Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Финансы->Реферат
Денежные системы бумажно-кредитного обращения базируются на господстве бумажных или кредитных денег....полностью>>
Финансы->Бизнес-план
Индивидуальный предприниматель планирует открытие парикмахерской с 01.01.07 года в одном из спальных районов города. Для осуществления своей деятельно...полностью>>
Финансы->Реферат
Резервные фонды создаются в целях поддержания стабильности и устойчивости функционирования банковской системы, следовательно и экономики России. Созда...полностью>>
Финансы->Реферат
Определении цен, выражающих стоимость товаров. Изготовление товаров (оказание услуг) осуществляется людьми с помощью орудий труда, с использованием пр...полностью>>

Главная > Статья >Финансы

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Глава 24. ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ 32

Налогоплательщики 55

Объекты налогообложения 55

Виды полезных ископаемых 55

Налоговая база 55

Налоговый период 55

Налоговые ставки 56

Порядок и сроки уплаты 56

Сущность и функции налогов

1.1 Налоги, их сущность и функции

Экономическая сущность налогов заключается в изъятии государ-

ством в пользу общества определенной части ВВП в виде обязательного

взноса.

Налоги, сборы, пошлины и другие платежи являются источниками

формирования доходов бюджета государства, их необходимость вытекает

из функций и задач государства, выполнение которых требует средств, а

именно:

- удовлетворение общественных потребностей на содержание аппа-

рата управления, органов безопасности, обороны, правопорядка, решение

социальных проблем и т.д.;

- регулирование экономической деятельности субъектов хозяйство-

вания и развитие инфраструктуры;

- решение вопросов освоения новых технологий, программ и произ-

водств;

- обеспечение международных договорных обязательств и т.д.

В настоящее время сущность налогов заключается в следующем:

- налоги – обязательные денежные платежи, устанавливаемые исхо-

дя из экономической ситуации;

3

- налоги обеспечивают поступления государственных доходов (по

объему финансовых ресурсов и срокам);

- налоги – одно из действенных средств достижения приемлемого со-

циального равенства и справедливости в условиях рынка, распределения и

перераспределения доходов различных социальных слоев населения;

- налоги не должны препятствовать развитию общественного произ-

водства.

Признаками налога являются:

1 Императивность.

Означает, что субъект налога не вправе отказаться от возложенной

на него обязанности безвозмездно внести часть своего дохода (согласно

закону), а в случае невыполнения обязанности последуют определенные

законом санкции по ее принудительному изъятию.

2 Смена формы собственности дохода.

Означает, что часть дохода субъекта безвозмездно переходит в соб-

ственность государства (субъекта федерации, местного самоуправления),

обезличивается и используется государством по своему усмотрению.

3 Безвозвратность и безвозмездность передаваемой части дохода.

Означают, что отданная часть дохода не возвратится субъекту налога и он

не получит никаких прав, в том числе права на участие в распределении

отданной части своего дохода.

4 Легитимность.

Означает не только признание налогов на основе законодательного

права, но и их взимание только с законных операций.

Функции налогов являются проявлением их сущности:

1 Фискальная функция («фискас» – государственная казна) – пред-

полагает, что налоги являются доходом государства и формируют основ-

ную доходную часть бюджетов различных уровней. Фискальная функция

налогов является основополагающей. С развитием рыночных отношений

ее значение возрастает.

2 Экономическая или регулирующая функция налогов заключается

в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в госу-

дарстве. Именно налоги оказывают влияние на платежеспособный спрос,

предложение и ресурсоснабжение. Они создают или разрушают экономи-

ческие условия, т.е. регулируют рыночные отношения в государстве.

Под функциями регулирующей функции считают:

- стимулирующую функцию – направлена на развитие определен-

ных социально-экономических процессов, реализуется через систему

льгот, исключений и преференция (предпочтений). Данная функция про-

является в том, что государство стимулирует деятельность приоритетных

4

направлений, увеличивает число рабочих мест. Следствием реализации

стимулирующей функции могут быть достаточно ощутимые фискальные

потери;

- распределительную функцию (или перераспределительную, или

социальную) – функция состоит в перераспределении общественных до-

ходов между различными категориями граждан, что обеспечивает гаран-

тию социальной стабильности общества;

- контрольную функцию – проявляется в контроле финансово-хо-

зяйственной деятельности юридических и физических лиц, полноты и

своевременности налоговых поступлений в бюджет, направлений расходо-

вания средств. Кроме того, данная функция позволяет своевременно опре-

делить необходимость реформирования налоговой системы.

Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в

бюджет (т.е. фискальная функция) создает материальную возможность для

осуществления регулирующих функций.

В современном понимании налог обязательный, индивидуально

безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в

форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйст-

венного ведения или оперативного управления денежных средств в целях

финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципаль-

ных образований.

Сбор есть обязательный взнос, взимаемый с организаций и физиче-

ских лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отно-

шении плательщиков сборов госорганами, органами местного самоуправ-

ления иными уполномоченными органами и должностными лицами юри-

дически значимых действий, включая предоставление определенных прав

или выдачу разрешений (лицензий).

