Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Курсовая работа
Брак, семья, развод, повторный брак — сложнейшие личные проблемы человека, от решения которых зависит его благополучие и личное счастье Развод и его п...полностью>>
Психология->Дипломная работа
Мотивация является одной, из фундаментальных проблем, как отечественной, так и зарубежной психологии Разработка проблемы мотивации в современной психо...полностью>>
Психология->Курсовая работа
С древних времен люди – левши вызывали особый интерес и некоторое настороженное отношение со стороны окружающих Отношение к левшам в большинстве стран...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Актуальность данной темы «Подростковый суицид как один из вариантов решения конфликтов, вследствие нарушения воспитательной функции» обусловлена рядом...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Проективные тесты



Введение

Первый большой публичный успех психологии был связан с оценкой (диагностикой). Вдобавок к кратким групповым тестам на характеристики личности и на интеллект для скрининг-обследования солдат психология заслужила общественное признание своими индивидуальными тестами на интеллект для детей. После того, как психология продемонстрировала свои возможности в оценке интеллекта, психологам, работавшим в клиниках и больницах, стали обращаться с другими проблемами, помимо школьной успеваемости и задержки развития. Психиатры и социальные работники нуждались в помощи для дифференциальной диагностики психопатологии и понимания личностной динамики. Профессиональные психологи ответили на эти запросы двумя типами тестов – проективными и объективными.

Проективные тесты. Первые тесты словесных ассоциаций были разработаны Гальтоном, Юнгом и другими психологами в 19 веке, однако наиболее успешным проективным тестом был тест чернильных пятен Роршаха, опубликованный в его книге «Психодиагностика» в 1921 году. Тест состоял из серии чернильных пятен, и испытуемым предлагалось ответить, что эти кляксы им напоминают. Хотя термин проективная методика не употреблялся до 1939 года, в отношении теста Роршаха предполагалось, что испытуемые будут проецировать свою личность и бессознательные конфликты на неясные чернильные пятна, пытаясь придать им осмысленность. Проективные тесты получили широкое признание, несмотря на продолжающиеся дискуссии относительно их валидности. Разработанные в период между мировыми войнами, они активно используются и сегодня.

Объективные тесты. Экспериментальная психология сдерживала излишне широкое распространение проективных тестов из-за их психоаналитического оттенка. Психологи использовали концепцию измерения нормы и отклонений, лежащую в основе тестов на интеллект, приложили ее к измерению личности и получили так называемые объективные тесты.

«Личность является наиболее сложным психическим конструктом, в котором тесно переплетаются множество социальных и биологических факторов. Изменение даже одного из этих факторов существенно отражается на его взаимоотношениях с другими факторами и на личности в целом. С этим связано многообразие подходов к изучению личности – различные аспекты изучения личности исходят из разных концепций, они отличаются методологически соответственно тому, объектом какой науки оказывается исследование личности» [2, с. 142–143].

Психологические тесты и процедура оценки критикуются с тех пор, как они существуют: за их нерентабельность, возможность злоупотреблений, недостаточную валидность и неправильное применение и т.д. «Научное» разрешение споров, наверно, маловероятно. При этом тесты все еще остаются важной составляющей профессиональной психологии, и их продолжают исследовать, применять, интерпретировать и совершенствовать.

Выбранная тема является достаточно актуальной в современных условиях развития профессиональной психологии и психодиагностики, в частности.

Объектом данного курсового исследования является психологическая оценка как процесс систематизированного объективного эмпирического сбора информации о поведении или личности индивида, достаточной для прогнозирования и принятия решения.

Предмет исследования:

Применение проективных личностных тестов.

Гипотеза исследования: Применение проективных методик в сочетании с другими методами оценки позволяет выявить неосознаваемые или не вполне осознаваемые мотивы и тенденции в поведении личности.

Цель исследования:

Теоретическое изучение организации процесса оценки личности и поведения, сравнительный анализ различных методов диагностики.

Задачи исследования:

  • Описать основные этапы процесса оценки личности и поведения;

  • Рассмотреть надежность и валидность проективных методик.


1. Психологическая оценка. Некоторые концепции измерений

Можно определить психологическую оценку как процесс систематизированного объективного эмпирического сбора информации об интеллектуальных функциях, поведения или личности индивида, достаточной для прогнозирования и принятия решения.

В.М. Блейхером и Л.Ф. Бурлачуком (1978) предложена в качестве условной следующая классификация методов исследования личности:

  • наблюдение и близкие к нему методы (изучение биографий, клиническая беседа, анализ субъективного и объективного анамнеза и т.д.);

  • специальные экспериментальные методы (моделирование определенных видов деятельности, ситуаций, некоторые аппаратурные методики и т.д.);

  • личностные опросники и другие методы, базирующиеся на оценке и самооценке;

  • проективные методы» [2, с. 144].

