Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Дипломная работа
В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности Она является одной из сост...полностью>>
Педагогика->Дипломная работа
В данном параграфе мы попытаемся разобраться в понимании творчества, выяснить, как определяется творчество взрослого и ребенка в психолого-педагогичес...полностью>>
Педагогика->Дипломная работа
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования Проблема челове­ческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена Однак...полностью>>
Педагогика->Курсовая работа
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирован...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Педагогика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

3.4.3 Систематизация раздела «Электродинамика»

Раздел «Электродинамика» - один из самых сложных разделов школьного курса, где изучают электрические, магнитные явления, электромагнитные колебания и волны, вопросы волновой оптики и элементы специальной теории относительности.

Решение общеобразовательных задач при изучении этого раздела сводится к тому, что в данном разделе должно быть введено основное для современной физики понятие электромагнитного поля, а также физические понятия: электрический заряд, электромагнитные колебания, электромагнитная волна и ее скорость. Здесь же должно быть введено основное для современной физики представление о свойствах электромагнитных волн, их распространении, о принципах радиосвязи, телевидения (27). Учащиеся на доступном им уровне знакомятся с фундаментальной теорией – теорией макроскопической электродинамики, основным творцом которой был Дж. Максвелл.

Решение воспитательных задач сводится к дальнейшему развитию научного мировоззрения учащихся, их материалистического и диалектического понимания природы. При изучении раздела «Электродинамика» происходит расширение и углубление в сознании школьников понятия материи. В базовом курсе учащиеся познакомились с двумя видами поля: электрическим и магнитным, но не изучались их характеристики. Здесь они встречаются с особым видом материи – электромагнитным полем, познают его отличие от вещества. При рассмотрении основ специальной теории относительности учащиеся знакомятся с современными физическими представлениями о пространстве и времени (27).

Политехнические знания школьников пополняются знаниями физических основ электрификации и электроэнергетики. Они приобретают некоторые умения и навыки обращения с различными электроприборами. Решение развивающих задач при изучении данного раздела направлено на дальнейшее развитие логического, теоретического, научно-технического, диалектического мышления, а в итоге – развитии интеллекта и творческих способностей.

Учащимся необходимо объяснить диалектику развития взглядов на физическую картину мира: ограниченность механического взгляда и электродинамического подхода к описанию природы. Определение границ применимости макроскопической электродинамики помогает проиллюстрировать познаваемость природы и безграничность процесса познания, что способствует формированию диалектического мышления.

В программе общеобразовательной средней школы раздел «Электродинамика» следует после раздела «Молекулярная физика». Такой подход сложился исторически, но возможны и другие варианты построения курса физики (26). Материал электродинамики, например, можно рассматривать непосредственно после механики, это позволит подчеркнуть ограниченность механических представлений и раскрыть особенности электродинамики (18).

Если рассматривать логическую структуру раздела, то в ней надо выделить: формирование понятия электромагнитного поля и электрического заряда; изучение взаимодействия поля и вещества, электрических, магнитных и световых свойств вещества; изучение законов тока, электрических цепей; знакомство с элементами СТО; показ основных технических применений электродинамики (схема 1) (18).

Схема №1. «Взаимодействия поля и вещества»

Школьный курс электродинамики отличается абстрактностью и сложностью учебного материала, поэтому значительное внимание в ее преподавании следует уделить наглядности: физический эксперимент, аналогии и модельные представления, включая модели на ЭВМ, экранные пособия, схемы, чертежи, таблицы и т.д. При изучении основ электродинамики применяют следующие модели: свободный электрон, модель электронного газа, модель проводника и диэлектрика. Широко применяются аналогии: между гравитационным и электростатическим полями, между электрическим током и потоком жидкости; между явлением самоиндукции и инерции; между явлением термоэлектронной эмиссии и испарением жидкости (18). Аналогии лишь частично отражают сходство данного явления или понятия с изученным материалом, а модели вносят те или иные упрощения в поведении материальных объектов.

2.5 Методика проведения обобщающих уроков

Обобщающий урок физики - это целостная система, состав и структура компонентов которой отличаются от всех других видов и типов уроков. Во-первых, целью обобщающего урока является обобщение знаний учащихся. На таком уроке элементы знания определенной темы или раздела курса физики должны быть представлены в виде логически замкнутой, целостной системы. Обобщение и систематизация физического знания одновременно способствуют осознанию учащимися методологических знаний, пониманию логики процесса познания. В этом состоит вторая существенная особенность обобщающего урока. Третьей особенностью является углубление приобретенных ранее знаний. Таким образом, идея структурирования элементов физического знания является основной методологической идеей разработки содержания обобщающего урока физики (9).

Обобщение знаний учащихся проводят как систематически, при изучении материала, так и на специальных занятиях. Можно выделить два направления обобщения знаний: систематизация фундаментальных знаний и систематизация прикладных знаний (13).