До 1999 года понятия налогов и сборов в российском законодатель-

стве не были разделены.

Обязанность уплаты налогов и сборов закреплена в Конституции РФ._

  1. Экономические принципы налогооблажения

Единая налоговая система России строится на следующих базо-

вых принципах, установленных Налоговым кодексом РФ:

— каждое лицо должно уплачивать законно установленные нало-

ги и сборы на принципах равенства и справедливости;

— налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер

и различно применяться, исходя из социальных, расовых, на-

циональных, религиозных и иных подобных критериев;

— налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не

могут быть произвольными;

— не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие еди-

ное экономическое пространство Российской Федерации;

— федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются и

отменяются Налоговым кодексом РФ;

— региональные — Налоговым кодексом и законами субъектов РФ

о налогах;

— местные — Налоговым кодексом и нормативными правовыми

актами представительных органов муниципальных образований

о налогах в соответствии с Налоговым кодексом РФ;

— при установлении налогов должны быть определены все эле-

менты налогообложения;

— все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов

законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу нало-

гоплательщика.

Налоговая система России строится по территориальному прин-

ципу и имеет три уровня зависимости от уровня установления и

изъятия налогов: федеральный (на уровне России), региональный

(на уровне республик в составе РФ, краев, областей) и местный (на

уровне городов и районов).

Основой классификации налогов является признак компетен-

ции органов государственной власти в применении налогового за-

конодательства.

3.Понятие и элементы налога

Статья 8. Понятие налога и сбора

 

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

1.5. Основные элементы налога

Налоговая система базируется на соответствующих законода-

тельных актах государства, которые устанавливают контрольные

методы построения и взимания налогов, т. е. определяют конкрет-

ные элементы налогов, к которым относятся:

• объект налога — имущество или доход, подлежащие обложе-

нию, измеримые количественно, которые служат базой для

исчисления налога;

• субъект — налогоплательщик, т. е. физическое или юридичес-

кое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством

уплатить налог;

• источник налога — доход, из которого выплачивается налог;

• ставка налога — важный элемент налога, который определяет

величину налога на единицу обложения (денежная единица

дохода, единица земельной площади, единица измерения то-

вара и т. д.).

Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и рег-

рессивные налоговые ставки:

1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на

единицу обложения независимо от размеров дохода (например, на

тонну нефти или газа).

2. Пропорциональные — действуют в одинаковом процентном

отношении к объекту налога без учета дифференциации его вели-

чины.

3. Прогрессивные ____________— средняя ставка прогрессивного налога по-

вышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке

налогообложения налогоплательщик выплачивает не только боль-

шую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.

4. Регрессивные — средняя ставка регрессивного налога пони-

19

жается по мере роста дохода. Регрессивный налог может прино-

сить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту

абсолютной величины налога при увеличении доходов.

В общих чертах видно, что прогрессивные налоги — это те на-

логи, бремя которых сильнее всего давит на лиц с большими дохо-

дами. Регрессивные налоги наиболее тяжело ударяют по физичес-

ким и юридическим лицам, обладающим незначительными дохо-

дами.

• Налоговая льгота — полное или частичное освобождение пла-

тельщика от налога.

• Срок уплаты — срок, в который должен быть уплачен налог и

который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение,

независимо от вины налогоплательщика, взимается пеня в за-

висимости от просроченного срока.

• Правила исчисления и порядок уплаты налогов — штрафы и

другие санкции за неуплату налога.

• Налоговый оклад представляет собой сумму налога, уплачива-

емую налогоплательщиком с одного объекта обложения.__



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Сущность и функции налогов (3)

    Реферат >> Финансы
    Тема: «Сущность и функции налогов» Содержание Введение…………………………………………………………………………...3 Сущность налогов………………………………………………………….4 Виды и функции налогов…………………………………………………..7 Классификация налогов в Российской Федерации………...…………...10 Заключение ...
  2. Сущность и функции налогов (1)

    Реферат >> Финансы
    ... один из факторов развития экономики 1.1 Сущность и функции налогов Определение «налоговая система» можно рассматривать ... Выделяют две основополагающие функции налогов: фискальная функция выражает общественное предназначение налогов – формирование доходов ...
  3. Сущность и функции налога на добавленную стоимость

    Реферат >> Финансы
    ... и финансовых журналах и Интернет. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ (НДС) 1.1 Сущность НДС и история его ...
  4. Экономическая сущность и функции налогов, органы, осуществляющие налоговый контроль и контрольн

    Реферат >> Финансы
    ... . Расмотрев экономическую сущность и функции налогов, можно сделать следующие выводы. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями ...
  5. Денежная система, сущность и функции денег

    Шпаргалка >> Финансовые науки
    ... расходов по утвержденным обязательствам. Сущность и функции налогов. Элементы налога Налог –особый экономический институт т.е. ... продавцов (но конечным плательщиком налога является потребитель) Сущность и функции кредита. Принципы кредитования Кредит ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0067591667175293