Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

История->Реферат
В конце 40-х гг. XVI века основным направлением внешней политики Русского государства стало восточное. Дело в том, что ханства, возникшие на развалина...полностью>>
История->Реферат
Неравные договоры (кит. 不平等条约) — договоры, заключённые в XIX веке между государствами Восточной Азии (империя Цин, Корея, Япония) с одной стороны и ве...полностью>>
История->Реферат
«Отряд 731» (яп. 731部隊 нанасанъити бутай?); кит. трад. 七三一部隊, упр. 七三一部队, пиньинь qīsānyāo bùduì, палл. цисаньяо будуй) — специальный отряд японских в...полностью>>
История->Реферат
Парады — народ, упоминаемый в таких произведениях древнеиндийской литературы как «Ману-смрити», различных Пуранах, «Рамаяне» и «Махабхарате». В пурани...полностью>>

Главная > Контрольная работа >История

Сохрани ссылку в одной из сетей:

5. Развитие крестьянского и рабочего движения.

Социальный взрыв. В начале XX в. Россия стояла на пороге мощного социального взрыва. Экономический кризис 1900 г. вызвал небывалый подъем рабочего движения, обострил противоречия между трудом и капиталом. Неурожай и голод 1901 г. усугубили и без того отчаянное положение деревни. Крестьянские волнения охватывали уезды и целые губернии. Возросла активность революционного подполья, чья террористическая деятельность встречала поддержку либеральной общественности. Правительство Николая II теряло контроль над положением в стране.

Привычными формами рабочего движения в начале века стали политические демонстрации, митинги и маевки. Для их подавления власти нередко использовали полицию и казачьи части. Празднование 1 мая повсеместно происходило под лозунгами политической свободы и 8-часового рабочего дня. В 1901 г. за участие в праздновании Первомая была уволена группа рабочих Обуховского сталелитейного завода в Петербурге. В ответ все рабочие объявили забастовку и вышли на Шлиссельбургский проспект, где несколько часов держали т.н. Обуховскую оборону, отбивая атаки конной полиции. Власти арестовали свыше 800 рабочих, что свидетельствовало об их бессилии решать вопросы путем переговоров. В 1902 г. бастовали рабочие Ростова-на-Дону. В митингах, которые проходили под лозунгами «Долой самодержавие!», участвовало до 30 тыс. чел. В 1903 г. более половины стачек были политическими.

Всеобщая стачка на Юге России в 1903 г. охватила огромный регион: от Баку и Тифлиса до Киева и Николаева. Она началась на Бакинских нефтяных промыслах, где стихийное выступление рабочих полностью парализовало жизнь города и вынудило правительство использовать для его подавления войска. В целом во всеобщей стачке приняло участие около 200 тыс. чел. Размах стачечного движения дал основание Ленину заявить: «Мы накануне баррикад». Для социал-демократов сила и зрелость рабочего движения служили подтверждением правильности теории марксизма. Они не руководили рабочими выступлениями, но использовали их для выдвижения своих социально-политических лозунгов.

Волнения в деревне шли повсеместно и свидетельствовали о крайней ожесточенности крестьян, которые запахивали помещичью землю, уничтожали межевые знаки, оказывали сопротивление администрации. Подлинное крестьянское восстание началось весной 1902 г. в Полтавской и Харьковской губерниях. Восставшие разгромили более 60 помещичьих экономии, против них действовали войска. В общей сложности в восстании участвовало до 150 тыс. крестьян. Более тысячи из них было привлечено к суду. В крестьянских выступлениях были элементы организованности: разгром помещичьего имения происходил по решению сельского схода.
«Кровавое воскресенье». Первая русская революция началась в Петербурге событиями «Кровавого воскресенья».

В середине декабря 1904 г. администрация уволила четырех рабочих Путиловского завода, которые были членами гапоновского Собрания. В ответ на совещании рабочих было принято решение «заявить через градоначальника нашему правительству, что отношение труда и капитала в России ненормально». 3 января на заводе началась стачка. Забастовщики требовали восстановления уволенных, введения 8-часового рабочего дня и отмены сверхурочных работ. Путиловцев поддержали рабочие Обуховского, Невского судостроительного, Патронного и других казенных заводов.
7 января стачка стала всеобщей, в ней участвовало более 110 тыс. чел. Г. А. Гапон предложил рабочим подать царю петицию о своих нуждах, для чего они должны были устроить шествие к Зимнему дворцу. Предложение было принято рабочими, которые верили в Николая II.

