Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Главная > Реферат >Культура и искусство
Федеральное агентство по образованию
ГОУВПО «Марийский государственный университет»
Кафедра социальных и культурных технологий
Реферат
на тему: «Формирование прав человека как элемента культуры»
Выполнила:
студентка ФКИ о/о КТ-51
Л.В.Ярошевич
Проверила:
старший преподаватель
М.С.Мамотова
Йошкар – Ола, 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………..…….. 3
1. Содержание понятий «культура» и «право»………………………………………….….... 9
2. Правовая культура в системе культуры общества………………………………………… 9
2.1. Понятие, структура и функции правовой культуры…………………………………….. 9
2.2. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры……...….…….14
2.3. Правовая культура в жизни современного общества………………..…………….…….16
Заключение ………………………………………………………….…………………...……..20
Литература…………………………... ……………………………….…………………...……21
Введение
Права человека в современном мире – мощный пласт общечеловеческой культуры. Без его освоения невозможно оценивать всю систему сложных политических, социальных, экономических, правовых, международных отношений. Права человека в XXI веке стали общепризнанной нормой жизни во всем цивилизованном мире; как универсальная ценность, они имеют всеобъемлющее значение.
Высокий уровень культуры прав человека – одна из гарантий их реализации. Многие вопросы культуры прав человека до сих пор теоретически не обоснованы, поэтому детальное изучение и разработка основных понятий, категорий имеет важное теоретико – методологическое и практическое значение.
Сейчас особенно актуален вопрос об укреплении высокой культуре каждого гражданина. Именно высокая культура действий и поступков, чувств и побуждений должна являться главным результатом развития личности гражданина нашего общества.
Человек с недостаточно развитой правовой культурой, как правило, обращает внимание только на самые вопиющие случаи нарушения закона, например преступления, а другие многочисленные случаи игнорирования права остаются им незамеченными. В таком восприятии право предстаёт в виде айсберга, меньшая часть которого видима, а большая скрыта под толщей воды.
Преодоление недостатков в процессе формирования правовой культуры приобретает особое значение в настоящий период развития общества, когда происходит переориентация ценностей и изменение сознания граждан. Чтобы эта работа происходила успешно и дала желаемые результаты, важно иметь представления об этих недостатках и том вреде для общества и отдельных людей, который такими недостатками вызывается.
Целью данной работы является определение правовой культуры общества и способы её формирования, правовое воспитания, а также выделение основных проблем правового сознания и правовой культуры и возможных путей их решения. Также следует рассмотреть правовые концепции такого явления как правовая культура, её структурные компоненты и пути преодоления проблем, встающих на пути её формирования.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Дать определения основных понятий (правосознание, правовая культура, правовой нигилизм, правовой идеализм, правовое воспитание), рассмотреть их взаимосвязь;
2. Изучить структуру, уровни проявления, виды, функции правосознания и правовой культуры;
3. Проанализировать основные проблемы формирования и повышения правосознания и правовой культуры;
4. Наметить возможные пути повышения правосознания и правовой культуры граждан в современной России.
Объект исследования составляет правовая культура современного российского общества.
Предметом исследования выступает взаимосвязь и взаимовлияние правовой культуры и общества, выражающиеся в их обоюдном воздействии.
Основными методами исследования являются анализ и обобщение научной и периодической литературы по проблеме, призванных помочь в решении возникших проблем.
Степень разработанности темы исследования.
Вопросы, рассмотренные в настоящем исследовании, были основаны на общетеоретических подходах к понятию правовой культуры, соотношения её функций, которые разрабатывались в трудах таких российских и зарубежных ученых как: Е.В. Аграновская, С.Н, Алексеев, Н.А. Бердяев, В.М. Боер, И.А. Ильин, Д.А. Керимов, Е.Л. Ковалёва, Ю.В. Кудрявцев, Б.А. Кистяковский, Е.В. Лукашева, Ю.М. Лотман, Э.С. Маркарян, М.Н. Марченко, Н.И. Матузов, А. Моль, М.С. Ошеров, Л.И. Петражицкий, И.Ф. Покровский, Н.В. Разуваев, И.Ф. Рябко, В.П. Сальников, А.П. Семитко, Л.И. Спиридонов, Е.В, Татаринцева, Ю.В, Тихонравов, А. Тоффлер, К. Цвайгерт, А. Щюц, Л.С. Явич, А.С. Ященко и др.
