Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Государство и право->Курсовая работа
В обеспечении нормального функционирования любой современной эко-номической системы важная роль принадлежит государству Государство на протяжении всей...полностью>>
Государство и право->Отчет по практике
Даже самая цивилизованная карательная политика сама по себе не сделает жизнь общества вполне нормальной Чтобы все спокойно смотрели в завтрашний день,...полностью>>
Государство и право->Реферат
Юридическая наука - одна из старейших общественных наук Исторически ее возникновение связано с появлением и развитием права Уже в древнегреческой фило...полностью>>
Государство и право->Реферат
Практическое задание: При согласовании проекта договора торговой фирмой со спе­циализированным объединением автотранспорта на транспортно-экспедиционн...полностью>>

Главная > Шпаргалка >Государство и право

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Ответы на вопросы к экзамену по дисциплине « Муниципальное право России».

1. Понятие и предмет МП

«Муниципальное» от латинского municipium – самоуправляющаяся община. МП – совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений, связанных с осуществлением МСУ.

МП – комплексная отрасль российского права (бюджет, здравоохранение – комплекс общественных отношений, которая регулирует муниципальное права). В МП входят нормы других отраслей права.

МП – комплексная отрасль, содержащая совокупность правовых норм, которые закрепляют и регулируют общественные отношения, возникающие на уровне МСУ.

Предметом МП является круг общественных отношений, складывающихся в сфере МСУ.

При определении предмета МП и особенностей его метода необходимо учитывать целый ряд обстоятельств. Прежде всего, это комплексный характер отрасли права. МСУ не изолировано от иных общественных отношений, на муниципальный уровень влияют нормы иных отраслей права. Например, реализация прав и свобод человека и гражданина, осуществление основных обязанностей граждан защищены конституционным правом; при осуществлении бюджетных прав муниципальные образования используют нормы бюджетного законодательства; при совершении сделок гражданско-правового характера органы МСУ руководствуются нормами ГП и т.д.

Таким образом, предмет МП включает в себя часть отношений, регулируемых комплексно несколькими отраслями права. Поэтому часть норм различных отраслей права становится одновременно и нормами МП.

Кроме того, нормы МП регулируют сложную систему отношений как публично-правового (отношения, возникающие между государственными и муниципальными органами) так и частноправового (хозяйственную деятельность муниципальных предприятий, гражданско-правовые отношения местной администрации с иными юридическими лицами) характера.

МП России рассматривается как совокупность правовых институтов, регулирующих разнородные общественные отношения, что и определяет его комплексный характер.

При определении предмета и метода МП следует также учитывать, что МП России – это совокупность институтов права и норм, являющихся результатом правотворчества на уровнях муниципального образования, субъекта РФ и РФ в целом. Соответственно, МП отражает интересы, которые формируются и регулируются на каждом из этих уровней, а также взаимодействие таких уровней и соотношение их интересов.

В целом МП регулирует общественные отношения, совокупность которых можно представить в виде следующих основных групп:

отношения, возникающие в результате организации МСУ как института народовластия;

отношения, возникающие в процессе реализации права населения муниципального образования, а также отдельного гражданина, на МСУ;

отношения, возникающие в связи с организацией представительных, исполнительно-распорядительных и иных органов МСУ (включая главу муниципального образования), других выборных и невыборных должностных лиц МСУ, а также осуществлением муниципальной службы;

отношения, возникающие в связи с деятельностью граждан, наделенных полномочиями на отдельные публично-властные функции по осуществлению МСУ (лица, замещающие должности главы муниципального образования, депутатов представительного органа, иных должностных лиц МСУ, а также лица, замещающие муниципальные должности муниципальной службы);

отношения, связанные с осуществлением предметов ведения РФ и субъектов РФ в сфере МСУ, а также в связи с наделением отдельными государственными полномочиями органов МСУ;

отношения, возникающие в процессе взаимодействия муниципальных образований с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;

отношения, возникающие в процессе межмуниципального сотрудничества.

МП представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления организации и функционирования МСУ.

2. Особенности правового регулирования муниципальных отношений (муниципально-правовой метод правового регулирования)

Метод – совокупность приемов, способов, средств воздействия на участников общественных отношений, возникающих в процессе осуществления МСУ.

МП, как и другие отрасли права, воздействует на общественные отношения с помощью таких правовых приемов (способов), как предписание, дозволение, запрет, сочетание которых и определяет характер правового регулирования.

В зависимости от преобладания в системе юридических способов регулирования общественных отношений, которые используются в отрасли права, того или иного правового приема, различают два основных метода правового регулирования:

  • Императивный метод – преобладание предписаний; предполагает правовое положение субъектов, построенное на субординации, прямом подчинении; юридическим фактом для возникновения правоотношений в данном случае является – властное предписание

  • Диспозитивный метод – преобладание дозволения; предоставляет субъектам право самостоятельного выбора своего поведения, признает их равноправие; основание возникновения правоотношений – договор (присущ отраслям частного права – гражданскому, семейному);

Запрет – способ юридического воздействия на поведение субъектов права, может быть использован как в императивном, так и в диспозитивном методе.

Использование в МП запретов – статья 133 Конституции РФ содержит запрет на ограничение прав МСУ; статья 12 ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ» от 28.08.1995 № 154-ФЗ запрещает лишать население городского, сельского поселения независимо от его численности права на осуществление МСУ.

Предмет МП охватывает сферы и публичного, и частного права. Так, например, отношения субординации характерны для муниципальных служащих. Таким образом, при регулировании властной деятельности органом МСУ, отношений в сфере муниципальной службы используется императивный метод.

