Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Государство и право->Реферат
Одной из основных задач управления персоналом является повышение эффективности производственной деятельности сотрудников организации, то есть качества...полностью>>
Государство и право->Закон
Данная работа посвящена отношениям собственности супругов. Имущественные отношения играют второстепенную роль в жизни любящих людей, зарегистрировавши...полностью>>
Государство и право->Реферат
Згідно зі статутом ООН метою діяльності організації в економічній сфері є здійснення багатостороннього співробітництва в розв'язанні міжнародних пробл...полностью>>
Государство и право->Реферат
Провозглашение Конституцией Российской Федерации одной из главных задач - построение демократического правового государства с неизбежностью породило н...полностью>>

Главная > Реферат >Государство и право

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Помимо сказанного, трудовое право интегрирует в себе юрисдикционную функцию, выполняемую государст­вом как в сфере спроса-предложения труда, так и в сфере управления несамостоятельным трудом. В трудовом праве содержатся нормы, устанавливающие порядок разрешения конфликтов с участием субъектов рынка труда, субъектов его регулирования, а также работников и работодателей в рамках трудовых отношений.

Каково же соотношение механизма правового регулирования труда и отрасли трудового права (если рассматривать такое соотношение с содержательной сто­роны)?

Как уже отмечалось, социальный механизм представляет собой систему средств для достижения определенных целей. Поскольку механизм регулирования общественного труда является юридически формализо­ванным, право, и трудовое право в частности и в особенности, можно рассматривать в качестве одного из средств, обеспечивающих достижение указанных целей. С другой стороны, раз механизм регулирования общественного труда является правовым механизмом, то все составляющие его элементы, о которых мы говорили выше, принимают специфическую юридическую форму, и в качестве таковых образуют содержание отрасли трудового права.

Поскольку механизм правового регулирования труда, как и любой другой механизм, создаваемый обществом, подвергается определенным ограничениям, в структуре объективного трудового права должны быть закреплены определенные принципы, отражающие его содержание и функционирование.

Эти принципы, таким образом, становятся принципами, на которых строится и отрасль трудового права. Иными словами, принципы создают некое правовое поле, на котором формируется и действует трудовое право как отрасль. С учетом сказанного можно предположить, что отрасль трудового права должна содержать три группы таких норм-принципов:

1) нормы, определяющие служебную роль трудового права, т.е. его назначение, цели правового регулирования труда;

2) принципы, характеризующие способы (методы) достижения целей в области правового регулирования труда средствами трудового права и

3) принципы, определяющие построение отрасли трудового права, т.е. характеризующие эту отрасль как юридическую систему.

Поскольку механизм правового регулирования труда имеет многоцелевое назначение, его функциони­рование должно быть диверсифицировано соответственно этим различным целевым установкам. Поэтому появляе­тся возможность и необходимость говорить о функциях указанного механизма, которые в юридической среде вы­ступают в качестве функций отрасли трудового права.

Наконец, структурообразующим фактором меха­низма правового регулирования труда являются способы (методы) такого регулирования, находящие свое вопло­щение в соответствующей системе средств правового регулирования отношений в области общественного труда. Следовательно, мы можем говорить о методах (или методе) отрасли трудового права и соот­ветствующей системе трудоправовых средств регули­рования.

В литературе принято полагать, что совокупность средств регулирования характеризует (или составляет) метод той или иной отрасли права, в том числе и трудового. С тем, что правовые средства характеризуют метод права, можно согласиться - точно также в обыденной жизни о содержании замысла человека мы судим по характеру его действий. Однако реальная вза­имозависимость средств и методов обратна: набор применяемых правовых средств и их содержание определяются методом правового регулирования, который, в свою очередь, находится в зависимости от специфики предмета правового воздействия и тех целей, которых предполагается достичь, воздействуя на этот предмет. 1

Метод трудового права вместе с предметом и принципами составляет основу построения отрасли. Его можно охарактеризовать как комплекс юридических средств, используемых при регулировании трудовых и иных, непосредственно связанных с ними, отношении.

