Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Курсовая работа
Модель личности, продолженную Айзенком, часто называют моделью черт личности, поскольку она включает в себя попытку сравнения людей по отдельным черта...полностью>>
Психология->Реферат
Як відомо, діяльність всіх органів і систем організму координує нервова система Експериментально встановлений взаємозв’язок між негативними емоціями і...полностью>>
Психология->Реферат
В настоящее время в различной литературе можно встретить много разных определений конфликта, но наиболее распространены два подхода к пониманию этого ...полностью>>
Психология->Реферат
Современная экономическая ситуация в России и в мире характеризуется все более растущей конкуренцией В целом компании предлагают схожие продукты и усл...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Нарушенная социальная микросреда: неполная семья; сильная занятость родителей; отсутствие братьев и сестер; искаженные семейные отношения, приводящие к неправильному освоению социальных ролей, неправильное воспитание; раннее (12-13 лет) начало самостоятельной жизни и преждевременное освобождение от опеки родителей; легкий и неконтролируемый доступ к деньгам и непонимание того, как они достаются; алкоголизм или наркомания у кого-либо из близких родственников или близких людей; низкий образовательный уровень родителей.

Индивидуально-биологические особенности личности: наследственная отягощенность в отношении психологических заболеваний и алкоголизма, тяжелые соматические заболевания и нейроинфекции в раннем детстве; органические поражения мозга, умственное недоразвитие и психологический инфантилизм.

Индивидуально-психологические особенности и нервно-психические аномалии личности: низкая устойчивость к эмоциональным нагрузкам, повышенная тревожность, импульсивность, склонность к рискованному поведению, недостаточная социальная адаптация, особенно в сложных условиях, различной выраженности акцентуации характера, преимущественно комформного, гипертимного, неустойчивого типов, неврозы и психопатии.

В настоящее время существует ряд подходов к диагностике повышенного риска наркомании у подростков. Согласно наркологическому подходу, основными признаками риска считаются злоупотребление чаем, кофе, табаком, алкоголем, наследственная отягощенность наркологическими и психическими заболеваниями.

При педагогическом подходе признаками риска считаются вредные привычки (грызение ногтей, курение), педагогическая запущенность, воспитание в социально неблагополучных семьях. Правоохранительный подход в качестве основных признаков риска рассматривает определенные формы девиантного поведения: азартные игры, самовольные уходы из семьи, уклонение от учебы и работы, участие в асоциальных подростковых группах. Психиатрический подход основное значение придает психическим нарушениям: неврозам, психопатиям, депрессиям, органической мозговой патологии.

В подростковом возрасте возможны резкие и не всегда прогнозируемые проявления саморазрушающего поведения. К сожалению, внешняя, скорее, демонстративная поведенческая доминанта не снижает реальной опасности рискованных и разрушительных последствий для экспериментирующего над собой подростка. При этом предупреждения взрослых, чужой опыт, возможные телесные повреждения и увечья, более того, даже перспектива смерти не являются для него барьером на пути принятия «своих» решений. Последствия таких решений при определенных обстоятельствах могут трансформироваться в условия аномального развития молодого человека. И тогда влечение к употреблению наркотиков становиться не только признаком личностно-психологического неблагополучия, но и явным показателем сложившегося саморазрушающего поведения и развития. Причинами саморазрушающего, аномального, деструктивного развития, как правило, являются: неспособность подростка к продуктивному выходу из ситуации затрудненности удовлетворения актуальных жизненно важных потребностей; несформированность и неэффективность способов психологической защиты подростка, позволяющей ему справляться с эмоциональным напряжением; наличие психотравмирующей ситуации, из которой подросток не находит конструктивного решения.

Особого внимания заслуживает анализ причин, по которым некоторые старшеклассники, находясь объективно в равных условиях, все же сохраняют наркоустойчивость, тогда как другие начинают употреблять наркотические вещества.

Во-первых, подростки отличаются психологическими особенностями в переживаниях, а также способах разрешения внутриличностных и межличностных конфликтов, различным поведением в условиях конфликтных взаимоотношений.

Подростки, способные к конструктивному поведению в конфликтных ситуациях со взрослыми или сверстниками, значительно устойчивее в отношении наркотиков, нежели их «неконструктивные» ровесники.

