Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

История->Реферат
Родилась в замке Тонне-Шарант (Франция), в семье Габриэля де Рошешуар, герцога де Мортемара. Образование получила в монастыре Святой Марии, и в возрас...полностью>>
История->Реферат
«Приход к власти Людовика XIV» (La Prise de pouvoir par Louis XIV) — исторический фильм, снятый для французского телевидения в 1966 г. режиссёром Робе...полностью>>
История->Реферат
Подчинившись поневоле Нантскому эдикту, католическое духовенство при Людовике XIV старалось всеми мерами уничтожить его или парализовать его значение....полностью>>
История->Реферат
Из рода Шереметевых. В возрасте четырёх лет потеряла отца, десяти – мать. В 15 лет стала выезжать в свет, вскоре приняла предложение фаворита Петра II...полностью>>

Главная > Шпаргалка >История

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1. Момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с достаточной точностью.Большинство авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в.

Не совсем ясен вопрос и о том, как образовалось Древнерусское государство. И здесь мы сталкиваемся с так называемой норманской теорией.

«Повесть временных лет» дает понять, что в IX в. наши предки жили в условиях безгосударственности, хотя прямо в ней об этом не говорится. Речь идет лишь о том, что южные славянские племена платили дань хазарам, а северные — варягам, что последние однажды прогнали варягов, но потом передумали и призвали к себе варяжских князей. Такое решение было вызвано тем, что славяне передрались между собой и решили для установления порядка обратиться к иноземным князьям. Тут-то и была произнесена знаменитая фраза: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да пойдете княжит и володети нами».* Варяжские князья сначала не соглашались, но славяне их уговорили. Три варяжских князя пришли на Русь и в 862 г. сели на престолы: Рюрик — в Новгороде, Трувор — в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус — в Белоозере.

Это событие и было принято считать моментом образования Русского государства.

Такая трактовка вызывает по крайней мере два возражения. Во-первых, фактический материал, приводимый в «Повести временных лет», не дает оснований для вывода о создании Русского государства путем призвания варягов. Наоборот, как и другие источники, дошедшие до нас, она говорит о том, что государственность у восточных славян существовала еще до варягов. Во-вторых, современная наука не может согласиться со столь примитивным объяснением сложного процесса образования любого государства. Государство не может организовать один человек или несколько даже самых выдающихся мужей. Государство есть продукт сложного и долгого развития социальной структуры общества. Тем не менее летописное упоминание было взято на вооружение еще в XVIII в. определенной группой историков, разработавших варяжскую версию образования Русского государства. В это время в Российской Академии наук работала группа немецких историков, которые истолковали летописное предание в определенном смысле. Так родилась пресловутая норманская теория происхождения Древнерусского государства.

Главным опровержением норманской теории является достаточно высокий уровень социального и политического развития восточного славянства в IX в. Древнерусское государство было подготовлено многовековым развитием восточного славянства. По своему экономическому и политическому уровню славяне стояли выше варягов, поэтому даже позаимствовать государственный опыт у пришельцев они не могли.

В летописном рассказе содержатся, конечно, элементы истины. Возможно, что славяне пригласили нескольких князей с их дружинами в качестве военных специалистов, как это делалось и в более поздние времена на Руси, да и в Западной Европе. Достоверно известно, что русские княжества приглашали дружины не только варягов, но и своих степных соседей — печенегов, каракалпаков, торков.* Однако не варяжские князья организовали Древнерусское государство, а уже существовавшее государство дало им соответствующие государственные посты. Впрочем, некоторые авторы, начиная с М. В. Ломоносова, сомневаются в варяжском происхождении Рюрика, Синеуса и Трувора, полагая, что они могли быть и представителями каких- либо славянских племен. Во всяком случае следов варяжской культуры в истории нашей Родины практически не осталось. Исследователи, например, подсчитали, что на 10 тыс. кв. км территории Руси можно обнаружить лишь 5 скандинавских географических наименований, в то время как в Англии, которую норманны завоевали, это число доходит до 150.

Мы не знаем точно, когда и как конкретно возникли первые княжества восточных славян, предшествующие образованию Древнерусского государства, но во всяком случае они уже существовали до 862 г., до пресловутого «призвания варягов». В германской хронике уже с 839 г. русские князья именуются хаканами — царями.

Зато момент объединения восточнославянских земель в одно государство известен достоверно. В 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев и объединил две эти важнейшие группы русских земель; затем ему удалось присоединить и остальные русские земли, создав громадное по тем временам государство. Русская православная церковь пытается увязать возникновение государственности на Руси с введением христианства.*

В IX в. правители Руси принимают в дополнение к общеславянскому титулу «князь» восточный титул «каган». Это событие имело большое значение, так как символизировало независимость Руси от хазар.