Это определение позволяет раскрыть сущность метода данной отрасли права. Во-первых, он является комплексным, то есть представляет собой определенное сочетание простейших приемов, первичных методов правового воздействия, публично-правовых и частноправовых компонентов. Во-вторых, метод трудового права тесно связан с предметом отрасли. Выбор способов правового воздействия на общественные отношения, в конечном счете определяется их своеобразием. Природа общественных отношений, составляющих предмет трудового права, предопределяет использование определенных юридических средств их регулирования. Например, одной из характерных черт метода трудового права является участие представителей работников в установлении правовых норм. Эта особенность основана на принципах социального партнерства и производственной демократии, характеризующих коллективные трудовые отношения.

_____________________________

1 Курс российского трудового права/Под ред. А.С. Пашкова, Е.Б. Хохлова. – В 3-х т. – М., 1996. – С. 149.

Сочетание элементов равенства и власти-подчинения в трудовом правоотношении обусловливает необходимость использования как договорных, так и государственных (императивных) способов его регулирования.

  1. ОСОБЕННОСТИ СПОСОБОВ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ТРУДОВОМ ПРАВЕ

В науке трудового права сложилось два основных подхода к описании метода отрасли.

Первый основывается на теоретических представлениях о методе любой отрасли права, который включает следующие элементы:

- общее юридическое положение субъектов правоотношений, отнесенных;

предмету трудового права;

- основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений (иногда говорят о степени свободы действия субъектов права);

- характер установления прав и обязанностей;

- способы защиты прав и средства обеспечения обязанностей. Этот подход к определению метода отрасли имеет свои достоинства и недостатки. Нетрудно заметить, что в большей степени он характеризует особенности регулирования трудового отношения, оставляя в тени другие отношения, включенные в предмет трудового права.

Второй способ описания метода трудового права делает акцент на способах установления норм трудового права. При таком определении метода выделяются следующие признаки: сочетание централизованного и локального регулирования, сочетание государственного и договорного регулирования, участие представителей работников в установлении норм трудового права, способы защиты нарушенного права, единство и дифференциация правового регулирования.

    1. Централизованный и локальный метод

Сочетание централизованного и локального регулирования обще­ственных отношений в сфере труда отражает суть государственно-правового управления общественным трудом, поскольку посред­ством такого сочетания достигается единство и дифференциация условий труда в зависимости от отраслевых и региональных осо­бенностей производства, а также лучше учитываются общие и спе­цифические условия труда в конкретных организациях.

С помощью централизованного регулирования в настоящее время устанавливается минимум гарантий трудовых прав работников:

  • определяется экстенсивная мера труда — продолжительность рабо­чего времени;

  • вводится тарифная система для бюджетников;

  • при­нимаются важнейшие нормативные акты по вопросам дисциплины и охраны труда работников.

В этом участвуют центральные (вклю­чая и отраслевые) органы государственной власти и государствен­ного управления, а также высшие органы профсоюзной системы — на уровне страны, отрасли.1 Принятые в результате централизован­ного регулирования нормативные акты могут носить как директив­ный (обязательный), так и рекомендательный характер, а также обеспечивают полноту правового регулирования предмета отрасли.

Роль федеральных актов в регулировании трудовых отношений обусловлена, прежде всего, сложившейся традицией. Трудовое законодательство России в силу существования централизованной системы управления экономикой всегда являлось в основном централизованным.

___________________________

1 Трудовое право: Учебник для вузов/Под ред. В.Ф. Гапоненко, Ф.Н. Михайлова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002. – С. 17.

Централизация правового регулирования трудовых отношений смягчалась локальным регулированием, осуществляемым работодателем совместно или по согласованию с выборным профсоюзным органом, но не активным участием региональных органов власти в правотворческом процессе.

Другой, не менее веской, причиной сохранения определенной централизации в трудовом праве выступают некоторые объективные закономерности социально-экономического развития. Рыночная экономика, создание которой провозглашается одной из целей проводимых реформ, основана на функционировании рынка товаров (услуг), рынка капиталов и рынка труда. То есть рынок труда выступает одной из составляющих рыночного механизма. Рынок в его современном значении немыслим без системы регуляторов, направленных на смягчение социальных последствий конкурентной борьбы и, следовательно, на создание более или менее равных условий для так называемой справедливой конкуренции. Одним из таких регуляторов выступает унификация издержек на рабочую силу, то есть установление примерно одинаковых условий труда для работников, выполняющих работу равной сложности. Это возможно лишь при существовании определенной централизации регулирования трудовых отношений (оставляем пока в стороне характер правового регулирования - государственный или договорный).