Использование в МП диспозитивного метода – органы МСУ реализуют права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования (сдают в аренду, отчуждают и т.д.).

Метод гарантий – широко применяется, прежде всего, на Федеральном уровне правового регулирования МСУ; государство, признав МСУ особым уровнем власти народа, установив, что органы МСУ не входят в систему органов государственной власти, что МСУ самостоятельно решает вопросы местного значения, взяло на себя обязанность обеспечить не только судебную защиту от нарушений прав МСУ, но и его организационную, финансовую, экономическую самостоятельность;

Метод рекомендаций – в связи с тем, что Конституция РФ гарантирует самостоятельность МСУ в пределах его полномочий, государство оказывает влияние на муниципальную деятельность также путем рекомендаций. Рекомендации в адрес МСУ обычно содержатся в Указах Президента, постановлениях Правительства РФ, а также в актах органов государственной власти субъектов РФ.

Метод саморегулирования – содержится в локальных законодательных нормах.

Правовое регулирование деятельности органов МСУ, как показывает зарубежный опыт, может осуществляться на основе двух главных принципов:

1. Согласно одному их них муниципальные органы могут делать лишь то, что им разрешено законом;

2. Другой принцип правового регулирования компетенции муниципальных органов исходит из признания за данными органами права осуществлять деятельность, прямо не запрещенную законом.

3. Муниципально-правовые нормы (МПН) и институты

Система права – это комплекс однородных норм, регулирующих определенные группы общественных отношений.

Система МСУ основывается на логическом последовательном разделении норм в однородные правовые группы (правовой комплексный институт).

Являясь единым по содержанию, МП при этом состоит из относительно автономных, но связанных между собой составных частей.

МПН – это первичный элемент системы муниципального права – правовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности МСУ. Нормам МП присущи все признаки правовых норм:

общеобязательность,

обеспечение их реализации с помощью системы государственных гарантий,

защита от нарушений принудительными средствами.

В совокупности МПН образуют отрасль МП.

Нормы МП по признаку регулирования однородных и взаимосвязанных общественных отношений объединяются в муниципально-правовые институты – определенная система норм МП, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу в рамках отрасли МП.

Особенностью муниципально-правовых институтов является то, что образующие их нормы обладают признаками не только отрасли МП, но и признаками основных, первичных отраслей права (конституционного, административного, финансового, гражданского, земельного, трудового и др.). Такую двойственную природу имеют институты муниципальной службы, муниципальной собственности, форм непосредственной демократии, местных финансов и др.

Классификация МПН:

по объекту правового регулирования (по кругу регулируемых отношений) МПН делятся на закрепляющие:

МСУ в системе народовластия (понятие, принципы, функции МСУ);

основы деятельности МСУ (территориальная, организационная, финансово-экономическая основы);

предметы ведения и полномочия МСУ (муниципальных образований); гарантии МСУ;

ответственность органов МСУ и должностных лиц МСУ;

по характеру предписаний:

управомочивающие (нормы-разрешения);

обязывающие (содержащие предписания, что нужно делать);

запрещающие (нормы-запреты, устанавливающие, чего делать нельзя);

по степени определенности (категоричности) предписаний:

императивныенапример, нормы, устанавливающие порядок вступления в силу НПА органов МСУ и должностных лиц МСУ;

диспозитивныенапример, нормы, устанавливающие порядок рассмотрения решения законодательным (представительным) государственной власти субъекта РФ вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа МСУ (Статья 49 №154-ФЗ);

по территории действия:

федеральныедействуют на всей территории РФ;

нормы, действие которых ограничивается территорией конкретного субъекта РФ;

местныедействующие в пределах отдельного муниципального образования;

по источникам (по характеру актов, в которых содержатся МПН):

нормы, действующие на федеральном уровне;

нормы, действующие на уровне субъектов РФ;

нормы, действующие на уровне муниципальных образований;

существуют также:

материально-правовые нормы – закрепляют полномочия органом МСУ и должностных лиц МСУ, права и обязанности граждан, других субъектов МП;

процессуальные нормы – определяют порядок (процедуру) выборов и деятельности органов МСУ, порядок принятия решений непосредственно населением муниципальных образований, процедуру реализации права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения и т.д.;



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Шпаргалка по Административному праву (1)

    Шпаргалка >> Государство и право
    ... Владимировна Костькова Шпаргалка по административному праву Аллель, ... муниципального служащего; – профессионализм и компетентность муниципальных служащих; – стабильность муниципальной службы ... России предложения по его совершенствованию и т. д. ФССП России ...
  2. Шпаргалка по Муниципальному праву (1)

    Шпаргалка >> Государство и право
    ... -либо универсальное определение понятия местного (муниципального) самоуправления. Так, в законе бывшего Союза ...
  3. Шпаргалка по Финансовому праву

    Шпаргалка >> Финансы
    ... – регламентированная нормами финансового права деятельность государства и муниципальных образований по проверке правильности финансового планирования ... и банковского надзора является Банк России. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением ...
  4. Шпаргалка по Экологическому праву (2)

    Шпаргалка >> Государство и право
    ... другим муниципальным образованиям. От имени муниципального обра­зования права собственности ... водопользователях. Он ведется в России по единой системе и основывается на ... -ресурсного потенциала в России. Работу по формированию территориальных кадастров ...
  5. Шпаргалка по Предпринимательскому праву

    Шпаргалка >> Маркетинг
    ... Лицензирование осуществляет Минпромторг России. 2) деятельность по распространению шифровальных ... консультирует Министерство финансов России по вопросам выкупа государственных ... Государственные и муниципальные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0012581348419189