Нормы и стандартизация. Многие инструменты психологической оценки стандартизованы и используют концепцию норм для истолкования баллов, полученных в результате тестирования. После того как тест создан, его предлагают пройти большому количеству специально отобранных людей (их называют репрезентативной выборкой). Нормами для интерпретации теста становятся результаты, полученные после подсчета баллов, набранных этой стандартизованной группой, т.е. большинством опрошенных. Позже баллы конкретного индивида, проверяемого этим тестом, будут сравниваться с полученными нормами. Таким образом, можно сказать, что баллов у данного индивида на какое-то количество больше или меньше, чем у большинства людей. Суть заключается в том, что число баллов данного индивида помещается в значимый контекст. Например, если мы знаем, что результат тревожности обследуемого А. – 34 балла, то это для нас ничего не значит. Однако если учесть, что средний балл теста тревожности среди стандартизованной группы из 200 человек – 33 балла, то можно заключить, что, судя по ответам А., у него средний уровень тревожности.

Надежность и валидность. Надежность и валидность помогают психологам понять, отвечают ли тесты критериям научной приемлемости. Надежность подразумевает достоверность или постоянство параметров данного теста, то есть одинаковый ли результат получается каждый раз, когда применяется данный параметр, даже если его используют разные исследователи. Если вы измерите линейкой свой стол и обнаружите, что его длина 1,5 метра, то на следующий день длина стола тоже будет 1,5 м, и если кто-то другой будет измерять стол этой линейкой, ширина останется прежней. Следовательно, линейка – очень надежное измерительное устройство. Люди доверяют ему и не усомнятся в ваших словах, если вы назовете длину вашего стола.

Труднее оценить надежность психологического теста. Было разработано несколько методов проведения этой процедуры, и все они связаны со статистическим показателем, называемым коэффициентом корреляции, который варьируется от о до 1,0.

Есть несколько типов надежности: ретестовая, ращепленная надежность, а также надежность наблюдателя. Остановимся на первой. При оценке ретестовой надежности ставится вопрос, одинаковый ли результат дает один и тот же тест в разное время. Большая группа людей проходит некий психологический тест, а через месяц его предлагают ей снова. Корреляция между результатами первого и второго тестирований и составляет ретестовую надежность данного параметра.

Валидность относится не к системе измерения как таковой, а к адекватности интерпретации результатов измерения (иными словами – действительно ли тест измеряет то, что он должен измерять, по мнению использующего его психолога. Что на самом деле измеряется психологическими тестами – вопрос крайне спорный. Валидность отображает значение результатов измерений, то есть адекватность или точность интерпретации этих результатов.

2. Основные этапы процесса оценки

Психологические тесты применяются в различных целях: для научных исследований, диагностики, определения интеллектуальных функций, выявления динамики личности и семейной динамики, разработки стратегии терапевтических вмешательств в поведение человека, оценки результатов психотерапии, отбора кандидатов на работу, помощи в профориентации и др. Клиническая оценка индивидов, однако, является сложным процессом, и психологические тесты – лишь часть ее. Это похоже на научный процесс формулирования гипотезы, планирования методов проверки этой гипотезы, сбора данных и интерпретации результатов. Психологическая оценка включает в себя формулирование вопроса об индивиде, принятие решения относительно выбора метода изучения возможных объяснений, сбор данных посредством интервью или подходящих психологических тестов, анализ полученных результатов, их обобщение и интерпретацию в контексте первоначальных вопросов и, наконец, прогноз и рекомендации, основанные на анализе и интерпретации материала.

Поступивший запрос. Индивидуальная психологическая оценка проводится только тогда, когда кому-то нужно узнать что-то о конкретном индивиде. Иногда психологи сами решают провести оценку своих пациентов, но обычно это происходит по просьбе других профессионалов. Учителя, врачи, социальные работники, психиатры, логопеды и другие специалисты могут обратиться к психологу с просьбой помочь им оценить и понять трудные случаи, с которыми они столкнулись.

Важно хорошо понять природу вопроса, поступившего из другого источника. Процесс оценки можно начинать только в том случае, если вопрос ясен и конкретен. Одним из необходимых профессиональных навыков психолога является знание того, какие тесты нужно использовать в конкретных случаях. Правильно составленные запросы об оценке от психиатров, представителей школ или судов должны содержать один или несколько вопросов о пациенте, причем выбор метода оцени остается за профессионалом-психологом.

