Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Философия->Реферат
Тулмин Стивен Эделстон (род 1922) — американский философ и методолог, один из основателей постпозитивизма Выдвинул эволюционистскую (по аналогии с био...полностью>>
Философия->Доклад
В любом философском учении существуют два раздела: онтология и гносеология Онтология (от греч  ontos — сущее и logos — учение) — это учение о бытии, т...полностью>>
Философия->Контрольная работа
Для понимания специфики философии большое значение имеет понимание ее "основного вопроса", особенности соотношения предмета и основного вопроса В любо...полностью>>
Философия->Контрольная работа
Почти все философские учения идеализма пропагандируют философскими средствами идеи сверхъестественного и зависимость от него судьбы человека Почти все...полностью>>

Главная > Контрольная работа >Философия

Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Философия»

Философия древнего мира Запада и Востока:

общие закономерности возникновения

и развития

Студент

гр. ЗПС – 04 -02- 37204

________ Т.А. Карпова

Преподаватель____________

Владивосток 2005

Содержание

Введение

1 Философия древнего мира Востока

1.1 Индия

1.2 Китай

1.3 Арабо-исламское учение

Вывод

2 Философия древнего мира Запада

2.1 Становление античной философии

2.2 Парменид

2.3 Платон

2.4 Аристотель

Вывод

Список использованных источников

Введение

Философия – одна из древних и увлекательнейших областей человеческого знания, духовной культуры. Зародившись в VIVII веках до н. э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой общественного сознания на все последующие века. Призванием философов стали постановка мировоззренческих вопросов и поиск ответов на них. Уяснение таких вопросов имело имеет для людей жизненно важное значение.

Философию нередко представляют себе как некое абстрактное знание, которое оторвано от реальной жизни. Однако такое суждение не выдерживает критики. Напротив, именно в жизни берут начало самые серьёзные, самые глубокие проблемы философии, именно здесь находится главное поле её интересов. О связи философии с реальной жизнью иногда говорят, что всякому времени отвечает своя философия.

Вступив в «теоретический мир» философии, осваивая его, люди всякий раз отталкиваются от сложившихся у них ранее представлений, от продуманного, пережитого. Таким образом, философия помогает выработать определённое представление о мире, сформировать идеалы и ценности, с помощью которых можно преодолевать жизненные невзгоды и добиваться успеха. В критические, переломные моменты своей истории, человечеству вообще свойственно обращаться к прошлому опыту, с тем, чтобы извлекать из него уроки и стараться не повторять допущенных когда-то ошибок. И в наиболее глубоко осмысленном виде сокровища этого опыта выражает именно философия.

Представителей разных профессий философия может волновать, как минимум, с двух точек зрения. Она нужна для лучшей ориентации в своей специальности, но главное необходима для понимания жизни во всей её полноте и сложности. В первом случае в фокус внимания попадают философские вопросы физики, математики, технического знания, биологической науки, медицины, педагогики и многие другие. В дополнение к профессиональным навыкам, знаниям, эрудиции, так необходимых при решении конкретных задач, каждому из нас нужно нечто большее. Требуется широкий кругозор, умение видеть тенденции, перспективы развития мира, понимать суть всего, что с нами происходит. Важно также понимать смысл и цели наших действий, нашей жизни. Ради чего мы что-то делаем или стремимся к чему-то? Что это даст людям? Такие представления о мире и месте в нём человека, если их как-то удаётся осознать или даже сформулировать, называют мировоззрением.

К духовным образованиям, причисляемым к мировоззрению, относится философия. Её роль в решении мировоззренческих проблем очень велика. Поэтому, чтобы ответить на вопрос, что такое философия, необходимо, хотя бы, в общем, прояснить, что такое мировоззрение.

Мировоззрение – это совокупность оценок, норм, установок, определяющих отношение человека к миру, и выступающих в качестве ориентировки регуляторов его поведения. В состав мировоззрения входят и играют в нём важную роль обобщенные знания – повседневные, или жизненно-практические, профессиональные и научные. Чем солиднее запас знаний, тем более серьёзную опору может получить соответствующее мировоззрение. Непросвещённое сознание нерасполагает достаточными средствами для чёткого, последовательного обоснования своих взглядов, обращаясь часто к фантастическим вымыслам, поверьям, обычаям. кроме знаний о мире (включая и мир человека) в мировоззрении осмысливается также весь уклад человеческой жизни, выражаются определённые системы ценностей (представления о добре и зле и другие), выстраиваются «образы» прошлого и «проекты» будущего, получают одобрение или осуждение те или иные способы жизни, поведения.

