Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Под адаптацией (от лат adapto — приспособляю) в биологии понимают приспособление строения и функций организмов и их групп к условиям существования В ф...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Сталкиваясь с большим количеством возможных вариантов проживания своей жизни, человек вынужден интенсивно осознавать свой жизненный опыт и искать собс...полностью>>
Психология->Дипломная работа
Свобода – понятие очень многогранное и четкого определения для него нет Именно этой неопределённостью оно всегда притягивало многих философов в древно...полностью>>
Психология->Доклад
Занятость человека или его профессиональная принадлежность определенно играют роль в возможном самоубийстве Сотрудники Орегонского университета исслед...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема: «Методика применения механизма влияния форм социально-культурных мероприятий на эмоциональное состояние личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации»

Оглавление

Введение

Раздел 1. Психологические основы социально-культурной деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации

Раздел 2. Психологические механизмы влияния социально-культурной деятельности в условиях Вооруженных Сил Российской Федерации

Раздел 3. Методика применения психологических механизмов влияния при проведении социально-культурных мероприятий с военнослужащими

Заключение

Список литературы

Введение

Во время становления нового российского общества такой институт как армия не может оставаться не затронутым. Реформирование его проходит на всех уровнях: внедряются совершенно новые методы, интегрируются и совершенствуются проверенные. К сожалению, делается это не всегда безболезненно и не всегда рационально, порой во вред. Но так как менталитет нашего общества весьма специфичен и неординарен, то и процесс реформирования Вооруженных Сил особенно отличителен.

Культура и искусство, как общественный феномен, всегда были под пристальным вниманием политиков, философов, деятелей искусства, представителей различных классов и социальных групп общества. Это объясняется следующим. Во-первых, тем, что культура и искусство – неотъемлемые, атрибутивные компоненты всех сфер жизни общества, они выражают собой интеллектуальный уровень их развития на разных его социальной зрелости. Во-вторых, культура и искусство как самостоятельные социальные феномены выступают способом формирования человека как личности. Всем своим содержанием они формируют у него такие качества, которые определяют всю его жизнедеятельность, необходимые ориентиры поведения, делают конкретным участником многообразной системы общественных отношений.

Создание отвечающего современным требованиям эффективного морально-психологического обеспечения войск является актуальной проблемой проводимой реформы Вооруженных Сил Российской Федерации. Составной частью этой деятельности является повышение эффективности культурно-досуговой работы в воинских частях, подразделениях, кораблях.

Согласно взгляду видных военных специалистов, проблема сейчас состоит в том, чтобы не дать разрастись возникшей опасности утраты Вооруженными Силами своего духовно-нравственного фундамента, устранить эту опасность и, опираясь на отечественный и зарубежный опыт, с учетом современных социально-политических, экономических, военно-технических, правовых и других факторов, создать стройную систему воздействия на сознание и поведение военнослужащих в целях укрепления морального духа войск, формирования у личного состава моральных, боевых и психологических качеств, необходимых для выполнения задач защиты Отечества.

При этом важно иметь ввиду, что в современных условиях успешное применение военной силы на поле боя требует не только высокой боевой выучки войск, наличия первоклассного вооружения и боевой техники, хорошо организованного тылового обеспечения, но и проведение большого комплекса информационных, психологических и других мероприятий, призванных воздействовать на сознание и поведение военнослужащих, в интересах укрепления морального духа войск, психологической стойкости, способности не теряться в самой сложной боевой обстановке.

Все эти мероприятия проводятся путем использования специфических средств и методов.

Бесспорно, всю сферу социально-психологического обеспечения военнослужащих охватить в данной работе не представляется возможным. Обратим внимание на часть, касающейся досуга. А это в свою очередь, культурно-досуговая работа, в которой умело использованные различные психологические механизмы в рамках определенных форм, оказывают эффективное воздействие на военнослужащих. Также, надо отметить специфику и особенности психолого-педагогического воздействия этих механизмов (в том числе и индивидуально на каждого военнослужащего), так как именно это воздействие предотвращает негативные начала в душе каждого военнослужащего, сводит на нет все негативные проблемы.

В своей дипломной работе более подробно будут рассмотрены моменты использование психологических механизмов влияния при осуществлении социально-культурной деятельности с военнослужащими, а также предложена методика их использования в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Актуальность исследования обусловлена:

  1. Недостаточной разработанностью теоретических положений, касающихся психологических проблем влияния форм социально-культурной деятельности.

  2. Практической значимостью данного вопроса для специалистов в области социально-культурной деятельности.

3.Необходимостью разработки обобщающей работы по методике применения механизма влияния форм социально-культурных мероприятий на эмоциональное состояние личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации.

