Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

История->Реферат
Участвовал в Пасхальном восстании в 1916, в 1917 вступил в Шин Фейн. В 1918 избран в палату общин и был одним из ирландских депутатов, создавших собст...полностью>>
История->Реферат
Лиам Линч родился 9 ноября 1893 года в графстве Лимерик на юге Ирландии в семье Джеремайи и Мэри Келли Линч.Он некоторое время проучился в сельской шк...полностью>>
История->Реферат
В первой четверти XX в. США были в числе ведущих госу­дарств мира и наиболее благополучной в экономическом отношении страной. С переходом промышленног...полностью>>
История->Реферат
Ричард Мулкахи родился 10 мая 1886 в городе Уотерфорде на юге Ирландии. Образование он получил в школе Христианских братьев в горде Терлзе графства Ти...полностью>>

Главная > Реферат >История

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Институт искусств и культуры

Кафедра теории и истории культуры

РЕФЕРАТ

РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ В ХIХ ВЕКЕ

Руководитель

_________________Ульянова О.С.

Автор работы

_________________Любимская И.В.

Томск 2010

Содержание

Введение 3

Русская церковь в 19 веке 5

Заключение 15

Список использованной литературы 17

Введение

История русской православной церкви насчитывает уже более тысячи лет. Земля Русская переживала тяжелые годы, но духовные пастыри поддерживали русский народ словом и делом. Всегда рядом с крестьянином, боярином, князем или императором был духовный наставник, который направлял его на путь истинный, освещал метающийся ум Божьим Словом, недаром на протяжении многих веков слова ‘русский” и “православный” были синонимами. На протяжении многих веков в России было два главных богатства – государство и церковь, причем церковь умела, в большинстве случаев, более разумно распорядиться своим богатством, чем государство. В бой русские полки ходили под православными знаменами с изображением Святого Спаса. С молитвой просыпались, работали, садились за стол и даже умирали с именем Бога на устах. Нет, и не может быть истории России без истории Русской Православной церкви.

Благодаря росту цивилизации и смены эпохи атеизма Церковь в конце ХIХ - начале ХХ переживает кризисное состояние. В условиях упадка общественной нравственности, проявления откровенного аморализма, распада культурных традиций религия и Церковь имеют право претендовать на роль хранителя исторического наследия и нравственных устоев. Поэтому «легализация» религии и религиозной культуры, восстановление нормальных, цивилизованных отношений между государством и религиозными организациями, действительная организация принципа свободы совести, - процессы позитивные, оказывающие благотворное влияние на развитие духовной культуры нашего общества. Процессы «легализации» религии в современной России обнаружили также тенденцию идеализацию религии.

Несмотря на то, что в православии свобода личности, веротерпимость, демократический договор не стали до сих пор религиозными ценностями, наши соотечественники хотят приобщиться к православию не только как к религии как к таковой, дающей новое обоснование смысла жизни и моральных императивов, но именно к вере предков, включая себя тем самым в историю своего народа. Но в этой истории со времен Петра управлялась государственными чиновниками и сама была частью системы управления огромной империей. Столетиями Русская Православная Церковь избегала всякого реформирования. Независимое религиозное движение началось в прошлом веке и оборвалось, как и многое другое, социалистической революцией.

К сожалению, многие исследования, касающиеся проблем церковно-общественных отношений, отношений церкви и государства как в пореформенный период, и в начале ХХ века, а также архивные документы и церковные ведомости труднодоступны. Поэтому приходится довольствоваться их изучением в контексте современных исследований.

В целом, приведенный историографический обзор показывает, что в эпоху, когда над отечественной исторической и философской науками довлели догмы диалектического материализма и классовых оценок, история церкви и философской мысли освещалась однобоко и неполно, что привело к недостатку общей историко-философской культуры в настоящее время.

Русская церковь в 19 веке

Сын Екатерины Павел в течение своего недолгого царствования во всем противоречил начинаниям матери. Он несколько улучшил положение лиц духовного звания, освободив их от телесного наказания и увеличив штатное содержание духовенства. Александр I Павлович поначалу очень мало интересовался делами церкви. Вопрос о положении церковных дел перед государем поставил М.М.Сперанский. Сперанский начал интенсивно заниматься проблемой духовного образования. Вместе с архиепископом Феофилактом он разработал новые уставы академий, семинарий и училищ, согласно которым упор делался не на механическое запоминание учебного материала, а на его творческое усвоение. В 1809 занятия по новым программам начались в петербургской Духовной академии, а в 1814 – в московской. Обе академии скоро превратились в настоящие центры богословия.