В структуре мировоззрения можно выделить познавательный, ценностно-нормативный, эмоционально-волевой, практический компоненты. Познавательный компонент представляет универсальную картину мира, результаты индивидуального и общественного познания. Ценностно-нормативный включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы. Эмоционально-волевой компонент необходим для того, чтобы знания, ценности и нормы превращались в личные взгляды и реализовывались в практических поступках. Практический компонент выражается в реальной готовности человека к определённому типу поведения в конкретных обстоятельствах.

Предпосылкой, истоками философского мышления явились мифологическое и религиозное миропонимание. В духовной жизни первобытного общества мифология выступала как универсальная форма общественного сознания. Миф – наиболее ранняя форма духовной культуры человечества – объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии. С его помощью прошлое связывалось с настоящим и будущим, формировались коллективные представления того или иного народа, обеспечивалась духовная связь поколений. Мифологическое сознание заключало в себе поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешение противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни.

Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и в жизни людей. В рамках различных религиозных вероучений формировались единые образы, нормирующие образ чувств, мыслей поведения людей. Религия выступала, как мощное средство социальной регламентации и регуляции, упорядочения и сохранения нравов, традиций и обычаев. Близость религии и философии состоит в том, что обе они решают сходные задачи мироуяснения, воздействия на сознание людей и их поведение. Но для философской мысли характерно свободомыслие. Философия вынесла на первый план, интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нараставшую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиции знаний и разума. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства стали вытеснять дух мифологического мышления. Возникновение философии означало поиск гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами.

Пожалуй, нет более сложного вопроса в философии, чем вопрос о том, что же собой представляет человек? Какова природа, сущность, бытие человека – эти важнейшие вопросы обсуждались и обсуждаются мыслителями Востока и Запада. Говорят, что на Востоке древние мудрецы, пытаясь дать определение человека, спорили между собой. Один из них сказал, что человек – это существо, передвигающееся на двух ногах. Его оппонент вышел и вскоре вернулся с петухом в руках. Поставив его на землю, он спросил: это человек? Тогда первый уточнил своё определение, сказав, что человек – это существо на двух ногах и без перьев. Его оппонент ощипал петуха и вновь обратился с тем же вопросом: это человек?

Этот спор говорит о том, что как в восточной, так и в западной философии неоднократно предпринимались попытки определить понятие человека. С точки зрения всей восточной философии, человек имеет двойственную природу – он принадлежит и миру природы, и миру духовности.

Середина I тысячелетия до н.э. – тот рубеж в истории развития человечества, на котором в трёх очагах древней цивилизации – Китае, Индии и Греции – практически одновременно возникает философия. Рождение её было длительным процессом перехода от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающееся на знание, приобретённое в интеллектуальном поиске. Скачок в развитии производительных сил, вследствие перехода от бронзы к железу, появление товарно-денежных отношений, ослабление родоплеменных структур, возникновение первых государств, рост оппозиции традиционной религии и её идеологам в лице сословия жрецов, критика нормативных нравственных установок и представлений, усиление критического духа и рост научных знаний – вот некоторые факторы, из которых складывалась духовная атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии.

1 Философия древнего мира Востока

1.1 Индия

Под «восточной философией» условно подразумеваются философские традиции трёх наиболее значимых по сей день не западных цивилизаций: китайской, индийской и мусульманской.

В Индии путь философского знания пролегал через оппозицию брахманизму, ассимилировавшему племенные верования и обычаи, основанному на ведийском ритуале, который зафиксирован в четырёх самхитах, или Ведах (веда – знание), сборников гимнов в честь богов. Каждая Веда позднее обросла брахманами, т.е. описаньями, комментариями, а ещё позднее – араньяками («лесные книги», предназначенные для отшельников) и затем упанишадами (от словосочетания «сидеть около ног учителя»). Весь корпус ведийских текстов читался священным откровением, который назывался шрути. Истинными знатоками и толкователями ведийской мудрости выступали представители высшей касты – брахманы. Однако ломка племенных отношений, кризис родовой морали поколебали незыблемость авторитета жрецов, безусловность предписываемого ими ритуала. Первыми «еретиками», осмелившимися поставить под сомнение всезнание брахманов и обрядовую рутину, стали аскеты, проповедники. Их называли шраманами, т.е. «совершающими усилия». Во многом то были усилия интеллектуального порядка, направленные на осмысление предписаний ведийской религии.

