Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Дипломная работа
В условиях динамики современных экономических и социальных процессов постоянно увеличивается нагрузка на школьников, которым необходим полноценный отд...полностью>>
Педагогика->Дипломная работа
Актуальность исследования. Характерной чертой развития школьного образования является непрерывный поиск эффективных форм и методов обучения, путей сов...полностью>>
Педагогика->Курсовая работа
Педагогу во все времена принадлежала важная роль в обществе - не только давать необходимые знания подрастающему поколению, но и формировать у детей по...полностью>>
Педагогика->Курсовая работа
Современное образование характеризуется гуманизацией, обращением к личности ребенка, развитием лучших его качеств, формированием разносторонней и полн...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Педагогика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

2) учащиеся должны знать основные понятия, определения и формулы из геометрической оптики;

3) учащиеся должны демонстрировать навыки обобщения и систематизации с помощью учебника и основываясь на собственные знания.

Воспитательные задачи:

1) учащиеся должны проявлять потребности в знаниях;

2) учащиеся должны демонстрировать умение работать

организованно;

3) учащиеся должны демонстрировать аккуратность, целеустремленность, умение оперативно выполнять требования учителя.

Развивающие задачи:

1) учащиеся должны уметь дополнять предложенную систематизацию, выдвигать свои замыслы по систематизации и обобщению;

2) учащиеся должны проявить творчество;

3) учащиеся должны демонстрировать умение анализировать, грамотно строить ответы на вопросы учителя.

Тип урока: полное учебное занятие, обобщения и систематизации.

Метод обучения: продуктивный (наглядно-практический).

Принципы обучения: наглядность, систематичность, доступность, научность.

Оборудование: графопроектор с дидактическим материалом, учебник (схемы №18, таблица №12 ст.68,70)

План урока

Название этапа

Метод

Время

1. Организационный момент

Беседа

1 мин

2. Постановка целей и задач

Монолог учителя

2 мин

3. Актуализация знаний

Аукцион знаний

7 мин

4. Процесс систематизации и обобщения

Демонстрация схем учителя и учащихся. Защита проектов

28 мин

5. Подведение итогов

Беседа

2 мин

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Здравствуйте, ребята! Отметим отсутствующих на уроке.

-Сегодня на уроке мы займемся систематизацией и обобщением материала по разделу геометрическая оптика. На дом вам было дано задание приготовить схемы и таблицы по обобщению и систематизации. Сегодня на уроке мы рассмотрим ваши таблицы и предложенные мною. У нас будет своеобразная защита проектов (учащиеся приготовили в качестве домашнего задания на прозрачной пленке от файла материалы обобщения).

-Итак, для начала вспомним основные понятия, кто ответит последним, в аукционе зарабатывает пятерку в журнал. Называем основные определения и формулы, тех кто не отвечает, спрашиваем в первую очередь в защите проектов.

- хорошо победил в нашем аукционе Иванов, а наиболее активными были Петров и Сидорова, они получают по пятеркам. Аукцион знаний показал, что вы достаточно хорошо приготовились и повторяли дома материал.

-Приступим теперь к защите своих схем и таблиц, начну я и покажу, как это надо делать, далее вы продолжите по желанию либо по журналу.

- Итак, я подготовила схему и таблицу. Первая схема называется «Оптические приборы». Смотрим внимательно на экран графопроектора. На этой схеме представлены основные приборы, работа которых основана на законах геометрической оптики. С помощью схемы можно наглядно увидеть разницу строении приборов, разрешающей и увеличительной способности. В зависимости от углового увеличения использование приборов на практике лупа – самый доступный, часто применяется по назначению в обыденной жизни, но увеличительная способность небольшая. В профессиональной деятельности применяется в работе часовых мастеров, лор-врачей, изготовителей ювелирных украшений.

Оптический микроскоп обладает большой увеличительной способностью, потому что он состоит из системы линз. Применяется в работе исследователей строения вещества, микробиологии, науке и других областях. Телескоп- рефрактор предназначен для изучения удаленных предметов больших размеров, наиболее дорогостоящий, так как более сложна система сбора.

Можно было бы дополнить эту систематизацию разработав еще подвиды микроскопов, телескопов. Кто пожелает, может дома дополнить.

Вторая работа – таблица, которая может послужить шпаргалкой при определении характера изображения в зависимости от расположения предмета в зависимости от фокусного расстояния. Эта таблица показывает, для какой линзы как надо строить изображение.

-А теперь я попрошу вас выступить со своими схемами и таблицами.

-Учитель оценивает работы, подчеркивает важные элементы. Следит за ходом творческой работы учащихся.

- Итак, ребята сегодня мы с вами увидели, что материал объемен, но благодаря схемам и таблицам мы можем заострить внимание на самом важном, увидеть признаки общие и различные для явлений, предметов. Наиболее удачными на, мой взгляд, являются схемы Васильева, Кузина и Гориной. Урок показал, что вы уже достаточно повзрослели, чтобы самим строить обобщающие таблицы. Можно сравнить все сегодняшние таблицы с тем, что было вам предоставлено в восьмом классе (см. дополнение к уроку). Итак, по вашему мнению, достигли вы высоких результатов, научившись сами систематизировать материал?

-Всем спасибо за урок, за выполнение моего задания.

-Приветствуют учителя.

Дежурные отмечают отсутствующих.

-Слушают учителя, выполняют требования.

-Участвуют в аукционе знаний.

К, примеру, угол падения луча – угол между падающим лучом и и перпендикуляром к границе раздела двух сред в точке падения.

-мнимое изображение - изображение предмета, возникающее при пересечении продолжения расходящегося пучка лучей.

-дисперсия света – зависимость скорости света от длины волны.

-собирающие линзы – выпуклые линзы, преобразующие параллельный пучок световых лучей в сходящиеся.

