Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Право, юриспруденция->Лекция
Інструкція про порядок і розміри відшкодування витрат та виплати винагороди особам, що викликаються до органів дізнання, попереднього слідства, прокур...полностью>>
Право, юриспруденция->Шпаргалка
Под формой гос. устройства понимается административно-территориальное устройство гос-ва: характер взаимоотношений между гос-ом и его частями, между ча...полностью>>
Право, юриспруденция->Отчет о прохождении практики
Прошла по месту прохождения практики инструктаж по технике безопасности, а также инструктаж по правилам внутреннего распорядка. Ознакомилась с организ...полностью>>
Право, юриспруденция->Контрольная работа
- в налоговой инспекции (регистрационной палате) можно перепроверить факт официальной регистрации предприятия: кто зарегистрирован в качестве руководи...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Право, юриспруденция

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ВВЕДЕНИЕ

Нормы об участниках арбитражного процесса составляют самостоятельный институт арбитражного процессуального права. Нормативные правовые акты, регулирующие порядок разрешения дел по экономическим спорам, содержат достаточно широкий комплекс юридических гарантий защиты прав и охраняемых законом интересов участников арбитражного процесса.

Правовое положение каждого участника процесса определяется функциями и целями, которые тот или иной участник выполняет в ходе рассмотрения и разрешения споров. Участники арбитражного процесса – это те субъекты, действия которых могут способствовать правильному и быстрому рассмотрению споров, защите прав и охраняемых законом интересов хозяйствующих субъектов.

Участие государственных органов в судебных спорах предусматривалось еще Уставом гражданского судопроизводства 1864 года. В качестве этих органов выступали «казенные управления». К ним относились Казенные палаты – органы местного самоуправления финансами, Управления земледелия, Управления государственных имуществ, отделения Государственного банка, земские учреждения, органы городского самоуправления, в том числе городская Дума.

Эти участники процесса относятся к той же группе лиц, участвующих в деле, как и прокурор, то есть их правовое положение определяется тем, что они имеют только процессуально-правовую заинтересованность в исходе дела, выступают в защиту других лиц, когда нарушены публичные интересы, но от своего имени.

В отличие от гражданского процесса, их участие в арбитражном процессе предусматривает только одну форму. Они могут участвовать в процессе, только предъявляя иск по делам искового производства и подавая заявление по делам неискового производства.

Актуальность исследования. В последнее время цивилистическая процессуальная наука представлена значительным количеством научных исследований, посвященных спорным вопросам защиты публично-правовых интересов в арбитражных судах. Однако, несмотря на достаточно широкий спектр мнений, осветивших некоторые аспекты интересующей нас проблематики, следует признать, что трудности, возникающие в данной сфере, вызваны нечеткой концепцией защиты публичных интересов в арбитражном судопроизводстве. Несмотря на разнообразие взглядов на эту проблему, говорить о преимуществах той или иной точки зрения довольно сложно, в связи с чем вариант, закрепленный в действующем Арбитражном процессуальном кодексе РФ, видится вполне обоснованным. Тем не менее некоторые вопросы, связанные с обращением государственных органов, органов местного самоуправления в защиту публично-правовых интересов, не получили должного развития.

Цель данной дипломной работы состоит в анализе действующего законодательства в сфере правового регулирования участия в арбитражном процессе государственных органов, органов местного самоуправления, выявлении проблемных моментов в данной области, а также в формировании рекомендаций, позволяющих устранить выявленные проблемы правового регулирования.

Для реализации целей данного исследования необходимо решить следующие теоретические задачи:

1.Рассмотреть и проанализировать общетеоретические вопросы участия в арбитражном процессе органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных органов в защиту публичных интересов.

2.Исследовать порядок и особенности правового регулирования основания и цели участия в арбитражном процессе государственных органов, органов местного самоуправления иных органов в защиту публичных интересов.

3.Выявить понятие органов государственной власти, органов местного самоуправления, обладающих правом обращаться в суд в защиту публичных интересов.

