Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономическая теория->Контрольная работа
Экономические реформы, происходящие в нашей стране в течение последних лет, серьезно изменили социальную структуру общества. Произошло стремительное с...полностью>>
Экономическая теория->Реферат
Доходы и прибыль в рыночной экономике используются как важнейший инструмент регулирования деятельности субъектов хозяйствования. Максимизация прибыли ...полностью>>
Экономическая теория->Реферат
В процессе исторического развития рыночного (товарного) хозяйства изменялось понимание рынка, его сущности, изменялся и сам рынок, его роль в экономик...полностью>>
Экономическая теория->Реферат
Сфера труда и занятости — это одна из тем, интерес к которой со стороны научной общественности не ослабевает. И это вполне закономерно. Во-первых, тру...полностью>>

Главная > Реферат >Экономическая теория

Сохрани ссылку в одной из сетей:
  1. Предмет и метод экономической истории цивилизации

История экономических учений изучает эволюцию взглядов на экономические процессы, закономерности формирования и развития экономических теорий и школ. Данная наука не ограничивается изучением ис­точников, систематизацией и раскрытием взглядов выдающихся эко­номистов; она стремится выявить взаимосвязь и преемственность идей, трансформацию подходов и выводов.

Экономическую историю интересует, под влиянием каких условий меняются взгляды на экономическую действительность, как эволюционирует трактовка базовых категорий, совершенствуются ме­тоды экономических исследований.

Изучая эволюцию экономических концепций, ученые стремятся уяс­нить, как разворачивается процесс формирования и обогащения знаний об экономике, как и почему многие идеи прошлого и сегодня сохраняют свою актуальность, каким образом они влияют на современные представления.

История экономических учений помогает понять общую направ­ленность эволюции экономической науки, трансформацию ее гене­ральных направлений, взаимосвязь с экономической политикой, при­нятием стратегических и оперативных решений.

Некоторые экономисты считают излишним обращаться к теориям и взглядам прошлого. Они считают, что эти теории и взгляды «оброс­ли ракушками», потеряли свою значимость, поэтому на знакомство с ними не следует тратить время.

Тех, кто придерживается подобного, сугубо негативного мнения, сравнительно немного. Абсолютное большинство специалистов его не разделяют.

Почему же экономисту полезно, а подчас просто необходимо зна­комиться с историей возникновения и развития экономической мысли, с теоретическими разработками и концепциями, создававши­мися и имевшими хождение еще сто, двести и более лет тому назад?

Во-первых, история экономических учений представляет собой как бы ступени познания экономической науки. Знакомство с ней по­могает понять внутреннюю логику, взаимосвязь экономических кате­горий, законов, концепций.

Изучение истории экономической науки помогает проникнуть в самую суть экономического мышления. Это своего рода стартовая площадка, вводный курс экономической теории.

Во-вторых, знакомство с различными школами и направлениями в экономической науке позволяет полнее уяснить взаимосвязь теорети­ческих взглядов и концепций с условиями и причинами их возникно­вения, потребностями экономической практики, интересами различ­ных социальных групп, стран, народов. Важно уловить последователь­ность, понять причины эволюции научных положений, идей, уяснить их связи с происходящими изменениями в экономической практике.

В-третьих, обращение к истории экономической мысли способст­вует умению объективно оценивать теории, рекомендации, выводы. Важно понять и осмыслить относительность экономических знаний, необходимость их постоянного уточнения, углубления, совершенство­вания.

Как считают многие авторитеты, основы современных представлений «сидят в прошлом». И эти представления и идеи про­шлого не принадлежат исключительно истории; они несут элементы сегодняшних и нередко завтрашних, будущих взглядов.

Обращаться к концепциям, положениям, заключениям, если угодно, к ошибкам и заблуждениям экономистов и политиков про­шлого необходимо уже потому, что это дает возможность глубже понять и осмыслить проблемы современности, освободиться от устаревшего, сохра­нить и использовать все полезное. Для этого недостаточно знакомства с какой-либо одной концепцией или системой взглядов, как бы попу­лярны они ни были.