В начале 19 в. в русском обществе стало реально ощутимым происходившее в течение 18 в. разделение единой прежде национальной культуры на культуру народную, сохранявшую верность древним религиозно-нравственным обычаям, и культуру дворянскую, питавшуюся западными источниками. Положение дел во многом изменила война 1812 года. Бедствия, принесенные войной, затронули все слои общества и вызвали в среде дворянства глубокие перемены в настроениях. Военные потрясения сблизили его с народом, заставили вспомнить о вере и религии. Однако произошедший отрыв от корней национальной религиозности привел к тому, что в высшем обществе усилились настроения мистического толка, что явилось причиной появления религиозных сект.

В 1813 в Петербурге открылось Библейское общество, ставившее своей целью распространение Библии среди инославных. Кроме архиереев в него входили многие известные сановники, не имевшие опыта церковной жизни. Их влияние на деятельность общества было столь сильным, что оно фактически превратилось в рассадник настроений мистицизма западного толка. Русские епископы вступили в борьбу с Библейским обществом, находившимся под покровительством государя. Митрополит Серафим добился у императора аудиенции, во время которой положил святительский клобук к ногам царя и заявил, что не примет его, пока не услышит об истреблении «вредных книг», издававшихся обществом. Александр I был вынужден пойти на уступки церкви. После его кончины Библейское общество было закрыто в 1826 году.

Знаменательным событием церковной жизни 19 в. стало основание Грузинского экзархата в 1811. Католикос Грузии отныне являлся постоянным членом Священного Синода. Включение Грузинской церкви в состав Русской православной церкви создало благоприятные условия для миссионерской деятельности по восстановлению православной веры на Кавказе. В 1814 открылась Осетинская миссия. Митрополит Феофилакт перевел на осетинский язык богослужебные тексты и Катехизис.

С приходом к власти Николая I в 1825 году государственная политика по отношению к церкви приобрела жесткий «охранительный» характер. Царь пытался оградить официальную церковь от влияния большого числа масонских лож и различного рода сект. Усилилась духовная цензура, отдельные особенно усердствующие представители которой ставили в один ряд с сочинениями сектантов творения Макария Великого и Исаака Сирина. Обер-прокурор Синода Н.А.Протасов (1798–1855, обер-прокурор с 1836 по1855) попытался провести новую образовательную реформу, призванную понизить культурный уровень духовных школ под предлогом приспособления учебных курсов к условиям сельской жизни. Реформе решительно воспротивился митрополит Московский Филарет. Ему удалось предотвратить проведение в жизнь плана крайнего опрощения среднего духовного образования. В 1842 Протасов добился удаления из Синода митрополита Филарета, однако тот и после выведения его из Синода оставался духовным вождем русских епископов. Новым явление стало создание в 1841 по инициативе обер-прокурора духовных консисторий – совещательных и исполнительных органов при епархиальных архиереях. В штате консисторий состояли архиереи и светские чиновники во главе с секретарем, которого назначал сам обер-прокурор. Любое решение епархиального архиерея могло быть опротестовано секретарем. Таким образом, епархиальное управление, получившее в лице секретаря своего собственного обер-прокурора, также было взято под жесткий контроль государства. В 1820–1830-е годы на западе России умножилось число униатов, переходивших в православную веру. В 1839 году в Полоцке прошел собор униатского духовенства, составивший акт о присоединении к Русской православной церкви. В этот же период движение за присоединение к православию обнаружилось среди эстонцев и латышей, которые воспринимали лютеранство как религию немецких баронов-поработителей. Русские архиереи (Филарет Гумилевский, Платон Городецкий) сумели добиться упрочения позиций православия в Прибалтике. В 1836 году в Риге состоялось открытие Рижского викариатства Псковской епархии. В 1847 году открылась Русская духовная миссия в Иерусалиме. Впоследствии она прославилась своими научными изысканиями и благотворительной деятельностью.

Сложившийся при Николае I и обер-прокуроре Н.А.Протасове строй церковного управления вызвал при смене государя резкую критику в разных слоях общества. А.Муравьев, служивший при обер-прокуроре Синода, выступил с критикой формализма и бюрократизма в церковном управлении. Он подал новому обер-прокурору А.П.Толстому докладную записку О состоянии православной Церкви в России. Период обер-прокурорства А.П.Толстого (1856–1862) был отмечен смягчением жесткого контроля над церковью. Сам А.П.Толстой был человеком искренней веры, относившийся с уважением к церкви, довольно часто совершал паломнические поездки в Оптину пустынь. Во второй половине 1860-х годов пост обер-прокурора занял Д.А.Толстой (1865–1880), пытавшийся возродить времена Протасова. Он всемерно способствовал отстранению духовенства от организации начального образования крестьянских детей. Проведенная им реформа гимназического образования низвела Закон Божий на место второстепенного предмета. В конце 1860-х годов осуществлялись большие перемены в положении приходского духовенства. Отменялись наследственные права на церковные должности. Сыновья священнослужителей получали права, аналогичные правам детей личных дворян или потомственных почетных граждан. Им предоставлялась возможность поступать на военную или гражданскую службу и вступать в купеческие гильдии. Таким образом, юридически устранялась сословность духовенства. Важным направлением деятельности церкви этого времени оставалось миссионерство. В 1865 в Петербурге было образовано Православное миссионерское общество. Оно занималось подготовкой миссионеров, оказывало материальную помощь уже существующим миссиям. Особое внимание по-прежнему уделялось христианизации народов Поволжья. В Казани профессор Н. И. Ильминский (1822–1891) открыл первую школу для крещеных татарских детей с преподаванием на татарском языке. В 1869 в Казани же впервые было совершено богослужение на татарском языке.