Создание для работодателей одинаковых условий при вступлении в трудовые отношения с работниками, по признанию современных экономистов, является необходимым фактором нормального функционирования рыночного механизма. Таким образом, трудовое законодательство объективно тяготеет к централизации настолько, насколько это обусловлено масштабами рыночного хозяйства. Оно составной частью входит в законодательный массив, создающий правовые основы рынка. И это обстоятельство также оказывает несомненное влияние на формирование трудового законодательства преимущественно из актов, принятых на федеральном уровне, поскольку установление правовых основ единого рынка Конституция Российской Федерации отнесла к ведению Федерации (ст. 71).

Тяготение трудового законодательства к централизации в определенной степени может быть объяснено и тем, что оно содержит нормы, провозглашающие права человека в сфере труда, а это направление (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина) отнесено к ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ). Исходя из этого необходимо признать, что основные права работника и гарантии их реализации должны быть закреплены в федеральном законодательстве. Так это и происходит. Основополагающие права в сфере труда, такие, как право на свободное распоряжение своими способностями к труду, право на защиту от дискриминации и принудительного труда, право на рабочее место, соответствующее условиям, предусмотренным государственными стандартами организации и безопасности труда, право на объединение и другие, провозглашены Трудовым кодексом Российской Федерации. Механизмы их реализации определены Кодексом или федеральными законами.1

Признавая концептуальную состоятельность произведенного ст. 6 ТК разграничения полномочий по регулированию трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, нельзя не отметить, что ряд достаточно важных вопросов остался нерешенным.

Среди недостатков формулировки ст. 6 ТК необходимо назвать допущенную нечеткость разграничения полномочий. Так, часть 3 ст. 6 ТК допускает так называемое опережающее регулирование. То есть субъекты Федерации в сфере формирования трудового законодательства фактически обладают конкурирующей законодательной компетенцией по всему предмету совместного ведения, поскольку не оговорено иного. Это полномочие применительно к трудовому праву вызывает ряд сомнений.

______________________________

1 Иванов С.А. Трудовое право переходного периода//Государство и право. – 1994. - № 4. – С. 55

Обосновано ли право субъекта Федерации принять закон о порядке разрешения индивидуальных или коллективных трудовых споров, порядке проведения коллективных переговоров; установить основы правового регулирования трудовых отношений и т.п. в отсутствие федерального законодательства?



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Административно-правовое правовое регулирование в сфере финансовых отношений в России

    Реферат >> Государство и право
    ... тему: «административно-правовое правовое регулирование в сфере финансовых отношений» Выполнила: студентка ... использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов ... методы правового регулирования. Такое сочетание приводит к тому, что правовое регулирование ...
  2. Методы правового регулирования заработной платы оплаты труда

    Контрольная работа >> Государство и право
    ... КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «ТРУДОВОЕ ПРАВО» Тема: «Методы правового регулирования заработной платы (оплаты труда ... какую-то одну сферу отношений между работодателем и работниками, а их социально-трудовые отношения в целом. Что ...
  3. Трудовые отношения в условиях рыночного хозяйства

    Реферат >> Экономическая теория
    ... правовых трудовых практик. Дискриминация в социально-трудовых отношениях. Выделяют несколько видов дискриминации в социально-трудовых отношениях ... во всех сферах регулирования и управления социально-трудовыми отношениями. Трудовое законодательство никогда ...
  4. Правовое регулирование промышленного производства во второй половине XIX начала XX веков

    Реферат >> Государство и право
    ... собственный объект, предмет, методы правового регулирования, отличные от трудового права. Поскольку основным элементом ... обозначил совершенно новый этап развития правового регулирования в сфере промышленных отношений в Российской империи. В соответствии с ...
  5. Метод правового регулирования государственного и муниципального управления

    Реферат >> Государство и право
    ... административно-правовое регулирование управления обеспечивает внедрение в сферу администрирования демократических начал. В управленческих отношениях есть субъект ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0020949840545654