Таким образом, правосознание есть важный фактор развития законодательства, стабильности правопорядка, реальности прав и свобод граждан. Современное правосознание свидетельствует также о высокой общей правовой культуре личности, делает её полноценным участником разнообразных правоотношений.
Содержание понятий «культура» и «право»
Культура и право берут свое начало в глубокой древности. Однако человечеству потребовались многие столетия для осознания того факта, что страны и народы существуют в некой духовной системе координат, являющейся результатом исторического развития общества. Так, если понятие права формируется еще в глубокой древности, то понятие культуры (и цивилизации) возникает уже в Новое время – в XVIII веке, ‒ представляя по сути попытку реконструкции соответствующего явления. При этом если понятие права поначалу несет на себе отпечаток первобытного синкретизма и в силу этого отличается многозначностью, то понятию «культура» это не свойственно. Характерно, что использование латинского термина «cultura» для обозначения данного явления произошло в эпоху, когда латинский язык практически вышел из употребления. Оба понятия отличает необычайная широта и многоаспектность содержания, что обусловливает возможность множества их определений.
Сравнительное исследование культуры и права должно учитывать факт принадлежности этих понятий к разным научным дисциплинам. Так, если право входит в предмет юридической науки или юриспруденции, то культуру исследует культурология. Однако культурология и юриспруденция в данном контексте не совсем однопорядковые понятия, поскольку процесс формирования культурологии в самостоятельную научную дисциплину еще не завершен. Это сегодня наука, находящаяся в процессе становления и еще не выделившаяся полностью из тех дисциплин, на стыке которых она возникает и формируется. В научной литературе отмечается очевидная аморфность современной культурологии, ее терминологическая и структурная невыявленность как самостоятельной дисциплины. Культурология еще «не полностью удовлетворяет тем критериям научности, которые сформировались в рамках естественных наук. Отражением этой незавершенности является дискуссионность предмета культурологии. Под ним понимают и цивилизационные формы бытия культуры, ее нормы, традиции, социальные институты, и наиболее общие закономерности развития культуры, и содержание общественной жизни и т.д. В этих условиях не приходится говорить о логической четкости понятия «культура», число определений которого исчисляется сотнями.
Таким образом, культура представляется:
как особая сфера и форма деятельности, связанная с мышлением, занятиями художественным творчеством, принятыми нормами поведения и т.д.;
как общий уровень развития общества, его просвещенности и рациональности на пути
«от дикости к цивилизованности»;
как сумма общественных достижений (включая технологии, отношения и представления), благодаря которым человек выделяется из природы и выходит за рамки биологической детерминации;
как специфическая система норм, ценностей и смыслов, отличающих одно общество от другого (или различные части общества – социально-статусные, профессиональные), способствующая его интеграции и придающая ему самобытность; и, наконец;
как духовное измерение всякой деятельности, в котором формируются ее мотивы, принципы, правила, цели и смыслы. В этом последнем понимании культура предстает как духовный компонент совокупного производства, обеспечивающий поддержание и изменение этого производства и общественных отношений в целом.
Субъективно – объективная природа культуры позволяет различать культуру отдельных классов (слоев) общества и даже отдельного человека как члена этого общества. Степень усвоения человеком культурных навыков помимо природных способностей во многом предопределяется его социальным статусом, принадлежностью к тем или иным слоям общества.
Таким образом, в реальной жизни происходит постоянное взаимодействие объективных и субъективных элементов культуры.