Цель дипломной работы на основе анализа теоретических данных и практического опыта выработать методику применения механизма влияния форм социально-культурных мероприятий на эмоциональное состояние личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, сделать выводы, сформулировать практические рекомендации.

Цель предопределила выполнение следующих задач:

  1. Раскрыть сущность психологических основ социально-культурной деятельности, как теоретической базы практического опыта применения механизмов влияния форм социально-культурных мероприятий;

  2. На основе теоретического анализа дать определение психологического механизма влияния форм социально-культурных мероприятий на эмоциональное состояние личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации;

  3. Выработать методику применения механизмов влияния при проведении социально-культурных мероприятий.

  4. Сделать выводы, сформулировать практические рекомендации.

Объектом исследования является механизм влияния форм социально-культурных мероприятий на эмоциональное состояние личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации.

Предметом выступает методика применения механизма влияния форм социально-культурных мероприятий на эмоциональное состояние личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации.

Степень разработанности проблемы. Вопрос научного изучения психологии социально-культурной деятельности нашел свое отражение в ряде работ отечественных и зарубежных авторов (Выготский Л.С., Деркач А.А., Донцов А.И., А.Гоше, М.Коул, С.Скрибнер), изучавших воздействие культурных факторов на сознание, психологию и формирование человеческих ценностей личности. В военной науке вопрос влияния социально-культурной деятельности на различные аспекты деятельности военнослужащих рассматривался в работах военных психологов (Анцупов А.Я., Утлик Э.П., Караяни А.Г., и др.). Особое место среди данных работ занимает труд Вайсеро Константина Ивановича «Социально-культурная деятельность в ВС РФ: психологические основы», разработанного на кафедре культурно-досуговой работы Военного университета МО РФ.

Вместе с тем проблемы методики использования психологических механизмов влияния социально-культурной деятельности еще недостаточно раскрыты и специальных работ по этой проблеме нет.

Раздел 1. Психологические основы социально-культурной деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации

Социально-культурная деятельность – это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга1. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д. Организаторам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, в решении проблем в историко-культурной, экологической, религиозной и других сферах, в создании благоприятной среды для социально-культурной деятельности и инициатив населения в сфере досуга.

Психология социально-культурной деятельности - направление военной психологии, научно обосновывающее функционирование психики человека, психологии социальных групп в условиях воинской деятельности, связанной с удовлетворением культурных потребностей. Психические состояния являются важнейшей областью внутреннего мира человека, изучение которой, применительно к военной сфере, крайне важно в наше время.

В современном обществе социально-культурная деятельность является автономным образованием. В то же время она тесно связана с другими видами деятельности: социальной, бытовой, религиозной, профессиональной, политической. Воинская деятельность и поведение людей в ходе ее осуществления образуют определенную упорядоченную целостность социально-культурного пространства армии и флота.

Существуют различные точки зрения относительно социально-культурной деятельности. Это связано с разным пониманием культуры вообще. На бытовом уровне понятие «культура» трактуется не только как культурное потребление, но и как живой культурно-творческий процесс, предполагающий свободный выбор культурных занятий, художественное творчество, приобщение к лучшим образцам мирового искусства, самоорганизацию на почве культурной деятельности и др. Социально-культурная деятельность в армии является важной составной частью культуры людей в форме. Современная трактовка понятия «социально-культурная деятельность» (ее сути, задач и содержания) является производной от понятий «культурная деятельность», «социальная работа», в то же время она отражает эволюцию такого явления, как культурно-просветительная работа.

С философской точки зрения1 социально-культурная деятельность -важнейшая часть жизнедеятельности людей , одно из условий формирования и развития личности. Военные философы утверждают, что культурная работа в воинских частях является одним из факторов формирования духовных потребностей, эмоционального мира военнослужащих.

В психологии основное внимание обращается на культурно-исторический характер развития психики людей, психологические механизмы создания произведений культуры и искусства, психологические основы формирования музыкальных способностей, культурные потребности людей, формирование в ходе культурной деятельности установок и ценностей личности и коллектива, психологические особенности художественного творчества социально-психологические аспекты создания художественных произведений.

Каковы основные теоретические подходы к проблеме психологии социально-культурной деятельности? Прежде всего, необходимо рассмотреть, как трактуется понятие «деятельность» в других науках и в самой психологии, а затем выявить взгляды ученых на понятие «социально-культурная деятельность».

