Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Доклад
Педагогічний процес здійснюється в рамках певної виховної системи. Виховна система - це сукупність взаємопов'язаних цілей і принципів організації вихо...полностью>>
Педагогика->Другое
В группе 30 студентов из них проживают в общежитии- 13 , в смоленской области 13 , в г. Смоленске- 14, средний возраст 16-18 лет. Успевают на 4 и 5 – ...полностью>>
Педагогика->Доклад
Прекрасный получился портрет. Но как говорит Януш Корчак: «Как редко ребёнок бывает таким, как нам хочется…». Я думаю каждый из родителей, сидящий в э...полностью>>
Педагогика->Контрольная работа
Знаниевая ориентация школ должна смениться на компетентностно – личностно ориентированную .(Т.е каждый выпускник школы должен уметь использовать для д...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Педагогика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Среди бесконечного множества знаний можно выделить незначительное число явлений, которые сохраняют положительное значение во все времена и для всех людей (общечеловеческие непреходящие ценности): жизнь, здоровье, труд и т.п. З.И.Равкин такие ценности называет абсолютными. Он пишет: «Осознание абсолютных ценностей (и приоритетных в значительной мере тоже) объединяет людей, живущих в разных странах и частях света, принадлежащих к разным слоям общества. Эта объединительная, интегративная функция такого рода ценностей придает им общечеловеческое значение и не умаляет их национального своеобразия» (10, с.7). далее можно выделить ценности приоритетные в духовной жизни конкретного этноса, эпохи, социальной группы. Кроме того, в философии существует ряд категорий для обозначения ценностно-высшего: добро – нравственно высшее, красота – эстетически высшее, истина – высшая ценность в познании, справедливость – высшая ценность в социальных отношениях. Все эти группы ценностей – абсолютные, высшие, приоритетные – составляют систему базисных ценностей, зависящих от социальной и профессиональной принадлежности, особенностей темперамента и других факторов.

Задача образовательных учреждений заключается в формировании адекватной прогрессивным интересам нашего общества системы базисных ценностей у подрастающего поколения. С одной стороны, она должна быть универсальной, с другой – необходимо учитывать, что каждая личность отличается своей системой ценностных ориентаций в зависимости от способностей, профессиональной ориентированности и т.д.

Для целенаправленной и эффективной реализации ценностей в образовании необходима их классификация. В аксиологии существует множество классификаций ценностей. Рассмотрим наиболее значимые из них. В «Философском энциклопедическом словаре» предлагается следующая классификация ценностей: с формальной точки зрения – позитивные и негативные, относительные и абсолютные, субъективные и объективные; по содержанию – логические, этические и эстетические (103, с. 507). В данном случае нас интересует содержательная классификация ценностей.

Ф.Анасимов выделяет следующие группы ценностей:

  1. высшие ценности бытия – человечество и человек, так как из известных образований космической эволюции самым высшим образованием остаются люди, человечество как форма коллективной цивилизации. Все прочие являются таковыми лишь постольку, поскольку обеспечивают существование и прогрессивное развитие человечества;

  2. ценности материальной жизни: природные ресурсы, труд, орудия и продукты труда, необходимые для существования человечества и его воспроизводства;

  3. ценности социальной жизни: различные общественные образования, возникающие в ходе прогрессивного развития человечества, общественные институты, необходимые для жизнедеятельности общества (семья, нация, класс, государство и т.д.);

  4. ценности духовной жизни и культуры: научные знания, философские, нравственные, эстетические и другие представления, идеи, нормы, идеалы, призванные удовлетворять духовные потребности людей.

В данной квалификации первая группа ценностей не расположена в одном ряду с остальными, относясь к формальной стороне ценностей.

ЦЕННОСТИ


ЖИЗНИ КУЛЬТУРЫ


МАТЕРИАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ДУХОВНЫЕ

Близкая к этой, но без указанного недостатка, дается классификация ценностей В.П.Тугариновым (99, с.174). Первоначально он объединяет ценности в два больших класса: ценности жизни (жизнь, здоровье, радости жизни, общение с себе подобными, природа и т.д.) и ценности культуры. Последнее подразделяют на материальные ценности, социально политические (общественный порядок, мир, безопасность, свобода, равенство, справедливость, человечность и т.п.) и духовные.

Духовные ценности – это ценности науки (критерий – «истина»), ценности морали (критерий – «добро»), ценности искусства (критерий – «красота»). Высшей ценностью В.П.Тугаринов считает человека.

Анализ исследований в области аксиологии (З.И.Равкин, В.П.Тугаринов, О.Г.Дробницкий, Т.В.Любимов и др.) позволяют нам выделить следующие группы ценностей: интеллектуальные, социальные, религиозные, эстетические, материальные, валеологические.

Нравственные: добро, свобода, милосердие, мир, долг, верность, честность, благодарность и т.д.

Интеллектуальные: истина, знание, познание, творчество.

Религиозные: святыня, таинство, благочестие, обряды, реликвии, вера и др.

Эстетические: красота, гармония, и др.

Социальные: семья, этнос, Отечество, человечество, дружба, общение и др.