Структура работы: работа состоит из двух глав, четырех параграфов, введения, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. Общие положения участия в арбитражном процессе органов государственной власти, местного самоуправления и иных органов в защиту публичных интересов

1.1. Основание и цель участия в арбитражном процессе органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных органов в защиту публичных интересов

Самостоятельной формой защиты публично-правовых интересов в арбитражном процессе представляет собой участие в деле государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов. Данный институт арбитражного процесса схож с институтом защиты прав других лиц в гражданском процессе на основании статьи 46 Гражданского процессуального кодекса РФ. Однако, в отличие от него в арбитражном процессе государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе только обратиться с иском в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов в случаях, предусмотренных федеральным законом. Арбитражный процессуальный кодекс РФ не предусматривает участия в процессе государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения по делу. Кроме того, обращение в суд общей юрисдикции в порядке статьи 46 Гражданского процессуального кодекса РФ имеет, прежде всего, целью защиту интересов других лиц, а статья 53 Арбитражного процессуального кодекса РФ ориентирует в основном на защиту публичных интересов, в том числе включающую и защиту прав других лиц (истцов).

Под статью 53 Арбитражного процессуального кодекс РФ подпадает участие государственных органов и органов местного самоуправления, связанное с реализацией их компетенции и властных полномочий. При этом государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы не являются непосредственными выгодоприобретателями по решению арбитражного суда, поскольку предъявленный ими иск направлен на защиту публичных интересов. Защита публичных интересов вполне может совпасть с защитой интересов конкретного истца как участника спорного материального правоотношения (который и будет в данном случае выгодоприобретателем в случае удовлетворения иска) в соответствии с частью 4 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса РФ, однако для данных органов предъявление иска может быть обусловлено только защитой интересов государства и общества.

Одновременно любой из государственных органов и органов местного самоуправления может выступать в арбитражном процессе как обычный субъект гражданского оборота, например, по искам, связанным с ремонтом занимаемого помещения, приобретением необходимого для работы оборудования, использованием коммунальных услуг, причинением вреда имуществу. В таких случаях в соответствии со статьей 44 Арбитражного процессуального кодекса РФ соответствующий государственный орган занимает положение обычной стороны в арбитражном процессе.

Право государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов на возбуждение дела в суде связано с двумя обстоятельствами: такое обращение в суд возможно, во-первых, в случаях, предусмотренных федеральным законом, и, во-вторых, в защиту публичных интересов.

Понятие "публичного" интереса носит оценочный характер. Вряд ли возможно отождествлять публичные интересы с публичным правом, точнее их связывать с нормами императивного характера в отраслях как публичного, так и частного права. В этом плане вполне пригодна конструкция защиты неопределенного круга лиц, с нарушением прав и интересов которых можно вполне говорить и о нарушении публичных интересов.

Например, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании выпуска ценных бумаг недействительным в случае, если недобросовестная эмиссия повлекла за собой заблуждение владельцев, имеющее существенное значение, либо в случае, если цели эмиссии противоречат основам правопорядка и нравственности. В данном случае в соответствии Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» защищаются публичные интересы, связанные с ликвидацией последствий противоправного поведения эмитента на фондовом рынке. Кроме того, одновременно защищаются права лиц, которые приобрели такие ценные бумаги, поскольку результатом признания выпуска ценных бумаг недействительным будет возвращение владельцам денежных средств, в том числе и юридическим лицам.

В соответствии с названным Федеральным законом Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг вправе обратиться с иском в арбитражный суд о взыскании в доход государства доходов, полученных в результате безлицензионной деятельности на рынке ценных бумаг; о принудительной ликвидации участника рынка ценных бумаг в случае неполучения им лицензии в установленные сроки и т.д. Такие же правовые возможности предоставлены антимонопольным, таможенным органам и ряду других государственных органов.

