельности. Но основным и ведущим видом деятельности в этот период является сюжетно-ролевая игра.

Итогом развития ребенка в дошкольном возрасте является возникновение фундаментальных психологических образований: внутреннего плана действий, произвольности, воображения, обобщенного внеситуативного отношения к себе. У ребенка возникает стремление к выполнению общественно значимой, общественно оцениваемой деятельности. Ребенок тяготится своим положением дошкольника. Игра теряет свое ведущее положение. Все эти факты свидетельствуют о том, что ребенок переживает кризис семи лет. Формирование внутренней позиции по отношению к школьному обучению, направленность на будущее, познавательные интересы, готовность к познанию знаковых систем, достаточный уровень познавательного и эмоционально-волевого развития составляют содержание психологической готовности к школьному обучению.

Таким образом, в результате эмпирического исследования были решены следующие задачи:

1. Выявлены поло-ролевые предпочтения девочек и мальчиков к различным видам игровой деятельности. В результате анализа ответов детей на вопросы предложенной нами беседы, был сделан вывод, о том, что наиболее предпочитаемый вид деятельности у девочек и мальчиков - это игровая деятельность.

2. Исследовано своеобразие интересов и овладения позицией субъекта девочками и мальчиками в игре. Анализ содержания игровых действий девочек и мальчиков наблюдаемых в процессе экспериментальной игры, показал, что большинство детей, верно отражают в игре социально одобряемые образцы женского и мужского поведения. У девочек представления о женских социальных ролях богаче, содержательнее, чем у мальчиков о мужских. Содержание и продолжительность детских игр зависит от модели взаимодействия (девочка - девочка, мальчик - мальчик, девочка - мальчик, мальчик - девочка) и носит различный характер. Игровое взаимодействие детей одного пола в большинстве случаев более продолжительно, меньше возникает конфликтных ситуаций. Эмоциональные приоритеты детей, продолжительность, содержание и характер их взаимодействия зависит от принятия ребенком позиции субъекта игровой деятельности, который отражает освоение детьми половых ролей. Среди выборки 3 девочки и 3 мальчика показали высокий уровень овладения позицией субъекта игровой деятельности, 4 девочки и 3 мальчика - средний уровень, и 3 девочки и 4 мальчика - низкий уровень.

3. Анализируя ответы на вопросы анкеты в целом можно увидеть, что большинство родителей и воспитателей считают игру важным фактором развития. Взрослые проявляют активность в регулировании внешней стороны поведения детей, но затрудняются в придумывании сюжетов для детских игр. Родители и воспитатели понимают необходимость полового воспитания детей в игре, но часто испытывают трудности в правильном его осуществлении. Это связано с недостаточной просвещенностью взрослых по данному вопросу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе. // Вопросы психологии. – 1989. - № 5. – С. 17-26.

  2. Агеев В.С. Психологические и социальные функции поло-ролевых стереотипов. // Вопросы психологии. – 1989. - № 2. – С. 56-61.

  3. Багрунов В. П. Половые различия в видовой индивидуальной изменчивости психики человека. - Л., 1983. – 361 с.

  4. Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. - Харьков: Фолио, 1999. – 566 с.

  5. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М., 1969. – 92 с.

  6. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1968. - №6. - С. 39-41.

  7. Ганелин Ш. И., Зенченко Н. С., Кирпичникова Е. Н. История педагогики и современность. - Ленинград, 1972. - 271 с.

  8. Горшкова Е. Знакомьтесь: «Выразительное движение» // Дошкольное воспитание. - 2001. - №9. - С. 10-15.

  9. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения. // Вопросы психологии. – 1982. - №2. - С. 78-87.

  10. Захаров П.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей. // Вопросы психологии. – 1984. - № 1. - С. 90-101.

  11. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. - М: Просвещение, 1990. – 300 с.

  12. Егоров С. Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. - М.: Просвещение, 1988. - 276 с.

  13. Каган В.Е. Система половых различий. Психика и пол детей в норме и патологии. - Л., 1990. - 350 с.

  14. Казарян С.Ф. Возрастная динамика развития полового самосознания, пути и условия его формирования у детей дошкольного возраста. - Ереван, 1995. - 449 с.

  15. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. - М.: Педагогика, 1973. – 267 с.

  16. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры / Избранные психологические произведения. - М., 1985. - 306 с.

  17. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. - М., 1996. – 31 с.

  18. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 1999. - 90 с.