Материальные. Материальные ценности призваны удовлетворять материальные потребности человека, т.е. потребность в материальных благах, необходимых для обеспечения физического существования и развития людей: потребность в питании, одежде, жилище, в средствах сохранения и производства всех этих благ: в материалах, в орудиях труда. Потому к материальным ценностям можно отнести следующее: природные ресурсы и явления, жилище, одежду, орудия труда, материалы, технику, мебель, посуду, деньги, а для младших школьников еще и школьные вещи, игрушки.

Валеологические: жизнь, здоровье, пища, вода, воздух, сон, труд.

Валеологические ценности призваны обеспечить индивидуальное и видовое существование человека.

Исключительно важно для нашего исследования определить природу и своеобразие валеологического в системе ценностных отношений.

«Ценностные отношения» - это принцип связи объектов познания с ценностями, введенный в науку Риккертом Г. и развитый М.Вебером.

Риккерт Г. считал принцип отношения к ценностям важнейшим в процессе образования и идеографических, т.е. индивидуализирующих, понятий и суждений. По Риккерту Г. «логическая цель» индивидуализирующего понимания действительности сама по себе еще не дает указания на то, «индивидуальность каких именно объектов существенна и что именно из их индивидуальности должно быть принято во внимание историческим изложением».

Такие указания может дать только отношение к ценности, индивидуальное может стать существенным «лишь под углом зрения какой-либо ценности», а потому уничтожение «всякой связи с ценностями» означало бы и «уничтожение исторического интереса и самой истории».

Придерживаясь риккертовского понимания отнесения к ценности, Вебер дал свою версию этой концепции, выделив в акте отнесения к ценности стадию «оценки объектов», осуществляемой на основе «Ценностных точек зрения» ученого, и стадию «теоретико-интерпретативного» размышления о возможностях «отнесениях» этих объектов к ценности. Первая стадия представляет собой по Веберу не «понятие», а сложное «ощущение» или «воление», в высшей степени индивидуальное по своей природе. На второй стадии, по его мнению, осуществляется преобразование объектов первоначальной (волевой) оценки в «исторические индивидуумы». Соотнося объект с определенной системой ценностей, ученый доводит «до своего сознания» и сознания других людей его конкретную индивидуальную и «неповторимую форму», в которой воплотилось ценностное содержание исследуемого объекта. Таким образом, утверждается его универсальное «значение».

Вебер М. был одним из немногих, кто занимался вопросами «Ценностного отношения». Его можно с полной уверенностью назвать единственным ученым, который детально определил данные понятия (12, с.804). Опираясь на размышления Вебера, можно определить формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни на примере школьников.

На первом этапе происходит у школьника «сложное ощущение», «волнение» и принятие данного понятия как неизбежной необходимости в его индивидуальном плане.

На второй стадии осуществляется преобразование объектов первоначальной (волевой) оценки в ценность. Соотнося объект с определенной системой ценностей, школьник доводит «до своего сознания и сознания других людей» его конкретную индивидуальную и «неповторимую» форму, в которой воплотилось ценностное содержание исследуемого объекта, в нашем случае – это будет «Здоровый образ жизни».

Рассматривая процесс отнесения к ценности, нельзя не рассмотреть логику усвоения ценности. Данный процесс у младших школьников проходит три фазы.

Первая фаза связана с эмоциональным постижением объекта – ребенок вначале любой объект воспринимает эмоционально. Причем на уровне эмоционального принятия или непринятия его.

Вторая фаза связана с осознанием личной и общественной значимости воспринимаемого объекта.

Третья фаза связана с включением ценности в систему ценностных ориентаций через соотнесение ее с другими ценностями на уровне эмоциональных реакций и личностной значимости (50, с.95).

Зная механизм отнесения объекта к ценности, возможно воздействие на него с помощью педагогических и психологических методов.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни

    Реферат >> Педагогика
    ... ценностного отношения к здоровому образу жизни. Предметом настоящей работы являются способы формирования представлений современных школьников о здоровом образе жизни, а объектом – процесс формирования здорового образа жизни. Глава 1. Здоровый образ жизни ...
  2. Формирование здорового образа жизни подростков на примере старшеклассников п Стойба Амурской области

    Дипломная работа >> Педагогика
    ... здоровья сертификация учебных и программ, направленных на формирование здорового образа жизни школьников ... процесса становления ценностного отношения к здоровью у подростков. Таким образом, программа, направленная на формирование здорового уровня жизни ...
  3. Формирование здорового образа жизни младших школьников (1)

    Дипломная работа >> Педагогика
    ... формирования здорового образа жизни младших школьников». Объектом исследования является процесс формирования представлений младших школьников о здоровом образе жизни. Предметом исследования является способы формирования представлений младших школьников ...
  4. Здоровый образ жизни как условия полноценного развития подростка

    Курсовая работа >> Педагогика
    ... здоровью школьников. Пытаясь установить взаимосвязь между отношением учителя к своему здоровью, его потребности в соблюдении здорового образа жизни ... заданий и интенсификации учебного процесса. Таким образом, учебная нагрузка до 20% школьников 1-го класса и ...
  5. Приобщение детей младшего школьного возраста к здоровому образу жизни

    Реферат >> Педагогика
    ... младшего школьного возраста к здоровому образу жизни. ВВЕДЕНИЕ Сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0012660026550293