Фактически реализацией права государственных органов на защиту публичных интересов является обращение в арбитражный суд уполномоченных органов с заявлением о признании должника несостоятельным в соответствии со статьей 41 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». В данном случае одновременно защищаются как государственные (погашение долга перед государством), так и общественные (из гражданского оборота исключается такой участник) интересы.

На органах государственной власти, органах местного самоуправления при обращении в суд в защиту публично-правовых интересов лежит бремя доказывания заявленных требований. Орган, предъявивший исковое заявление, несет обязанности и пользуется правами истца. Отказ органа от предъявленного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу.

Вместе с тем во многих случаях защита публичных интересов в арбитражном процессе не связана с защитой интересов конкретных лиц в данном процессе (например, иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего профессиональную деятельность на фондовом рынке без лицензии; иск Центрального банка РФ о ликвидации коммерческого банка, у которого отозвана лицензия), поэтому развитие процесса зависит целиком от соответствующего органа, обратившегося с иском в арбитражный суд.

1.2. Представительство государственных органов, органов местного самоуправления, обратившихся в арбитражный суд в защиту публичных интересов

Институт представительства в арбитражном процессе распространяется на истца, ответчика, также на других лиц, участвующих в деле и осуществляющих процессуальные действия. «Представительство в арбитражном процессе следует определить как деятельность надлежащим образом уполномоченного лица – представителя, осуществляемая от имени и в защиту интересов стороны или третьего лица – представляемого, с целью оказания последнему правовой помощи».

Участвующие в деле органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в суд в порядке, предусмотренном статьей 53 Арбитражного процессуального кодекса РФ реализуют свои полномочия через свои органы управления, действующие в соответствии с федеральным законом, иным правовым актом или учредительными документами, а также посредством штатных работников или адвокатов, действующих по доверенности. Однако, учитывая определенную специфику организации органов государственной власти и местного самоуправления, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 09.12.2002 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъяснил, что государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов, реализуют свои функции как непосредственно, так и через подведомственные им органы и организации. Поэтому представительство органов государственной власти и органов местного самоуправления в арбитражных судах могут осуществлять по их специальному поручению подведомственные, а также вышестоящие по отношению к ним органы и организации через лиц, состоящих в их штате, либо адвокаты с подтверждением своих полномочий доверенностью.

Отсутствие в исковом заявлении государственного органа указания на вышестоящий орган, имеющий право выступать в защиту публичных интересов, не может служить основанием для отказа в иске или отмене уже принятого судебного акта по делу.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Арбитражный процесс (5)

    Книга >> Право, юриспруденция
    ... Поскольку в основе правового регулирования участия прокурора в арбитражном процессе лежит концепция ограничения ... нормативным правовым актом или договором. В арбитражном процессе отсутствует институт участия государственных органов и общественных ...
  2. Участники арбитражного процесса прокурор

    Реферат >> Государство и право
    ... участии в арбитражном процессе государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в защиту государственных и общественных интересов. 6. Каковы цели и задачи участия ...
  3. Арбитражные суды в РФ

    Реферат >> Государство и право
    ... общества.Государственный арбитраж согласно закону вправе вносить предложения по совершенствованию правового регулирования ... . 41 АПК РФ), участие в арбитражном процессе государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов (ст. 42 АПК ...
  4. Правовое регулирование судебных актов и постановлений уполномоченных органов

    Закон >> Государство и право
    ... Правовое регулирование исполнения судебных актов и постановлений уполномоченных органов Содержание: Введение:……………………………………………………………стр. 4-6 Глава 1. Основы правового регулирования ... участия ... государственными органами в процессе ... и арбитражного процессов / ...
  5. Арбитражная процессуальная форма защиты права

    Реферат >> Государство и право
    ... . Государственный арбитраж согласно закону вправе вносить предложения по совершенствованию правового регулирования экономических ... . 41 АПК РФ), участие в арбитражном процессе государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов (ст. 42 АПК ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0018069744110107