Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Политология->Контрольная работа
Перестройка – точная политическая метафора, обозначающая те процессы, которые проходили в СССР в 1985-1991 годах. Идея Перестройки была проста – нужно...полностью>>
Политология->Практическая работа
Разбивка передаточного числа: 8) Фактическое общее передаточное число привода....полностью>>
Политология->Шпаргалка
предыстория от античности до Нового времени. Его главное значение состоит в накоплении и передаче от поколения к поколению политического и политико-фи...полностью>>
Политология->Курсовая работа
На сучасному етапі розвитку державотворення в українському суспільстві гостро постали питання стосовно того, що можна вважати публічним управлінням, ч...полностью>>

Главная > Реферат >Политология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Очень актуальным для XX в. является превращение мафиозных структур в своеобразный центр притяжения власти. В подавляющем большинстве стран современного мира мафия, опираясь на теневую экономику и коррумпированных чиновников, усиливает свои позиции и пытается иметь своих представителей в органах власти. К сожалению, этот процесс не обошел и современную Россию. Возникнув в 1960-е гг. на базе подпольного производства, глобального воровства в торговле, общественном питании и железнодорожном транспорте, мафия укрепилась за счет связей с партийными и государственными чиновниками. В перестроечный и постперестроечный периоды мафия проникла в банковские структуры, заняла лидирующие позиции в винно-водочном бизнесе, завязала международные связи. В настоящее время, опираясь на представителей «старой» и «новой» номенклатуры, мафия получила плацдармы в центральных органах власти.

Рассмотренное выше распределение власти в современном обществе является характерным для большинства государств. Однако удельный вес, значимость каждого из центров притяжения власти существенно различаются в той или иной стране. Это зависит от уровня экономического и социального развития конкретного государства, его места в геополитической системе современного мира, от особенностей исторического и культурного развития и политических традиций. На базе данной методики можно проводить сравнительный анализ групп государств, входящих в различные регионы земного шара.

Для современной России характерны растущее влияние автократии, бюрократии, плутократии. Это связано с историческими традициями, особенностями становления номенклатурного капитализма, нестабильностью экономики и социальных отношений. Идет, хотя и противоречиво, процесс укрепления демократии. По аналогии с развитыми странами, имеющими высокий культурный потенциал и развитые средства массовой информации, усиливаются позиции райтократии. Слабее, чем в других странах, прослеживается влияние партократии и теократии. Это связано с незавершенностью формирования партийной структуры и традиционным невмешательством религиозных конфессий в текущую политику. На статус технократии влияют противоречивые тенденции: с одной стороны, очевидны достижения России по ряду направлений научно-технического прогресса, высокий удельный вес в стране научно-технического персонала, с другой — продолжаются «утечка умов» за границу, устойчивое недофинансирование науки и промышленности.

5. Легитимность и легитимация политической власти

Исторический анализ показывает, что политическая власть может достаточно эффективно функционировать только тогда, когда большинство членов общества добровольно, без видимого внешнего принуждения выполняет ее распоряжения. Здесь возникает, пожалуй, центральная проблема деятельности политической власти - ее легитимизация.

Под легитимностью в политологии понимается признание правомерности власти массами, добровольное подчинение предписаниям политической власти, когда большинство граждан, без внешнего принуждения исполняет властные распоряжения в своей повседневной деятельности.

Легитимность – термин, который широко применяется в современной политической науке и политической практике. Иногда его трактуют предельно широко, отождествляя с формальной юридической законностью. Однако это далеко не всегда так. С психологической точки зрения, легитимность власти, действительно, означает законность, но законность субъективную. В силу тех или иных причин люди могут давать положительную оценку политическим институтам, концентрирующим в себе властные полномочия, признавать их право на принятие управленческих решений и быть готовыми добровольно им подчиняться. Такое взаимоотношение между властью и людьми принято называть легитимностью. Легитимная власть оценивается признающими ее людьми как правомерная и справедливая. Легитимность означает также наличие у власти авторитета, соответствие этой власти основным ценностным ориентациям большинства граждан.