В петиции, которую редактировал Гапон, рабочие описывали свою нищету и невыносимое положение и говорили о необходимости принять меры против невежества и бесправия русского народа, против «гнета капитала над трудом». В числе этих мер было требование 8-часового рабочего дня, свободы слова, печати, совести и собраний, созыва Учредительного собрания при условии всеобщей, тайной и равной подачи голосов. Изложив свои главные нужды, они обращались к государю: «Повели и поклянись исполнить их, и ты сделаешь Россию счастливой и славной, а имя твое запечатлеешь в сердцах наших и наших потомков на вечные времена, а не повелишь, не отзовешься на нашу мольбу, — мы умрем здесь, на этой площади, перед твоим дворцом».

Рабочие не верили социал-демократам, которые говорили о бессмысленности и опасности шествия к Зимнему дворцу. Не сумев переубедить рабочих, петербургские социал-демократы приняли решение примкнуть к шествию, чтобы превратить его в антиправительственную демонстрацию. Власти были обеспокоены слухами о грядущих беспорядках. В обстановке, когда армия и флот терпели поражения на далекой и бесполезной войне, когда страну потрясло полученное известие о падении Порт-Артура, они решили «дать рабочим урок». В город были стянуты войска, был разработан план действий солдат, казаков и полиции. Больницам было предписано готовиться к массовому приему раненых.

Провокация, задуманная и осуществленная Гапоном, удалась. Попытки представителей демократической интеллигенции обращением к властям предотвратить расправу над рабочими, успеха не имели. Министр внутренних дел П. Д. Святополк-Мирский не принял делегацию во главе с Максимом Горьким. Решение о расстреле мирного шествия рабочих было политическим преступлением и свидетельствовало о глубочайшем кризисе верхов. Позднее никто из высших должностных лиц не взял на себя ответственность за это решение. Гапон, разоблаченный как агент полиции и уличенный в получении денег от японского посланника в Париже, в начале 1906 г. был убит эсерами.

В воскресенье 9 января 1905 г. рабочие с женами и детьми, неся хоругви, иконы и портреты императора, с пением национального гимна начали шествие от окраин к центру, города. В разных местах их встречали цепи солдат и в ответ на отказ разойтись открывали ружейный огонь. С особой жестокостью против охваченных паникой беззащитных людей действовали казаки. Среди дня войска стреляли в толпу на Дворцовой площади. Общее число убитых и раненых достигало 5 тыс. Власти заявили о 96 убитых. Вечером в Петербурге появились баррикады. Надежды рабочих на Николая II рухнули, их вера в «доброго царя» была расстреляна.

«Кровавое воскресенье» дало сигнал революционной борьбе рабочих. В январе бастовало 440 тыс. промышленных рабочих — больше, чем за предшествующее десятилетие. Ведущая роль в движении принадлежала рабочим технически сложных отраслей промышленности — машиностроения и металлообработки. В феврале размах рабочего и студенческого движения был столь велик, а бессилие правительства столь очевидно, что один из великих князей записал в дневнике: «Власть как будто отсутствует».

После «Кровавого воскресенья» придворные и правительственные круги настойчиво советовали Николаю II пойти на уступки. Назначенный 11 января петербургским генерал-губернатором Д. Ф. Трепов получил почти диктаторские полномочия, при этом он предлагал царю: «Систематическою строгостью восстановить порядок в России, но одновременно с этим вводить постепенно и последовательно либеральные мероприятия, клонящиеся к установлению конституционного порядка».

Пытаясь успокоить рабочих, правительство создало комиссию для расследования причин трагедии под председательством Н. В. Шидловского. Деятельность комиссии была безрезультатна. Запоздало и согласие Николая II привлекать «достойнейших, доверием народа облеченных, избранных от населения людей» к законосовещательной деятельности, для чего предполагалось создание Государственной думы. Об этом он объявил 18 февраля в рескрипте на имя нового министра внутренних дел А. Г. Булыгина. Законопроект о Булыгинской думе разрабатывался до августа, ее бойкотировали социал-демократы, представители Крестьянского и профессиональных союзов, и в конце концов она так и не была созвана.
РСДРП. Революционное движение рабочих выявило важную роль российской социал-демократической рабочей партии, создание которой было провозглашено еще в 1898 г. Как политическая организация революционеров-марксистов эта партия оформилась в 1903 г., когда в Лондоне прошел ее II съезд. Большую роль в подготовке съезда сыграла газета «Искра», на страницах которой разрабатывались программные и тактические установки российской социал-демократии. Нелегально распространяя газету по стране, агенты «Искры» устанавливали связи между отдельными марксистскими кружками и способствовали их объединению.
На II съезде была принята программа партии, над которой работали Г. В. Плеханов, В. И. Ленин, В. И. Засулич, Ю. О. Мартов, П. Б. Аксельрод. Конечная цель партии, ее программа-максимум — социальная революция пролетариата которая обеспечит благосостояние и всестороннее развитие всех членов общества и осуществит социалистическое переустройство общества, «положив конец всем видам эксплуатации». Необходимым условием этой социальной революции была «диктатура пролетариата, то есть завоевание пролетариатом такой политической власти, которая позволит ему подавить всякое сопротивление эксплуататоров».