Во-вторых, подростки различаются фактором стрессоустойчивости. Дети, обладающие индивидуальной внутрипсихологической способностью или умением преодолевать стрессовые ситуации, трансформировать их в различного рода поисковую активность, показали значительно большую устойчивость к наркотикам, чем дети, не умеющие этого делать.

Анализируя особенности восприятия и поведения подростков в стрессовых ситуациях, можно указать несколько основных психологических причин, способствующих употреблению наркотических веществ.

Низкая самооценка.

Фокусировка на внешнее окружение: оценка своего настроения на основании настроения других людей.

Неспособность идентифицировать или выразить чувства.

Неспособность просить о помощи: «Если ты сам не позаботишься о себе, то никто о тебе не позаботишься».

Экстремальное мышление.

Необходимо упомянуть еще об одной точке зрения, встречающейся в психологической литературе. На возникновение наркомании в подростковом возрасте могут оказывать влияние особенности некоторых черт характера, а точнее, его определенные акцентуации. Под акцентуацией характера авторы понимали крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера человека чрезмерно усилены. Существуют подробные описания каждого вида акцентуации.

I.3. Наркотическая зависимость среди подростков

Среди причин, по которым наркотики так легко прижились в России, безусловно, самыми вескими являются следующие:

1) Развал системы детских и молодежных организаций.

2) Резкое изменение социальноого статуса - расслоение в обществе.

3) Массированное влияние западной культуры и пропаганда западного стиля жизни.

4) Ценностный кризис в обществе - потеря жизненных ценностей.

5) Ослабление семейных связей (в частных случаях).

Все это привело к тому, что молодежь, а именно она - самая легко раскачиваемая часть общества, начинает употреблять наркотики. Проблема детской и подростковой наркомании в России достигла катастрофических размеров: на сегодняшний день уже каждый второй школьник пробовал наркотики.

Наркоманией, в первую очередь, оказываются задетыми низшие слои общества. Дети из малообеспеченных, пьющих семей, находящиеся без присмотра родителей, начинают в раннем возрасте употреблять алкогольные напитки, нюхают бензин, клей Момент и Резиновый, затем переходят на анашу, маковую соломку, балуются паркопаном, кетамином. Потом уже пробуют тяжелые наркотики, такие, как винт и подсаживаются. И если для них это способ уйти от окружающей их грязной действительности, то отпрыски богатых родителей начинают принимать наркотики ради крутизны. Запретный плод - сладок. Как ни странно, для них низший слой является неким олицетворением свободы и безнаказанности, и они по-своему ему завидуют. Они невольно повторяют их действия и пытаются таким образом выделиться перед сверстниками. Богатые начинают с паркопана, анаши, экстази, затем переходят на героин, кокаин.[8]

К сожалению, в молодежной среде принимать наркотики сегодня стало модным, престижным и почти обязательным действием; но в подростковом возрасте наиболее актуальной является не уже сформировавшаяся наркомания, а различной степени стойкости злоупотребление наркотиками, обозначаемое как аддитивное поведение. В литературе описано два типа такого поведения:

- полисубстантное (применение широкого спектра психотропных и токсических веществ, среди которых затем выбирается наиболее привлекательное);

- моносубстантное (применение только одного вещества, к которому имеется наилучший доступ). Риск возникновения и развития наркоманий при наличии аддитивного поведения (АП) по данным литературы колеблется в широких пределах (для опиатов это составляет от 19 до 42%).

Факторы риска можно разделить на три наиболее значимых и основных группы:

  • социальные факторы - доступность вещества (или препарата); мода на него; влияние группы сверстников (самый значимый фактор);

  • психологические факторы - личностный характер человека; привлекательность испытываемых ощущений и переживаний;

  • биологические факторы – изначальная толерантность; пути и природа употребляемого вещества (препарата).

Наиболее опасным из этих групп с точки зрения эпидемиологии является социальный фактор, в котором наиважнейшим этапом АП является этап групповой психической зависимости, когда потребность в употреблении наркотиков возникает немедленно, как только собирается своя компания.