В церковной печати 1860-х годов широко обсуждался вопрос реформирования среднего и высшего духовного образования. К 1867–1869 специальный комитет разработал уставы семинарий, духовных училищ и академий. Теперь управление духовными школами принадлежало Учебному комитету при Синоде вместо прежнего управления, подчиненного обер-прокурору. Внутренняя администрация строилась на началах коллегиальности и самоуправления. Существенным изменениям подверглись учебные планы. Круг наук сократился. Из учебных планов Академий исключили физико-математические дисциплины, что позволило сосредоточиться на богословских предметах и придать их преподаванию научный характер. Для работы над кандидатской и магистерской диссертациями оставлялись лишь лучшие студенты. Магистерские диссертации подлежали публичной защите. После проведения реформы в 1870-е годы начался быстрый рост числа духовных учебных заведений. Стараниями митрополита Филарета в 1860-е годы была возобновлена работа над переводом Библии, и в 1876 вышло первое издание Библии на русском языке.

Эпоха Александра III вошла в историю как эпоха реакции на либеральные реформы 1860-х годов. Церковную политику теперь осуществлял К.П.Победоносцев (1827–1907, обер-прокурор с 1880 по 1905). Новый глава Синода заявлял, что правительство стремится к практическому применению древнего канонического церковного права соборно обсуждать важнейшие вопросы, однако на деле сохранялся жесткий государственный контроль над церковью. Русский епископат получил лишь право созывать окружные соборы архиереев. В конце 19 в. окончательно отошла в прошлое сословная замкнутость духовного чина. Возвышение духовенства на сословной лестнице сблизило его с дворянской интеллигенцией, с представителями академической науки. Причисленный к лику святых Иоанн Крондштадский, пастырь, принадлежавший к белому духовенству, прославился не только своими проповедями, но и глубокими богословскими сочинениями. Однако это явление имело и свою оборотную сторону: непомерно большое число выпускников семинарий и академий стали уходить в университеты, в светскую науку. Победоносцев не преминул усилить церковно-охранительные меры в системе духовного образования: отменили выборное начало управления, упразднили специализацию по отделениям. С другой стороны, Победоносцев стремился расширить влияние духовенства на народное образование и способствовал значительному росту числа церковно-приходских школ.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Русская идея - идея духовного развития России

    Реферат >> Культура и искусство
    ... началось в самые первые века его существования: Александрийская церковь, Антиохийская церковь, Иерусалимская церковь, Константинопольская и т.д. ... ныне американский) специалист по русской политической истории ХIХ века Анджей Валицкий солидаризировался с ним ...
  2. Русская философия XIX-XX веков

    Контрольная работа >> Философия
    ... , что же характеризует русскую философию ХIХ-ХХ веков в целом? Своеобразие русской философии состоит в том ... по буржуазному пути. 2.Считали религию и церковь тормозом общественного прогресса. 3.Высоко оценивали ...
  3. Серебряный век русской культуры (кон. ХIХ в.-нач. ХХ в.). 3. Тенденции развития современной социокультурной ситуации в России

    Лекция >> Культура и искусство
    Серебряный век русской культуры (кон. ХIХ в.–нач. ХХ в.). Культура советского периода: ... развитии, призывает к свободному саморазвитию других. 8. Церковь и государство. Православие верит в возможность и необходимость ...
  4. Особенности русской философии XIX-ХХ веков

    Реферат >> Философия
    ... человеческого сообщества образует основу русской церковной мысли. Церковь здесь понимается не как ... и направлениях. В русской философии ХIХ-ХХ веков можно различить три этапа. Первый – с начала ХIХ века до ...
  5. Церковь и государство

    Реферат >> Политология
    ... .   Объединение разрозненных русских княжеств вокруг Москвы началось в ХIV веке. И Русская Церковь продолжала играть важную ... история, языкознание, востоковедение.   ХIХ век дал и великие образцы русской святости: преподобного Серафима Саровского ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0031960010528564