Термин «легитимность» в его нынешнем значении ввел в научный оборот немецкий социолог Макс Вебер. Хотя он специально не занимался проблемами социальной или политической психологии, в его методологии выделения типов легитимного господства обнаруживается ярко выраженный психологический подход. Характеристика типов легитимности власти у М. Вебера основана на его же концепции о типах социального действия. В самом общем плане «социальное действие» – это особенности, приемы поведения людей в различных жизненных сферах, результатом которого становятся все социальные отношения и институты. М. Вебер выделил несколько видов социального действия в зависимости от того, какими мотивами это действие определяется.

Исходя из вышеперечисленных видов социального действия, М. Вебер выделил три типа легитимного господства. Первый тип был назвал им «легальным». Только в этом типе легитимность и формальная законность совпадают. Главным мотивом к подчинению власти является интерес, а в его основе лежит целерациональное социальное действие. В политической системе, построенной на легальном типе легитимности власти, подчиняются не какой-либо конкретной личности, а установленным законам, причем подчиняются этим законам не только те граждане, которыми управляют, но и те, которые призваны управлять (правящая элита, бюрократический аппарат, состоящий их специально обученных чиновников). Формально-правовое начало здесь является определяющим. До тех пор, пока все осуществляется в соответствии с законом, система полностью сохраняет свою легитимность. Легально-рациональный тип легитимного господства не может обойтись без специально обученных, компетентных чиновников, составляющих, по Веберу, рациональную бюрократию. Рациональная бюрократия предполагает такую технологию и структуру государственного управления, при которой весь управленческий процесс разбит на отдельные обезличенные операции, требующие профессиональных знаний, навыков и опыта.

Однако сам М. Вебер понимал, что в реальной жизни бюрократический способ управления отличается от идеального типа. Политическая практика показывает много примеров превращения чиновников в замкнутую касту, действующую не в интересах общества, а преимущественно в личных целях. Поэтому для нейтрализации негативных последствий бюрократизации власти и управления используются различные формы контроля над деятельностью чиновников со стороны политических институтов и общественного мнения.

Другой тип легитимного господства, в котором мотивацию к подчинению М. Вебер видел в «нравственной привычке к определенному поведению», он назвал «традиционным». Такой тип господства основан на вере в законность и даже священность издревле существующих порядков и властей и связан с традиционным социальным действием. На основе обобщения исторического опыта целого ряда стран Вебер выделяет две формы традиционного легитимного господства: патриархальную и сословную. Для нее характерны отношения личной зависимости в аппарате государственного управления. Хотя довольно высокие посты могут занимать как выходцы из социальных низов, включая вчерашних рабов, так и ближайшие родственники самого императора, все они являются бесправными слугами последнего.

При традиционном типе легитимного господства и, в особенности, при его патриархальной форме чрезвычайно низка роль формального права и, следовательно, нет возможности действовать «невзирая на лица». Личная преданность и верность начальнику имеет гораздо большее значение, чем знания и компетентность. Поэтому именно личная преданность является важным условием для продвижения по служебной лестнице.

Третий тип легитимного господства получил определение «харизматического». Под харизмой (божественным даром) М. Вебер понимал некие экстраординарные способности, дарованные некоторым индивидам и выделяющие их среди других людей. К харизматическим качествам социолог относил способность магического воздействия на окружающих, пророческий дар, выдающиеся силу духа и слова. Харизмой, по мнению Вебера, обладают герои, великие полководцы, маги, пророки и провидцы, гениальные художники, выдающиеся политики и, наконец, основатели мировых религий, такие как Будда, Иисус, Магомет. Для харизматического типа легитимного господства характерна совершенно иная мотивация подчинения, чем для традиционного. Если при традиционной легитимности мотивация основана на привычке, привязанности к обычному, раз и навсегда заведенному, то при харизматической легитимности она связана с сильным воздействием на психику и сознание людей чего-то нового, яркого, необычайного. Здесь речь идет об аффективном типе социального действия. Источником привязанности к харизматическому властителю, готовности следовать его указаниям является не традиция и формальные юридические нормы, а эмоционально окрашенная личная преданность ему и вера в харизму этого человека. Поэтому, полагал М. Вебер, харизматический вождь должен постоянно доказывать наличие этой самой харизмы, иначе власть его может повиснуть в воздухе.