Экономические школы и теории так или иначе отражают слож­ность и противоречивость хозяйственной практики. Они, эти школы и теории, развиваются, переживают периоды популярности, эволюции, трансформации. Вместе с тем экономические учения сами «выходят» из прошлого, органично сохраняя связь с патриархами экономической науки, порой весьма прочно и в то же время противоречиво.

Как и любая другая социальная дисциплина, история экономических учений базируется на основных принципах определенной методологии.

Тенденции развития интересующего экономиста явления могут быть выявлены наиболее рациональным образом на основе анализа взаимодействия характеристик данного явления, находящих свое отражение в основных этапах развития экономической науки. При этом структура исследовательского действия должна совпадать со структурой единого целостного устройства функционирующего экономического исследуемого явления в зависимости от изменения взглядов на его развитие на конкретном этапе развития экономической науки.

Методология исторического анализа строится на определенных принципах:

во-первых, принцип научной абстракции: становление любой экономической категории рассматривается в виде "чистой" модели функционирования, то есть в рамках механизма внутренних причинно-следственных связей. Это позволяет выявить внутреннюю природу большинства экономических процессов и явлений и совершить первый шаг в сторону практической иерархии всех экономических феноменов;

во-вторых, принцип материалистической диалектики: развитие экономики - это изначально процесс реального производства в различных его формах, и потому теоретическая экономика оперирует категориями, отражающими этот материальный процесс, причем, в нашем курсе с позиций классической диалектики: спонтанного становления, накопления сущностных характеристик, модификации в результате действия внутреннего противоречия и перехода в иное качественное состояние;

в-третьих, принцип историзма, что определено самим предметом курса: ведь мы анализируем не только теоретическую эволюцию представлений об экономическом базисе, но и историческую составляющую. Ретроспективный взгляд выявляет не только особенности экономической истории концепций в различных странах, но и общий алгоритм функционирования хозяйственных систем, несмотря на исторические обстоятельства, этнографические и правовые особенности, различность мировоззренческих установок;

в-четвертых, принцип монизма как основополагающий и системообразующий элемент. Все многообразие мнений, представлений об экономике в различные эпохи анализируется через призму одного критерия- всеобщности развития, поэтому история экономических учений носит наднациональный характер.

Кроме того необходимо отметить. Что развитие любой науки. В том числе и экономической истории, зависит от совершенствования методов её исследования. Поэтому в течение развития экономической мысли менялись и методы, которыми пользовались различные ученые.

В работах современных экономистов нередко встречаются ссылки на работы, на авторитет, на методологию классиков. В чем же она заключалась? Вот несколько примеров из истории экономических учений:

1. Метод исследования, по словам Милля, включает два исходных постулата. Во-первых, как правило, выводы и заключения справедливы лишь при определенных услови­ях. Во-вторых, из этого следует, что они не могут и не должны носить универсального характера. Милль уточняет: не только цена изме­няется под воздействием спроса и предложения. Имеет место и обрат­ная зависимость – сама цена оказывает влияние и изменяет спрос и предложение. Здесь важен методологический принцип – причина и следствие в экономической практике нередко меняются местами. То, что было причиной, может стать затем следствием, и наоборот, следст­вие занимает место причины. Теория Милля представляет ценность с точки зрения разработки методологии экономического анализа.

2. Экономисты, которых принято относить к неоклассикам, пред­ставляют далеко не однородную школу. Они отличаются сферой инте­ресов, занимаются различными проблемами. Имеются особенности в используемых ими методах, подходах к анализу экономической дейст­вительности. Это также отличает их от классической школы, которая в принципе является более однородной по взглядам и выводам, разде­ляемым ее основными представителями.

Одна из особенностей неоклассической школы – широкое ис­пользование графиков, схем, экономических моделей. Это не толь­ко иллюстративный материал, но и инструмент теоретического ана­лиза.

3. Маршалл расширил категорийный аппарат, предложил ряд новых подходов, обогатил методологию. Один из приемов анализа состоит в том, что все элементы, кроме одного, принимаются в качестве посто­янных, затем тщательно изучаются последствия происходящих изме­нений. Основной принцип – учет взаимодействия спроса и предложе­ния как важнейших слагаемых, определяющих рыночные процессы и явления.