В Индии до настоящего времени сильны кастовые предрассудки. В соответствии с самым древним мифом о гигантском космическом человеке, создавшем Вселенную, человека и общественный порядок, индусы чётко определяют свой социальный статус. Древние брахманы разделили индийское общество на четыре сословия (варны). Первая и высшая варна - брахманы (священнослужители), вторая – раджи (состоятельные граждане, потомки бывших правителей и воинов), третья – вайшьи (земледельцы, т.е. крестьяне) и четвёртая – шудры (слуги). Существует ещё слой так называемых неприкасаемых, т.е. людей, выполняющих самые грязные общественные работы. Это самое презираемое в обществе сословие. Проблема индийского общества состоит в том, что сословное деление поддерживается достаточно жёстко, закрепляется религиозными традициями и дополняется рядом нравственно-философских понятий, имеющих принципиально важное значение для понимания человека в системе восточных общественных связей.

Одно из основных понятий индийской философии времён эпохи брахманизма – закон воздаяния (карма). Карма предполагает включение индивида в постоянный круговорот перерождений (сансара) и предопределяет будущее рождение человека, которое является результатом всех деяний предшествующих жизней. Если человек совершал благие поступки в прошлом, он родится представителем высшей варны, если вёл неправильный образ жизни – членом низшей варны – шудры, если же ещё хуже – его бессмертная душа (атман) попадёт в тело животного.

Социальное устройство сыграло принципиально важную роль для решения проблемы человека в индийской философии. С одной стороны человеку доказывается, что его место в том сословии, в котором он родился, а его жизненное предназначение состоит в том, чтобы с большим старанием и прилежанием исполнить свой жизненный долг священнослужителя, чиновника, крестьянина или слуги. Однако с другой стороны, сансара и карма создавали почву для сомнения в справедливости общественного устройства, и позволяли надеяться на изменение своего положения, хотя бы в будущем, на основе личных заслуг и нравственных достоинств. Именно эту идею личного спасения и достижения равенства развивает буддизм, возникший в VI в. до н.э. Общий пафос буддийской антропологии в том, что человек должен преодолеть страх смерти и вырваться из мира, доставляющие ему бесконечные страдания, чтобы обрести бессмертие. Как достичь бессмертия – знает только Будда (Просветлённый).

Ключевая концепция человека в буддизме состоит в том, что всё происходящее зависит от конкретных условий. В данном случае имеются в виду не физические проявления, а скорее моральные и личностные характеристики. Таким образом, заповеди и наставления Будды направлены на создание условий достижения интуитивного познания и счастья и преодоление страданий.

Вплоть до нового времени индийская философия развивалась практически исключительно в русле шести классических систем – даршан (веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса), ориентировавших на авторитет Вед и неортодоксальных течений: материалистической чарвака, или локаята, джайнизма и буддизма.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Общие закономерности и особенности развития философии на древнем Западе и Востоке

    Реферат >> Философия
    ... ПО ФИЛОСОФИИ НА ТЕМУ: «Общие закономерности и особенности развития философии на древнем Западе и Востоке» ПЛАН ВВЕДЕНИЕ Отличительные особенности философии Запада и Востока древнего периода Общие закономерности развития древней ...
  2. Философия как наука (4)

    Реферат >> Философия
    ... каталоголизация всего сущего. Философия Древнего Мира Включает в себя: 1. Общие закономерности возникновения и развития философии Востока и Запада Развитие философии на Востоке и Западе имеет ряд общих закономерностей. Во-первых ...
  3. Философия Древнего мира (2)

    Контрольная работа >> Философия
    ... и объяснение специфических черт философии Востока и Запада, а также выявление общих черт между ними сегодня ... Софиста). Заключение Философы древнего мира были одновременно естествоиспытателями. Эта особенность развития философии и естествознания определила ...
  4. Общие закономерности и различия проблематики философии Востока и Запада

    Учебное пособие >> Философия
    ... с возникновением и развитием классового, рабовладельческого общества, которое создавало условия для расцвета культуры древнего мира. Философия Запада и Востока обращена ...
  5. Философия Древнего Востока (6)

    Контрольная работа >> Философия
    ... древней философии основной была тема первоначала (основы) мира и важнейших характеристик мироздания. На развитие философии на Древнем Востоке ... .). Возникновение философии в Древней Индии ... философия была ориентирована на постижение некой мировой закономерности ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.001410961151123