Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
В пособии излагаются основные принципы, раскрывается содер­жание, показана организация психолого-педагогической коррекции в современной школе. Предста...полностью>>
Психология->Доклад
Жизнь современного человека в обществе связана со многими трудностями, вызывающими его психологические и физиологические реакции. Немало подобных слож...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Вторая сигнальная система неразрывно связана с социальной жизнью человека, является результатом сложных взаимоотношений индивидуума с окружающей общес...полностью>>
Психология->Реферат
На протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Многие педагоги исследовали формы обучения (И. М. Чередов, В. К. Дьяченко, ...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1.2 Психологические особенности детей, воспитывающихся в реабилитационных центрах

Исходя из документов Министерства социальной защиты населения Российской Федерации, в реабилитационных центрах воспитываются дети с отклонениями в развитии. Среди них имеются дети с психическим недоразвитием, с задержкой психического развития, дети с церебральным параличом, с аутизмом, дети с эмоциональным нарушением, дети олигофрены, дети-психопаты, дети с астеническими состояниями, с различными нарушениями слуха и речи.

Дети с различными нарушениями слуха и речи. Речь - одна из центральных, важнейших психических функций. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребенка и на его общее развитие. Развитие мышления зависит от развития речи. В формировании речевой функции участвуют: речевой анализатор и речедвигательный анализатор. Деятельность речедвигательного анализатора зависит от слухового анализатора, который имеет исключительное значение для развития произносительной стороны речи.

Правильное развитие речи ребенка характеризуется не только уровнем развития фонематического восприятия и произносительной стороны речи, но и способностью различать в своей речи и в речи окружающих звуковой состав слова. Эта способность осознавать звуковой состав слова, является центральным моментом, как и при овладении грамматическим строением родного языка, так и при обучении грамоте. При различных степенях нарушения слуха, у детей часто возникают затруднения в овладении грамотой.

Полное или очень резкое нарушение слуха в раннем возрасте, приводит к тому, что речь ребенка не развивается, он становится немым и его обучение возможно только в специальной школе для глухих. Для детей с различной степенью тугоухости также нужны особые методы обучения. Их направляют в специальные школы для слабослышащих детей. Иногда таких детей ошибочно направляют даже во вспомогательные школы для умственно отсталых, так как нарушение слуха приводит не только к недоразвитию речи, но и к задержке общего развития, что и дает повод для ошибочного диагноза «олигофрения».

В случае тугоухости особенно важно учитывать не только степень, но и время наступления снижения слуха. Это имеет существенное значение для понимания характера отклонений в развитии у детей и для предупреждения ошибочного диагностирования их как олигофренов. Тугоухость, наступившая рано, в период, когда у детей еще не сформировалась речь, ведет к тому, что без специального обучение речь у детей не развивается. При возникновении у ребенка тугоухости, той или иной степени в более позднем возрасте, то есть после того как у него сформировалась речь, дельнейшее развитие речи будет идти более интенсивно, хотя и с характерными недостатками, обусловленными тугоухостью.

Учитывая разный уровень развития речи у этих двух категорий слабослышащих детей, структурой специальных школ для них предусмотрено два отделения, работающих по своим учебным планам и программам.

Есть также дети, которые испытываю затруднения в овладении чтением и письмом, несмотря на то, что слух у них сохранен. Это преимущественно дети с речевыми нарушениями.

Так же в реабилитационных центрах встречаются дети - олигофрены, умственное недоразвитие которых обусловлено поражением отдельных мозговых систем во внутриутробном периоде или в самом раннем периоде жизни в связи с внешними вредностями. Известную роль может играть и патологическая наследственность.

Чаще всего олигофрения возникает вследствие разнообразных внешних факторов, неблагоприятно влияющих на внутриутробное развитие плода. Сюда относятся некоторые инфекционные заболевания матери во время беременности — тяжелые вирусные гриппы, заражение плода различными паразитами, которые имеются у матери, алкоголизм родителей, травматические поражения плода. Причиной олигофрении могут быть природовые травмы. Олигофрения иногда может возникнуть вследствие заболевания ребенка на самых ранних этапах его жизни. К этим заболеваниям относятся воспалительные заболевания мозга и его оболочки и травматические поражения центральной нервной системы.