  19. Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е.А. Скоро в школу! - М., 2000. - 83 с.

  20. Немов Р.С. Психология. - М., ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1. - 361 с.

  21. Педагогические технологии игры дошкольников // Материалы спецкурса по дошкольной педагогике. – Магнитогорск, 1999. - 262 с.

  22. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1983. - 250 с.

  23. Собкин В.С., Марич Е.М. Социология семейного воспитания: дошкольный возраст // Труды по социологии образования. Т. VII. Вып. XII. — М.: ЦСО РАО, 2004. - 47 с.

  24. Смирнова Е.О. Психология ребенка. — М: Школа-Пресс, 1999. - 65 с.

  25. Тельнюк И.В. Индивидуально-дифференцированный подход к организации самостоятельной деятельности девочек и мальчиков 6-7 лет в детском саду. - СПб, 2001. - 254 с

  26. Турченко В.И. Педагогические условия и средства развития предпосылок самостоятельной сюжетно-ролевой игры у детей третьего года жизни // Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М., 1997. - 67 с.

  27. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. - М.: Московский психолого-социальный институт/Флинта, 1999. - 294 с.

  28. Фисюкова Л.Б. От трех до семи: Книга для пап, мам, дедушек и бабушек. - Харьков: Фолио, 1998. - 218 с.

  29. Фрейд З. Очерки по психологии. - Алма-Ата, 1992. - 237 с.

  30. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. — М.: Прогресс, Прогресс-Академия, 1994. - 797 с.

  31. Хрестоматия по педагогической психологии/ Под ред. Красило А.И., Новгородцева А.П. - М.: Просвещение, 1997. - 76 с.

  32. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М., 1980. - 221 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Вопросы для беседы с ребенком

1. Любишь ли ты играть? Какие твои любимые игры, назови, пожалуйста?

2. Нравятся ли тебе игры, в которые ты играешь с ребятами в детском саду? А дома? Во что ты играешь дома?

3. Кем ты чаще всего бываешь в игре, какую исполняешь роль? Кем бы ты хотел быть еще?

4. У тебя есть любимые игрушки? С какими игрушками ты любишь играть, покажи, пожалуйста? (ребенку предлагаются картинки или фотографии самых разных игрушек, можно прогуляться по группе, осмотрев все имеющиеся в ней игрушки).

5. Ты сам придумываешь игры или тебе кто-то помогает? Как ты это делаешь, расскажи?

Анкетирование

Для выявления игровых интересов и предпочтений ребенка дома используются анкетирование или интервьюирование родителей.

Вопросы для родителей:

1. Часто ли Ваш ребенок играет дома? В какие игры чаще всего?

2. Предлагаете ли вы ребенку поиграть в конкретную игру, настаиваете ли вы, если он не высказывает особого желания?

3. Каким образом вы это делаете? Как выбираются вами игры для ребенка?

4. Как часто Вы предлагаете ребенку новый для него игровой сюжет или он сам его предлагает? Откуда, на Ваш взгляд, появляются игровые сюжеты ребенка?

5. Знаете ли вы, какие игрушки наиболее интересны вашему ребенку?

6. Сколько времени в день играет Ваш ребенок самостоятельно?

7. Разрешаете ли Вы играть ребенку в какие-то интересные для него игры, но которые не нравятся вам?

Следующая анкета направлена на изучение учета воспитателями игровых интересов детей при организации сюжетно-ролевых игр.

Вопросы для воспитателей:

1. Вы диагностируете игровые интересы и предпочтения своих воспитанников? Как вы это делаете?

2. Используете ли вы результаты диагностики для сюжетно-ролевой игры?

3. Как вы планируете игровую деятельность детей (с учетом детских интересов, без интересов)

4. Настаиваете ли вы на том, чтобы дети играли в игры, предлагаемые программой? Как вы считаете, эти игры всегда интересны детям?

5. Насколько часто вы предлагаете детям новые игровые сюжеты? Откуда они появляются?

6. Подбираете ли вы игровые атрибуты для игр, каким образом вы это делаете?

7. Имеется ли все необходимое в игровой зоне в вашей группе для сюжетно-ролевых игр? Соответствует ли содержание этой зоны игровым интересам детей?

8. Разрешаете ли вы играть детям в какие-то интересные для них игры в том случае, если они не нравятся вам?

Анкета для родителей

  1. Часто ли Ваш ребенок играет дома?

Да

нет

Свой вариант

  1. Знаете ли вы, какие игрушки наиболее интересны вашему ребенку?