Понятие «деятельность» формировалось в философии, физиологии, социологии и психологии в результате перекрестных заимствовании. Первоначально оно закрепилось в немецкой классической философии, где исполняло роль методологического постулата и мировоззренческого принципа. Понятие деятельности имеет философское и одновременно социологическое значение у К. Маркса. В трудах И.М. Сеченова деятельность понимается как активность или работа («активная форма мышления», «мозговая деятельность», «деятельность мышц»)1.

В психофизиологии2 деятельность понимается как физиологическая активность или работа, а трудовая деятельность - как трудовая активность. В социальной психологии деятельность означает конкретный труд.

В отечественной психологии нет единой точки зрения на деятельность как объект психологического исследования. Всеми ведущими школами признается методологическая важность понятия деятельности. Однако одни выводят деятельность за пределы психологии, а другие ставят деятельность в центр психологической теории и практики или в число основных категорий психологии. Из этого следует, что понятие деятельность в отечественной психологии имеет следующие значения: активность, труд, работа и поведение3.

Необходимо подробно разобрать понятие «социально-культурная деятельность». В отечественной науке данный термин возник относительно недавно. В начале и середине 90-х годов XX века в Московском государственном университете культуры и искусств вышел ряд научных трудов, посвященных проблемам социально-культурной деятельности. Авторы этих изданий сделали попытку определить сущность, содержание и основные параметры социально-культурной деятельности, основное предназначение которой, по их мнению, заключается в проведении социальной работы (оказании социальной помощи) средствами культуры и искусства.

Природу и назначение социально-культурной деятельности, как правило, рассматривают в гуманитарном, организационно-управленческом и экономическом аспектах1. В гуманитарном аспекте представлен широкий спектр содержания и современных технологий социально-культурной деятельности, трактуются понятия социальной работы, досуга, социально-культурной сферы. В нем также рассматриваются назначение, принципы и функции, частные и отраслевые методики социально-культурной деятельности, отечественный и зарубежный опыт.

Организационно-управленческий аспект охватывает понятия менеджмента в социально-культурной сфере, централизации и децентрализации, демократизма и самоуправления, контроля и отчетности, социально-культурного диагностирования, прогнозирования и проектирования. В экономическом аспекте преобладающее место в характеристике социально-культурной деятельности занимают такие категории, как «хозрасчет» и «рентабельность», «затраты» и «эффективность», «самоокупаемость», «материальная обеспеченность».

В принятых в 1992 г. «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» четко определен понятийный аппарат, который постоянно используется в современной теории и практике социально-культурной деятельности. Понятия (термины) имеют принципиальное значение для выражения сути и содержания социально-культурной деятельности, ее культурного аспекта2.

Остановимся на самых существенных, изначальных терминах3.

Культурная деятельность — действия по выявлению, сохранению, формированию, распространению и освоению культурных ценностей.

Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Культурные блага - условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами гражданам для удовлетворения их культурных потребностей.

Творческая деятельность - создание культурных ценностей и их интерпретация.

Творческий работник (субъект культурной деятельности) - физическое лицо, участвующее в процессе выявления, сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей.

Культурное наследие - материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности народов, для мировой цивилизации.

Культурное достояние - совокупность культурных ценностей, а также организации, учреждения, предприятия культуры, имеющие общенациональное, общероссийское значение.

Государственная культурная политика (политика государства в области культурного развития) - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.

Важнейшие сферы культурной деятельности1:



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Социально-культурная деятельность (2)

    Учебное пособие >> Социология
    ... Российской Федерации» реабилитация инвалидов предусматривает систему медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических и социально-культурных мероприятий, направленных на ... : Российский Союз ветеранов Вооруженных Сил, Российский союз ...
  2. Социально-правовая защита детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию

    Курсовая работа >> Социология
    ... , в доминировании отрицательных эмоциональных состояний, в неадекватном характере взаимодействия ... пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте ... форм собственности на период службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, на ...
  3. Социальные факторы, влияющие на выбор молодыми людьми продолжения службы в армии на контрактной

    Реферат >> Социология
    ... ,- 2003. Лемешев С.В. Социальная защита в вооруженных силах. М., Воениздат – 1992. Лемешев С.В.. Проблемы обеспечения социальной справедливости в вооруженных силах Российской Федерации. М., Воениздат ...
  4. Эволюция социального прогнозирования

    Курсовая работа >> Социология
    ... независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения ... тщательно изучить психологическое, социальное, физическое и экономическое состояние, а также культурный уровень желающих усыновить ...
  5. Социальная адаптация граждан уволенных с военной службы по контракту

    Дипломная работа >> Социология
    ... уделяется социальной защите людей и особенно тех, кто завершил службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. За ... численности личного состава (к примеру, только численность Военно-воздушных сил, в результате проводимых мероприятий, должна сократится на ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019428730010986