Олигофрения имеет разные степени выраженности. Наиболее тяжелой степенью олигофрении является идиотия, при которой дети не обучаемы. Следующая, так же тяжелая форма олигофрении - имбецильность, при которой дети могут освоить некоторые самые несложные виды труда, и даже овладеть элементами грамоты. Третью группу олигофренов по степени умственного недоразвития составляют дети-дебилы, которые способны в более удлиненные сроки овладеть программой начальной школы и получить профессиональную подготовку по несложным видам труда в промышленности. У детей-дебилов не доразвиваются сложные произвольные формы движений. Они часто начинают позже ходить. В большинстве случаев имеет место задержка в развитии речи. В игре дети-дебилы не всегда могут действовать соответственно взятой на себя роли, так как недостаточно понимают игровую ситуацию в целом.

Для детей-дебилов характерна интеллектуальная недостаточность. Она выражается к неспособности к отвлеченным обобщениям, к установлению связей и зависимостей между предметами и явлениями окружающей действительности, к их анализу и синтезу. Мышление ребенка-дебила имеет наглядно-образный, ситуационный характер и обладает рядом своеобразных черт. Так, рассматриваемый предмет, дебил замечает меньше характеризующих его признаков, бессистемно выделяет главным образом только наглядно воспринимаемые, резко очерченные его части и, как правило, не самые существенные.

У ребенка олигофрена отмечается резко обеденный и суженый круг знаний и представлений об окружающем, слабая ориентировка в пространстве, во времени, в обыденной жизни. Он часто не знает своего адреса, имен близких родных.

Отличительной чертой детей олигофренов является тупоподвижность, инертность психических процессов, они склонны к «застреваниям», к стереотипности в мышлении и действиях. У них снижено критическое отношение к себе и окружающим.

По особенностям своего поведения эти дети далеко не однородны: они возбудимы, импульсивны, недостаточно дисциплинированны; другие - более уравновешенны, спокойны и дисциплинированны, есть крайне вялые, заторможенные, медлительные.

Имеются также дети с временной задержкой психического развития. К этой категории относятся дети с психофизическим или только психическим инфантилизмом и дети, у которых инфантилизм сочетается с задержкой в развитии познавательной деятельности - произвольного внимания, логического запоминания, пространственных представлений, восприятия, мышления. Задержки в развитии могут возникнуть из-за явлений токсикоза или нарушения питания матери во время беременности, из-за недоношенности. Эти дети позже начинают ходить и говорить. Физическая недостаточность у них характеризуется малым весом и ростом. Особое своеобразие наблюдается в развитии эмоционально-волевой сферы. Инфантильность в поведении этих детей, то есть наличие у них черт, характерных для более младшего возраста.

Еще одна категория детей с астеническими состояниями. В зависимости от причин, вызвавших астеническое состояние, обычно различают церебральную астению и соматическую астению. Характерной особенностью астенических и, тем более, цереброастенических состояний является нарушение интеллектуальной деятельности при первично-сохранном интеллекте. В процессе учебной работы у таких детей быстро наступает утомляемость, нервное истощение, возникают головные боли. В результате этого нарушается работоспособность, наблюдается ослабление памяти, внимания, дети плохо сосредотачиваются при выполнении задания.

Дети с астеническими состояниями, несмотря на отсутствие локальных речевых расстройств, испытывают трудности в процессе овладения чтением, письмом, счетом.

Церебральная астения чаще бывает обусловлена нарушением циркуляции жидкости в мозгу, либо возникает вследствие перенесенного сотрясения мозга, или воспалительного очага в мозгу. Это происходит потому, что при воспалительных мозговых процессах и при черепных травмах количество спинномозговой жидкости ожжет несколько увеличиться и тогда циркуляция ее нарушается. Церебральная астения нередко обусловливает неуспеваемостью детей.

Дети с реактивными состояниями и конфликтными переживаниями. Нервно-психические нарушения, которые возникают у ребенка вследствие травмирующих его психику ситуаций, носит название реактивных состояний. Реактивные состояния у детей могут возникнуть при отсутствии каких бы то ни было мозговых нарушений. Реактивные состояния могут проявляться в замыкании, в подергиваниях в различных частях тела, страхах, недержании мочи, а при острых состояниях даже кала. При остро действующих травмирующих моментах у детей нередко наблюдается расстройства сознания типа сумеречных, то есть таких, когда ребенок совершает ряд действий, о которых в дальнейшем не помнит. У некоторых детей иногда появляется состояние психомоторного возбуждения в виде повышенной суетливости, бесцельных движений, немотивированных поступков. У других, наоборот, появляется реакция торможения, когда дети как бы цепенеют, застывают. В младшем возрасте отмечается выпадение отельных функций, например, временная глухота. У подростков отмечается нарушение всей эмоционально-волевой сферы.