Обобщение фундаментальных знаний можно осуществить на разных уровнях и на основе различных стержневых идей. Например, проводят систематизацию знаний в соответствии с циклом теоретического познания, или со структурой физической теории, или с основными элементами физической картины мира. Уровень обобщения зависит от того, на каком этапе изучения курса его проводят.

Обобщающие занятия можно проводить в разных формах. Раньше их проводили в форме лекций. Однако, поскольку познавательная активность учащихся в этом случае не достаточно велика, более предпочтительными формами их проведения являются семинары и конференции. Эти формы предполагают большую самостоятельность учащихся, которые работают с литературой, готовят доклады или рефераты, выступают с докладами или сообщениями, участвуют в обсуждении вопросов.

Большое значение в решении задачи обобщения знаний школьников имеет проведение комплексных семинаров межпредметного характера (12). Такие семинары позволяют обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении других дисциплин, глубже осмыслить связи между различными явлениями.

Приведем пример урока по теме «Газовые законы» в 10-м классе с элементами обобщения и систематизации по учебнику Касьянова В.А. К уроку необходимо будет приготовить обобщающие таблицы и в приложение к ним графическое представление, по возможности в виде кодограмм или презентации на компьютере (11).

Таблица №4: «Газовые законы»

ГАЗОВЫЕ ЗАКОНЫ (ИЗОПРОЦЕССЫ)

п\п

ХАРАКТЕРИСТИКИ СОСТОЯНИЯ Р,V, T, M, m

НАЗВАНИЕ ПРОЦЕССА

НАЗВАНИЕ ЗАКОНА

ВИД

УРАВНЕНИЯ

1

P, V,

T=Const

ИЗОТЕРМИ-ЧЕСКИЙ

БОЙЛЯ-МАРИОТТА

P1 V1 = P2 V2

2

V, T,

P=Const

ИЗОБАРИ-ЧЕСКИЙ

ГЕЙ-ЛЮССАКА

V1 /V2 =T1 /T2

3

T, P,

V=Const

ИЗОХОРИ-ЧЕСКИЙ

ШАРЛЯ

P1 /P2 =T1 /T2

4

P, V, T,

Q=0

АДИАБАТИ-ЧЕСКИЙ

ПУАССОНА

T1V1=T2V2

Графическое представление

T


1

p

V


Р

V

T


ИЗОТЕРМА

T


2

Р

Р

T

V

ИЗОБАРА

V


3

Р

V

Р

T

V

V

T

ИЗОХОРА


Тема урока: «Газовые законы»

Цель урока: сформировать систематизированные знания газовых законов и их графическое представление.

Образовательные задачи:

1) учащиеся должны освоить материал на уровне осмысленного воспроизведения;

2) учащиеся должны знать газовые законы для каждого процесса, уметь определять по автору закона о каком процессе идет речь;

3) учащиеся должны уметь по материалу учебника оформлять таблицу.

Воспитательные задачи:

  1. учащиеся должны проявлять потребности в знаниях;

  2. учащиеся должны демонстрировать аккуратность, целеустремленность, умение оперативно выполнять требования учителя.

Развивающие задачи:

  1. учащиеся должны уметь обосновать вывод законов;

  2. учащиеся должны проявить творчество при заполнении таблицы;

  3. учащиеся должны демонстрировать умение анализировать, грамотно строить ответы на вопросы учителя.

Тип урока: полное учебное занятие, изучение новой темы.

Метод обучения: продуктивный (наглядно-практический).

Принципы обучения: наглядность, систематичность, доступность, научность.

Оборудование: графопроектор с дидактическим материалом, учебник.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Обобщение и систематизация знаний по физике при подготовке к Централизованному Тестированию

    Дипломная работа >> Педагогика
    ... обучения физике в средней школе: учебное пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего педагогического образования по ...
  2. Межпредметные связи физики и информатики, сущностный подход в изучении физики.

    Реферат >> Педагогика
    ... процессе обучения физике в среднем общеобразовательном учреждении предполагает такой способ организации учебно-познавательной деятельности ... межпредметных связей: по содержанию изучаемого учебного материала; по формируемым умениям; по методам и средствам ...
  3. Методика организации учебного процесса по разделу Алгоритмы

    Самостоятельная работа >> Информатика
    ... факультативных занятий как по курсу информатики, так и другим общеобразовательным или учебным предметам с использованием ... обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет знания и умения поднять на новый уровень. При систематизации и обобщении ...
  4. Развитие системы дидактических принципов

    Реферат >> Педагогика
    ... и Школьные учреждения, вузы ... учебного материала, уроки систематизации и обобщения учебного материала по ... общеобразовательными школами, так же как разница между университетами и другими типами высших и средних ... учебного материала в рамках математики и физики ...
  5. Отчет по практике в Муниципальном Общеобразовательном Учреждении Кингисеппская средняя общеоб

    Отчет по практике >> Информатика
    ... А.С.Пушкина Факультет математики, физики и информатики О Т Ч Е Т о преддипломной практике в Муниципальном Общеобразовательном Учреждении «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа №5» (наименование ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0020351409912109