Содержание и структура понятия права по ряду параметров сходны с соответствующими аспектами понятия «культура», хотя бы потому, что первое понятие есть неотъемлемый элемент структуры второго. Однако это сходство является неполным уже в силу того, что часть и целое предполагают различия. Момент сходства состоит, в частности, в том, что понятию права, как и понятию культуры, также присущи широта, многоаспектность и подвижность содержания.
С одной стороны, понятие культуры по своему логическому содержанию шире понятия права. Более того, право – при известном подходе – лишь один из элементов содержания культуры. В этом смысле культура есть своего рода «среда обитания» права, «система координат», в рамках которой оно формируется и действует. Своеобразным «мостом» между ними является правовая культура, выступающая одновременно как правовой аспект культуры и культурный аспект права. В то же время культура, толкуемая в «узком» смысле, может выступать лишь как одна из сфер правового регулирования. При таком взгляде понятие права становится более широким, чем понятие культуры. Особенностью соотношения права и культуры на системном уровне является то, что границы этих систем подвижны и не всегда достаточно четки.
Выявить аспекты соотношения культуры и права – в силу их множественности – дело непростое. Облегчает задачу то, что эти аспекты, или исходные точки сравнительного анализа, можно сгруппировать в отдельные блоки, в основе которых будут те или иные грани, стороны, «срезы» и т.д. права и культуры. В качестве основы для такой классификации могут выступать, к примеру, субъективно-объективная природа права и культуры, их элементный состав, их функции, их эволюция на разных стадиях истории, и т.д.
Рассмотрение проблемы сквозь призму типологии культуры и права требует выявления общей основы такой типологии (или, напротив, исследования различий в этих основах), сопоставление концепций типологии культуры и права, их взаимовлияния и т.д. Особое место в этом блоке занимают проблемы соотношения культуры и права в переходных обществах, а также в обществах, где сосуществуют разнотипные правовые и политические культуры либо их элементы (Тропическая Африка, ряд регионов Ближнего Востока, Индии и т.д.).
Сходство структуры права и структуры культуры в смысле деления той и другой на объективный и субъективный «пласты», обусловлено сходством их природы. Оба понятия субъективны и объективны в одно и то же время. С одной стороны, они есть «срез» объективной реальности, с другой, - субъективное ее отражение в сознании индивидов. При этом следует подчеркнуть особую роль в создании правовой реальности правосознания законодателя (судьи), которое в процессе профессиональной деятельности играет роль своеобразного преобразователя социальных факторов в правовые посредством юридической техники.
Похожие страницы:
Наука как элемент культуры (1)
Реферат >> Философия... как элемент культуры, как одна из ее подсистем, обогащающая духовный мир человека ... . Результат научной деятельности, как правило, представлен в виде теоретических ... объяснения эмпирических явлений. Формирование теоретического уровня науки приводит ...Культура прав человека - понятие и содержание
Реферат >> Культура и искусство... и институты обеспечения прав и свобод человека» [6]. В-третьих, эмоциональный элемент. Психологические чувства как элемент культуры прав человека также имеют важнейшее ...Наука как элемент культуры (2)
Реферат >> Философия... Результат научной деятельности, как правило, представлен в виде ... человеческой индивидуальности, достоинству человека и неповторимости личности. ... формировании технократического типа личности. Выводы Таким образом, функционирование науки как элемента культуры ...Права человека история и современность
Контрольная работа >> Философия... объединения различных элементов, порой ... права относят воспитательную функцию права, так как она оказывает влияние на формирование ... тоже провозгласила права человека как приоритетные и наиболее ... преподавания; право пользования учреждениями культуры (ст. ...Права человека международные правовые пакты и Кыргызское законодательство
Реферат >> Экономика... правам человека как источнику развития внутригосударственного права о правах человека. В Конституции Кыргызской Республики правам и свободам человека ... защиты прав человека; Помогать в формировании программ для обучения и исследования прав человека и ...