Среди детей попадаются так называемые дети-психопаты. Причиной психопатии являются либо патологическая наследственность, либо неблагоприятные воздействия на ребенка внешних факторов во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах его жизни.

Психопатия характеризуется неравномерным развитием отдельных психических функций и систем. У детей-психопатов наблюдается недоразвитие и своеобразные изменения в эмоционально-волевой сфере. Одни дети чрезмерно чувствительны, обидчивы, ранимы, болезненно привязаны к кому-нибудь из своих близких при равнодушном отношении к остальным членам семьи. Другие дети, наоборот, эмоционально холодны, не имеют привязанностей, замкнуты, несколько эгоистичны. В некоторых случаях в чертах характера детей-психопатов выступает эгоцентризм, переоценка своих возможностей, подчеркнутое самоутверждение.

У детей-психопатов часто отмечается повышенная возбудимость, склонность к аффективным вспышкам. Характерным также является недоразвитие воли, наблюдается неустойчивое настроение. У них снижена работоспособность, они недостаточно внимательны, не умеют сосредоточиться, преодолевать трудности.

Наряду с группой детей-психопатов органического круга бывают дети с так называемой конституциональной психопатией. Этиологическим фактором этих психопатических состояний является патологическая наследственность. Основные особенности этой группы психопатов - вязкость и тугоподвижность эмоциональных проявлений. Поэтому для них характерны застревания на переживаниях, угрюмость, подозрительность, недовольство.

Дети с шизоидными чертами характера чаше всего бывают в семьях с наследственной отягощенностью в виде психических заболеваний. Своеобразие развития детей с шизоидной психопатией проявляется уже в раннем дошкольном возрасте. Одни из них чрезмерно впечатлительны, боятся всего нового, другие - двигательно беспокойны, третьи - вялы и пассивны. Но все они не общительны, несколько «отгорожены» от своих сверстников, предпочитают общение со взрослыми. Наряду с ускоренным умственным развитием у детей с шизоидными чертами недоразвивается моторика. Для всех детей этой группы характерны ранимость, неуверенность в себе.

Для детей с истероидными чертами наиболее характерен эгоцентризм, то есть стремление быть в центре внимания. Отсюда — склонность к рисовке, позе, хвастовству и приукрашиванию своих качеств, своей роли и выставление своей личности на первый план. Они конфликтуют со сверстниками, командуют ими, временами капризны, раздражительны, не всегда послушны, склонны к истерическим реакциям — бросаются на пол, плачут, стучат ногами, всячески пытаясь настоят на своем.

Спектр эмоциональных нарушений, в детском и подростковом возрастах, очень велик. Это могут быть: тяжелые невротические конфликты, неврозоподобные состояния у ребенка вследствие органического поражения ЦНС и другие.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Специфика деятельности социального работника с детьми-инвалидами в реабилитационных центрах

    Курсовая работа >> Социология
    ... деятельности социального работника с детьми инвалидами в реабилитационных центрах Выполнил: ... задержка развития социальных и коммуникативных навыков, формируются ... социального работника с детьми-инвалидами Детская инвалидность - важная социальная проблема ...
  2. Социальная работа с молодыми инвалидами

    Реферат >> Социология
    ... на развитие коммуникативных навыков, приобретение опыта социального взаимодействия, новых умений и навыков, ... инвалидам реабилитационных мероприятий является обязательным для лечебно-профилактиче­ских, образовательных учреждений, социаль­ных служб, центров ...
  3. Социально-культурная деятельность (2)

    Учебное пособие >> Социология
    ... технологий в социальной реабилитации детей-инвалидов реализуются далеко не в полном объеме. В большинстве реабилитационных центров и учреждений ... прогнозирования развития какой-либо важной для Вашего региона (города, области) социально-культурной проблемы ...
  4. Проблемы детей-инвалидов и их социальная реабилитация

    Реферат >> Социология
    ... Проблемы детей-инвалидов и их социальная реабилитация Современная модель деятельности реабилитационного центра ... ; В) обучение навыкам самообслуживания; Г) ... важных элементов реализации данной программы являлось создание и развитие реабилитационных центров ...
  5. Социально-правовая защита инвалидов

    Дипломная работа >> Социология
    ... инвалидов, действующих в системе Министерства труда и социального развития России. Проблема социальной и профессиональной реабилитации инвалидов ... Центра "Доброта", является Примерная положение о реабилитационном Центре ... навыков, умений, развитие ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0025370121002197