Здесь, как правило, еще отсутствует индивидуальная психическая зависимость, но чрезвычайно важным с эпидемиологической точки зрения является тот момент, что на этом этапе имеют значение существующие определенные общественные ритуалы применения наркотиков (такие, как один шприц для всех и общая посуда, деление дозы наркотика с товарищем, добавление своей крови для очистки и проверки качества наркотика и т.д.), кровно связывающие всех вместе и позволяющие подросткам чувствовать себя не одинокими и нужными тем, кто вместе с тобой. При этом отказ от общего шприца может трактоваться исключительно как предательство своей компании, а не как элемент защиты собственного здоровья. В конечном счете, это может привести сперва к отказу в поддержании дружеских отношений с последующим изгнанием из команды, что очень болезненно воспринимается в подростковом возрасте и служит ведущей мотивировкой к совершению различных поступков (в том числе и криминального характера), с целью восстановления социального status quo.

О важности реакции группирования со сверстниками в организации профилактических мероприятий говорят и такие цифры (по данным опроса школьников): 45,4 % узнали о наркотиках в компании старших ребят, 34,6% - от сверстников.

Можно выделить следующие подростковые группы по АП:

а) территориальные - группирующиеся по месту учебы или месту жительства;

б) деликвентные - т.е. объединенные не наказуемыми с точки зрения уголовного законодательства поступками и правонарушениями (как правило, мелким воровством или мелким хулиганством);

в) криминальные - объединенные действиями, аналогичными указанным в пункте (б), но подпадающими под уголовное законодательство.

Из трех указанных типов групп наибольшее эпидемиологическое значение имеют территориальные группы, в которых около 65-70 % подростков начинали злоупотреблять наркотиками. Злоупотребление наркотиками в этих группах ограничивается пускай и частыми, но все-таки отдельными эпизодами, еще не приведшими к сформировавшейся зависимости.

Особое место среди групп АП занимают наркотические группы, по сути являющиеся следующим этапом объединения подростков, потребляющих наркотики. Обычно они формируются из людей с уже сформировавшейся зависимостью. Одной из задач таких групп является привлечь и удержать новичков. Различают первичные и вторичные наркоманические группы (НГ). В первичных НГ объединяющим фактором являлся и является наркотик, во вторичной – объединение происходило по иной причине, но в НГ остались только те, кто пристрастился к наркотикам. Около 60% вторичных НГ формируется из территориальных групп подростков с АП.

НГ обычно немногочислены, их объединяет добыча наркотиков, при надобности – их изготовление, переработка сырья, совместное употребление и иногда торговля.

По данным статистики, подростки с АП, госпитализированные в наркологические и психиатрические стационары, принадлежали к следующим группам:

- территориальные группы - 44 %;

- наркоманические группы - 10 %;

- одиночки (без принадлежности к группам) - 8 %;

- случайные компании - 7 %;



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Профилактика наркотической зависимости подростков (2)

    Курсовая работа >> Социология
    ... и доступности социально-медицинской и духовно-психологической реабилитации, развитие сети реабилитационных учреждений; снижение ... деятельности Центра по профилактике и реабилитации подростков с наркотической зависимостью, мы можем признать его работу ...
  2. Реабилитация подростка с девиантным поведением в условиях пенитенциарной системы

    Дипломная работа >> Психология
    ... реабилитации будет способствовать развитию личности подростка. ЗАДАЧИ: 1. Выявить теоретические (социальные, психологические, ... которое выражается в психической и Физической зависимости от наркотических средств. Токсикомания — использование лекарственных ...
  3. Психологические особенности людей, употребляющих наркотические вещества

    Курсовая работа >> Психология
    ... исследования: бесплатный Центр Социальной Реабилитации для наркозависимых и алкоголиков « ... велико ее влияние на подростка. По мере взросления ... наркозависимости в рамках основных психологических направлений; виды наркотической зависимости и методы ее лечения ...
  4. Психологическое сопровождение подростков с ассоциальным поведением

    Дипломная работа >> Психология
    ... межрайонных центров по социальной реабилитации детей и подростков и профилактике безнадзорности; ... является токсикомания. К распространенным наркотическим веществам относятся: 1. Морфий ... в физической или психологической зависимости от наркотиков, непреодолимом ...
  5. Технология реабилитации людей, страдающих игровой зависимостью

    Курсовая работа >> Психология
    ... гормонов и эндорфинов (наркотических веществ), которые ... С. 133. Репрянцева Е.А. Игровая зависимость современных подростков: сущность, признаки, формы проявления ... А.А. Лечение и реабилитация игроков с психологической зависимостью от азартной игры ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0020198822021484