От легально-рационального и традиционного типов легитимного господства харизматический тип отличается отсутствием четких правил и норм, решения в этом случае принимаются из иррациональных побуждений. В реальной политической практике харизма вождя может быть и не связана с каким-либо особым даром, а является следствием некритического восприятия его образа сторонниками и последователями. Нередко такая харизма возникает благодаря искусной демагогии и популизму. Пришедший к власти на основе подобной «искусственной» харизмы политический деятель, может вскоре разочаровать своих приверженцев неспособностью выполнить обещания, реализовать зачастую утопические пожелания своих последователей. М. Вебер отмечал, что вождь, не сумевший доказать свою харизму, начинает ее терять. Для удержания власти такому лидеру не остается ничего другого, как прибегать к силе, репрессиям. Таков механизм возникновения авторитарных диктатур во многих странах «третьего мира». Подобные примеры можно было увидеть и на постсоветском пространстве (Грузия при Гамсахурдия).

В современной политической науке получила известность концепция легитимности политической власти французского политолога Ж. Шабо. Легитимность он определяет как адекватность реальных или предполагаемых качеств управителей (а также тех, кто намеревается ими стать) подразумеваемому или ясно выраженному согласию управляемых. Ж. Шабо выделяет четыре типа легитимности: демократическую, идеологическую, технократическую и онтологическую. Демократическая легитимность присуща политическим системам, функционирующим на основе базовых демократических принципов: коллегиальное принятие решений, учет воли большинства, соблюдение прав и свобод человека. Демократическая легитимность относительна и должна дополняться другими типами легитимности. Прежде всего, это технократическая легитимность, понимаемая Шабо как степень профессионализма и компетентности тех, кто находится у власти и принимает решения. Лидеру недостаточно только завоевать поддержку избирателей, необходимо оправдать оказанное доверие эффективной управленческой деятельностью. Идеологическую легитимность Шабо понимает практически также, как и Истон, связывая ее с функционированием советского и других тоталитарных режимов.

Наиболее трудна для восприятия концепция онтологической легитимности Ж. Шабо. Политолог указывал, что в данном случае «речь идет о выявлении соответствия политической власти объективному порядку, вписанному в человеческую и социальную действительность, продолжении порядка, установленного в космической вне человеческой действительности». Здесь выражена мысль о том, что существование любой политической системы оправдано до тех пор, пока она не вступает в противоречие с наиболее универсальными законами развития природы и общества.

При всем многообразии концепций легитимности власти, все они имеют и немало схожих аспектов. Различия же между ними объясняются сложностью самого феномена легитимности

Наряду с теоретической проблемой легитимности политической власти существует практическая проблема ее легитимации, то есть приобретения легитимности в глазах общества. Легитимация власти в ряде случаев может совпадать с легализацией – принятием основополагающих юридических актов, прежде всего, конституций. Механизмом легитимации могут быть выборы или референдумы, с помощью которых выявляется уровень поддержки населением лидеров, партий, институтов, нормативных актов или решений. Идеологическая легитимация власти бывает необходима не только в тоталитарных системах, опираются на те или иные идейные ценности для оправдания своих действий и решений и руководители самых демократических стран.

Одно из основополагающих отличий демократической системы заключается в том, что в ней власть не может быть присвоена, но только «приобретена» в результате победы на соревновательных выборах. Другими словами, на персональном уровне легитимация власти подлежит цикличному возобновлению (подтверждению).

В недемократических системах роль фактора, легитимизирующего правила получения власти, исполняет идеология, опирающаяся как на ценности, так и на групповые интересы, которые обосновывают отказ от политического соперничества как такового и, тем самым, не требуют подтверждения власти на свободных выборах. Следствием отвержения конкурентных выборов становится феномен вынужденной поддержки режима, заключающийся в невозможности выразить открыто неприятие конкретной группы правителей без одновременного выражения сомнений по поводу идеологи и отвержения основных правил политической игры. Управляемые стоят перед альтернативой: либо признание полной легитимности власти, либо полной ее нелегитимности.