да

нет

Свой вариант

  1. Разрешаете ли Вы играть ребенку в какие-то интересные для него игры, но которые не нравятся вам?

да

нет

Свой вариант

  1. Сколько времени в день играет Ваш ребенок самостоятельно?

Меньше 1 часа

От 1 до 2 часов

Свой вариант

  1. Как часто Вы предлагаете ребенку новый для него игровой сюжет или он сам его предлагает

Предлагаю я, по мере надобности

Выбирает самостоятельно

Свой вариант

  1. Откуда, на Ваш взгляд, появляются игровые сюжеты ребенка?

Из игр детского сада

Телевидения и компьютерных игр

Свой вариант

  1. В какие игры чаще всего играет ваш ребенок

настольные

Сюжетно-ролевые

Свой вариант

  1. Предлагаете ли вы ребенку поиграть в конкретную игру

да

нет

Свой вариант

  1. Настаиваете ли вы в выборе игры, если он не высказывает особого желания?

да

нет

Свой вариант

  1. Как выбираются вами игры для ребенка?

На свое усмотрение

На усмотрение ребенка

Свой вариант

Анкетирование воспитателей

  1. Вы диагностируете игровые интересы и предпочтения своих воспитанников

да

нет

Свой вариант

  1. Используете ли вы результаты диагностики для организации сюжетно-ролевой игры

Да

нет

Свой вариант

  1. Как вы планируете игровую деятельность детей

С учетом детских интересов

Четко по программным рекомендациям

Свой вариант

  1. Настаиваете ли вы на том, чтобы дети играли в игры, предлагаемые программой

да

нет

Свой вариант

  1. Как вы считаете, эти игры всегда интересны детям

Да, конечно

Нет, но программа требует

Свой вариант

  1. Насколько часто вы предлагаете детям новые игровые сюжеты

Пока не надоест ребенку прежний сюжет игры

Стараюсь предлагать сюжет раз в 1 - 2 недели

Свой вариант

  1. Откуда данные сюжеты появляются

Из программы

из наблюдений за играми, беседами детей друг с другом

Свой вариант

  1. Подбираете ли вы игровые атрибуты для игр, каким образом вы это делаете

Да, создаем атрибуты совместно с детьми

Нет, используем только подручные средства

Свой вариант

  1. Имеется ли все необходимое в игровой зоне в вашей группе для сюжетно-ролевых игр

да

Нет (чего именно не хватает)

Свой вариант

  1. Соответствует ли содержание этой зоны игровым интересам детей

да

Нет (что именно не соответствует)

Свой вариант

  1. Разрешаете ли вы играть детям в какие-то интересные для них игры в том случае, если они не нравятся вам

Да, конечно

Однозначно, нет

Свой вариант

44



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Процесс оптимизации социальной адаптации посредством игровой деятельности

    Дипломная работа >> Психология
    ... отношения с помощью ролей, игровых действий, игровых предметов и замещения. Сюжетно ... для общения дошкольники с ЗПР наибольшее предпочтение отдают общим ... процесса социальной адаптации дошкольников с ЗПР посредством игровой деятельности 2.1 Организация ...
  2. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

    Дипломная работа >> Психология
    ... в специально созданной игровой обстановке (игровой зоне), с использованием разнообразного игрового материала, который будет ... У старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, как и у нормально развивающихся детей, наблюдаются предпочтения в выборе ...
  3. Проблема мыслительной и игровой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

    Курсовая работа >> Педагогика
    ... . Наиболее полно активность дошкольника проявляется в игре (игровая активность), особенно в ... , другие - в роли ведомых. Предпочтения детей и их популярность в группе ... взаимные) избирательные предпочтения детей. Исследование уровня игровой активности детей ...
  4. Психологическая сущность игры дошкольника (3)

    Краткое содержание >> Психология
    ... взаимодействии ребенка и компьютера — предпочтения игр детьми в зависимости от ... аспектах поподробнее.         Изучение проблемы предпочтения компьютерных игр связано с ... все чаще входят в жизнь дошкольника. Игровые и обучающие программы, так называемое ...
  5. Особенности развития игровой деятельности старших дошкольников в учреждениях для детей, лишенных родительской опеки

    Контрольная работа >> Психология
    ... дошкольников характерно активное проявление игровых интересов, а у дошкольников с ЗПР из ДОУ отмечается качественное своеобразие игровых предпочтений ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0011179447174072