Своей ближайшей задачей, программой-минимум, партия считала борьбу с пережитками и остатками варварства, которые препятствуют экономическому прогрессу, не допускают всестороннего развития классовой борьбы пролетариата, содействуют «эксплуатации многомиллионного крестьянства государством и имущими классами и держат в темноте и бесправии весь народ», что означало «низвержение царского самодержавия и замену его демократической республикой». Это был курс на буржуазно-демократическую революцию. Предусматривалось предоставление права на самоопределение всем народам Российской империи, введение 8-часового рабочего дня и возвращение крестьянам отрезков. Социал-демократы объявляли себя партией рабочего класса и звали в свои ряды «все слои трудящегося и эксплуатируемого населения, поскольку они переходят на точку зрения пролетариата».

На съезде выявились два течения внутри российской социал-демократии: одно, шедшее за Лениным, большевистское, и другое, возглавляемое Мартовым, меньшевистское. Возникшие тогда разногласия касались вопроса о членстве в партии, которую большевики видели организацией профессиональных революционеров, с чем не соглашались меньшевики.
Весной 1905 г. в Лондоне был проведен III съезд партии, который утвердил ленинское понимание тактики социал-демократии в революции. Непременным условием победы демократической революции Ленин считал союз рабочего класса и крестьянства при руководящей роли пролетариата и изоляции либеральной буржуазии. Главной задачей партии съезд признал подготовку вооруженного восстания против самодержавия. Руководимые Лениным большевики с энергией проводили эти решения в жизнь. Программные установки социал-демократов находили поддержку в рабочей среде, где не придавалось значения расхождениям между большевиками и меньшевиками.

Иваново-Вознесенский Совет рабочих депутатов. В мае началась стачка рабочих Иваново-Вознесенского текстильного района, подготовленная при участии социал-демократов. Выступлением рабочих руководили большевики Ф. А. Афанасьев, М. В. Фрунзе, Ф. Н. Самойлов. Бастовало около 70 тыс. рабочих. Рабочие Петербурга, Москвы, Ярославля, других городов оказывали им материальную помощь. В ходе стачки возник первый в России общегородской Совет рабочих депутатов. По составу чисто рабочий, Совет действовал как орган реальной власти. Он следил за порядком в Иваново-Вознесенске, вел переговоры с фабрикантами и властями, запретил повышать цены на продукты и выселять рабочих из фабричных казарм. Были закрыты винные лавки и запрещены азартные игры. Иваново-Вознесенская стачка продолжалась 72 дня и завершилась в конце июня. Рабочим удалось добиться незначительных экономических уступок, но они показали свою политическую зрелость и организованность. Найденная ими форма — Совет рабочих депутатов — быстро стала достоянием рабочих всей России.

6. Заключение.

Состояние полупериферийности России было застойным, имело тенденцию воспроизводиться. «Догоняющий» характер развития страны к началу XX в. приобрел вид национальной традиции.  Отсюда многочисленные противоречия модернизации. Полуфеодальное государство играло в ее рамках роль «диктатуры развития» — авторитарной политической системы, насильственным путем принуждавшей страну к экономической модернизации. Подчас интересы прогресса и «диктатуры развития» расходились (при Николае I). Но иногда они оказывались связаны (при Александре III). Демократизация в таких условиях могла подрывать «диктатуру развития» как основу модернизации и тормозить последнюю. Существование монополий, стремившихся к сверхприбылям, было препятствием для развития социальной политики, учитывавшей интересы рабочих и гарантировавшей им достойный уровень жизни. А ведь социальные реформы стали в XX в. одним из непременных условий стабильности общества.

Теперь что касается противопоставления старого, земского и нового, «освобожденческого» либерализма. Последний тесно связан с реформистской традицией в социал-демократии, а многие его представители вышли из «легальных марксистов». Освобожденцы принесли с собой в либеральное движение политический радикализм. Готовность к активной борьбе против самодержавия (не ограничивающейся «банкетной кампанией», которой прославились земцы). Но основы их взглядов были общими. Либералы считали, что права личности — высшая ценность, они должны защищаться только правовым путем и в рамках права, так что главной задачей политической борьбы является конституционная реформа. Монарх должен гарантировать стабильность новой политической системы, а демократический элемент власти — народное представительство — ее соответствие интересам населения. В современной исторической науке противопоставляются буржуазная экономика и «моральная экономика» крестьянства, ориентированная не на прибыль, а на пропитание. В рамках последней интенсивные пути развития хозяйства осуждались как нечестные. Требование «черного передела» означало надежду крестьян на экстенсивные пути развития. Крестьяне противостояли либеральным реформам, поскольку условиями жизни в общине были приучены к конформизму, единогласию, ориентации на общего лидера, идеалом которого выступал царь или даже Бог.