В странах реального социализма легитимация власти осуществлялась, прежде всего, идеологически (отсюда наименование этих режимов – идеократические). Однако со временем правящие коммунистические партии вынуждены были искать также и иные аргументы (например, успехи в экономике) для обоснования своего господства, что в принципе противоречило основам существовавшей политической системы и подрывало ее изнутри.

В последние годы, в результате экономической стабилизации, совершенствования правовых и политических механизмов, возникли предпосылки для утверждения демократического типа легитимности. Но только время покажет, станет ли такой тип легитимности господствующим в российском обществе.

Заключение

Проанализировав имеющуюся информацию по данному вопросу можно сделать следующие выводы:

Политическая власть - это специальный социальный институт, упорядочивающий социальные отношения и поведение индивида. Политическая власть - определяющее воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство. В отличие от нравственной и семейной власти политическая власть носит не личностно-непосредственный, а общественно-опосредованный характер. политическая власть. проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, политическая власть мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия.

Основные черты политической власти:

  • Наличие объекта и субъекта политического управления. Субъекты делятся на:

  • первичные — крупные социальные группы со своими интересами

  • вторичные — органы государственной власти, политические партии и организации, лидеры, политическая элита

  • закрепление в законах полномочий субъекта правления

  • чёткий механизм реализации решений политической власти на практике

  • принцип (функционального) разделения власти

  • легитимность власти

  • легальность (законное основание для власти)

  • легитимность (поддержка власти обществом)

Функции политической власти:

  • управленческая

  • интегрирующая (интеграция общественных интересов)

  • мотивационная

  • мобилизационная

  • контролирующая (обеспечение правопорядка)

  • культурная

  • Функции политической власти напрямую связаны с функциями государства во внутренней и внешней политике.

Методы политической власти:

  • принуждение (субъект властных отношений угрожает объекту применением силы в случае неповиновения)

  • применение силы

  • убеждение (посредством пропаганды и др.)

  • манипулирование информацией

  • побуждение (субъект предлагает объекту некое вознаграждение за подчинение)

  • применение авторитета

Список литературы:

1. Ирхин Ю.В. "Политология", издат-во "Экзамен", Москва 2006г

2. Зеркин Д.П. "Основы политологии" // Изд. "Феникс", Р. - н-Д., 1996

3. Мухаев Р.Т. "Основы политологии" // Изд. "Новая Школа", Москва, 1996

4. МГУ им. М.В. Ломоносова "Основы политологии. Краткий словарь" // Изд. Общества "Знание", Москва, 1993

5. Смольков В. Г. Энциклопедия знаний о власти. – М., 2005.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Понятие и сущность политической власти (1)

    Реферат >> Политология
    ... власти, политическая носит не личностно-непосредственный, а общественно-опосредованный характер, что является сущностью политической власти. Природа политической власти ...
  2. Сущность политической власти (3)

    Реферат >> Политология
    ... . 1. Сущность политической власти Понятие «власть» относится к числу широко употребляемых: «власть родителей», «власть семьи», «власть привычки», «власть чувств», «власть предрассудков», «власть разума», «власть ...
  3. Сущность политической власти (4)

    Реферат >> Политология
    ... На тему: «Сущность политической власти» Содержание Введение Сущность, содержание и формы политической власти. Возникновение власти. . . . ... . . . . . 14 Список литературы Введение Понятие «власть» в обыденной жизни и в научной литературе употребляется ...
  4. Политическая власть понятие и сущность

    Реферат >> Политология
    ... к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера ... хорошо освещены вопросы многообразия понятия политической власти, ее сущность и легитимность власти в учебнике под редакцией ...
  5. Политическая власть. Сущность, классификация, развитие

    Реферат >> Политология
    ... : «Политическая власть. Сущность, классификация, развитие» Москва 2010 Содержание Введение 3 Сущность и классификация форм власти 5 Понятие власти 5 Виды и формы власти ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019350051879883