Применение тестов и их балльная оценка (сбор данных). Как только психолог получает надлежащий запрос об индивиде, он приступает к процессу сбора данных или накопления информации. Психологи часто начинают беседы с пациентом и, возможно, с кем-то из членов его семьи. Информация собирается и из других источников, таких как прошлые медицинские и психиатрические оценки, школьные характеристики и т.п. Если применяются психологические тесты, то они обычно используются в комплексе с другими подходящими тестами.

Комплекс состоит из всех тестов, которые могут помочь на поступивший запрос. В конечном счете единичный результат одного теста сам по себе ничего не значит. К какому либо значимому выводу можно прийти только тогда, когда он подтверждается результатами других тестов.

Интерпретация данных. После проведения и обсчета психологических тестов психолог должен интерпретировать их результаты и обобщить данные, для того чтобы представить сложную картину психических функций индивида, его слабые и сильные стороны. Как было уже сказано, способность интерпретировать результаты – самое важное умение клинического психолога.

Теоретическая ориентация психолога определяет тип интерпретации. Предположим, например, пациент говорит, что одна из клякс Роршаха выглядит как раздавленная ведьма. Клиницист психоаналитической ориентации может сказать, что такая реакция указывает на его бессознательную враждебность матери. Психолог придерживающейся другой школы, может рассматривать эту реакцию как недостаток контакта с реальностью, потому что клякса вовсе не похожа на раздавленную ведьму. Психолог-бихевиорист посчитает эту реакцию несущественной. Независимо от теоретической ориентации все психологи должны делать выводы, чтобы перейти от оценки к выводам.

Отчет о психологической оценке. После обсчета тестов, обобщения данных и формулирования прогнозов и рекомендаций психологи должны сообщить свои данные другим специалистам, ив частности тем, кто прислал запрос. Отчеты о психологической оценке сильно различаются в зависимости от теоретической ориентации автора, потребностей пациента, характера требуемой информации и адресата. Являясь последним шагом в процессе оценки, отчет должен быть понятным и полезным в применении.

Этика оценки. Психологи имеют определенные этические обязательства. Как и во всех других ситуациях, включая психотерапию и обучение, психологи должны в первую очередь служить интересам пациента. Этические принципы предполагают получение согласия пациента на процедуру психологической оцени. Необходимо детально объяснить пациенту характер и цель данной процедуры, а по ее окончании сообщить о результатах оценки в полезной для него форме. Кроме того, пациентов следует информировать об их праве не тестировать или прервать тестирование в любой момент, а также о пределах конфиденциальности.

Информация, полученная при психологической оценке, как и вся психологическая информация, должна быть защищена и строго конфиденциальна, за исключением особых обстоятельств, например, когда пациент представляет опасность для других людей или когда тестирование запрошено судом. Информация – это собственность пациента, и ее можно сообщить другому профессионалу, суду, учреждению или школе только с письменного согласия пациента, его родителей или опекуна.

Таким образом, профессиональный комплексный процесс оценки является методом создания всеобъемлющей картины интеллекта, личности и поведенческого функционирования индивида.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Проективные тесты (2)

    Реферат >> Психология
    ... в наборе, наряду с другими проективными тестами, быть рекомендована специалистами для более ... из вариантов использования проективных тестов для исследования семейных ... в наборе, наряду с другими проективными тестами, быть рекомендована специалистами для более ...
  2. Проективные методики при изучении личности

    Курсовая работа >> Психология
    ... е. превра­тилась в особую исследовательскую зада­чу. Проективные тесты - психологические тесты, направленные на выявление личностных особенностей ... А. Анастази весьма точно называет проективные тесты методиками "замаскированного тестирования" [3]. Принимая ...
  3. Проективные методики изучения личности

    Реферат >> Психология
    ... Критическом словаре психоанализа»: «Проективные тесты или проекционные тесты - психологические тесты, направленные на выявление личностных ... , в последние годы положение с использованием проективных тестов изменилось: адаптированы новые методики, исчезло ...
  4. Проективные методы психодиагностики

    Контрольная работа >> Психология
    ... касается практически всех аспектов: конструирования проективных тестов, их адаптации, апробирования и применения, обучения ... считается, что исследованиями, предвосхитившими создание проективных тестов, были работы В. Вундта и Ф. Гальтона. Именно ...
  5. Тест восьми влечений Сонди и его модификация

    Курсовая работа >> Психология
    ... она широко применялась как проективный личностный тест, при этом обращает ... -региональной принадлежности. Поэтому адаптация теста в основном сводится к ревалидизации ... материал: вербальные тесты лучше дополнять невербальными, проективные тесты - опросниками. ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0069141387939453