Одним из лозунгов эсеров стал аграрный террор, а большевики акцентировали роль единомыслия, сплоченности в работе партии. Эти общинные принципы были хорошо понятны бывшим крестьянам. Поэтому революционное движение в России выступает не столько как попытка разрешить противоречия между феодальным прошлым и модернизацией, сколько как проявление противоречий, рожденных одним из преходящих этапов модернизации — усиленной урбанизацией.

Для понимания причин ленинской ориентации на пролетариат как единственную силу, способную освободить Россию, надо обратить внимание на то, что материалы российской статистики, на которые опирался В. И. Ленин, были искаженными: масса мелких фабричных заведений статистикой не учитывалась, и потому получалось, что по концентрации труда и капитала мы превосходим более развитые западные страны. К тому же Ленин считал всех крестьян, продававших свой труд и сдававших землю в аренду (а среди них были и богатые), пролетариями и полупролетариями, поэтому, по его подсчетам, количество пролетариев в России достигало 22 млн человек. Это в 2,5—3 раза больше, чем по современным данным. В итоге Ленин считал капитализм в России господствующим способом производства, в то время как это был лишь один из укладов хозяйства, наряду с другими определявший жизнь страны.

7. Список используемой литературы:

1) Св. Дмитрий Ростовский. Руно орошенное. Чернигов, 1696

2) Аверинцев С. С. Красота изначальная // Наше наследие, М, 1988

3) Грачева А.М. Древнерусские повести в пересказах А.М Ремизова // Русская литература, Л, 1988

4) Лосев А.Ф. Гибель буржуазной культуры и ее философия // В кн.: Россия и Европа: опыт соборного анализа. М., 1992. С.297-298. [1]

5) Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872-1891). М., 1996. С.505. [2]

6) Леонтьев, Избранные письма. СПб., 1993. С.437. [3]

7) Шульгин В.В. Годы. Дни. 1920 год. М., 1990. С.797. [4]

8) Журавлев В.В. Политическая история России. - М: Юристъ, 1998 г.

9) Леонтович В.В. История либерализма в России (1762-1914) - М: 1995 г.

10) Платонов С.Р. Лекции по русской истории. С-Пб, 1996 г.

11) Сахоров А.Н. (Ред.) История России с начала XVIII до конца XIX века, - М, 1998 г.

12)Шелохаев В. Идеология и политическая организация Российского либерализма, Москва 1991 г.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. История политических и правовых учений (9)

    Шпаргалка >> Исторические личности
    ... острые классовые столкновения в гражданской ... традиционализм и историзм, убеждение в неодолимости хода истории ... ценности и идеалы базировались на антиевропейской традиции в русском ... История либеральных идей в России в конце XIX -начале XX ... волна модернизации — ...
  2. Отечественная история. Курс лекций (1)

    Конспект >> История
    ... (А. М. Безобразов, А. П. Извольский, С. Д. Сазонов) В конце XIXначале XX вв. во внешней политике для ... для изучения русской истории Н.М. Карамзин. История государства Российского В.О. Ключевский. Курс русской истории Н.И. Костомаров. Русская история в ...
  3. Отечественная история от начала до конца ХХ века

    Шпаргалка >> История
    ... явлениями русской истории. Впервые ... идеи и ценнос­ти, показать ... мира. К концу XIX - началу XX в. назрел целый ... характер русской культуры; традиционализм и ... настроения. В Новочеркасске столкновения с войсками привели ... предполагал модернизацию советской ...
  4. Лекции по истории

    Конспект >> История
    ... конца XIX – начала XX вв. В начале XIX в. и особенно после Отечественной войны 1812 г. усилилось стремление познать русскую историю ... ценности. При этом русская философия XVII – XVIII вв. сохраняла черты традиционализма ... модернизация, ... столкновению ...
  5. Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы

    Реферат >> Философия
    ... . В конце XIX - начале XX века в ... ценностей, таких как порядок, стабильность, традиционализм. Эти ценности ... . «Вторичная» модернизация – это ... к обязательному столкновению локальностей, ... М., 2007. 6.Евлампиев, И.И. История русской философии: учеб. пособие для ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0028889179229736