- и так далее по аналогии.

-Слушают учителя.

-Смотрят на экран, слушают учителя и задают вопросы.

-Учащиеся по очереди выступают и демонстрируют приготовленные схемы. Поясняют, на какой основе строилась схема, что по ней можно определить.

-Слушают учителя.

- отвечают, что они научились и с собственным желанием подходят к вопросу обобщения и систематизации.

Таблица: «Виды линз и ход лучей»

п/п

ВИД

ЛИНЗЫ

РАСПОЛОЖЕНИЕ

ПРЕДМЕТА (d)

ХАРАКТЕР

ИЗОБРАЖ.

РИСУНОК

1

2

Cобирающая

(выпуклая,

F>0)

Рассеивающая

(вогнутая,

F<0)

а) d < F

б) F < d < 2F

в) 2F < d <+

- < d <+

прямое,

мнимое (f<0),

увелич. (Г>0)

обратное,

действит.(f>0),

увелич. (Г>1)

обратное,

действит.(f>0),

уменьш. (Г<1)

прямое,

мнимое(f<0),

уменьш. (Г<1)

Схема для восьмого класса: «Световые явления»

Статья для публикации на Всероссийской конференции в

г. Ульяновске в 2007 г.

Систематизация и обобщение учебного материала по физике в средних общеобразовательных учреждениях

Реформы образования и развитие технического прогресса стали причиной трудностей, возникших перед учителем. В частности увеличился объем учебного материала без предусмотрения дополнительных часов на новый материал, а значит уменьшение времени на изучение каждой темы. Перед учителем основной школы появляется задача предпрофильной подготовки обучающихся, помочь ребятам в предстоящем выборе направления обучения в старших классах в связи с введением профильного обучения. В старших классах в зависимости от профиля учитель выполняет разные задачи, но одна цель – передать красоту науки физики, продемонстрировать межпредметные связи, систематизировать знания, полученные за 11 школьных лет в единую физическую картину мира. Таким образом, учитель должен искать наиболее оптимальный метод обучения.

Задачами обучения физике являются формирование у учащихся глубоких, прочных и действенных знаний, основ физики и их практических применений, знаний о методах естественнонаучного познания и структуре научного знания, развитие их мышления и т.д. Один из путей решения этих задач – организация специальной работы по обобщению и систематизации знаний. Под систематизацией понимают мыслительную деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе выбранного принципа.

При систематизации осуществляются такие мыслительные операции, как анализ и синтез, сравнение и классификация, в ходе которых учащиеся выделяют сходство и различие между объектами и явлениями, группируют их в соответствии с выбранными признаками или основаниями, устанавливают причинно-следственные связи, сущностные отношения между объектами и явлениями. Усваивая систему знаний по данному предмету, учащиеся вместе с тем познают связь его с другими предметами, которые изучают те же объекты в других аспектах или исследуют другие объекты, знания о которых нужны для более ясного понимания явлений, изучаемых в данном учебном предмете. Осознание этих связей имеет большое значение для формирования научного мировоззрения и гибкости мышления учащихся.

Условием успешности систематизации является соблюдение логических правил, главное из которых – следование единому основанию. Важнейший метод систематизации – классификация, т.е. распределение объектов по группам на основе установленного сходства и различия между ними, например, классификация видов механического движения по траектории. К систематизации приводит также установление причинно-логических связей и отношений между обучаемыми фактами, выделение основных единиц материала, что позволяет рассмотреть объект как часть системы. Систематизации предшествуют анализ, синтез, обобщение и сравнение.

Рассмотрим, какими приемами можно пользоваться при систематизации учебного материала. Для наглядного представления обратимся к схеме.

Приемы систематизации

Таблицы Схемы Графы Конспекты Круги Элера

Наиболее распространенными из них являются применение сравнительных таблиц и схем. Приемами систематизации можно пользоваться как на каждом уроке в качестве закрепления, пояснения новой темы, так и проводить отдельные уроки по систематизации и обобщению после изучения разделов и больших тем.

Рассмотрим пример систематизации учебного материала по теме «Изменение внутренней энергии». Эту таблицу необходимо рассмотреть при обобщении всего изученного материала по теме и частично учащимся самим предоставить заполнить некоторые столбцы (см. схему № 2, 57).



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Обобщение и систематизация знаний по физике при подготовке к Централизованному Тестированию

    Дипломная работа >> Педагогика
    ... обучения физике в средней школе: учебное пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего педагогического образования по ...
  2. Межпредметные связи физики и информатики, сущностный подход в изучении физики.

    Реферат >> Педагогика
    ... процессе обучения физике в среднем общеобразовательном учреждении предполагает такой способ организации учебно-познавательной деятельности ... межпредметных связей: по содержанию изучаемого учебного материала; по формируемым умениям; по методам и средствам ...
  3. Методика организации учебного процесса по разделу Алгоритмы

    Самостоятельная работа >> Информатика
    ... факультативных занятий как по курсу информатики, так и другим общеобразовательным или учебным предметам с использованием ... обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет знания и умения поднять на новый уровень. При систематизации и обобщении ...
  4. Развитие системы дидактических принципов

    Реферат >> Педагогика
    ... и Школьные учреждения, вузы ... учебного материала, уроки систематизации и обобщения учебного материала по ... общеобразовательными школами, так же как разница между университетами и другими типами высших и средних ... учебного материала в рамках математики и физики ...
  5. Отчет по практике в Муниципальном Общеобразовательном Учреждении Кингисеппская средняя общеоб

    Отчет по практике >> Информатика
    ... А.С.Пушкина Факультет математики, физики и информатики О Т Ч Е Т о преддипломной практике в Муниципальном Общеобразовательном Учреждении «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа №5» (наименование ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0026969909667969