В IX - X вв. восточнославянские союзы племенных княжений были вовлечены в зависимость от Киева, должны были выплачивать дань. Она собиралась киевскими дружинниками, которые объезжали территории. Этот объезд назывался полюдьем.

При Олеге (879 - 912) были подчинены древляне и северяне.

Преемник Олега Игорь (912 - 945) покорял древлян и уличей. В 945 г., во время сбора дани, Игорь был убит древлянами за то, что превысил традиционную норму дани.

Вдова Игоря Ольга (945 - 964) жестоко отомстила древлянам, сожгла их град. Но она упорядочила сбор дани, установив ее размер - уроки и определив места сбора дани - погосты.

После 945 г. практика сбора дани великими князьями отмирает. Эта функция переходит к представителям княжеской администрации.

Сын Игоря и Ольги Святослав (945 - 972) подчинил земли волынян, хорватов.

Важнейшим направлением внешней политики были отношения с Византией. В 860 г. состоялся первый поход на Константинополь. Результатом его были мирные соглашения. После него часть русской знати приняла христианство.

Князь Олег совершил два похода в Константинополь (907г., 911г.). Были заключены договора, согласно которым русские купцы, приезжающие в Византию, получали привилегированное положение.

Игорь совершил походы в Византию в 941 г. и в 944 г. Были заключены соглашения, но на менее выгодных условиях, чем при Олеге.

Княгиня Ольга совершила дипломатический визит в Константинополь и приняла христианство.

Наибольшей активностью отличалась внешнеполитическая деятельность Святослава. Он покорил Волжскую Булгарию и Хазарский каганат. Разгромил Дунайскую Булгарию и после заключения договора с болгарским царем, начал войну против Византии. Византийская дипломатия во время войны Святослава с Булгарией направила против Руси печенегов, которые едва не взяли Киев. Итогом войны с Византией стало заключение договора, по которому он терял позиции, завоеванные на Балканах. В 972 г., Святослав, возвращаясь в Киев по Днепру, был убит печенегами.

2. Киевская Русь как раннефеодальная монархия. Древнерусское гос-во м. охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе гос-ва стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осущ. упр-е страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза в др. страны для продажи. Перед молодым гос-вом стояли крупные внешнеполит. задачи, связ. с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. При феодализме главным явл. собств-ть на землю. В Киевской Руси землей владел весь княжеский род. Порядок передачи был очередной (от старшего брата младшему). Во главе стоял князь с дружиной, совет старейшин, вече, на местах – посадники, наместники. Сис-ма упр-я называлась численная или десятичная – по кол-ву людей в военных подразделениях. Способ сод-я должностных лиц – кормление.

Феод. отн-я в Киевской Руси развив. более медленно, чем в зап. странах. На Руси разв. холопские отн-я, а на Западе был развит вассалитет – договорные отн-я. Главный источник, по кот. мы можем судить о том, как жили в Киевской Руси – “Русская Правда” - свод древнерусского феод. права по уголовным и процессуальным делам.

Особенности социально-полит. строя. Все общ-во делилось по отн-ю к князю на 3 группы: 1) кто лично служил князю; 2) на свободных – не служили лично, а платили дань миром – общиной; 3) служили частным лицам. Сословия еще не сложились. В основном были свободные, полусвободные и рабы (холопы). Рабство не получило распространения. Осн. масса сельского населения, завис. от князя, называлась “смердами”. Были купцы и ремесленники. Среди дружинников выдел. наиб. приближенные – бояре, получившие землю, кот. могли передавать по наследству. Позже появляются и дворяне – получают землю только на срок своей службы.

3. Как повествуют летописец, христианство было распр. на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный – один из учеников Христа. Рассказы о крещении отд. групп населения Руси (во времена Аскольда и Дира, Корилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показ., что христианство постеп. входило в жизнь древнерусского общ-ва. Летопись говорит, что не только христианские проповедники, но и магометане, вместе с иудеями присылали в Киев законников склонять Владимира (Вл.) к принятию своей веры, и что князь охотно выслушивал их учение. Вл. собрал бояр и высказал им все предложения проповедников. Бояре же сказали, что если он действ. хочет выбрать лучшую веру ему следует отправить своих мудрейших людей в разные земли, дабы они испытали каждую из вер. Нас же больше интер. мотивировка Вл. крестится по греческому обряду. Важно, что кроме догматов, в любой религии сущ. обычаи, традиционно передаваемые из покол. в покол. Такие обычаи для новообращенных порой значат больше, чем священные книги, особ. если эти книги написаны на непонятном языке. Так, главная книга ислама – Коран – написана на арабском языке, славянам непонятном. Обычаи мусульман, н-р не пить вино, не есть свинину, просты, но для славян были неприемлемы. И вот почему. По русскому обычаю, князь делил трапезу с дружиной. Этот показательный ритуал скреплял дружбу князя с воинами, а что могло быть для князя важнее? Менее значимым, но довольно существенным было еще одно обстоятельство. Славяне и русы привыкли к хмельным напиткам, так как вино и пиво снимали усталость походов, но строгий ритуал пиров не допускал “буйства во хмелю”. Конечно, и арабы, приняв ислам, не перестали пить вино, но делали это в узком кругу родных и друзей, в публичные места являлись трезвыми. У них не было ритуалов пиров и соответствующих им стереотипов поведения. В итоге мусульманским муллам Владимир отказал известными словами: “Руси есть веселие пити…”