4. Ф. Лист считается основоположником исторической школы, одним из разработчиков исторического метода в политической эконо­мии.

5. Сравнительный метод в экономической науке – наиболее надежный и результативный ин­струмент изучения экономической реальности.

6. Сравнивая идеальную «модель» с действительным процессом эконо­мического развития, Вебер отслеживает степень отклонения реальной системы отношений от идеала. Это – метод исследования историчес­кого развития народов, сопоставления национальной практики и об­щетеоретической модели.

7. Современная экономическая теория так или иначе связана с тео­рией и методологией Кейнса. Кейнс ввел в арсенал экономической науки новые методологичес­кие подходы. Обосновал роль мультипликационного эффекта, кредит­ной политики, показал значение ряда других инструментов.

8. Идею «неоклассического синтеза» выдвинул американский эконо­мист Пол Самуэльсон. «Синтез», по Самуэльсону, заключается в согласовании теории трудовой стоимости и теории предельной полезности, анализа на микро- и макроуровне, подходов к изучению статики и динамики, вза­имосвязанного анализа равновесия и отклонения от него, плавного и дискретного развития. Характерной чертой становится использование различных спосо­бов экономического анализа, широкое применение экономико-мате­матических методов. Математические модели и расчеты помогают уточнить логические обоснования, выявить функциональные взаимо­связи, проверить выводы и предсказания.

Таким образом, на всем протяжении развития экономической мысли четко прослеживается развитие и разнообразие методологии, позволяющей изучить те или иные явления в экономике.

В данной главе приведена только малая часть тех методов которые могут быть использованы при изучении истории экономических учений. Но это основные методы, применяемые когда-либо.

В чем же заключается их сущность? Итак, суть всех методов склоняется к нескольким определениям, которые необходимо уяснить, чтобы разбираться в тонкостях каждого метода:

      • Историческое и логическое (философские категории, раскрывающие важные особенности процесса развития, а также соотношение между логическим развитием мысли и реальной историей предмета. Историческое выражает структурные и функциональные процессы возникновения и формирования данного объекта. Логическое – те соотношения, законы, связи и взаимодействия его сторон, которые существуют в развитом состоянии объекта);

      • Абстрактное и конкретное (Абстрактное – сторона, часть целого, одностороннее, простое, неразвитое. Конкретное - многостороннее, сложное, развитое, целостное);

      • Анализ и синтез (в самом общем значении процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей. Анализ и синтез играют важную роль в познавательном процессе и осуществляются на всех его ступенях).



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Предмет и метод экономической теории (5)

    Реферат >> Экономическая теория
    ... Предмет и методы экономической теории Введение 3 1. Предмет экономической теории 6 1.1. Зарождение и развитие экономической теории 6 1.2. Экономические законы и экономические категории 11 1.3. Предмет исследования экономической ... мировой цивилизации не ...
  2. Предмет и метод экономической теории (4)

    Лекция >> Экономика
    Лекция №1. Тема: Предмет и метод экономической теории Цель лекции: Рассмотреть методы экономической теории. Уяснить предмет экономической теории. План лекции ... их было использовано за всю историю развития цивилизации до этого времени. Обоснование ...
  3. Предмет и методы экономической теории. Социально-экономические потребности

    Реферат >> Экономическая теория
    ... Предмет и методы экономической теории. Социально-экономические потребности. Содержание: Введение………………………………………………………………………………………………..……2 Глава 1. Формирование экономической теории как науки. Предмет и методы экономической ...
  4. Предмет и методы экономической теории (1)

    Курсовая работа >> Экономика
    ... Актуальность темы курсовой работы "Предмет и методы экономической теории" обусловлена тем, что ... В любом серьезном исследовании истории экономиче­ской мысли этой школе уделяется ... законе. Практика развития мировой цивилизации не подтвердила воплощение этих ...
  5. Предмет и методы экономической теории, её место в системе экономических наук

    Реферат >> Экономическая теория
    ... экономические понятия. 3 3. Предмет экономической теории. 11 4. Функции экономической теории. 15 5. Методы экономического исследования. 17 6. Методология экономической ... оказаться, с одной стороны, на «обочине» цивилизации, а с другой - не нанести ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0026271343231201