Сложнее причины отказа Вл. немцам-католикам. Его слова не ясны: “Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого”. В середине 10 в. на русь прибыл епископ Адальберт с миссией крещения княгини Ольги и киявлян. Адальберт потерпел неудачу, но “не по своей нерадивости”. Изв., что в середине века на святой престол иногда восходили очень грешные папы. В 955 г. на папский престол воссел 16-тилетний юноша, нареченный папой Иоанном XII. Ватиканский двор стал вертепом продажных женщин. Если бы папа был только охотником, игроком, волокитой и пьяницей, то это было бы еще полбеды. Но римский первосвященник давал пиры с возлияниями в честь Сатаны. Конечно же вести о таких “подвигах” достигали Руси. Хронологическое совпадение бесчинств в Риме и изгнания Адальберта из Киева Случайность быть не может. Языческая Русь принимает христианство в виде православия.

Крещение Вл. и его приближенных было совершено в Херсонесе – центре византийских владений в Крыму. Ему предш. участие киевской дружины в борьбе визант. императора Василия II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства – отдать за Владимира свою дочь Анну. Тогда Вл. осадил Херсонес и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение “варвара”, которого давно привлекала греческая вера. Вл., крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распр-е христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утв. медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде. Принятие христианства имело большое значение для дальн. развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеч. жизни утв. идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в завис. от честного исп-я ими своих обязанностей на земле.

“Божий слуга” - государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутри гос. делах, и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло гос. власть и территор. единство Киевской Руси. Изначально церковь была госуд-ной, она поддерж. князя, а князь – ее. Главным принципом было – бойтесь Бога, почитайте князя и будете первыми слугами Бога.

Принятие христианства имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув “примитивное” язычество, станов. теперь равной др. христ. странам, связи с кот. значительно расширились. Наконец, оно сыграло большую роль в разв. русской к-ры, испытавшей на себе влияние византийской. Правосл. церковь строила храмы и монастыри, учила людей грамоте и живописи.

4. Феодальная раздробленность, ее причины

Государство существовало с 882 года до первой трети двенадцатого века.

Время в русской истории со второй трети 12 века по середину 15 века получило название периода феодальной раздробленности.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. по Истории отечества (3)

    Контрольная работа >> История
    ... ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Контрольная работа По «Истории отечества» Студентки 1 курса Специальности ... введение института присяжных и адвокатов. Ответ на вопрос №1 Реформы Петра I ... себе дорогу в условиях крепостного права. Ответ на вопрос №2 СССР в 1945 ...
  2. Ответы на экзаменационные вопросы по истории России 11 класс 2004-05г.

    Шпаргалка >> История
    ... только открывать отдельно по вопросам) 2) Комплект ответов по истории России 11кл., найденный ... историческую ответственность за судьбы Отечества, чувство человеческого достоинства, ... 1993 г. советский период истории нашего Отечества завершился.На выборах в ...
  3. по Истории Отечества (1)

    Контрольная работа >> История
    ... Филиал КузГТУ в г. Новокузнецке Контрольная работа По дисциплине История Отечества Тема: 1. «Духовная грамота московского ... Старым Святославом Игоревичем Владимиром I Святославовичем Ответ: Владимиром I Святославовичем Во время правления ...
  4. по Истории Отечества (2)

    Контрольная работа >> История
    ... г. Перми Факультет: ЮРИДИЧЕСКИЙ Дисциплина: История Отечества КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2 Студент: Неволин ... в международных делах. Византийцы ответили согласием. Однако непременным условием ... получил Л.И. Брежнев. И по характеру и по интеллекту Брежнев не обладал ...
  5. Ответы на экзаменационные билеты по истории России 9 класс 2005-06г.

    Шпаргалка >> История
    Ответы на экзаменационные вопросы по истории России 9 класс. Источники: Ответы на вопросы/билеты по истории России 9 кл ... Конституции 1993 г. советский период истории нашего Отечества завершился.         На выборах в Государственную Думу ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0066788196563721